Возникла внутренняя потребность написать что-нибудь в блогах, и я решил вместе с вами вспомнить, а кого-нибудь может и познакомить с одной замечательной игрой, у которой даже нет своей странички на Stopgame. В принципе, написанное ниже будет скорее обзором, но я себя обзорщиком не считаю, поэтому пощу в персональный блог. Всем приятного чтения.
В сегодня кажущемся далеким две тысячи одиннадцатом году малоизвестная студия Zachtronics Industries выпустила игру SpaceChem, что можно дословно перевести как Космическая химия. Что бывает нечасто, название полностью передает суть: нам предстоит в космосе (не в открытом, конечно, но и не на Земле) в роли молодого инженера заниматься химией, а именно программировать процессы, протекающие в молекулярных реакторах, и иногда даже строить небольшие производственные комплексы.
Я думаю, уже на этом моменте становится понятно, что SpaceChem — не экшен, не квест и даже не графическая новелла, SpaceChem — весьма суровая и хардкорная головоломка, но обо всем по порядку. Начнем с сюжета.
Он есть, и встречает нас фразой «You know, people die in space», что задает общий тон всему повествованию. Здешний сюжет по сути — средних размеров новелла, связывающая между собой уровни и раскрывающая ставшей классической притчу об угрожающей величественности неизвестного и о хрупкости человека, который с этой неизвестностью сталкивается. Довольно приятное чтиво, обрамленное небольшими зарисовками. Но соль игры далеко не в истории. Настало время поговорить о непосредственно игровом процессе.
Большую часть времени игрок наблюдает за доской десять на восемь клеток. На этой доске он программирует две линии — красную и синюю. При запуске реактора по линиям начинают бежать манипуляторы, которые при прохождении через отмеченные игроком клетки совершают различные действия — захватывают и бросают, соединяют, поворачивают молекулы различных веществ (позже появляются новые команды). Цель — из молекул одних веществ, которые появляются в левой половине реактора, путем переносов и преобразований получить молекулы других веществ, а затем еще и отправить на правую половину. И запрограммировать схему реакции нужно так, чтобы она выполнялась на протяжении нескольких десятков циклов. Внятно описать игровую механику, как мне кажется, довольно сложно, или просто я не могу этого сделать, поэтому приведу небольшую аналогию.
Игровой процесс SpaceChem походит на решение какой-нибудь задачи по техническому предмету: информатике, физике, геометрии и тому подобных. Есть четко поставленное условие. Есть определенный аппарат, позволяющий производить различные операции. И что самое главное, есть место для творческого подхода. Геймплей большинства игр подобного жанра заключается в нахождении задуманного авторами ответа. Здесь же четких рамок того, как решать предложенную задачу, нет. Большинство уровней SpaceChem можно пройти десятками, если не сотнями различных способов, и эмоции от очередной успешно завершенной реакции такие же, как от нахождения решения к той самой системе дифуров, что пару дней не давала покоя.
Подчеркнуто холодный и минималистичный дизайн как раз создает ощущение того, что извините, вы сюда не развлекаться пришли, а заниматься делом, требующим серьезного подхода и сосредоточенности. В этапах со строительством химических заводиков игра усложняется еще больше, заставляя мыслить немного в другой плоскости, и самолично решать, какие молекулы и в каком порядке загружать в реакторы, прокладывая системы трубопроводов и выбирая, где реакторы разместить.
Нельзя не упомянуть о сложности. Обладая достаточно высоким порогом вхождения, SpaceChem на всей своей протяженности не сбавляет темп и постоянно подкидывает все более сложные и более нетривиальные задачи, а под концец нагло отбирает ночи, потраченные в попытках хотя бы нащупать правильный ход реакции. Этакий Dark Souls мира головоломок,
да-да, здесь можно умереть и здесь есть боссы.
Прошел SpaceChem и зубодробительное DLC — стал мужчиной.
В заключении отмечу, что всем, кто хочет размять мозг, любит игры данного жанра, интересные задачи и суровый челлендж, SpaceChem просто рекомендован, если вы конечно раньше о нем не слышали. Остальным, я полагаю, не имеет особого смысла знакомиться с этой игрой, а сюжет можно прочитать и в интернете.
Лучшие комментарии