Зачем мы играем в компьютерные игры? Вопрос глупый, поскольку и ежу понятно: для удовольствия, общения, отдыха. И все-таки порой одолевают сомнения: а не трачу ли я свою жизнь на бессмысленные вещи? Общество все чаще ставит игры в укор, мол, там и жестокость и вообще. Друзья и близкие недоумевают: зачем ты тратишь на это время? После чего залипают в социальных сетях, также, казалось бы, бездарно, проводя время. Двойные стандарты такие двойные.
Но давайте копнем чуточку глубже, поскольку я уверена, что игры нам нужны не только для развлечения.
Итак, сублимация и эскапизм. И да, я читала, что методы Фрейда были развенчаны (это конкретно про сублимацию), освистаны и все такое, но именно этот термин подходит как нельзя лучше.
Суровая реальность
Современный мир требует от нас порой очень многого: тут тебе и школы со всякими (господи, прости) ЕГЭ, университеты с бюджетами, да и взрослая жизнь подразумевает стереотипы «успеха»: квартира, машина, семья. А еще внешность: похудей-потолстей, начни уже использовать косметику/прекрати так ярко краситься, мужчины не носят длинных волос – да голова идет кругом! Кому, в конце концов, какое дело?
А ведь все мы разные. И что хорошо одному, другому – пытка. Не каждый в силах купить квартиру или машину, не всегда «клеится» с личным счастьем, а на пятки наступает все то же общество: ну же, будь как все, давай, кредиты, ипотеки, свадьба «как у людей», будь фитоняшкой!
Часть из нас это успешно игнорирует, другая часть не в силах обуздать это давление. Как итог, есть осознание того, что некоторых вещей достичь или же избежать нереально. И тогда нас спасают игры.
Мы убегаем в созданные другими миры, где можем стать кем-то, путешествовать по удивительным местам, тратя на это значительно меньше денег и сил, и направляем свою нереализованную энергию на спасение галактик, создание виртуальных семей, развитие отношений. Кто-то скажет «ужас!» и будет чертовски неправ. Если нас лишить и этого, то последствия, думаю, будут плачевны.
I am Commander Shepard and this is my favorite game in the Citadel
Приятно ощущать себя крутым. А крутым и нужным – вдвойне. Сейчас я Шепард, я всем очень нужен, поскольку спасаю галактики. Я кручу роман с инопланетянкой или инопланетянином. Или, к примеру, я Серый Страж, на меня с восторгом смотрит будущий король Алистер или ведьма из Диких Земель Морриган, вместе мы спасаем мир от Мора. А еще я Курьер, и мне необходимо помочь многим в Пустошах, потому что кто, если не я? Благодаря играм можно примерить много ролей, можно быть хорошим или плохим, «затачивать» мир под себя. Но только затачивать, потому что большего эти игры нам не позволяют, а иногда хочется. Для настоящего простора нам нужны симуляторы и песочницы.
Трудно быть богом
А может и легко, в «The Sims» играли многие и чувствовали себя вершителями судеб: этот персонаж добьется многого, а этот – нет, уберу-ка я из бассейна лестницу, пусть этот щегол поплавает как следует…
В этой игре был почти полный цикл «сублимации» — и большой дом, и выстраивание отношений. С выходом разных дополнений появились и домашние животные, и отпуска…И кому после этого нужна скучная реальность?
Но в игре есть большой минус – она была рассчитана на одного игрока, и не было возможности общаться(по крайней мере старые «угловатые» симы), соответственно, этот важный пункт «провисал».
А вот в майнкрафте есть возможность преображать мир вокруг и даже есть мультиплеер, но и он не дает необходимых ощущений. Это исправили онлайн игры.
Когда улицы опустели
У каждого из нас свой особенный список первых онлайн игр, которые сильно (ну, или не очень) на нас повлияли. У меня это сначала вообще браузерки были, потому что и комп был слаб, и скорость интернета…не очень. Зато друзья играли в Lineage, WOW и другие игры. Здесь можно и зло побеждать (или наоборот, быть на его стороне), и с людьми общаться. А в линейке в числе первых еще и можно было настоящую любовь между персонажами играть, а потом и до свадеб дело доходило. Выложенные золотом имена супругов, сердечки и стрелы поражали сердца других игроков романтичностью. Вообще, линейка во многом была первой, для многих таковой и осталась. Так ли это, решает каждый для себя сам. Аналогичные «процедуры» были и в Вове и в других ммошках. Все это дарило приятное ощущение закрытого гештальта на любовь и отношения. Ну, а еще в играх были всякие дополнительные бонусы «молодоженам».
Дальше – больше. В онлайн играх начали появляться и дома, и земли. В ArcheAge, если верить гайдам, вполне себе можно докачаться до того, что у тебя будут барские угодья, если это слишком сложно – можно и простым земледелием заняться. У родителей-то на даче грядки не такие крутые и графон скучнее.
Что в ник-нейме тебе моем?
Многие сингловые проекты и онлайн игры сейчас делают упор на проработку отношений между персонажами, в некоторых играх мы видим возможность «прокачки» отношений с разными участниками группы (ME, DA), что положительно влияет на саму игру. Дружим с участниками группы – они лучше сражаются, появляются бонусные умения и т.д.
Разработчики понимают, что людям необходим этот игровой элемент, поскольку общение ИРЛ многих вводит в дикий ступор: парни боятся приглашать, а девушки – идти, да и будем честны, выстраивание отношений – процесс тяжелый и длительный, и не всегда он выливается во что-то приятное, и речь идет не только о романтических отношениях. А тут за нас почти все готово, персонажи прописаны, они интересные, яркие, и нужно лишь приложить чуточку усилий и отыграть свою роль в этой истории. В онлайн играх (я про ммо) можно выбрать любого персонажа, кастомизация позволяет создать самого красивого или же самого устрашающего персонажа. Женщины могут играть за мужчин, мужчины – за женщин. Многие же выбирали тех сочных темных эльфиек в линейке, не так ли?
А я вообще повелась на хайп и поиграла в Revelation. Целей найти товарищей в игре у меня нет, откровенно говоря цель тут одна — видами насладиться. Путешествовать дорого, даже по нашей стране. А тут все просто красиво, в чем-то даже медитативно. Персонажей пытаюсь создать похожих на себя, ибо зачем иначе? Я же ассоциирую себя с этими персонажами-спасителями-покорителями-первопроходцами. Кроме игр, где гг — мужчина, конечно.
Да придет спаситель
Чувствовать себя нужным и важным круто, но не стоит все это реализовывать только в рамках игр. Может, мир и суров, и не у всех есть возможности достичь каких-то высот, но и зачем оно? Что вообще такое эти «высоты»? То, о чем нам твердят какие-то ненужные нам же люди? Мы сами в силах определить для себя основные цели. Для начала достаточно помогать тем, кто рядом, и, конечно, ценить их. А все остальное можно доверить играм. Или книгам. Кто-то еще на фильмах и сериалах специализируется, но это уже совсем другая история.
Лучшие комментарии
Напомнило мне одно аниме