22 июня 2016 22.06.16 1 2723

Игоровой кризис 1983 года: Потрясение Atari и Стивен Спилберг!

Приветствую всех посетителей, геймеров и олдфагов. Все мы любим поиграть в игрушки на компах или на своих приставках, но даже и не задумываемся, что игровая индустрия могла загнуться на заре своего рождения и пойти по совсем иному пути.

Всему виной стал кризис, который обрушился на игровой рынок в 1983 году известный как "Потрясение Atari". В период 1982-83 гг продажи игр упали на 97% с 3,2 млрд копий, до жалких 100 млн., что поставило под сомнение перспективность игр как бизнеса. Но давайте не будем спешить, а разберемся что же произошло 33 года назад.



1. Перенасыщение рынка игровыми консолями

США в 80-е годы был самым развивающимся рынком, вспомнить хотя бы тот же Голливуд. И не удивительно, что игровая индустрия как коммерческое явление зародилось именно там. 80-ее года — это был золотой век аркадных автоматов и игровых приставок во главе с главным игроделом — Atari!

Однако к концу 83 года прошлого столетия конкуренция на рынке игровых консолей стала просто бешеной. Игровые приставки выпускали все, кому не лень, и у кого хватало хоть немного денег. Можно вспомнить тут создателей кулк Барби — Mettel и компанию по производству изделий из кожи Coleco, которые так же решили съесть свой кусок игрового пирога. Приставок было огромное количество, а вот качество игр, увы, было унылым. Все игры были похожи друг на друга, убоги и однообразны. Покупатели начали путаться в этом разнообразии приставок и игр, ведь существенного отличия между ними практически не было.

Так же здесь сыграл тот факт, что некоторые производители начинали делать более универсальные приставки. Например приставки от Colecovision прекрасно «кушали» картриджи от более дорогой и продвинутой приставки Atari, что стало одной из причин сокрушения гиганта. Атари конечно же пытались запретить использовать их картриджи на других приставках, однако антимонопольный закон в США и у нас — две огромные разницы и Atari суд проиграла.



2. Activision и потеря над изданием игр

Но ещё до проблем с конкурентами, компания Atari успела себе сильно поднасрать. Все дело в том, что зажравшиеся капиталисты не хотели платить авторские отчисления программистам и разработчикам игр, а так же указывать их в титрах игр. Вторые на это сильно обиделись и…

Это привело к тому, что в 1979 году из многострадальной Atari уходит часть программистов и создают свою компанию Activision, которая не выпускала своих консолей, но выпускала игры под уже существующие. Атаровцем это очень не понравилось и началась долгая судебная тяжба с Activision, в которой они опять проиграли и суд постановил, что независимые разработчики могут выпускать свои игры, не выплачивая роялти производителю приставок.

Мало того, что на рынке были десятки приставок, так теперь началась самая настоящая охота на программистов, которых стали переманивать из конторы в контору. Начали появляться десятки независимых фирм-разработчиков игр. А на сам игровой рынок начало поступать огромное количество игр, которые опять же не отличались особым качеством и разнообразием.

Это привело к падению цен на игры с 34.95 в 1982 году до 4.95 уже в 83-м. Многие маленькие и неопытные компании быстро разорились и ушли с рынка, а монстры получили сильнейший удар под дых, но оставались верны себе — не указывать имена разработчиков и не платить им денег. Домоклов меч опустился ещё ниже.

з.ы. Нынешняя компания Activision имеет мало общего с компанией 79 года прошлого столетия.



3. Конкуренция со стороны домашних компьютеров

Приставкам никуда не деться было и от наступающих на пятки домашних компьютеров: Apple II, Commodore, TDS-80, ZX-Spectum (сознавайтесь у кого был?!?) и других.

Да, когда такие компьютеры стоили 1000 долларов, то их мало кто мог себе позволить. Но в 1982 году они начали свою войну за место под солнцем. Стоимость их резко упала в разы и они стали доступны большему количеству людей. Например TRS-80 Color Computer стоил 379 долларов, а Commodore VIC-20 уже 199 баксов.

К тому же домашние компьютеры куда сильнее привлекали родителей юных геймеров, ведь они позволяли не только шпилиться в игры, но и учиться на них, они уже нужны были для поступления в ВУЗы и на них можно было вести домашнюю бухгалтерию.

Но самой вкусной их возможностью было конечно же — возможность копировать информацию. Вот она эра зарождения пиратства. Теперь не обязательно нужно было покупать игру, ее можно было просто скопировать у друга, а ещё лучше — самому создать свою игру!!! Ведь компьютеры позволяли программировать самим и это стало одним из самых главных мейнстримов у молодого поколения того времени.

Все это нисколько не добавило оптимизму в игровой индустрии и стул под игроделами зашатался ещё сильнее.

Кстати, домашним компьютерам тоже не стоило долго радоваться. Им на смену уже спешил персональный компьютер IBM-PC, который сметет своих конкурентов и на троне воссядут IBM-совместимые компьютеры.

Кризис близко...



4. Рождество, Стивен Спилберг и два последних гвоздя в гроб игровой индустрии

И вот оно — долгожданное рождество 1983 года. Новогодние праздники реально могут сотворить чудеса и спасти положение бедствующих компаний, которые в этот год пропустили слишком много ударов.

К таким компаниям конечно же относилась и Atari, решившие отыграться и покрыть все убытки выпустив на новогодние каникулы две игры — портировать на свою приставку легендарную аркаду Pac-man и выпустить игру по мотивам вышедшего и мега-популярного фильма Стивена Спилберга — "Инопланетянин".

В стенах Atari решили, что мамаши тупых маленьких пиндосов просто сметут в новогодние праздники игру по мотивам этого фильма и решили особо над игрой не заморачиваться и выпустили каллищный калл в кротчайшие сроки. Мало им было этого. Так же программисты этой конторы умудрились испоганить и примитивнейший геймлпей в игре Pac-man и угробили простейшую игру так, что играть в нее стало невозможно. Как им это удалось до сих пор загадка, которую не в силах разгадать и Малдеру со Скалли. В итоге получились две самые убогие игры, которые окончательно похоронят Atari и много кого ещё.

И вот, рождественские каникулы и в магазины поступают две игры от Atari с тиражом по 5 млн. каждая. А выпустить 10 млн. картриджей это вам не 10 млн. болванок или игры в стиме. Это серьезные затраты на их производство. И какого же было удивление магазинов, да и самих Атаровцев, когда почти весь проданный объем игр был возвращен в магазины. Поднялся огромный скандал и все игры были возвращены в стены Atari, а авторитет последний жестоко подорван.

Продать эти игры было уже не возможно даже на распродажах со скидкой, о них пошла дурная слава в народе. Поэтому весь тираж этих игр был секретно вывезен в заброшенные шахты Нью-Мексико и навсегда похоронен в бетоне.



Зима пришла...

Для игровой индустрии начались очень темные дни. Контора за конторой сыпались и банкротились. Люди перестали покупать новые приставки. Зачем? Ведь больше некому было создавать игры, а значит новых игр больше не будет. Да и игры были похожи как две капли воды.

Ко всему этому добавлялись пессимистические прогнозы аналитиков и игровых журналистов, которые заявляли что игровой индустрии пришел конец. Это мертворожденное дитя, которые уже никогда не сможет стать локомотивом технологического прогресса. Больше нет смысла производить игры, это стало нерентабельно.

Atari как главный виновник сего торжества получил слишком сильные удары и уже никогда не сможет восстановиться от них. Да, она выпустит и другие приставки и даже удачные, но вскоре обанкротиться и закроется. Ее именем ещё попользуются, но вернуть былую славу уже будет нельзя.

И вот в темное царство пробился лучик японского солнца

Конечно же, игры не перестали выпускаться как таковые, ведь теперь была эпоха домашних компьютеров, но ничто не может дать такой толчок в развитии как конкуренция, а больше им никто не угрожал.

Никто, кроме маленькой хитрой японской компании Nintendo, которая добавив к своей приставки интерактивного робота R.O.B. и световой пистолет Zapper приплыли покорять свободный народ Америки. Приставка получила название Nintendo Entertainment System (NES), у нас она известна под маркой Dendy.

В Америку NES прибыло в 1985 году несколькими тестовыми партиями и были просто сметены «оголодавшими» американцами. В 1986 году был запущен официальный выпуск этих приставок в Америке, а через год — в Европе. Россию же эти приставки покорили в 1992 году и думаю у многих из Вас она была.

Именно 1985 год и стал годом возрождения игровой индустрии. NES принесла много новшеств, таких как защиту и лицензирования игр, а игровые консоли стали именоваться «Развлекательная система».



За время игрового кризиса многое что произошло и ещё больше произошло после него. Игровая индустрия пережила кардинальные изменения, которые в одном посте не описать.

Кризис миновал, но он мог вернуться… в 2008 году, в год всеобщего кризиса, игровая индустрия чуть не повторила «подвиг» 83 года. Но все обошлось.

Пост подготовлен специально для всех читателей StopGame. Надеюсь Вам было интересно.
С Вами был Mr.Depressman.

Лучшие комментарии

Читайте также