Пробегающие на экране титры говорят о том, что история закончена, память прокручивает моменты из игры — эмоциональные эпизоды смертей, смертей живших в течении столетии людей — а в душе… что? Печаль? Тоска от наступившего конца? Эти два-три часа сконцентрировали в себе кадры, к которым мысли вернутся не раз.
Я недолго думал в тот день. И снова прошел игру.
Являющейся последней из семьи Финчей девушка Эдит возвращается в заброшенный дом: она желает разгадать тайну. Ее род преследует проклятие? Или случайность? Руки держат отданный матерью ключ от неизвестной двери, раньше в половину комнат Эдит не пускали, теперь пришло время разобраться во всем. А там впереди виднеются очертания дома — причудливого, оставленного.
Первый пейзаж, который мы видим.
Это сборник мини-рассказов. Нет, даже нечто большее, чем какой-то абстрактный сборник. What Remains of Edith Finch по определению создана как симулятор ходьбы, но мне сложно отнести ее к этому жанру. Понимаете: в подобных играх мы глядим на историю с точки зрения одного персонажа, но здесь нас много раз окунают в мысли и воспоминания других проживавших когда-то людей. Меняется подача, меняется стиль.
Способы взаимодействия? Меняется и оно.
Игра состоит из двух частей: исследования дома и погружения в… хотя нет, не погружение в воспоминания — мы словно воспроизводим последние минуты, часы или дни покоящихся ныне предков. Истории сделаны мастерски. Показывая произошедшее, игра не только за короткое время рассказывает о мыслях, но порой о воображении, характерах, и чем они жили. Раскрыть образы десятка персонажей за пару часов игры, когда при этом каждому отдано минут 5 — такое заполонившим индустрию дилетантам не под силу.
В доме Финчей множество секретных и в то же время сюжетных проходов.
Все умерли. Спойлеры в симуляторах ходьбы непростительны, но вот это известно с первых минут, об этом говорится в описании игры. Я скажу больше: подобное знание является необходимой частью What Remains of Edith Finch, погружая игрока в более сильное эмоциональное состояние, когда приходит время. Предрасположенность, давящее чувство предопределенности, неизбежность…
… Фатализм.
Рассказывая о произошедших событиях, игра не бросается жуткими кадрами шок-контента: What Remains of Edith Finch лучше, чем другие игры подобралась к демонстрации смерти как искусства. Мы сталкиваемся с одним из действенных изобретенных приемов — контрастом.
Контраст? Обыденная реальность переплетается с дышащими сказочностью картинами воображения. Контраст? Порой жизнерадостное и в то же время сюрреалистическое оформление ряда комнат и рассказанных событий сталкивается со знанием о том, что произойдет, придавая повествованию эмоциональную глубину без слов. Контраст? Демонстрируемые последние минуты воспоминаний посвящены не столько смерти — и не все случившееся разжевывается — сколько жизни и привычкам людей.
В течении повествования меняется время суток.
Я поражен разнообразием историй-воспоминаний, удивляюсь и до сих пор. Одни в плане взаимодействия почти ничего не требуют, в других приходится быть внимательным; заставляя сосредоточиваться, третье активно использует две руки. Различающаяся продолжительность порой кажется… давайте скажем «несбалансированной». От 20 секунд до нескольких минут — при прохождении даже не знаешь, когда ждать конца.
Дни. Не для Эдит, но внутри некоторых воспоминаний последние события охватывают дни. Голоса рассказчиков. Мы можем наблюдать за происходящим глазами одного персонажа, но идущая фоном устная часть говорит словами другого. Пусть What Remains of Edith Finch и симулятор ходьбы, но от подобного я, забывшись в повествовательном разнообразии, не мог оторваться.
Безо всякого скрытого смысла и морали игра способна заставить людей найти в ней смысл и задуматься над смысловой стороной… или нет.
Внешняя сторона What Remains of Edith Finch вызывает хорошие впечатления. Заслуга в сквозящем сюрреализмом оформлении комнат и воспоминаний, даже сам дом целиком способен приковать внимание хаотичным нагромождением этажей. Этот сплав нереального и реального чарует, привлекает, захватывает взгляд. Он творит сказку о смерти.
Надписи появляются на стенах. Удобно для исследовательского жанра.
Прохаживаясь по дому, мы исследуем разные по настроению и цветовой палитре застывших во времени комнаты. Да, именно застывших: после смерти владельцев в помещениях остались все принадлежащие им предметы. Интерьеры рассказывают о людях. Их увлечениях. Чем они жили. Надуманный или притянутый — возможно, но инструмент в виде нетронутости комнат позволил разработчикам глубже раскрыть персонажей. Помещения выглядят живыми и когда осматривал их, мне казалось, что обернувшись, я пересекусь взглядами с тихо вошедшими хозяевами…
Сложностей с исследованием нету. Подсвечивание доступных для взаимодействия объектов сразу бросается в глаза. Появляющиеся на предметах или в воздухе надписи подсказывают нам, куда глядеть или направиться, не отвлекая от процесса изучения. Теоретически вы можете пройти мимо некоторых воспоминаний, не заметив их. Но это маловероятно.
Прошедшие игру могли заметить, что скриншоты не передают и половину очарования: нету ни одного кадра из воспоминаний. Нет, я не забыл, это не лень. Может во времена спойлерности интернета следующее прозвучит наивно, но считаю, что лучше увидеть самим. Я обошелся без красоты в картинках и многих слов, не приводя конкретные примеры. Надеюсь сказанного хватит. Истории цепляют, графика красива, музыка меланхолична, атмосфера фатализма… печальна и прекрасна. What Remains of Edith Finch является шагом вперед в жанре симулятора ходьбы.
Мои мысли по-прежнему еще там — в историях дома Финчей.
Лучшие комментарии
Ниже под спойлером мое мнение касательно определенных моментов сюжета. Естественно со спойлерами.
А финал лишь намекает на то, что и сама героиня настолько поверила в проклятие, что не запрограммировала себя на смерть. А с другой стороны, может так случиться, что виной ее раней смерти было роды в столь же раннем возрасте. Будь она более взрослой женщиной, этот процесс мог бы завершиться совершенно иначе. Тем не менее, я считаю, что история этой игры могла действительно произойти с кем угодно на самом деле.
«What Remains of Edith Finch является шагом вперед в жанре симулятора ходьбы.» © Toroan
Да, игра очень понравилась, наверное, 9-9.5/10. В рецензиях и комментах ее сравнивали с firewatch, которая мне не зашла настолько, что я даже не прошел, и Brothers: A Tale of Two Sons, которую прошел, но она почти меня не тронула как-то. Эта же игра понравилась. Но вот один момент прямо лично у меня вызвал возмущение.
Ну и недосказанность… Например, понятно, что случилось с Льюисом, что случилось с Уолтером, Гасом и Кельвином — но что случилось с Милтоном? Что значит „просто исчез“? Или это только я не понял? Что случилось с бабушкой Эди тоже не сказано было…
Что произошло с Молли и Барбарой понятно не больше, чем с Милтоном. Хотя про Барбару есть предположение, что от такого „поздравления-розыгрыша“ она могла слишком перепугаться, и сердце не выдержало.
А у Вас есть какие-нибудь мысли на этот счет?
Молли отравилась, наглотавшись всякой ерунды. Скорее всего ягодами, от которых пошли галлюцинации.
Барбару грохнул маньяк. Если мне не изменяет память, там есть поломанные перила в реальности.
Бабушка Эдит… то ли с лекарствами не повезло и они в сочетании с чем-то дали смертельный эффект, то ли, нервы, то ли просто пришло время от старости.
Ну а Милтон да, просто исчез. В жизни такое случается.
Я бы не сказал, что 17 лет — это совсем уж ранний возраст.
Про Милтона не понял. Может вышел погулять и по каким-то причинам пропал.
История Льюса тоже больше всего понравилась, она впринципе много кому нравится.
Но Барбара же вроде отбилась от маньяка… Или все же нет?
Но прям вот на следующий день или в ночь отъезда Эдит… Вся игра на таких совпадениях.
Ну потеряться где-то да. Но Милтон же вроде исчез прям дома?
Ну я бы сказал, что и 20 ранний, это дело ответственное и подходить к нему, по-моему, надо соответствующе. А уж 17 и подавно… А отец где этого паренька? Сразу сложилась картина «мать заболела, не следила, я пошла по мужикам, на контрацепции мы экономим, на абортах тоже, парень меня поматросил и бросил, но я написала дневник для тебя, сынок!». Сразу пропадает желание сожалеть о ее кончине как-то.
И, кстати, чья история Вам больше понравилась? Мне, наверное, Льюса ближе всего оказалась.