14 мая 2017 14.05.17 1 9684

Realpolitiks [Обзор игры]

+20

Realpolitiks – это глобальная стратегия от польской компании JuJu Bee, посвящённая (как нетрудно догадаться по названию) современной политике. В Steam она вышла ещё в феврале, а на GOG буквально на прошлой неделе. Так что я и подумал, почему бы не скопипастить с Gamer.ru опубликовать свой обзор игры, где каждый желающий может стать главой одной из мировых держав (крупных и не очень) и всеми возможными средствами (честными и не очень) сделать её самой сильной, процветающей и так далее.

Хотя, если вы вдруг захотели представить себя Путиным, губу придётся немного закатать. В том смысле, что в игре нет конкретных лидеров и партий, борющихся за власть. А государственный строй является просто числовой характеристикой «вертикали власти». Если она низка — у вас демократия, если выше определённого порога — авторитаризм, а совсем высокий показатель гос. строя означает тоталитарный режим.

У каждого строя свои преимущества. Тоталитаризм позволяет не считаться с народным мнением и вообще избегать различных экономических потрясений. Но цена жёсткого контроля — постоянно растущее недовольство среди населения. При демократии — наоборот, все счастливы, но каждые четыре года на выборах параметры политической системы могут сильно меняться и ничего вы с этим не поделаете. Авторитаризм — некое среднее состояние.
Меняется государственный строй от трёх показателей — интервенционизма (по-русски вмешательства государства в экономику), личностного контроля (слежка, пропаганда и прочее) и милитаризма (проектов, связанных с содержанием армии). А эти показатели в свою очередь зависят от других и так далее.

Возможности менять параметры напрямую практически нет (разве что налоги, и то в определённых пределах). Но вы можете инициировать различные проекты — создание/улучшение инфраструктуры, введение цифрового документооборота или пропаганды в школах. Разумеется, каждый из них потребует финансирования, очков действия (условно отражающих возможности бюрократического аппарата) и часто активации других проектов.

По сути это стандартное «древо технологий», хотя есть один нюанс. Уже выполненные проекты можно отменять. Это необходимо, если вам не хватает ресурсов на поддержку проекта или вы хотите избавиться от негативных побочных эффектов.

В остальном игра мало отличается от других глобальных стратегий вроде Europa Universalis. Точно так же мир разделён на регионы-провинции, где можно создавать улучшения, увеличивающие население, добычу ресурсов и так далее. Конечно, если регион ваш — с чужими провинциями напрямую взаимодействовать нельзя, только через само чужое государство.

Вариантов, что можно делать с соседями довольно много. Это и дипломатические миссии, и шпионские операции, и, наконец, самая настоящая война. Однако здесь довольно неприятным образом проявляется абстрактность игрового процесса. Скажем, есть шпионская операция по изменению государственного строя — он становится ближе к вашему. И если честно, у меня плохо получается представить, как именно в реальной жизни должно происходить подобное. Шпион что ли создаёт свою партию? Или как-то подкупает лидеров существующей? То же самое относительно операции по ухудшению репутации страны. Понятно было если бы при помощи компромата можно было бы ухудшить отношения между двумя странами, но чтобы вот так сразу со всем миром?

То же касается военных действий. С одной стороны они сделаны более глубоко, чем просто передвижение «фишек» по провинциям. Война в Realpolitiks выглядит как последовательность операций. «Чистое небо», «Захват ключевых городов», «Заход в тыл» — вы выбираете, что именно будут делать войска на следующем этапе, после чего несколько дней ведётся подготовка, а затем начинается бой.

Вероятность успеха зависит от типа операции, а также от различных показателей и реализованных проектов в стране. При этом войска периодически гибнут (впрочем для разных операций уровень смертности тоже различается), но если у вас есть резервы, то они встанут на замену. Вот если резервов не будет, то вероятность успеха резко падает. И ещё хуже, если с самого начала пошлёте в бой недокомплект.
Смущает здесь то, что этот самый комплект не зависит от масштабов войны. Не важно, воюете ли вы на территории России или какой-нибудь Норвегии. Авиа удары всегда требуют три единицы авиации, заход в тыл осуществляет по одной единице танков и пехоты. И ни размер территории, ни ещё что-либо не позволит бросить в бой больше.
Да и результат успеха условен — выигрывая, вы набираете «очки победы». И чем их больше, тем больше вы можете потребовать, начав мирные переговоры. Понятное дело, что если это на вашу территорию вторгся враг, его боевой счёт означает условия мира выгодные ему. Но никакого уничтожения инфраструктуры и прочего влияния на жизнь в стране нельзя сделать (во всяком случае намеренно).

Зато есть система «воинственности», по-сути взятая из тех же глобальных стратегий Paradox. Чем больше нападаете, тем выше эта самая воинственность. И как обычно её рост можно замедлить, если загодя объявить чужую территорию исконно принадлежавшей вашему народу (миссия входит в категорию шпионажа). А ещё можно понизить свою воинственность, просто даровав независимость какому-нибудь региону. Нападение на государство с высокой воинственностью тоже сходит с рук.
Да, агрессоров никто не любит. Впрочем, на политической арене вообще никто никого не любит. Но на то мы и занимаемся политикой, чтобы это поменять. Мы можем улучшать отношения с другими странами и предлагать им свою помощь, даже объединяться в союзнические блоки. Или наоборот, можно ухудшать отношения. И это тоже стоит ресурсов, но объявить войну «друзьям» нельзя в принципе, так что тратиться на оскорбления иногда имеет смысл.

Среди дополнительных возможностей можно выделить взятие кредита, принятие резолюций ООН (вы можете не только подать заявку, но и пролоббировать её) и выход в космос. Правда подготовка к космической эре выполнена в виде последовательности случайных событий, но всё-равно получить в качестве провинции колонию на Луне или даже Марсе будет интересно.

И это пожалуй всё. К сожалению или к счастью — сказать трудно. С одной стороны Realpolitiks далеко до Crusader Kings 2 и Europa Universalis 4 по уровню детализации. Кроме того игра от JuJu Bee более условна — в ней не показано, сколько именно человек служит в армии, только число подразделений, оперируете вы опять-таки условными деньгами, а не миллиардами долларов, а ещё для победы вам надо набирать очки. И очки эти вообще не имеют никакого отношения к реальности.

С другой стороны, если вспомнить, что обучение в стратегиях Paradox, само по себе тянет на небольшую глобальную кампанию (причём это только основы), относительная простота Realpolitiks уже кажется более привлекательной. Проблема скорее в том, что быстро освоившись с игровой механикой и выиграв несколько кампаний (сейчас в игре три полномасштабных сценария, в каждом из которых можно играть за большинство стран земного шара) для вас не останется ничего нового. Ну да, победили, но что дальше? Ведь в игре и мультиплеера-то нет.

Не помогает так же и то, что сам процесс игры достаточно медлителен. Большинство проектов занимают год или больше игрового времени и даже на «перемотке» это занимает не одну минуту. А ведь если вы растратили очки действий, делать вам по сути нечего.
Возможно, в будущем JuJu Bee добавит в игру больше сценариев, механик и прочего контента. Ведь, если на чистоту, то многие глобальные стратегии выходят лишь как основа для DLC (и Paradox тут кстати впереди планеты всей). Но когда это будет и что именно сделают?

По прошествии трёх месяцев с момента выхода в Steam (и моего обзора на Gamer.ru) разработчики немного улучшили интерфейс (в частности все боевые операции отображаются на экране сразу, а не списком, который надо долго скролить) и добавили механику сепаратизма. Теперь если в общественное недовольство в каком-то регионе слишком возрастёт, его власти могут отделиться от вашей страны. Но при этом есть возможность принять меры, если в казне достаточно средств на войска и пропаганду. Плюс добавили немного случайных событий, как основанных на реальных (усиление Вишеградской группы), так и совершенно фантастических (нашествие зомби).

И к сожалению, это не совсем то, чего хотелось бы. Дополнительный контент это хорошо, но интерфейсу пока ещё очень далеко до удобного и понятного. Искать, например, партнёров для открытия валютного рынка по-прежнему приходится вручную просматривая весь земной шар. А ещё нет журнала событий, если вдруг забыли важное условие договора или срок завершения. Короче огромный объём информации, необходимый для управления государством, приходится собирать тратя много реального времени и терпения.

Хочется надеяться, что это ещё не конец. Что будут и доработки механики, и улучшения в интерфейсе, и мультиплеер. У игры действительно есть потенциал. Особенно учитывая, как матерят за косяки более тяжеловесные проекты, вроде Supreme Ruler. И я вообще всем сердцем желаю JuJu Bee успеха в её начинаниях на поле глобальных стратегий. Но увы, пока Realpolitiks не доработана в слишком многих областях.


Лучшие комментарии

Большая просьба, если обзор не понравился — напишите почему, а не просто минус ставте.
Читай также