На момент написания этой статьи, фильм «Логан: Росомаха» активно покоряет мировой прокат, имея высший рейтинг среди фильмов по Людям Икс на сайте Rotten Tomatoes.
Что определённо наводит на размышления.
В чём же секрет успеха фильма, получившего лестные отзывы, как от критиков, так и от зрителей? Особенно принимая во внимание факт, что прошлые сольные фильмы про Росомаху вышли довольно спорными. Есть ли у «Логана» какой-то особый козырь, который ставит его над своими предшественниками?
Ключевым моментом самопозиционирования фильма является его обособленность. Несмотря на наличие Хью Джекмана и Патрика Стюарта, кино не особо и связано с прошлыми картинами о Людях Икс (не удивительно, учитывая, что фильмы Иксменов не образуют действительно единой и цельной истории). Вместо этого «Логан» можно назвать финалом “идеи” Росомахи Хью Джекмана, образа и того, чем персонаж стал для аудитории смотревших первые фильмы детей – суррогатным опекуном, трагическим защитником, хорошим человеком, который страдал в жизни больше, чем заслуживал. Что объясняет многие тематические решения фильма.
Обособленность фильма даёт преимущество ещё и на сюжетном фронте, что выражается в крайне интересной задумке: фильм — это НЕ история Росомахи. Судьба не возвращается, чтобы нанести Логану последний удар в спину, рок не настигает героя в облике финального поединка с Саблезубым под дождём. По большому счёту нельзя сказать, что насущные проблемы Росомахи вообще связаны непосредственно с ним, поскольку Логан весь фильм решает чужие косяки, попутно пытаясь не сломаться под давлением своего недуга.
История «Логана» это история Икс-23. Это ориджин маленькой девочки, в которой Росомахе волей случая приходится играть роль ментора (схожую ситуацию можно видеть, например, в первой сезоне Walking Dead от Telltale Games). В подобной ситуации отличным антагонистом фильма получается Дональд Пирс, персонаж абсолютно равнодушный к происходящему с Логаном, не жаждущему мести за какой-то прошлый грех Росомахи, не желающий его использовать и т.д., а его «фанатское уважение» к Логану подаётся в фильме как издёвка. Даже Зандер Райс, персонаж, связанный с ориджином Росомахи, не проявляет к Логану никакого интереса вне его связи с Икс-23.
Подобное «равнодушие» всего окружающего к Росомахе отлично подчеркивает, пожалуй, главный тезис фильма – о том, что мир двигается вперёд, но Люди Икс (и всё что с ними связано) остаются в прошлом. Росомаха – это реликт прошлого, который никто не воспринимает серьёзно, что делает всё, чего Логан добивается в фильме, ещё более значимым и весомым.
Некоторые истории заточены под определённый тип повествования и «Логан» как раз одна из них. Это фильм, в первую очередь делающий правильные решения. Поставив перед собой цель, максимально достоверно представить, чем бы закончилась история Росомахи, он благоразумно оставляет условности общих вселенных в стороне. Если бы фильм был наполнен отсылками, флэшбэками и подобным, это бы сильно ударило по стилю и атмосфере, значительно уменьшив эффект истории.
Однако, сознательно или нет, но «Логан» подводит эмоциональную черту под всю непростую историю фильмов про мутантов – до такой степени, что любой сиквел или продолжение (и тем более продолжение истории самого фильма) будет явным шагом назад. Самым главным вопросом сейчас является: Какой урок студия извлечёт из успеха Логана? В какую сторону продолжится развитие кинофраншизы и нужно ли вообще развивать столь на редкость лаконично законченную историю?
Время покажет.
Лучшие комментарии
Касаемо истории мутантов в кино, хотелось бы увидеть появление Лауры в последующих командных фильмах, а потом как и в случае с Росомахой, создать отдельную историю из сольников. Тем самым молодая эпоха (в лице Лауры) проделает такой же путь, что и старая эпоха (в лице Логана).