Когда я в руки беру стопочку дисков с видео играми, мне особенно приятно осознавать, что именно русский народ в образе России, или СССР, вызвал интерес некоего заграничного разработчика, побудил его проделать некие манипуляции, а в итоге представить международной общественности некий шедевр в духе «ИМПЕРИЯ ЗЛА НЕ ДРЕМЛЕТ». За шедевром последовал еще один, а за вторым уже и не шедевр, но в принципе пусть тоже будет. До видео игр продукты соответствующего содержания успешно выпускались киноделами, литераторами и художниками. Со временем безумная спайка из догадок, домыслов, мифов, случайных или умышленных искажений возвысилась до небес, как башня Саурона. Это смешное и невероятное изваяние, неизменно красного цвета, огражденное забором с колючей проволокой, увенчанное двуглавым орлом, серпом, молотом и огромным количеством звезд. Все те кто участвовали в строительстве с улыбкой оглядывали своё творение, а только что подошедшие почтительно снимали шляпу.
Внешне монумент получился изумительным, но для атмосферы надо бы и музычку включить под стать. Все-таки музыка очень влияет на эмоциональное восприятие! Что там у нас есть тематического? Таааак… Гимн СССР? Калинка-малинка? Очи черные? Или Полюшко поле? Все как-то в лоб и не отражает истинного величия нашего гиганта, а посему проще написать своё, заодно и денег сэкономим на авторских правах!
***
Чтобы игрок испытывал грусть достаточно любой трафаретной мелодии сыгранной на фортепиано, приправленной под конец оркестром струнных инструментов. Для того, чтобы тот же игрок почувствовал себя клыкастым громилой зеленого цвета, с топором в руке необходима четкая ритмическая структура, громыхающие во всю литавры и какая-нибудь незамысловатая тема у медных духовых. А что нужно для того, чтобы наш герой обзавелся ручным медведем, чтобы звать его стали Борис, а по венам потекло ракетное топливо? Как в игровой музыке создаются черты преславутой «русскости», да и возможно ли это в принципе – сейчас и предстоит нам с вами разобраться.
Прежде всего выясним, какими средствами пытаются приблизить свою музыку к русской многоуважаемые маэстро, и что из себя представляет эта так называемая русская музыка, тем самым определить для себя может ли нерусский композитор писать русскую музыку. Ведь глаза-то можно обмануть, потому что СЕРП И МОЛОТ соотносится только с одной страной на планете, а вот можно ли обмануть уши?
Итак, первое. Во всех изысканиях можно идти несколькими путями – долго оперировать высокопарными теоретическими выражениями, или наоборот – обратиться к конкретным примерам и с помощью них выявить для себя те или иные вещи. Я думаю, было бы проще воспользоваться вторым подходом, так как мы не на занятии по культуроведению или музыковедению, или еще черт знает чего ведению.
Первое, что нужно для себя выяснить это то, что описательность, в первую очередь, идет от общего представления об образе. Посему для того чтоб создать конкретный образ России, СССР или просто русского мужика, необходим конкретный набор выразительных средств. Однако, образ этот, к сожалению, чаще всего стереотипен и средства выбираются далеко не основные, а скорее вспомогательные, которые могут только дополнять, но никак не создавать его.
Зачастую наши западные почитатели изображают «русиш народен» как огромную имперскую машину, уничтожающую человека как личность. При таком подходе автоматически за основу берется маршеобразность, которая, сама по себе, абсолютно не входит в круг жанров напрямую показывающих русский характер, так как для русской музыки характерно все-таки песенно-вокальное начало. Жанровую основу марша можно, но далеко не обязательно, использовать для характеристики, к примеру, Страны Советов, но опять же – маршевость более характерна только для жанров массовой музыкальной культуры, которая особой национальной направленности не несет – её роль объединить народы, а не идентифицировать их неотразимость. Поэтому маршевые композиции коммунистического направления не особо и отличишь, где русская, а где китайская. Однако, с этим ничего скорее всего не поделаешь – требует жанр. Протяжные песенки в боевиках и шутерах не особо ценятся. В принципе, можно понять творца и его вероятное стремление отобразить не столько вечно заснеженную Россию, сколько тоталитарную систему. Кстати говоря в игре Red Alert 2, так и поступили. Музыка там отображает общее настроение: бессмысленной и оттого комичной войны, которой не было, и даст Бог, никогда не будет. Присутствует и маршеобразность, выкрик на НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ (?) «die Waffen, legt an!», пищит электроника и со всем этим пытается ужиться забористый industrial. Композиция носит гордое название «Hell March », ее автор, поляк Клепаки Фрэнк, на самом-то деле хотел писать музыку к войнам за тиберий, а подсунули «Красную тревогу». Получилась путаница, которая привела к тому, что композитор склепал нечто нейтральное, почти не связанное с темой. В принципе, это не так уж и плохо, ибо добавило игре некоторой философской настроенности, мол главное это война, а все остальное- декорации.
Еще одна характерная черта западных стилизаций – хоровые вставки. Пафосные такие. Действительно, хоровая музыка – одна из ярчайших русских музыкальных черт. Это многим обусловлено – это и уходящие вглубь веков вокально-хоровые традиции, связанные также с православием, и превалирование вокальных жанров в народном творчестве. Но. Тут одно из двух: хор у русских либо без оркестра, либо с оркестром, который играет отнюдь не главенствующую роль. То есть, никто не будет звать 100500 человек, чтобы те спели три строчки в начале и в конце произведения. В свою очередь, всякие там Циммеры себе такое вполне могут позволить. В данном отношении особо не угодил талантливейший композитор Крис Веласко и его музыкальное оформление «Компании героев 2». Его небрежное отношение к хору просто приводит в бешенство. Постараемся максимально отстраниться от того факта, что озвучивает он события ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ, где музыкальная планка высока до невозможности. Включаем музыку Веласко отдельно от игры (хотя это нечестно, ведь в данном случае музыка выступает как прикладной вид искусства), но все-таки и композитор у нас не пальцем деланный. Так, что мы слышим? Седовласый рыцарь входит в королевские покои и провозглашает культовое «Я становлюсь королем», а русская пехота и Т-34 приходят на ум в самую последнюю очередь. Музыка к «Company of Heroes 2» — это не столько плохое попадание в образ, сколько наплевателькое отношение к поставленной задаче. Ибо игра нацелена на реалистическое восприятие, но пытается подсунуть нам какую-то экспрессионистскую чушь. Если уж хочется задать тон и атмосферу, то нужно было бы изучить характерную для того периода музыку и писать опираясь на нее.
Куда лучше с хором обошелся истинный гений озвучки Яспер Кюд (Jesper Kyd)
в рамках музыкального оформления Freedom Fighters. Очередной имперский марш рисует нам безжалостную машину перемалывающую свободолюбивых американских граждан в муку. Тут Вам и хор поет, и женщина из хора, и атмосфера жуткая, процессу полностью соответствующая. Вообще, сама игра получилась отличная во всех аспектах и даже с философской точки зрения.
Одна только загвоздка, в игре опять нет никаких русских, если поставить на место захватчиков Северную Корею то скорее всего ничего не поменяется. Плюс еще ложку дегтя докидывает тот факт, что Жаспер Кид хоть и безумно крут, но в той же степени и однообразен. Так что похождения лысого агента с кодовым именем 47 от воинов свободы, в музыкальном плане, практически ничем не отличаются. Что поделаешь, это ambient, детка! Такой тип музыки не должен особо обращать на себя внимание и служит ТОЛЬКО фоном.
Основа, нашего восприятия при прослушивании любого музыкального произведения – это жанр, тембр и мелодия. Ах, еще гармония. Да. И тут как раз и заключается главное. Русская мелодия – это льющееся, бесконечное проведение широчайшего дыхания и плавности. И от нее все пляшет. Тут нет главенствования вертикали. Здесь разворачивается русская душа. Для ясности – вспомним мелодию всем известной народной песни «Эй, ухнем». Русские композиторы это чувствуют нутром и при написании своих широких мелодий не используют трафарет. Оно само у них получается. Поэтому, когда ИЗУЧИВ предмет композитор начинает созидать, как конструктор собирая свое ОРИГИНАЛЬНОЕ творение- то это выходит несколько неестественно ибо наличие рецепта не гарантирует отсутствие рукожопости. Хотя, для представителя западных стран все будет нормально, ибо важную роль играет представляемый образ и коль музыка с картинкой сходится – все нормально. А русские такого не любят. Обычно, это в их устах звучит как «Херня это, а не русская музыка». Ярким примером тому послужит детище все того же Йеспера Куда в контексте третьей части игры Assassin’s Creed Chronicles, которая избрала местом действия Россию. Я бы хотел сказать, что он постарался снабдить основную тему максимальной степенью эпичности и русскости и у него это почти получилось, однако музыка эта была написана совсем не для русских похождений. (ВНИМАНИЕ СЕЙЧАС БУДЕТ ИРОНИЯ) Ядреная смесь Рахманинского вокализа, русской народной «Разлилась речка быстрая» и вольно гуляющего саксофона на пару со скрипкой дала, на удивление, положительный эффект, но именно там где он и не подразумевался. И вот на счет эффекта была уже не ирония. По своему личному мнению заглавной теме игры можно было бы присвоить медаль, как самой русской среди рассматриваемых, если бы она не прозвучала в рамках Assassin's Creed: Brotherhood. Плюс, Кид участвовал в музыкальном оформлении «Хроники» косвенно, а в титрах значатся Миллер и Рувенфорд, которые мало что насочиняли своей менее талантливой и неуместной музыки, так еще и напустили ненужной угрюмости на прекрасную, не свою тему.
Но и это еще не все. Излюбленное русское соединение в гармонии – плагальное. Оно неконфликтное, оно глубокое, многозначительное. Отсутствие агрессивного начала много значит для русской музыки и практически никак не лепится с тем образом, который придумали для нас забугорные творцы. Опять же, всех можно понять и европейцам нашу музыку слушать, наверняка, не очень интересно им постоянно не хватает действия. По большому счету и нашим соотечественникам настоящая отечественная музыка несколько в диковинку будет.
Кстати говоря, здесь всплывет еще одна характерная особенность русской музыки. Наши композиторы неровно дышат к деревянным духовым и эту характерную особенность никак нельзя игнорировать ибо медь, как бы прекрасно она не звучала, все же безумно далека от истинно русского характера.
Посему мы подходим к главному блюду. Культовый «СОВЕТСКИЙ» марш из «Красной тревоги» № 3. Все поклонники данного шедевра не иначе, как «Зеленого слоника» обсмотрелись. Автор Джеймс Ханниган, композитор масштаба отсутствия русскоязычной статьи на википедии. Более чем уверен, что свою гениальную песенку он написал не самостоятельно, а под руководством уже упомянутого выше Клепаки Фрэнка. Произведение получилось гипер комичное и все кому не лень стали лепить эту песенку ко всему русскому. Чего уж там, почти что наш второй гимн. А претензии у нас все те же, замени русский текст на корейский и НИЧЕГО НЕ ПОМЕНЯЕТСЯ.
Не то чтобы только русский композитор может писать по-настоящему русскую музыку, но по сути так и получается. Стилизаций может быть сколько угодно, но они есть лишь стилизация. А для непосредственного отображения характера народа сами русские маэстро обращаются к тому же народу за мелодикой, за интонациями, ритмикой, ладовыми особенностями, воплощенными в огромных пластах фольклорного творчества. Даже тембры народных инструментов, и те имитируют (возьмем, к примеру, И. Стравинского с его «Петрушкой»). И опять же, написание русской музыки как поход в Нарнию. Волевым усилием туда не попадешь. Наконец, главная черта «русскости» — музыка ГЛУБОКАЯ, как бездонный Байкал, но столь же чистая и светлая, как его воды. Никакого негатива. Только светлая мудрость.
***
Кто-то скажет, мол стереотипное мышление и все дела, но стереотип подразумевает объемность мышления, а в нашем случае есть поверхностный взгляд и небывалого размаха шаблонность. Русская и советская культуры- это вечная и, к сожалению, мало кому интересная загадка. Творцам проще довольствоваться осколками тоталитарного мироустройства, которые можно примерить к любому государству. Они валятся с небес как обломки станции МИР, в третьей части «Red alert» и тут же громоздятся на бестолковый и никому ненужный обелиск, с намеком, что будущие поколения будут учить по нему историю.
Лучшие комментарии