Спойлеров постараюсь избежать, но есть что — потом не обижайтесь.
Прежде чем браться за анализ сериала «Железный Кулак» от Марвел Нетфликса, крайне важно учитывать контекст сериальной вселенной Марвел, поскольку позиционирование себя частью обширной киновселенной с целой плеядой выдающихся предшественников так или иначе накладывает на ЖК определённые ожидания со стороны как фанатов, так и рядовых зрителей. Кроме того, именно позиционирование является, пожалуй, главной причиной всех проблем сериала.
Для тех, кто не в курсе – отсмотревшие сериал раньше остальных критики раскритиковали итоговый результат в пух и прах, назвав его чуть ли не худшим проектом Марвел вообще.
Что, при всех немалочисленных проблемах Кулака, всё же, на мой взгляд, преувеличение.
Однако не будем тянуть Дэнни за его бороду и посмотрим на итоговый продукт.
Железный Кулак предлагает рядовому зрителю Нетфликса ещё одного (уже четвёртого по счёту) супергероя уличного уровня, с той лишь разницей, что на сей раз ГГ будет бить гопоту не просто так, а с налётом мистических сил, внутренних чи и прочих страшных слов.
К сожалению, первое, что бросается в глаза при просмотре сериала, это его полный провал по тематической и стилистической подготовке. При всех своих вопросах к сюжетам и персонажам, три предыдущие сериалы имели свой легко узнаваемый стиль. Для Сорвиголовы это была олдовая фрэнкомиллеровская «мрачная» супергероика с моральными страданиями персонажей под эпические музыкальные записи, для Джессики Джонс – детективный нео-нуар под приятный джаз, для Люка Кейджа – будто пришедшая прямиком из GTA:SA гангстерская повседневность чёрного гетто под яркий R&B.
Кулак же начисто лишён как интересного визуального стиля, так и какого-либо запоминающегося музыкального сопровождения. Выглядит всё предельно дешёво и блекло. Желающие увидеть интересную боевую хореографию уровня Сорвиголовы могут выдыхать – в лучшем случае, это выглядит на уровне сражавшегося диванами Кейджа, в худшем — как более бюджетный, чем обычно, эпизод Могучих Рейнджеров.
Однако больше всего страдает сериал даже не от этого, а от проблем сценария. Персонажи в ЖК в целом хорошие. Нельзя сказать, что тут прямо лучший каст, но каждый из действующих лиц (за исключением снова прохлаждающейся без дела Клэр) потенциально способен быть интересным (я могу даже сказать, что персонажами ЖК я проникся быстрее, чем всеми их Нетфликсовскими аналогами).
К сожалению, сериал явно откусил больше сюжета, чем сумел переварить. Тут у нас просто огромное количество маленьких сюжетных линий (при почти полном отсутствии на протяжении большей части сериала вменяемой центральной линии), большая часть из которых вообще ни на что не влияет и никуда не ведёт. В теории они должны развивать персонажей и давать нам проникнутся ими, но постановка и подача всего выполнена настолько плохо, что иногда больше походит на самопародию. Что было бы просто отлично, если бы Кулак перестал комплексовать на тему серьёзных щей и ушёл в угарный трэшняк. Но создатели явно пытаются продолжать тему сурового и приземленного реализма (в сериале, где перед боями люди регулярно смешно машут руками, ага).
Создаётся искреннее ощущение, что отдельные сценаристы и режиссёры работали независимо друг от друга, даже не думая как-то сверить, что они там вообще пишут и снимают. В итоге, настрой и темп сериала (особенно в первой половине) меняется от сцене к сцене (сам порядок которых настолько хаотичен и нестабилен, что убивает любую возможность испытать какие-либо настоящие эмоции от просмотра, кроме разве что периодического желания глупо похихикать), а столь часто меняющиеся мотивации и характеры персонажей иногда наводят на мысль, что перед нами разворачивается не реальность, а картины из нездоровой головы Дэнни.
К слову, о нашем главном герое. Дэнни Рэнд – на данный момент это самый нераскрытый главный герой Нетфликс-Марвела. Актёр достойно отыгрывает, однако сам персонаж откровенно странный. Даже если опустить все проблемы со странной мотивацией персонажа – иногда он показывает себя умным и смышленым парнем (каким и должен быть обученный воин), но намного чаще Дэнни предстаёт в образе деревенского дурачка, которого все регулярно обводят вокруг пальца и пользуются им. Забавно, что даже сам сериал это признаёт, периодически подкалывая персонажа на предмет его тупости. Впрочем, не будем всё вешать на бедного Дэнни – тупят здесь все и всегда, включая главного злодея, чей итоговый план оказывается настолько несуразным и глупым, что создаёт навязчивое ощущение того, что зрителя здесь держат за идиота.
Больше всего сюжетные задвиги здесь напоминает сериалы с канала CW – смотревшие «Стрелу», «Флэша» или «Легенды Завтрашнего Дня» почувствуют здесь себя, как дома, поскольку грабли у сценария все те же самые. Что опять же вызывает большое сожаление, так как сильнее всего плохой сценарий сериал бьёт по бедным персонажам. В теории, Кулак способен предложить несколько интересных идей для героев, злодеев, их отношений, динамики и прочего – всё это было бы действительно круто и интересно, если бы было лучше подано и прописано. Вместо этого, здесь статус-кво может меняться несколько раз за 2-3 серии, а потом полсезона ничего важного может не происходить совсем.
К счастью, всё не совсем беспросветно и ближе к концу сериал несколько выправляется. Упорно досидевшие до финальных эпизодов смогут даже посмотреть их с неким интересом, а пару финальных твистов можно хоть со скрипом, но записать в хорошие. Однако к этому моменту непоправимый вред сериалу уже нанесён.
Мне кажется, мы сейчас наблюдаем тот исторический момент, которого все боялись, но которого, тем не менее, ожидали – треск ломающейся формулы супергероики Нетфликса.
Мнения людей о прошлых сериалах нью-йоркской супергероики разнятся, но ни один из них нельзя назвать настоящим провалом.
«Железный Кулак» — это, увы, провал.
Да, не такой сильный, как кричат критики (по мне – были у Марвел вещи и хуже).
Да, не настолько плохой, как та же Стрела 3-4 сезонов или текущий Флэш да и вообще были и есть сериалы много хуже.
Но всё же провал. Особенно при сравнении с прошлыми сериалами от Нетфликса.
И здесь необходимо вспомнить об упомянутом позиционировании сериала. Железный Кулак не может НЕ смотреть на своих предшественников и НЕ пытаться повторить их успех. Ключевая проблема в том, что в этот раз подход оказался совершенно неподходящим (что поднимает вопрос, нужно ли было вообще трогать Кулака, если запас более простых и удобных для формата Нетфликса уличных героев ещё не иссяк?). Реалистичность и приземлённость работает далеко не со всей супергероикой. В итоге, сериал пытается найти баланс между истоками персонажа из тех самых фановых кунг-фу фильмов 70-х (с внутренними энергиями, мастерами супер-стилей, секретными монастырями и т.д.) и попытками перенести всю мистическую атрибутику персонажа в приближенный к реальному мир Сорвиголовы и Джессики Джонс. Получается странно, непонятно и местами дико.
Остаётся лишь надеется, что скорые Защитники окажутся лучше, а к уже объявленному второму сезону ЖК производственная команда сделает все необходимые выводы, выдав нам что-нибудь, на что будет не жалко потратить время.
Итоги: Железный Кулак – это книжный пример неудачной попытки сделать кунг-фу боевик «реалистичным», убрав весь колорит и самоиронию. Вкупе с плохим сценарием и неровной постановкой, результат не вдохновляет совсем. Ряд неплохих моментов и интересных задумок, к сожалению, не может вытянуть всё остальное.
Оценка: 5.5/10
Вердикт: Странный сериал, очевидно сильно пострадавший на стадии производства в плане бюджета, что сильно ударило по всем элементам проекта. Для просмотра рекомендуется разве что совсем уж неприхотливым поклонникам уличной супергероики.
Лучшие комментарии