6 июля 2016 6.07.16 1 4842

This War of Mine. Об игре и о войне

+11

7 мая, 1992

…Сегодня на площадке перед нашим домом разорвался снаряд. На той самой площадке, где мы раньше играли с друзьями. Много людей ранило. Я точно знаю, что Джака, ее мама, Сельма, Нина, наш сосед Дадо и неизвестно сколько еще людей находились там во время обстрела. Дадо, Джака и ее мама вернулись домой из больницы, Сельма лишилась почки, но я не знаю, жива ли она сейчас, потому что до сих пор лежит в госпитале. Нину убили. Осколок снаряда попал ей в голову и задел мозг и теперь она мертва. Она была такой хорошей и милой девочкой. Мы вместе ходили в детский сад и вместе играли на этой площадке. Получается, что теперь я больше никогда ее не увижу? Нина, невинное одиннадцатилетнее дитя – жертва этой глупой войны. Мне грустно. Я плачу, и не понимаю почему. Она ведь ничего плохого не сделала. Мерзкая война забрала жизнь невинного ребенка. Нина. Я никогда тебя не забуду…

Из дневника Златы Филипович (1980 – н.в.)

Война.
Воистину этот Монстр не ведает ни милосердия, ни жалости. Неустанно марширует он по странам, городам, областям сея за собой Смерть, Боль и Страдание. Под железными стопами его гибнут все – солдаты, и гражданские; дети и взрослые; женщины и мужчины… Войне нет дела ни до чего: голод этого чудовища не знает границ. Ему всегда будет мало. Он не насытиться даже когда вокруг не останется ничего, кроме выжженной дочерна земли, а земля эта будет усыпана перемолотыми, развороченными телами убитых. И последний выживший, тяжело раненый солдат взберется на гору окровавленных трупов и победоносно закричит: Я победил!
Но увы, это будет не твой триумф, солдат. Победу в очередной раз одержит это Чудовище, которому ты скормил чужие жизни, чьи-то надежды, радости… чье-то будущее. И не оставив камня на камне, под черным от гари и копоти небом Война, все такая же ненасытная и страшная, пойдет дальше – туда, где еще слышен детский смех, где люди не знают горя, где вместо пуль над головой пока еще свистят соловьи…

Именно на такой мрачный философский лад настраивает игрока This War of Mine – проект от относительно молодой польской команды из 11 bit Studios, ранее отметившаяся весьма успешной tower defense стратегией Anomaly: Warzone Earth.
Мы с вами уже давно успели привыкнуть к войне на теле и кино экранах, а издатели из Activision и Electronic Arts, в свою очередь, ежегодно старательно выпускают на рынок свои симуляторы бездумного тира и пафосных речей. Однако остались еще студии, чья основная цель это в первую очередь творить, а уже потом при достижении успеха получать свои заслуженно заработанные.
This War of Mine нельзя ставить в один ряд с другими играми “про войну” – ее и игрой назвать с трудом получается, настолько серьезна заложенная в ней концепция. Вместо бравого морпеха с зашкаливающим уровнем тестостерона в крови и тяжелой винтовкой в руках игроку предоставляется взять под контроль небольшую группу беженцев – самых обычных людей, волею злых судеб, оказавшихся в осажденном войной городе. И у этих людей есть имена, предыстория, потребности и слабости.

Да, перед нами симулятор выживания в условиях военных действий. Никаких взрывов а-ля Майкл Бэй, никаких “ДА СЭР, ТАК ТОЧНО СЭР!” и прочей милитаристской бравады. Задача стоит одна – выжить, а как вы будете это делать решать исключительно вам. Будете ли вы грабить беззащитных стариков, обрекая их на голодную смерть? Или же вы отважитесь штурмовать продовольственный склад, в котором засела группа вооруженных мародеров? Здесь нет правильных и не правильных решений: однако бывший повар, например, до войны убивший разве что курицу перед тем как ее запечь, вряд ли сможет выдержать моральный груз, который последует за убийством человека. Даже если голод уже прижал его к стенке. Даже если в группе есть тяжело больной, которому необходимы лекарства. Как поступить – выбор, конечно, за вами, но у каждого выбора могут быть свои далеко идущие последствия.
Примерно так и будет происходить каждую внутриигровую ночь: мы выбираем, кто из персонажей отправиться за припасами, а кто из них останется охранять убежище.

Днем же, когда из-за угрозы быть подстреленным снайпером выходить на улицу опасно, вы вольны обустраивать свое жилище: собрав плиту, вам будет на чем готовить; соорудив капкан, вы сможете ловить зверя себе на обед; печка не даст вам замерзнуть, когда придут холода (а они обязательно придут) и так далее. Игнорируя потребности своих персонажей, вы рискуете обречь их на голодную смерть, на замерзание, и даже подтолкнуть к суициду.
Неукрепленное убежище, отсутствие средств самозащиты и бдящих за порядком жильцов рано или поздно приведут к печальному исходу: ваши скромные пожитки украдут мародеры, попутно подстрелив кого-нибудь из обитателей дома.

За всеми показателями надо пристально и неустанно следить, материалы для создания оружия и различной утвари необходимо собирать на развалинах или выменивать у торговцев, а при понижении морали под рукой всегда должна лежать бутылка крепкого самогона и пачка сигарет, дабы утолить грусть и печаль. Прибавьте к этому общую “хилость” персонажей в бою, а также крайне самобытную, граничащую с неудобством боевую систему…
Звучит все это обескураживающе, и на первых прохождениях ваши подопечные, да и вы сами будете испытывать много боли и страданий в попытках не умереть хотя бы пару недель. Ко всему прочему, в игре отсутствует система quick save/quick load, а ваш прогресс сохраняется лишь исключительно в начале каждого нового дня. Умудрились пасть смертью храбрых в попытке стащить банку консервов из-под носа у военных? Увы, ваше убежище потеряет одного из жильцов, но игра, тем не менее, продолжится дальше. Война, знаете ли, дело такое.
Отдельным пунктом стоит упомянуть случайную генерацию начального набора персонажей и продолжительность/суровость военных действий, а также доступность и населенность целого ряда мест для ночных исследований.
Подобный хардкор в одинаковой степени способен как затянуть, так и оттолкнуть игрока. Но ведь с другой стороны, если бы This War of Mine была бы простым сайд-скроллером, то не было бы особого смысла использовать такой серьезный бэкграунд и непростую для восприятия идею.

Нарочито депрессивные тона и карандашный стиль задают нужную атмосферу безысходности и тоски, а меланхоличные гитарные соло способны взять за душу даже самого циничного “выживальщика-одиночку”. Прекрасно, хоть и немного абстрактно нарисованные задники здесь соседствуют с довольно аскетично обставленными интерьерами зданий, а некоторым персонажам порой недостает более детальной прорисовки. Но назвать это минусом язык не поворачивается, скорее уж графическая особенность.

По-другому обстоят дела с техническим исполнением, которое местами может подпортить впечатление от игровой механики This War of Mine. “Искусственный интеллект” явно не блещет умом, и порой способен вытворять нечто совсем нелогичное. Так, почти на любой из локации можно спокойно спрятаться в тени и выманивать недругов один за другим, штабелями укладывая их возле себя. Или же, при зачистке военного поста, оставив в живых двух-трех солдат можно спокойно вернуться в убежище, а вернувшись следующей ночью обнаружить, что тела так и остались лежать на месте, а недобитые вояки даже не думали сменить позицию или хотя бы вызвать себе подкрепление. Пусть это и не критично, но обнаружив подобные “бреши” в механике игры, можно в легкую зачищать любую точку на карте даже самым хилым из персонажей, что способно подпортить общую атмосферу постоянной напряженности.

Тем не менее, со своей задачей игра справляется безупречно. Подарив игрокам возможность взглянуть на войну со стороны обычных людей действительно дорогого стоит учитывая, что подобных проектов в игровой индустрии ранее не выходило.
This War of Mine способна заставить вас надолго задуматься. Ведь не каждый человек на войне солдат, а выжить мирным людям в осажденном городе невыносимо тяжело. Честь и справедливость помогут вам разве что быстрее отправиться в мир иной, а убийства и воровство у других людей, скорее всего, так и будут висеть на вашей шее тяжелым грузом. А вы смогли бы со всем этим жить, как ни в чем не бывало?

***

Как вы уже успели заметить, свой обзор я решил начать с записи из дневника Златы Филипович – девочки, прожившей два года в осажденном Сараево. В свой журнал она записывала все происходящие события Боснийской войны, которая является частью так называемых Югославских конфликтов, что длились на протяжении десяти лет – с 1991 по 2001 гг… Именно история осажденного Сараево стала основой для игры This War of Mine.
Что примечательно — один из разработчиков игры Эмир Церимович, будучи девятилетним ребёнком, лично застал эти жуткие события. Разработчики восстановили в игре ряд мест, деталей и событий, которые печально прославили Сараево во время Югославских войн.

1. Welcome to hell

В начале каждого дня на экране загрузки справа на стене можно увидеть надпись Welcome to hell.

Такую же надпись в осажденном Сараево можно было наблюдать на стенах по всему городу.

2. Аллея снайперов

Улица Змея, она же центральная улица Сараево, во время Боснийской войны стала популярным местом у снайперов – как сербских, так и боснийских. Высотные здание, а также многочисленные возвышенности, которые находились вдоль всей аллеи, служили превосходной позицией для прицельного огня. Всего же за время осады Сараево на этой улице было убито 225 человек, ранено 1030. Большая часть этих людей были гражданскими, а не военными.

Предупредительный знак перед началом аллеи

Передвигаться по аллее можно было короткими перебежками, постоянно прячась за различной техникой и укрытиями. Либо же спустя некоторое время с начала осады и после того, как ООН наконец то решилась прийти на выручку, укрываться за БТРом миротворческих сил. Хотя даже это не всегда могло спасти.
В This War of Mine также присутствует Аллея Снайперов, по которой нужно передвигаться короткими перебежками от укрытия к укрытию.

Панорамный вид центральной площади – она же аллея снайперов

3. Бартер, кофе дороже золота и секс за тушенку

Одним из главных источников вдохновения и информации о тяжких условиях тех времен разработчики черпали из истории одного боснийского жителя под названием One year in hell (Один год в Аду). В нем подробно описывается обесценивание какой бы то ни было валюты в осажденном городе, всеобщий переход на бартер, взвинченные цены на кофе и сигареты, а также ужасающие подробности о продаже сексуальных услуг среди женского населения за банку тушенки.
Гуманитарной помощи, регулярно скидываемой силами ООН, не хватало на всех, да и большая часть всегда доставалась либо военным, либо людям со связями. А простым людям, дабы прокормить себя и свою семью, приходилось идти на такие крайние меры, как торговля своим телом.

Миротворец ООН делится с детьми сухпайком

В игре нам также встречается место под названием Бордель, где вооруженные бандиты держат в плену молодых женщин, которых они используют для своего заработка. Игрок волен либо торговать с ублюдками, либо же перебить всех и освободить заключенных.

4. Массовые изнасилования женщин военными

Благодаря слушаниям на Гаагском трибунале, достоверно известно, что в осажденном Сараево и в Боснии в целом регулярно происходили изнасилования и пытки женского населения военными, зачинщиками которых часто становились не просто солдаты, а высокопоставленные офицеры полиции и армии. Наряду с концентрационными лагерями, без которых также не обошлось во время Югославских войн, это один из самых печальных и ужасающих эпизодов конфликта.

Во время прохождения This War of Mine в локации Супермаркет можно увидеть следующую сцену: пьяный солдат пытается изнасиловать мирную жительницу. Игроку предоставляется выбор – либо вмешаться, либо не вмешиваться. И в таком случае солдат запрется с девушкой в одном из помещений и надругается над ней.

5. Вырубка деревьев и поедание животных

Зимний период в Сараево был самым суровым и тяжелым для всех его жителей. К всеобщему недоеданию, недостатку лекарств и бытовых предметов добавлялись холодный, пронизывающий ветер, снег и низкая температура. Электричества, конечно же, не было, а газ был такой же роскошью, как и горячая ванна. Поэтому жителям приходилось на время заморозков вырубать все деревья и кусты, дабы было чем топить печь.
Нетрудно догадаться, что спустя несколько лет осады в Сараево уже практически не оставалось съестных припасов. И чем простым жителям приходилось питаться…

Игроку также необходимо в зимний период обеспечивать себя дровами, топить снег, чтобы получить воды и ловить в капканы крыс, чтобы не умереть с голода…

***

Такие проекты как This War of Mine нужны не только любителям развлечений и игровому рынку, но и всей мировой общественности в целом, дабы в очередной раз показать те ужасы, которые приносит с собою Война.
А Война это всегда разрушение, смерть, боль и страдания.

И пусть на вашу судьбу никогда не выпадет горе испытать все это на себе.


This War of Mine

Платформы
PC | Mac | Linux | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | NSW | iOS | Android
Жанры
Дата выхода
14 ноября 2014
1.5K
4.2
1 081 оценка
Моя оценка

Лучшие комментарии

Читай также