Что мы ждём, когда начинаем читать книгу по вселенной Halo? Нет, не подробностей любовно-менструальных приключений девочки-подростка среди вампиров и оборотней; не поданных в изысканно-пижонской манере внутренних переживаний маньяка-педофила; и даже не поисков Бога среди бесконечных кольцеобразных планет, ореолов и Чёрных дыр. Нет. Во-первых, все мы ждём не чего-то, а кого. Всё верно, все мы ждём мастера, мать его, Чифа. Великого и ужасного. Непобедимого и разрушительного. Спартанца, нет, самого царя Леонида, из будущего. Мы ждём великолепного мастера Чифа в сверкающей броне и на белоснежной лошадке, рассекающего волны врагов во имя блистательной девы Кортаны… Во-вторых, что не менее важно, в книге нас должен с распростёртыми объятиями встретить антураж любимой вселенной. Эпическая галактическая война — не на жизнь, а на смерть — с расой Ковенантов; пушечное мясо мельтешащих ворчунов и плазменные мечи брутов; любимое — и ненавистное – оружие, запоминающиеся единицы техники, как и людей, так и Ковенантов; сносящие крышу воображения кольцеобразные планеты. Во всё это, и не только, хочется окунуться и потрогать, ознакомиться более детально и подробно, ну и, наконец, понять, что там твориться под навороченной бронёй мастера Чифа.
Должен вас обрадовать — всё выше перечисленное в романе Эрика Нилланда «Падение Предела» имеется. В умеренных дозах.
Для начала немного про самого автора. Первые романы Эрика Нилланда, между прочим, бакалавра наук по химии, появились в начале девяностых. Несколько фэнтезийных книг, а так же дилогия в жанре научной фантастики Джек Поттер (не родственник «мальчика, который выжил»). Но романы не приобрели высокой популярности, поэтому чтобы зарабатывать на жизнь Нилланд начал работать в Microsoft, а в 2002 перешёл в только что созданную Microsoft Game Studios. С тех пор он написал несколько новеллизаций игр, издаваемых компанией Microsoft. Непосредственно по Halo, а так же авиасимулятору Crimson Skies. Также Нилланд помогал в написании комикса Halo Wars: Genesis и участвовал в разработке Gears of War. Нилланд продолжает писать и сейчас – стоит обратить внимание на цикл романов Mortal Coils в жанре городского фэнтези. В общем, несмотря на то, что Нилланд ничем не выделяется из уймы современных писателей-фантастов, близость к издателю и внутренней кухне студий разработчиков могла послужить хорошим подспорьем для интересной новеллизации.
Надо сразу оговориться, что книга не про одного мастера Чифа. Сюжет, в основном, ведётся от лица трёх персонажей – от, непосредственно, мастера Чифа, он же Джон-117, от капитана Кейза, да-да, того самого капитана Колонны Осени из начала Halo: Combat Evolve, а так же доктора Хелси, ответственной за проект Спартанец 2, буквально второй матери Чифа. Так же имеется несколько глав с второстепенными и третьесортными героями, и даже парочка от лица – вы не поверите – Кортаны. Автор постарался показать становление всех героев -превращение шестилетнего Джона -117 в непобедимого мастера Чифа, молодого офицерика, помощника доктора Халси, в героя войны капитана Кейза. И всё бы ничего, задумка хороша, но как-то всё слишком скомкано и обрывочно. Взять хотя бы начало, где описывается молодые годы мастера Чифа. Перед нами, шестилетний, пусть и зверски одарённый, мальчик, Джон 117, которого украли у родителей и привели на незнакомую станцию. В следующей главе он уже делает двести приседаний и познаёт важность дружбы и работы в команде. А дальше он, неведомо как, вообще становиться лидером, и к нему прислушиваются все остальные кандидаты в спартанцы. Конечно, можно сказать, что автор намеренно ушёл от избитой темы подросткового самосознания и слёзовыжимательного взросления в суровых условиях, но всем тем, кто любит Игру Эндера этот момент может показаться довольно пресным. И даже превращение детей в суперсолдат, в результате которого треть из них погибла или искалечилась – химическая аугментация, операции по усилению мышц и скелета — в общем знакомое всем ведьмачье Испытание Травами не вызывает никаких чувств. Суховато.
С капитаном Кейзом всё чуточку иначе. Как никак, он не основной герой серии, и в начале первой части он героически погибает, что, в принципе, наоборот, развязывает автору руки, но персонаж хоть и прописан, и даже оговариваются угрызения совести по поводу похищения детей для проекта Спартанец 2, но всё же не покидает ощущение некой шаблонности капитана. Таких героев, бравых солдат, умирающих с улыбкой на губах и не покидающих горящее судно, мы видели не раз. То же самое с Кортаной – искусственный интеллект, и не обычный, а как оговаривается «умный ИИ» — воссозданный из клонированного мозга доктора Хелси. Клондайк, пусть и заметно опустошённый, для каждого любителя фантастики, но всё довольно посредственно и уныло.
Возможно, многое отдано на откуп экшену, как-никак жанр обязывает. И да — и тут всё в порядке. В лучших традициях фантастических боевиков – экшена на две трети книги. Сухопутные битвы, космические баталии, стелс-миссии – всё есть. Некоторые моменты и вовсе кажутся лишними – к примеру, нелепый бой в джунглях Сигмы Октаны с десятком слабеньких ворчунов. Спартанцы одной левой херачат ковенантскую элиту, а тут избиению десяти ворчунов посвящено сразу несколько страниц. Но в любом случае, всё описано зрелищно и профессионально, особых претензий нет:
«Во мраке космоса проносились торпеды и плазменные заряды. Малые корабли – человеческие «Длинные мечи» и плоские, отдалённо напоминающие рыб штурмовики ковенантов – кружились, стреляли и врезались в более крупные боевые суда. Ракеты «Лучник» оставляли за собой дымный след. Голубые лучи импульсных лазеров метались внутри облаков вытекшего топлива и воздуха, окрашивая сцену побоища в призрачные синеватые тона».
Или:
«Столп осени» покачнулся, когда ОМУ открыло огонь. Повреждённый корпус отозвался стоном и звоном. На обзорном экране возникло три ослепительно-белых снаряда, устремившихся вдогонку за ракетами.
Вскоре первый из них поразил корабль ковенантов; энергетические щиты подёрнулись рябью. Следом ударили второй и третий снаряды, а за ними – пять сотен ракет. Пламя окутало огромное судно, и его спасительный кокон запылал чистым серебром. А затем потускнел и схлопнулся. Десяток ракет сумели прорваться и украсить пробоинами синеватую броню.
Но, несмотря на это, налицо излишняя кинематографичность повествования, словно автор писал сценарий для фильма или игры, что замечается в боёвке. Фразы описания ёмкие и исчерпывающие, но видно, что автор довольно экономен в словах – сразу вспоминаются Симмонс или Андерсон, которые не боялись описывать битвы долго и до мелочей, но, не скатываясь при этом в нудятину и перечисление убитых врагов.
В наземных боях всё тоже на высоте. Её, кстати, по ощущениям, даже меньше, чем космических сражений, что несколько ограничивает мастера Чифа, но всё же на пути спартанцев встретятся огромные толпы ворчунов и шакалов, будет и рукопашная с брутом, бегство от ядерных взрывов в лучших традициях классики боевика и даже отбивание ракеты голыми руками. Оружие и техника из игр присутствует, жалко только, что нет её описания – фанаты, конечно, в курсе как всё выглядит, но не знакомые с серией вряд ли представляют, как выглядит Баньши или вездеход Бородавочник. Ну и, стоит заметить, что без условностей не обошлось – повторяю, это фантастический боевик, и подчиняться законам физики в жанре можно условно. Это не научная фантастика, где все действия героев происходят по букве законов высунутого языка и упавшего яблока.
Так же для не знакомого с серией может несколько разочаровать Ковенант. Отсутствует персонификация антагониста – что, в принципе, понятно, сложно вписать в мир условно Саурона или Архидемона, но всё же есть раса Ковенантов, но их мотивы в книге не раскрыты никак, их знают только фанаты Halo. Плюс, это приквел, и не получиться ввести пресловутых пророков, еретиков и арбитров, которые появятся в дальнейшем. Хотя с другой стороны – это же начало галактической войны, можно было описать первый контакт с Ковенантом детальнее, а в итоге мы узнаём лишь о священном джихаде против людей и всё. Ковенантов вообще жалко, несмотря на уничтожение планет с многомиллионным населением и отталкивающую внешность, они не выглядят врагами. Условно говоря, не фашисты – имеется лишь одно предложение, способное расшевелить читателя, в котором упоминается про то, что на одной планете Ковенанты ели захваченных в плен людей.
Думаю, стоит немного коснуться языка. Он типичен для жанра – ничего выдающегося. Кинематографичный язык, зрелищные сравнения, ёмкие описания, линейное повествование с короткими невычурными флэшбеками. Встречаются режущие глаза обороты типа « боль резанула раскалённой докрасна бритвой» или странная любовь автора к «латунным перилам мостика», которые упоминаются раза три или четыре. Тут надо заметить, что я не касаюсь темы перевода, так как ситуация с переводом книг кардинально отличается от озвучки или перевода фильмов и игр. Если их можно пройти с субтитрами, то мало кто из нас читает англоязычные книги в оригинале, поэтому перевод, так или иначе, становиться для нас неким подобием оригинала. Единственное замечание в переводе названий – знакомую для фанатов планету Рич перевели как планету Предел, что в принципе нормально – если переводить все названия, то следует перевести все, чтобы не повторилась история с бедным Долгопупсом из Поттерианы. Можно найти ещё несколько неточностей с каноничным русскоязычным лором.
Конечно, неблагородное это дело искать глубину в боевике, но всё же думаю, стоит копнуть хотя бы под главного героя и пространно порассуждать о проекте спартанец и мастере Чифе. Спартанцы – это специально отобранные одарённые умом и силой дети, украденные у родителей и воспитанные в традициях военной школы. Даже больше, в спартанцев закалывалась некая роботизация, беспрекословное подчинение и выполнение задания любой ценой, даже жизни. Рассуждения мастера Чифа о том, что победа является всем — весьма показательны. Так же прекрасны внутренние рассуждения старшины на тему того, что надо сначала стрелять, а потом думать. И это не шутка, нет, это вбитая в его голову программа, к слову прекрасно вписывающаяся в сюжет игр. Небольшое лирическое отступление — на самом деле мастер Чиф, как упоминает доктор Хелси, не самый сильный, не самый быстрый и не самый умный из спартанцев, он просто самый удачливый. А возвращаясь к теме — плюс автору за то, что он не побоялся показать, скажем так, солдафонство мастера Чифа, что в его после каждого эпизода не мутит от гамлетовских рассуждений и раскольниковских сомнений. У него не бывает лишних мыслей и внутренних проблем, как у тех же ведьмаков с кучей комплексов и проблем (хоть сравнивать Геральта и Чифа не совсем верно.) Нет, мастер Чиф солдат до единого дендрита в мозгу — без сомнений отдаст жизнь за спасение человечества, победа — всё, добиться поставленной целей, и даже больше: расплывчатое условие задания и у него начинаются проблемы с самоидентификацией. Повторюсь, это даже немного роботизирует его, но всё же Чиф в первую очередь человек, не утративший навыка образно мыслить и импровизировать. Идеальный солдат – что тут сказать.
Возможно, кто-то укорит автора за то, что маловато мастера Чифа если не считать молодость, приключения взрослого Чифа занимают только половину книги. Раз уж книга по Halo, и на обложке он красуется, то роман должен быть моноспектаклем мастера Чифа? Я тоже это заметил, но нужно понимать, что это не сценарий для игры или кинофильма, это книга по расширению вселенной, показ истории и конфликта с различных сторон, а не только от лица бравого десантника. Как никак, остальные герои тоже важны – они часть вселенной и плавно ведут к началу первой части игры. Что, кстати, явно закрепощало автора, заставляя подстраиваться под канон и началу игровой серии. Но для не знакомых с играми, финал будет держать в напряжении до самого конца.
Закругляясь, хочу заметить, что роман «Падение Предела» — это не отдельное произведение, а новеллизация, расширение вселенной, и все мои претензии, учитывая этот фактор, могут показаться несущественными. Для фаната в романе полное раздолье – взросление Чифа, предыстория конфликта с Ковенантом, появление Кортаны, детализация доспехов Мьёлнир, эпичное уничтожение Предела и смерть остальных спартанцев – писай кипятком от счастья. Но и для не фанатов, а обычных читателей тут есть чем поживиться. Местами напряжённый и увлекательный сюжет, захватывающие битвы, интересный, хоть и предсказуемый и не развивающийся, персонаж, продуманная вселенная, которая может подтолкнуть к знакомству с серией в целом. Среди минусов, стоит отметить излишнюю кинематографичность сюжета, отсутствие детально прорисованных планет, станций и даже некоторых персонажей, некая скомканность и скоротечность в определённых частях книги, так же небольшой – не критичный — перекос в сторону фанатов.
В итоге, рекомендую не только фанатам, но и любителям жанра фантастического боевика.
В любом случае, главное не забывать: Ничто не истинно, и всё субъективно.
Читайте. Играйте.
Лучшие комментарии