8 декабря 2016 8.12.16 5 1381

Игры полезны для нас?

+3

Очень часто задается вопрос: «Видеоигры — это зло или же все-таки нет?». И ещё чаще люди теряют объективность в данном вопросе, обвиняя видеоигры в жестокости и других вещах подобного рода. Какую же сторону выбрать?
Попробуем для разнообразия высказаться за пользу видеоигр.

Но для начала разьеремся в кое-каких терминах.

Мультизадачность

Как суметь делать несколько вещей одновременно?

Есть такая вещь как«Multitasking cost» («затраты мультизадачности»). Она проявляется в потере эффективности нашей работы при выполнении двух и более задач одновременно. Именно поэтому полицейский вас оштрафует, если увидит, что вы разговариваете по телефону, ведя автомобиль. Ведь если затраты мультизадачности будут высоки, то это создаст опасность для вас и для других участников движения и окажетесь вы в ситуации доктора Стренджа, только вот нам с вами никакой магии для излечения не светит. Но хватит о грустном.
Разберемся, что это за мутный термин?

Американская ассоциация психологов
делит процесс затрат мультизадачности на:
1. «goal shifting» («смену цели»)(«Я хочу сделать это вместо этого»)
2. «rule activation» («смена управления») («Я выключаю управление для этого и включаю его для другого»). Эти штуки помогают нам без проблем выполнять одну задачу за другой.

Как же это было связано с видеоиграми? Напрямую.
В Nature была выпущена публикация, в которой умные ребята заставили 174 людей, не играющих в видеоигры на постоянной основе и не страдающих неврологическими, психологическими и сосудистыми заболеваниями (от 20 до 79 лет), играть в No Man's Sky NeuroRacer. И если вы слышали про эту игру, то у вас явно нет личной жизни.
Если вкратце, то геймплей этой игры состоит из 3ех режимов:
— «только езда»: здесь вам нужно просто удерживать автомобиль на дороге, не съезжая на обочину
— режим «только знак» еще проще — требуется нажимать на клавишу при появлении картинки с точкой
— и режим «мультизадачности», когда эти вещи нужно было делать одновременно

Разнообразие геймплея во всей красе

Как они это оценивали?

С помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ). Возможно вы видели этот метод диагностики в действии. Процесс незаурядный: прямо на голову устанавливаются электроды, которые измеряют потенциалы, создаваемые головным мозгом (все это объединяют термином «суммарная электрическая активность»).

Вот Джонни Депп тоже очень любит делать ЭЭГ

Результаты ЭЭГ: ритмы, названия которых соответсвуют греческим буквам
(α, β, γ, δ, θ, κ, λ, μ, σ, τ).

Если вы еще не уснули, скажу что нам пока интересен θ-ритм (тета-ритм). Он продуцируется гиппокампом, который участвует в переходе кратковременной памяти в долговременную, формировании эмоций (ещё является частью лимбической системы, но не суть). Дело в том, что он усиливается, когда мы концентрируемся на определенном виде деятельности.

Примерно так выглядит готовый вариант ЭЭГ (ничего не понятно, но так задумано)

Так вот умные парни поделили этот народ на 3 группы: первая — играющих в мультизадачный режим, вторая- в режимы с только управлением автомобиля и в режим со знаком, третья — контрольная).
В итоге получилось, что тета-ритм у людей из первой группы становится сильнее. В свою очередь затраты многозадачности уменьшаются у людей всех возрастов.
Что это значит? Играя в игры, где нам приходится делать несколько вещей одновременно: бегать и стрелять без укрытий (привет Doom), ну или летать и стрелять (вроде Resogun или Neuromancer) — мы тренируем свой мозг, он становится способным к разрешению задач и сосредоточиванию внимания на определенных вещах, тренируется память.

Юлий Цезарь даже не смотрит на тебя, ведь ты не прошел Resogun на платину

То, о чем ейчас рассказывалось — это лишь один вид экперимента, где исследование проводят на людях, не играющих в игры.
Есть много других экспериментов, с которыми связаны громкие заявления.

Улучшают ли видеоигры когнитивные способности?

А вот насчёт многочисленных исследований, в которых говорится, что игры улучшают когнитивные способности, а также память возникают вопросы. Просто нельзя исключать эффект плацебо, т. к. в этих экспериментах участникам сообщается цель и задачи исследования. Кроме того, многие из этих исследований проводится между геймерами и не геймерами, так что опыт и навыки первых создают погрешность в эксперименте.
Ещё одна из ошибок в этих экспериментах — субъективное сравнение групп людей. Мы ведь с вами от рождения разные и у нас разные способности, а в этих экпериментах это не учитывается.

Чему тогда верить?

Но пока рано расстраиваться, потому что эксперименты проводятся и будут проводиться и нам будет о чём поговорить.
Как вам, например, изучение пластичности головного мозга на основе игры в Super Mario 64 на NDS?


Лучшие комментарии

Тема конечно избитая, но… Думаю, что мнение о вреде видеоигр основывается на сомнительном факте о степени погружения игрока. То есть игры — это же мультимедийное развлечение, которое содержит в себе аудио и видео ряд, что работает возможно, как подмена реальности. Начав играть вы находитесь в реальности игры. Однако чтение то же имеет такой эффект, не правда ли? У меня, например, при прочтении книги, которая мне интересна возникает маниакальное желание ее дочитать до конца, плюнув на все остальные дела. Собственно также и с играми я думаю.
А нужна ли вообще польза, если это приносит удовольствие? Не все, что придумал человек должно приносить явную пользу. К тому же это видеоигры, с определенной точки зрения, есть показатель прогресса технологий.
Однако употреблением наркотиков человечество занимается с древности (здесь как раз про травоподобные виды, а также про галлюциногены). Отношение к употреблению наркотиков тоже однако разнится у разных культур.
Скорее всего ты прав, но вот про то, что «нужна ли польза, если это приносит пользу» — все же нет. Так можно и принятие наркотиков можно оправдать: удовольствие получаем, а больше и ничего не нужно. Smoke weed every day.
Ну в древности, да. А в современном мире то, что наркотики вызывают зависимость и привыкание является общепризнанным фактом.
Читай также