9 июня 2016 9.06.16 4 2131

Everybody's Gone to the Rapture [Обзор игры]

+2

Претензии на интеллектуальность в современной игроиндустрии еще не скоро станут рядовым явлением как ежегодные релизы Call of Duty или бесконечные перезапуски (не менее) бесконечных франшиз. Впрочем, это только вопрос времени. Растущая, но пока что скромная армия «претендующих» непрестанно взваливает на геймерские умы бремя рассуждений о жизни, Вселенной и насущном. И сегодня, когда императорский трон опустел со смертью Tale of Tales, вечно бьющаяся в авангарде The Chinese Room предстает перед страждущим народом в облике того самого сына, в чьих жилах кипит королевская кровь.

Само название студии (Китайская комната) отсылает к широко известному мысленному эксперименту и метафорически обыгрывает тему взаимодействия игрока с программным кодом. Какими бы бесхитростными не были художественные приемы The Chinese Room, к последним работам студии, Dear Esther и Amnesia: A Machine for Pigs, даже самому искушенному игрожуру хотелось прилепить все знакомые ему клише: «атмосферно», «красиво», и, помяни его господи, «с душой». «Градус» разве что не «зашкаливал».

О, вот еще одно: «Каждый кадр так и просится на рабочий стол!»

Everybody’s Gone to the Rapture во многом похожа на Dear Esther. Она и атмосферность предшественницы сохранила, и ее красоту. Но когда речь заходит о «душевности» и интеллектуальности — начинаются споры.

В отличие от Dear Esther, история в Хрониках последних дней (так нарекли игру локализаторы, потеряв по пути смысловую нагрузку названия) нарочита проста, хоть и не скупится на хронологический хаос. Английская деревушка Йогтон, не отмеченная на картах реального мира, однажды полностью опустела. В пепельницах еще дымятся сигареты, на холстах красуются недоконченные пейзажи – что бы здесь не случилось, время будто замерло.

Порою кажется, что именно ради передачи этого ощущения игра и создавалась – потому что все художественные решения в Everybody’s Gone to the Rapture будто бы призваны служить этой цели. Притом удалось ли каждое из этих решений – вопрос, прямо говоря, дискуссионный.

Не все пришли в восторг

Какого-то сюжетного стержня в игре нет. Повествование то и дело описывает круги вокруг нескольких жителей деревни. Характеры их не то чтобы яркие, и секреты их личной жизни не содержат должной интриги, а природа случившейся катастрофы достаточно быстро становится понятной. The Chinese Room даже не собираются вас развлекать. Они скорее хотят написать всеобъемлющий холст о мировоззрении и смерти, к которой каждый из персонажей, будь то ученый или священник, относится по-разному. Со всей подобающей претенциозностью.

Мир условно поделен на несколько локаций, и первый визит в каждую сопровождается появлением на экране имени героя, чью судьбу вам собираются рассказать. Полную картину придется составлять самостоятельно: вам лишь покажут сцены-воспоминания с героями в сверкающих бесплотных обличьях. Некоторые из них оставят эмоциональный след в памяти, большинство же – вскоре забудутся. Измены и конфликты, напускное безумие и встречи с неизбежным – все это есть, но подается маленькими порциями, так как изрядная доля представления отведена бытовым мелочам. Апокалипсис в Everybody’s Gone to the Rapture совсем не такой, каким мы его привыкли видеть. Он светлый, безмятежный и вдохновляющий.

В этой идее и сопутствующей ей примеси мистицизма содержится основная часть смысловой нагрузки. Безразмерные пробелы и недосказанности остались в Dear Esther, здешние сцены же при повторном прохождении складываются в последовательную и чуть приземленную историю. Но финал в лучших традициях — понять его можно как вздумается, а потом и трактовки на форумах обсудить.

Когда солнце заходит за горизонт

Сопровождать вас в поисках сюжетных сюрпризов будет светящийся шар, знающий дороги Йогтона как свои пять… неважно. Иногда этот шар вызывает мимолетную привязанность как куб-компаньон из Portal, но путеводитель из него никудышный – то в начало локации отправит, то вообще исчезнет или застрянет в каких-нибудь кустах. Так и хочется, знаете ли, в печь его сбросить.

Проблемы с навигацией не были б так фатальны, если б не один нюанс. Йогтон – деревушка довольно большая, хоть повсюду и размещены карты с указателями. Искусственно ограниченная скорость передвижения заставляет себя ненавидеть, когда приходится одну локацию обходить дважды. Кнопка бега поначалу работает как рычаг для крыс Скиннера – периодически ее долбишь, не понимая, ускоряешься ты или нет. В такие моменты и про красоту окружающих пейзажей забываешь, и на звуковое оформление – лучшее на свете – перестаешь обращать внимание.

Сложно сказать, оправдан ли такой финт – с одной стороны, расстояние между очередной телефонной будкой, из которой доносится чей-то монолог, и автобусной остановкой, где только что парочка мило беседовала, небольшое. Да только как разнообразны не были б пейзажи, они все равно приедаются, а изучать интерьеры почти бессмысленно – повествование через окружение в Everybody’s Gone to the Rapture используется катастрофически редко. Взять книжку со стеллажа или бросить тарелку в стену тоже не выйдет – кнопка взаимодействия позволяет разве что дверь открыть или поднять телефонную трубку.

***

Но когда солнце заходит за горизонт, и небо наливается звездами, когда музыка бьет в самое сердце, и на экране разворачивается одна из тех драматических сцен, ради которых заколоченный китайский театр распростер свои ставни, когда медленный шаг способствует медитативному созерцанию британских полей, и шар-компаньон удерживается от безудержной свистопляски – на всякие недостатки хочется забить. Кому-то игра понравится, кому-то нет.

Мне вот понравилась. ¯\_(ツ)_/¯

Выводить оценку самостоятельно – дело гиблое. Уж очень впечатление от подобной игры зависит от персонального восприятия. Потому добавьте игре:

+2 балла – если согласны с тем, что претенциозность может быть не только недостатком, но и достоинством

+2 балла – просто за визуальное и звуковое оформление

+2 балла – если готовы променять интригующие и лихие сюжеты на вялотекущую драму

+1 балл – если вас удручает, что современные игры редко прибегают к реализму в сценариях

+1 балл – если считаете завышенные амбиции и нехватку ресурсов достаточным оправданием, чтобы пренебречь проработкой мелких деталей

+1 балл – если убеждены, что интеллектуальность достижима без обилия донных смыслов и сложных аллюзий

+1 балл – если способны на протяжении пяти часов наслаждаться британскими видами и не собираетесь проверять кнопку бега на прочность

+1 балл – если Удача – ваше второе и третье имя, и вам удастся прогуляться по Йогтону, ни разу не заблудившись


Portal

Платформы
PC | Mac | Linux | PS3 | X360 | XONE | XBOXSX | NSW | Android
Жанр
Дата выхода
9 октября 2007
3.5K
4.3
2 678 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Игра неоднозначная, но грустную атмосферу безысходности и пустоты передаёт как надо. После очередных блокбастеров как раз хочется поиграть в такие неспешные красивые игры.
Ставлю +, даже не читая статью, тупо по тому, что есть умники, которые так же не читая ставят — -_-
Вот, кстати, сложно сходу вспомнить игровые проекты, где безысходность и пустота соседствуют со светлой грустью, а не темными подвалами угнетения.
Читай также