В далёком декабре 2002 года в свет выходит первая игра серии «Приключения Шерлока Холмса» от неизвестной на тот момент украинской группы разработчиков Frogwares. Игра обещала игроку интересные головоломки и захватывающий сюжет в духе лучших произведений Артура Конана Дойла, а отечественных игроков издатель хотел порадовать высококачественной озвучкой самого Холмса. Но если всё должно было быть так хорошо, почему на Metacritic у игры 61%, а в Steam большинство отзывов — отрицательные? Сегодня я, Алексей, попробую в этом разобраться.
Сюжет и персонажи
Вечер седьмого мая тысяча восемьсот девяносто девятого года. Шерлоку Холмсу, непревзойдённому детективу, приходит письмо от его будущей кузины, молодой Элизабет Монткальф. В нём девушка излагает свои мысли по поводу неожиданной кончины её отца, лорда Монткальфа, совершившего (по мнению Скотланд-Ярда) ритуальное самосожжение. Элизабет просит Холмса приехать в загородное поместье лорда и осмотреть дом в поисках улик, указывающих на причины такого поступка, и Шерлок направляется в логово обезумевшего археолога, расставившего ловушки по собственному жилищу после возвращения из Египта. В гнетущем одиночестве, Шерлок должен будет разгадать тайну смерти лорда, а так же выяснить правду о ходящих в народе слухах о «проклятии мумии», что постигло Монткальфа в египетской гробнице.
На первый взгляд сюжет кажется слабым как минимум по той причине, что действующих лиц всего лишь трое — Шерлок Холмс, Элизабет Монткальф и Парки — враг умершего лорда Монткальфа. Однако, сюжет смог заинтересовать меня — игра короткая, так что напряжение не спадает до самого конца, который, однако, несколько предсказуем. К сюжету нельзя сходу придраться, так как он происходит всего лишь в тридцати пяти комнатах загородного особняка, а в таких местах сюжеты похожи друг на друга — скажем, эпидемия и пропавший отряд специального назначения, или убийство, которое придётся разгадать главному герою. Похожи и лишены логических дыр.
Геймплей и особенности
Жанр «Квест» постигло, кажется, вечное проклятие — однообразность и бесконечная похожесть игр. К сожалению, проклятие не обошло и эту игру, хотя в ней и найдётся место паре интересных особенностей.
Мы играем за Шерлока Холмса от первого лица, перемещаемся по комнатам и взаимодействуем с предметами щелчками мыши, осматриваем предметы, решаем головоломки и читаем записки, касающиеся и раскрывающие сюжет. В игре есть инвентарь, главное меню и особняк с загадками — вот и всё. Ничего сверхъестественного в этой игре мы не увидим.
Касательно геймплейных особенностей, замечу — игра является Point&Click, и всё бы хорошо, если бы не отвратительный пиксель-хантинг.
Пиксель-хантинг — охота за пикселями, поиск предметов в тёмных или наполненных хламом и лишними пикселями местах.
Он отвратителен и очень раздражает — в подвале на третьем уровне игры в первой же комнате 7мх7м спрятано около пятнадцати предметов. Казалось бы, что сложного? А сложности есть. Нелогичное расположение предметов, отсутствие их выделения, как активных, темнота самой комнаты и одна с грязными серыми полом и стенами цветовая гамма. Я больше получаса искал шестую бутылку вина без прохождения, пока не понял, что она — это вот та закорючка в самом углу комнаты, на самой верхней полке, на которую ты вообще бы никогда не посмотрел. Впрочем, к этой неприятной особенности придираются все игроки.
Головоломки в игре не так уж и сложны — пятнашки, подстановка чисел, расстановка бутылок вина, судоку. К каждой такой головоломке обязательно будет одна маленькая подсказка, которую легко пропустить, но так же в игре нашлось место некоторым нелогичностям. Допустим, нашли вы трость. Хорошую такую трость. Вот только кто вам сказал о том, что этой тростью нужно стукнуть трофейную голову амурского тигра, висящую на стене, дабы обнаружить за ней важный для прохождения предмет? Ладно, трость. Но что делать с вилкой, воткнутой в ковёр в коридоре? Ну, я имею ввиду, не тыкать же ею в первую попавшуюся дыр… Ой. Нужно было тыкнуть ею в дырку.
Некоторые места невозможно пройти без прохождения, и это огромный минус игре — какой смысл играть в игру по заранее расписанному сценарию? Скажем, каким образом вы могли бы догадаться, что куском мыла надо ткнуть в заржавевшую замочную скважину? Вот то то же.
Графика, музыка, звук
К технической составляющей в этой игре можно подходить двумя путями: первым является Сочувствие — понимание того, что бюджет у игры был невероятно низким, и упор на то, что игра делалась фанатами для фанатов. С другой стороны, второй путь — Серьёзность, абсолютная критика во плоти в её наиболее полной форме. Я же сделаю крюк, и расскажу всё с двух точек зрения.
Итак, игра встречает нас плохой анимацией в пререндеренных видеороликах, далеко не лучшим качеством звука, хотя довольно неплохим саудтреком, состоящим из… одной-двух дорожек, мда. Оглядываясь на далёкий 2002, можно сказать, что для того года подобный смак был в порядке нормы для низкобюджетных игр — подобные ошибки проскакивали очень нередко. Да, игра в 2002 вышла в единственно верном для неё разрешении — 640x480, хотя сейчас в Steam её можно растянуть на 16:9. В заключении мы получим очень среднюю проработку текстур, звука и анимации, но довольно неплохую музыку.
Скажу сразу — в игре техническая составляющая просто ужасна. Звуки низкого качества в количестве десятка-другого, две-три музыкальные дорожки, плохая графика для 2002 года — с первого взгляда можно поставить вердикт «Трешак». Но и это не всё — давайте сравнивать, ведь в сравнении истина. Вспомним великолепный Max Payne. Нет, зачем? Давайте вспомним второй Silent Hill! А может, я расскажу вам о первом Black&White? Если подводить итог — очень дешево и сердито, и музыка не способна вытащить техническую составляющую из Ада, ибо пала она глубоко. Всего лишь 640x480 на выходе, какой ужас...
Заключение
Да. Да, я сразу вам говорю — да. Всё плохо. Всё плохо для 2002 года, всё плохо для 2016 года — довольно слабый сюжет, средний геймплей, очень посредственная техническая составляющая — всё плохо. Но почему же у игры 61%, а не, скажем, 30%? Почему соотношение отрицательных отзывов к положительным примерно 60/40, а не, ну, 80/20? А я скажу почему. Из-за атмосферы.
Игра действительно передаёт дух загородного особняка, загадочной египетской мифологии, убийств и расследований. Да, игра не слишком похожа на произведение Артура Конана Дойла — атмосфера слегка другая (чего стоит Холмс, отказывающийся брать револьвер, потому что, цитата: «Я не хочу брать того, чем не умею пользоваться»!), но игра всё равно затягивает. Это тот самый момент, когда недолгая продолжительность игры идёт ей на пользу — всего за 6-8 часов игра проходится без прохождения, и за это время не успевает надоесть. Да, игра плохая, но она всё равно достойна вашего прохождения хотя бы раз. Мой же вердикт — 6/10 — СРЕДНЕ.
Послесловие
Не серчайте, мои дорогие читатели — этот блог оказался лишь пробой пера, ибо это мой первый блог. Я прошу вас оставлять комментарии и оценивать данный обзор, дабы я понял, что стоит изменить, что убрать, а что добавить. Спасибо за ваше внимание, участники игрового портала Stopgame.ru!
До связи!
— Алексей
Лучшие комментарии
P.S. Спасибо за отзыв!)