В сим первом выпуске Признаков Сюжета мы рассмотрим особенности фабулы игр Portal и решим насколько содержание сильно. Мы в деталях разглядим хитрый лор игровой серии, который складывается во едино благодаря комиксу, упорному комьюнити, богатой вселенной и своему сеттингу.
Начнем наше путешествие по стопам нескольких героев двух игр, двух неофициальных дополнений и одного официального комикса! Повествование будет катиться по рельсам логики происходивших событий, а не времени выпуска игр.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Начнем с неофициального дополнения Portal: Prelude* (2008 года выпуска). Ибо так повелось, что на некоторые мелкие сюжетные вопросы, вполне логично, отвечают неофициальные и официальные дополнения.
Сюжет дополнения начинается с пробуждения испытуемой с именем и без фамилии — Эбби. Испытуемой №Эбби нужно пройти 19 тестовых камер, используя портальную пушку (ака Переносное Устройство Создания Порталов). В отличии от других игр и дополнений, в Portal: Prelude присутствуют живые ученые и наблюдатели, некоторые из которых пытаются помочь, другие напротив ждут пока героиня наконец решит задачу, а третьим и вовсе наплевать.
[испытуемый №Эбби]
Поле 19-ой камеры, на проходной, Эбби встречает человек и просит вернуть портальную пушку, так как далее она не понадобится, а так же советует поспешить на вечеринку. После проходной героиня попадает в инфоцентр, где говорят что нужно пройти в комнату отдыха для работников, где её уже ждут. В комнате Эбби встречают с почестями и тортиком, ибо она является первым испытуемым, которым прошел все камеры и остался живым. Но вечеринку отменяют, так как ведутся последние приготовления к запуску суперкомпьютера ГЛэДОС (ака GLaDOS (Genetic Lifeform and Disk Operating System)), над которым ученые работали последние 15 лет. Но зато нас приглашают поприсутствовать на запуске компьютера!
Когда Эбби добирается до точки обзора и подает питание на суперкомпьютер, к слову машину «оживляют» без модуля морали, так как к моменту официального запуска он ещё не был готов. Через некоторое время после запуска, робот начинает выкашивание персонала комплекса, ибо имеет доступ ко всем интерфейсам.
Один из выживших ученых советует Эбби найти двойную портальную пушку и модуль морали, который нужно вставить в последний свободный разъём.
После установки модуля, ГЛэДОС уличает героиню в сумасшествии и безрассудстве, так как даже модуль морали не может остановить компьютер. Начинается распыление нейротоксина, который уничтожает остатки персонала. Эбби от нейротоксина спасает один из ученых.
Через неопределенный промежуток времени, героиня возвращается к комплексу, но обессиленная падает рядом с КПП.
[G-Man намекает]
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Первая часть игры («Portal», 2007 год выпуска) берет своё начало с пробуждения главной героини с именем-без_фамилии — Челл. Сразу после того как персонаж подаёт признаки живого существа (то есть походить и что-нибудь хапнуть), женский роботизированный голос даёт краткий брифинг предстоящих телодвижений: объясняет где находится испытуемый, как он будет использоваться и что ждет в конце, после 19-ти испытательных камер.
[испытуемый №1 (Челл) (судя по дизайну ботинок, это арт ко второй части)]
Получив комбинированную Портальную Пушку и решая не сложные логические задачи, на взаимодействие с порталами и некоторыми предметами героиня двигается в сторону заветной испытательной камеры №19. На некоторой части пути девушка вынуждена пройти через комнату №16, где в изрядном количестве присутствуют турели.
Челл, проходящую смертельное испытание, замечает единственный в комплексе ученый Даг Ратман. Даг убеждается, что девушка не является плодом его галлюцинации, так как турели среагировали на испытуемую. Ратман спешит принять таблетки от шизофрении и, во что бы то не стало, спасти испытуемую.
В тестовой камере №17, Челл находит одно из пристанищ ученого. На стенах убежища висят фотографии и календарь, на которых лица заменены изображением Куба-Компаньона (из чего можно сделать вывод, что тут был именно Даг Ратман, так как в комиксе он общается с галлюцинацией в виде Куба-Компаньона), а на самих стенах присутствую надписи предупреждающие об дальнейших уловках машины. После 19-ой испытательной камеры, на платформе, Челл направляется к тортику печи, в которой должна была выжить только орг техника (портальная пушка и сапоги прыгуна). Героиня не согласна с таким раскладом дел и сбегает из печи через технические помещения.
[убежище Ратмана в камере №17]
После «грандиозного» побега Челл, следует по чьим-то отметкам (в виду некоторого количества выживших, определить точно не представляется возможным) к неизвестности. Преодолевая офисы, игрок может заметить в конференц залах презентации, посвященные стратегии разработок, направленных на конкуренцию с Black Mesa; это один из признаков того, что действия Half-Life и Portal происходят в одной вселенной. По пути героиня не встречает ни одного живого или мертвого сотрудника, выслушивает тирады робота (в частности о безжизненности и безвыходности комплекса, а так же о заветном сюрпризе и о том что робот следит за ней), обходит некоторые препятствия и, наконец, выходит прямо к главной злодейке-суперкомпьютеру — ГЛэДОС.
Далее, под угрозы смерти от нейротоксина, который будет пущен через 5 минут, Челл отламывает и уничтожает 4 модуля персональности. После удаления модуля морали, ГЛэДОС сообщает что именно она, с помощью нейротоксина, уничтожила большую часть персонала лаборатории. Хоть доподлинно и не понятно, как именно модули персональности влияли на жизнеспособность робота, но именно после уничтожения всех 4-х модулей ГЛэДОС происходит взрыв, который наносит урон роботу и лаборатории, а Челл выкидывает на поверхность.
Уже наверху героиню, в полубессознательном состоянии, робот (Party Escort Bot) утаскивает в криохранилище, а Даг Ратман успевает включить системы жизнеобеспечения. Челл засыпает на неопределенный промежуток времени. Ученый, с раной от пули в ноге, засыпает в криокамере.
Комплекс застывает в тишине, а внутри начинают хозяйничать модули персональности.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Второе неофициальное дополнение («Portal Stories: Mel», 2015 года выпуска) берет своё начало с прибытия героини Мел в штаб-квартиру Aperture Science (для справки: на дворе 1952 год). С помощью заранее записанных сообщений, к испытуемой обращается глава Aperture Science — Кейв Джонсон. Глава центра предлагает девушке принять участие в испытании Камеры Кратковременного Отдыха. Героиня соглашается, добирается до камеры и засыпает.
Мел просыпается под гул сирены и слышит немного странный голос Кейва Джонсона, который успокаивает героиню, уверяя что все хорошо и что все под контролем. Девушка выходит наружу, берет со стойки в холле прототип портальной пушки и начинает своё путешествие к тестовым сферам, ибо голос сообщает что именно туда и нужно.
[знакомьтесь — это Мел, она олимпийская чемпионка, участвовала в Нюрнбергских олимпийских играх, скорее всего в качестве бегуна. Носит костюм в стиле 50-х цвета хаки, портальную пушку 70-х желтого цвета и ранний вариант рессорных ботинок]
Когда героиня достигает тестового комплекса, начинается серия испытаний. Вначале второй тестовой камеры голос Кейва Джонсона упоминает «свои картотеки из 80-х» и становится понятно, что сейчас далеко не 1952 год. Хоть модуль, по имени Вёрджил, и признаётся во лжи только в следующем испытательном комплексе, а так же предлагает сделку: мы находим и спасаем модуль, а он помогает Мел сбежать из комплекса. Испытуемая соглашается и продолжает свой путь к последующему испытательному комплексу. Ближе к предпоследней тестовой камере в следующем комплексе, Вёрджил сообщает о том, что заметил подозрительную активность и решает наладить связь. После того как связь нормализовалась, неизвестный голос сообщает о том, что сканировал сектор на 70% и, не найдя признаков жизни, начинает его затопление. Остальная часть пути к 4-му комплексу проходит в экстремальных декорациях. Попав в офисы 4-го комплекса, Мел находит Вёрджила в куче мусора, так как его рельса была повреждена, он упал в дыру, но модуль остался в рабочем состоянии. Героиня подаёт электричество в комплекс и возвращает модуль на специальную рельсу. Ответ на вопрос «как модуль все контролировал лежа в куче мусора» весь абсурден и не вклинивается в сеттинг игры, но на это можно закрыть глаза.
Далее испытуемая восстанавливает модуль и направляется к лифту на поверхность. Вёрджил-модуль пытается перенаправить питание на лифт, чтобы выполнить свою часть сделки, но неизвестный голос сообщает о попытке вторжения и берет управление электричеством на себя. А так же роботизированный голос сообщает о продолжении затопления предыдущего комплекса и том, что обнаружил три формы жизни, которые подлежат уничтожению (одна органическая (то есть Мел) и две механические (Вёрджил и вы-узнаете-позже)).
Чтобы остаться в живых и выбраться из лаборатории испытуемая начинает идти по тестовому маршруту Вёрджила, который располагается в новой части лаборатории и состоит из 14-ти тестовых камер. Но после первой камеры маршрут обнаруживает система охраны, то есть голос, и оповещает о том, что берет управление тестовым маршрутом «Вёрджил-1» под контроль, следовательно начинает вставлять палки, различного диаметра, в колеса. Чуть позже мы узнаём, что имя системы, которая мешает дуэту «Мел и Вёрджил» — СВОРА (Система Вторжений и Охраны Работников Aperture), цель которой — оберегание ученых Aperture Science. Почему система хочет ликвидировать модуль и испытуемую пока не ясно, но мистер-модуль обещает разобраться. Вёрджил предполагает, что биологические датчики, с помощью которых Система следит за Мел, можно сбить с помощью растений в заросших камерах, туда героине и лежит путь.
Когда девушка достигает старых офисов, среди которых система не может её отследить, к ней спешит Вёрджил, так как на компьютерах в старых офисах может быть информация о том, как побороть СВОРА. Модуль остаётся недалеко от офисов, а испытуемая продолжает свой путь через заросшие тестовые камеры. Немного порывшись в файлах, модуль-Вёрджил понимает почему СВОРА хочет их уничтожить: так как система не знает точной причины смерти персонала комплекса, он решает что в этим виноваты модуль и девушка и применяет к ним алгоритм ликвидации. Чуть позже Вёрджил обнаруживает, что у старых версий турелей нет защиты от взлома, и если добраться до конвейера, то можно настроить турели против СВОРА! Найдя проход к турельному конвейеру и встретившись с Вёрджилом, Мел направляется к ядру СВОРА через офисы, а модуль, с помощью специальной рельсы, через офисы обслуживания.
Когда герои добираются до отдела по обслуживанию остаётся внести последние корректировки — нужно отключить систему безопасности. Все остальное уже было подпорчено: генераторы работают не на полную мощность, сервера СВОРА затоплены, а к самому роботу поставляются враждебные турели. Теперь осталось добраться до самого СВОРА и уничтожить его.
[СВОРА во всей своей злодейской ретро красоте]
Находясь непосредственно в помещении выделенном под ядро, Мел с помощь турелей, с новой системой нацеливания (редактирование файлов старых турелей оказалось бесполезным, так как доставить их к конвейеру не получилось), уничтожает оставшиеся сервера робота и тем самым отключает СВОРА. После отключения робота девушка забирается внутрь и останавливает затопление комплекса, а также узнаёт о третьей цели для уничтожения — ГЛэДОС. Вёрджил сожалеет о выключении СВОРА, так как его действия были направлены на уничтожение монстра комплекса. После всех телодвижений Мел запускает процесс окончательного отключения СВОРА и уходит. Робот за секунды до своего отключения отдает команду подъёма испытуемого №1 — Челл, и тем самым запускает действия второй игры.
История испытуемой Мел заканчивается у лифта. После уничтожения портальной пушки и выслушивания благодарностей от Вёрджила, героиня отправляется на верх, где во всю орудует Альянс…
---------------------------------------------------------------------------------------------------
И тут мы плавно переходим к действиям второй части игры (“Portal 2”, 2011 года выпуска), которая запузыривается с момента пробуждения испытуемого №1 (то есть Челл) от стука в дверь комнаты. Стучавшим оказывается модуль по имени Уитли, который занимался утилизацией криохраниищ, так как ядро комплекса начало плавиться, а резервная электроэнергия заканчивается. Обнаружив выжившую, модуль обещает помочь ей, доставив Челл к спасательной капсуле. Для того чтобы добраться до спасательных капсул, Уитли советует героине найти «пушку, что делает отверстия». А так же замечает, что на капсулы нужно подать электроэнергию, поэтому нужно добраться до комнаты управления, в которой все это есть. Достигнув комнаты управления и установив Уитли в нужный разъём, Челл ждет своего спасения, но модуль случайно включает ГЛэДОС. Так как герои находятся недалеко от монстра комплекса, ГЛэДОС отбрасывает модуль-Уитли в сторону, а своей убийце (то есть Челл) обещает долгую и мучительную смерть в тестовых камерах, коих у ГЛэДОС много, а построить может ещё больше. Так как делать ничего не остаётся, Челл начинает своё путешествие по тестовым камерам, выслушивая в свою сторону насмешки от робота. Но с появлением в одной из камер Уитли, появляется и надежда, ибо модуль сообщает о своём плане побега. Уитли-модуль не успевает посвятить героиню в детали, но уверяет что скоро появится и всё будет хорошо.
Через несколько тестовых камер одна из стен отъезжает и Уитли зовет за собой Челл. Скрывшись от ГЛэДОС, герои решают, что нужно лишить робота её основных инструментов — нейротоксина и турелей. Турели легко портят заменяя исправную турель-шаблон на неисправную и останавливают подкачку нейротоксина. Теперь нужно добраться до ГЛэДОС, Челл и Уитли разделяются и идут к одной цели разными путями. Челл попадает в «ловушку», устроенную роботом, но план по уничтожению испытуемой терпит крах (так как турели неисправны, а нейротоксин отсутствует). Девушка успешно заменяет ГЛэДОС на Уитли и ждет своего спасения. Но модуль не отпускает Челл, а личностный модуль суперкомпьютера пересаживает в картофельный аккумулятор. После, в порыве ярости, из-за того что ГЛэДОС называла его глупым и бесполезным, всесильный модуль отправляет дам на самое дно исследовательского центра. По пути к яме, ГЛэДОС рассказывает, что Уитли — это модуль, который должен был ослабить интеллект суперкомпьютера, поэтому быть глупым это его прямое назначение.
[высокотехнологичная картоха с чувством юмора]
Очнувшись на дне комплекса, Челл начинает свой путь к Уитли с самых первых тестовых камер. По пути девушка узнаёт историю комплекса, о путях его развития и разработках. На некоторой части своего маршрута героиня находит и подбирает суперкомпьютер в «теле» картофелины, которая начинает раскрываться игроку: в записях, которые воспроизводятся на протяжении всего пути, ГЛэДОС узнаёт самого Кейва Джонсона, а после и ассистентку главы Aperture Science – Кэролайн. Позже становится ясно, что часть личности ГЛэДОС — это и есть ассистентка Джонсона. Ближе к окончанию старого комплекса из аудио записей становится ясно, что основатель и глава Aperture Science смертельно заболел и хотел, чтобы его разум был оцифрован и запущен с помощью компьютера, а если к моменту изобретения технологии Кейв умрёт, этой «чести» должна удостоиться Кэролайн, даже если она не будет желать такого вида «Вечной Жизни». Именно насильственная оцифровка разума и запуск его с помощью суперкомпьютера был причиной ненависти к работникам комплекса Aperture Science, а после и причиной их уничтожения.
[дниииииищееееее!]
Но как бы то ни было героини достигают нового комплекса Aperture, где в силу своих способностей правит балом Уитли: вокруг все взрывается, Челл замечает Кубы-Отшельники (результат скрещивания двух турелей и одного утяжеленного куба), а сам модуль пытается сооружать новые тестовые камеры, прохождение которых приносит модулю удовольствие. Когда Челл попадает в «руки» Уитли, он начинает пропускать девушку через свои тестовые камеры, а ГЛэДОС пытается придумать план побега и устранения модуля глупости. Когда Челл решает несколько головоломок в тестовых камерах Whitley Sience, суперкомпьютер наконец представляет девушке идеальный план побега и расправы над Уитли. Не медля ни секунды, план воплощается в жизнь.
Тактика борьбы с модулем-предателем такова: ГЛэДОС помещается в пульт управления, а Челл пытается перегрузить Уитли, по средствам присоединения личностных модулей. Все происходит по предложенному суперкомпьютером сценарию, но модуль-Уитли минирует кнопку принятия решения и, когда испытуемая нажимает кнопку, её отбрасывает мощным взрывом. Из последних сил, Челл поднимает портальную пушку и выстреливает в луну, открывается портал в космос (на заметку: поверхности, на которых могут открываться порталы, сделаны из «Лунной Породы» (пёс знает как они её добывали)). Героиню и Уитли затягивает в портал, но девушку спасает ГЛэДОС, а модуль-Уитли отправляется в космос с еще одним модулем (Космический Модуль, который должен был собирать информацию о Вселенной, но помешался на космосе).
На следующее утро, Челл просыпается в лифте и видит суперкомпьютер с двумя андроидами. ГлэДОС называет девушку своей подругой и сознаётся в злодеяниях, сообщает о том что удалила личность Кэролайн, а также просит Челл покинуть комплекс, так как поняла, что суперкомпьютеру не удастся убить такого упрямого испытуемого как Челл. Лифт начинает подниматься и последнее, что мы видим глазами героини — пшеничное поле и чистое небо.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Это ещё не конец, читатель! Остался ещё кооперативный режим все той же Portal 2, который вносит намёки на продолжение! И сюжет коопа заводится после окончания одиночной компании Portal 2.
Роботы, которых видела Челл, носят имена Атлас и Пи-Боди. Андроиды являются инструментом GLaDOS в изучении исследовательского комплекса Aperture Science. Зачем суперкомпьютеру изучать свои же лаборатории? Все просто, судя по техническому оснащению ранних уровней комплекса изучить их удалённо его попросту невозможно, а учитывая сколько еще мест может быть без каких либо датчиков или камер внутри, изучение комплекса, с помощью андроидов, становится весьма ясной и правильной целью.
[очивидная очевидность: Атлас и Пи-Боди]
Учитывая, что роботы построены после вступления в свои права Новой ГЛэДОС, у них нет опыта и поэтому некоторая часть времени тратиться на изучение взаимодействия с: порталами, кубами, кнопками, термическими лучами, экскурсионными воронками, мостами плотного света и различными гелями. Во время обучения суперкомпьютер пытается рассорить роботов, чтобы убедиться в их качественном командном взаисодействии.
Как только роботы заканчивают обучение, они отправляются на свою главную миссию — поиск криохранилища с живыми людьми. Преодолев путь, состоящий из головоломок разной сложности, андройды находят хранилище с новыми живыми испытуемыми. ГЛэДОС уничтожает андроидов и начинает сканирование всех людей в криохранилище. Сюжетная ценность кооператива для построения общей картины очень мала, но именно кооперативный режим оставляет открытую концовку, давая нам знать, что у ГЛэДОС есть еще много испытуемых, а сам комплекс не изучен суперкомпьютером до конца.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Вердикт:
Сюжет в серии игр Portal присутствует. Но только в серии! Если сыграть в какую-либо часть или дополнение, не зная общей картины, то фабула покажется вам лишь основанием для использования сладких игровых механик. Но если вы решите разобраться, станете на рельсы логики и начнете проходить игры по мере развития внутреннего сюжета, то конец второго Portal заставит вас не просто плакать, а рыдать, умиляясь с арии турелей и осознания того, в каком мире вы побывали и что-то даже у игры-головоломки, где на первом плане сюжетные механики, сюжет драматичен и не уступает сюжетным шедеврам игростроя.
Именно после прохождения игры по мере накала сюжета герои и мир игры останутся в вашем сердце на вечно. Нежели если бы вы прошли по отдельности игры серии Portal, ни над чем не задумываясь, и все внутренние действия остались в вашем сердце на некоторый промежуток времени.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Послесловие и благодарности:
Внимательный читатель заметил, что я уделил очень мало внимания официальному комиксу, но на это есть веские причины. Во-первых, комикс повествует, в основном, о судьбе Дага Ратмана. Во-вторых, не раскрывает сюжет, а лишь отвечает на некоторые вопросы: «а кто утащил Челл в конце первой части?», «а что это за настенные рисунки?», «почему главная героиня осталась в живых после первой части?» и так далее. Да и вообще графический роман, на мой взгляд, носит коммерческий, а не сюжетных характер.
И да, я знаю, что в сюжете неофициальных дополнений есть ошибки и отсебятина. Например, в дополнении Portal: Prelude не верно трактуется ненависть ГЛэДОС к ученым из Aperture Science (судя по мониторам на роботе, компьютер решил уничтожить персонал, так как «человечество является угрозой для самого себя»), а так же присутствует G-Man, Вёрджил, из Portal Stories: Mel, использует конкретно Wi-Fi, а не местный нонеймовый аналог и так далее. Но тем не менее дополнения отвечают на некоторые вопросы сюжета с, вполне, твердой позиции и привносят разнообразие в сюжет, который не является самым простым и ветвистым.
Спасибо вот этому персонажу, за то что я наткнулся на его прохождения дополнений и активно ими пользовался при описании сюжета двух DLC.
А также при написании статьи использовались страницы в википедии и энциклопедии Half-Life. Все картинки взяты из интернета, либо являются скриншотами.
— Если вас забеспокоил комикс, то тут русская версия, а тут английская.
— Дополнение Portal: Prelude можно скачать тутачки, но учите, что в вашей библиотеке Steam должна быть хотя бы одна игра на движке Source.
— Страница дополнения Portal Stories: Mel в магазине Steam тут.
P.S. Если вам понравится, то следующим пациентом будет Spec Ops: The Line или то, что вам понравится, люди в комментариях.
Лучшие комментарии
Но чисто теоритически, да. В конце Ратман ложится в креокамеру и, возможно остался жив, либо погиб, так как электричество отключили. Не ясненько, не понятненько, вообщем.
После такого можно и в себя уйти на неопределенный срок :D