Их слишком много, нам нужно отступать!
Повсюду рвутся снаряды, горят танки, а от гула немецких самолетов многие оглохли. Никто уже не разбирает убитых и раненных, все просто хотят добраться до ближайшего портового города, чтобы вернуться домой — в Америку к своим женам и детям. Битва за Францию была проиграна. Итальянцы прорвались на юге и окружили французские части на Мажино, а испанцы захлопнули ловушку для 35 дивизий американского экспедиционного корпуса. Немецкие войска тем временем шли к Парижу.Все было кончено. Около 30 тысяч человек из тех 300, что год назад высадились во Франции для оказания помощи, смогли вернуться домой.
Вот, что примерно происходит в голове у игрока, когда он играет в игры от Paradox. Для меня Hearts of Iron 4 стала первой игрой от парадоксов(до этого пробовал Европу 4, но в итоге отложил до лучших времен).
День победы же захватил все мое время, за три месяца я потратил около 150 часов на этот шикарный варгейм. Но чем больше я в нее играл, тем больше понимал, какое количество критически недочетов есть в игре. Давайте об этом подробно и поговорим.
«Бочкой меда» являются прежде всего атмосфера игры, визуальный и аудио стиль, историческая аутентичность и механика, позволяющие тебе настроить абсолютно все — от приказов на линии фронта до выбора типа артиллерийских орудий в каждой дивизии. Выглядит игра просто превосходно, страны разные не только цифрами характеристик, но и внешним оформлением.
И если с последними все понятно, то по атмосфере пройдемся отдельно. Казалось бы — какая к черту атмосфера в игре про цифры в таблицах и стрелочки на карте? Отвечу — шикарная.
Игра стартует или п.здует(простите) 1 января 1936 и в воздухе буквально стоит ощущение того, что скоро мир разойдется по швам и больше никогда не будет прежним. Добавляют атмосферы разные исторические события, вроде начала гражданской войны в Испании, катастрофы Гинденбурга, протестов коммунистов во Франции и эфиопско-итальянской войны. И к 38 году ты понимаешь, что одно неловкое движение любой страны и заговорят уже не дипломаты, а винтовки. Очень интересная система национальных фокусов и политики позволяет тебе из любого государства сделать тоталитарную фашистскую империю, «социалистический рай» или правовое демократическое государство. Никто не мешает, к примеру, привести к власти в германии коммунистов и вместе с СССР ударить по западным либералам.
И вот война началась! Первые часов 30 тебе решительно нравится все, ведь исход войны зависит от твоего тактического и стратегического мышления. По крайней мере, тебе так кажется. Ты идешь в наступление, держишь оборону, берешь армию противника в окружение. И вроде бы все хорошо, но тут мы подходим к «ложке дегтя», хотя по правде тут на целый половник наберется, но обо всем по порядку.
Итак, спустя часов этак 30 ты понимаешь, что игра не работает, так как бы хотелось.
Дипломатия поверхностна до ужаса. Например, ты не можешь заключить мир со страной, пока она не капитулирует, более того, ты даже не можешь предложить перемирие, война кончается полным поражением одной из сторон. В результате война Китая и Японии может вообще никогда не закончится без вмешательства игрока, потому что у первого достаточно сил для обороны, а у второй гигантский флот, который не позволит совершить высадку на острова. И вот на дворе 45 год, нацисты уже давно победили или проиграли в Европе, а эти двое кладут сотни тысяч людей в сражении за какой нибудь Пекин.
Дальше переходим к самому сладкому — ИИ. Если коротко, его нет. Чтобы ты не делал, ты скорее всего победишь. Как только немного разбирешься, ты бог. Компьютер будет убиваться сотнями дивизий об твои укрепления или просто не будет наступать, водя кругами свои войска вдоль линии фронта, а может просто увести всю армию в прекрасное далеко на помощь союзнику, оставив пустые границы.
Со временем ты понимаешь, что нет смысла изобретать велосипед, просто создаешь 50 одинаковых дивизий с пехотой, артиллерией и еще чем нибудь по вкусу и командуешь всем идти вперед — и всё, ты в Берлине/Париже/Лондоне/Москве.
Ну и напоследок грех ни пнуть ту самую систему нац фокусов, которая хороша ровно до тех пор, пока ты не даешь волю фантазии. К примеру ты хочешь сделать фашистскую Великобританию или демократическую Россию — пожалуйста, ставь советника и делай, но проблема в том, что у этих стран просто нет фашистских или демократических соответственно веток фокусов.
Выходит, ты вроде как можешь делать, что хочешь, но интересно проработан всего 1 сценарий в игре, собственно, исторический, а все остальное работает с кучей ошибок.
***
Новая часть Hearts of Iron понравится тем, кто никогда не играл в варгеймы. Она радует глаз и поначалу мозг, но после завершения нескольких партий остается странное послевкусие. Ты вроде бы только что выйграл шахматную партию, но выясняется, что твой соперник все время двигал фигуры наугад, да и половина доски поломана, а части фигур вообще не хватает. И все таки я ставлю этой игре «похвально», так как у нее есть все шансы путем пары десятков патчей и длс стать именно той разнообразной и сложной игрой, какой она должна быть.
Лучшие комментарии