Натыкаясь в Интернете на очередную картинку с анимешной девкой, к которой со всех сторон пристроились щупальца с не самыми целомудренными намерениями, вы возможно задавали себе вопрос:«Почему бы не под...» — кхм, — «Откуда они вообще повылезали в таком количестве произведений?»
Чуть ниже вас ждёт расширенный ответ на этот животрепещущий вопрос.
Пред XX веком
Для утоления своих плотских утех различные морские гады использовались ещё до нашей эры, в языческом Риме, например. Причём в живую, для, так сказать, прямого воздействия. Хотя эти римляне были ещё теми выдумщиками: они даже мух умудрялись использовать в своих сексуальных утехах… Не спрашивайте меня, как именно. Да, я знаю как, но всё равно не спрашивайте. И нет, я на эту информацию тогда наткнулся случайно.
В Японии, которая одно время в средневековье по распущенности была чуть ли не впереди планеты всей, тоже любили порой засовывать всяческих головоногих в срамные места для самоудовлетворения.
Но со временем мораль в Японии стала строже. Впрочем это не помешало взлёту популярности гравюр эротического содержания, «шунгу» (в переводе с японского абсолютно логичный эвфемизм секса — «картины весны») где-то начиная с района XVII века. Незамысловатость сюжетов, массовость производства и практически полное отсутствие цензуры на них (оскорблять дайме в них было нельзя, показывать то самое порно с конями, что искал Гарольд — да без проблем) обусловили взлёт популярности жанра.
С новыми реформами 1722 стало нельзя продавать книги без соответствующего разрешения местных властей. Так что шунгу почти что ушло в подполье. Правда его популярность не убавилась.
И вот тут-то, со второй половины XVIII века появляются чуть ли не первые дошедшие до нас (ну или по крайней мере первые, о которых я успел узнать при подготовке данного поста) изображения порно с тентаклями. Причём это рисовали не абы кто, а зачастую уважаемые гравюристы. Так например самое известное изображение использования тентаклей по тому самому назначению («Сон жены рыбака», 1814-го года) написано Кацуцика Хокусаем, одним из самых известных художников Японии.
Причём эта гравюра, являющаяся не самой лучшей работой Хокусая, стала широко известно среди западных скульпторов и художников, обзавелась кучей подражаний и ремейков, в том числе и от Пабло Пикассо в 1903-ем, а также возможно повлияла на написание целой Осьминожьей арии.
Данную картину традиционно называют одной из интерпретаций истории о принцессе Таматори, так как в к картине автор сделал подпись от лица большого осьминога, в которой он утверждал, что унесёт женщину в подводный город Рюджин-Ё. Да, вот так сказка о принцессе, выкравшей обратно жемчужину у морского дракона, разрезавшей себе грудь, поместившей туда жемчуг и сбежавшей от многотысячной армии, успев при этом умереть, стала менее известна, чем её порно-пародия.
Ещё более глубокий анализ гравюры приводит к ломке копий тех учёных, что считают это сценой изнасилования, с теми, кто ссылается на культурный контекст и называет это добровольным игрищем.
XX век. Кино
Со временем Япония стала всё больше и больше вестернизироваться, а жанр шунга всё больше и больше чахнуть из-за ужесточения моральных норм. Самый болезненный удар по японской эротике и порнографии пришёлся после Второй Мировой войны, когда страны-победители вынудили японское правительство принять ряд законов, ужесточающих цензуру.
Ну а тем временем запад наоборот, вовсю раскрепощался.
В 1970-ом вышел дешёвый ужастик «Данвичский ужас». В нём режиссёр Роджер Корман умудрился впервые в кино протащить концепцию изнасилования тентаклями. (Так как фильм был снят по одноимённому рассказу Говарда Филлипса Лавкрафта, то создателя Ктлулху таки можно посчитать одним из людей, повлиявших на жанр фильмов с тентаклями.)
Спустя десять лет от того же режиссёра выходит новый трэшачок с жуткими шаловливыми щупальцами — «Галактика Террора», показав более детально и тентакли, и голую девушку, с которой чудище вступило «в контакт».
В следующем году выходят подряд ещё несколько картин с их участием:«Рисунки Хокусая», показывающий написание гравюры «Сон жены рыбака», артхаусная «Одержимая», в которой тентаклиевый монстр отбивает жену у мужа и, внезапно, «Зловещие мертвецы», где чуть-чуть не случается то самое с участием корней-щупалец.
В общем, либо в силу трэшовости фильмов, либо в силу незначительности участия тентаклей в сюжете, кинематограф 70-х — 80-х не сумел устроить такую популяризацию явления, как это произойдёт с аниме и мангой, пустить ростки жанра успел.
Популяризация
Первым популярным произведением, в котором тентакли появились впервые в том виде, в котором мы привыкли видеть их, стала манга «Уроцукидодзи» (Urotsukidoji) 1986 года выпуска. (Первым появлением тентаклей в аниме обычно относят к OVA «Гайвер: Вне контроля», в котором, правда, всё не столь развратно.)
Как объясняет автор комикса, Тосио Маэда, в какой-то момент редакторы назвали его постельные сцены настолько экстремальными, что их нужно было немедленно отцензурить или вообще вырезать, так как изображение половых органов в Японии было рискованно из-за строгого законодательства. Но автору не хотелось снижать градус развязности своего произведения, поэтому он нашёл гениальное решение.
Щупальца (тентакли) — они как руки или ноги, то бишь никак не половые органы, поэтому их спокойно можно показывать. Тентаклиевых монстров можно вовсе нарисовать бесполыми. И исходя из такой логики сцены засовывания их конечностей в девушек довольно трудно назвать порнографией.
Ну а дальше пошло по накатанной: в 1987 выходит экранизация Urotsukidoji, вовсю эксплуатирующаю тентакли. Тепло встреченное у себя на родине, аниме переводят на английский и начинают крутить на западе.
Там оно обретает оглушительный успех. В только одной Британии было продано свыше 40000 копий. Для сравнения: средним результатом для аниме тогда было 500 копий, а изумительно отрисованный популяризатор жанра «Акира» смог достигнуть такой планки только к 1998-ому.
В общем, такая сверхпопулярность (особенно в США) открыла дорогу и остальным произведениям в этом жанре. И к 2000-м shokushu goukan (жанр изнасилования тентаклями) стал частью мейнстрима японской анимации.
Лучшие комментарии