Товарищи! Сегодня мы отмечаем годовщину Великой Коммунистической Американской Революции! Ура! Ура! Ура! Красное солнце сегодня особенно ярко светит всем труженикам пролетариата! И в этот знаменательный день, наши наземные силы смогли успешно десантироваться на Дальнем Востоке империалистической России, отказавшейся от верного и светлого пути коммунизма! В то же время, их Союзник — Германия, отчаянно борется с превосходящими силами Польско-Эстонско-Литовской коалиции, что уже находятся в трёхстах километрах от Берлина! В честь столь славного дня, каждому труженику нашего правого дела полагается пинта отборного пива по три копейки!

Если у вас случился небольшой приступ недопонимания — не беспокойтесь. Это не бред сумасшедшего и не временная параллель, случайно созданная одним подростком в оранжевой жилетке. Это все результат длительного процесса наращивания коммунистических настроений в США, пренебрежение Сталинскими чистками и, как следствие, заговор Троцкистов, вернувших Российскую Империю на карту мира, а так же дальновидная политика Польского государства, решившего создать Альянс из прибалтийских стран для противостояния нацисткой угрозе. И всё это за одну партию в Hearts of Iron 4! Или, как её давно кличут у нас — День Победы.

Paradox и её игры всегда были закрытым клубом с высокой планкой вхождения. Пока другие разработчики старались сделать свои игры доступными и понятными любому желающему, Шведы, как будто специально, городили тысячи меню, подменю, таблиц, графиков и другой сложной фигни, от которой так старательно пытаются избавиться современные игроделы.

Но, даже среди подобных «ботаников», есть самый главный (про Victoria мы неловко умолчим для комического эффекта) — самый непонятный и страшный, способный вызвать нервный тик просто показав карту игрового мира. И имя ему — серия Hearts of Iron. Батальоны, дивизии, корпуса, флотилии, авиационные крылья, политические партии, заводы, ресурсы, фронты, шпионаж, исследования, разработка вооружения, антибиотики для солдат и натуральная таблица из Excel'я размером на сто ячеек, в которой прописаны характеристики ваших войск. Чтобы разобраться со всей этой лавиной информации, не хватило бы даже и ста фронтовых грамм.

Однако, время идет и даже Paradox поняли, что чем доступнее и понятнее будет игра, тем лучше это будет для всех, особенно, когда сама игра имеет очень неплохой потенциал. Который, к сожалению, могли раскрыть не многие. И вот, выпустив на свет «очеловеченные» Europa Universalis 4, Сrusader Kings 2 и недавний Stellaris, шведы постарались сделать доступнее свой самый загруженный проект — День Победы. Получилось ли? Об этом и пойдет речь.

И так, игра предлагает нам выбрать между 1936 и 1939 годами, соответственно. Первый вариант представляет собой некоторое затишье перед бурей, позволяющее подготовить свое государство к предстоящей войне или же, перевернуть ход истории и удариться в совсем другом направлении, нежели ваше же избранница. Этот вариант прекрасно подходит не только тем, кто желает перекроить историю страны еще до начала Второй Мировой, но и тем, кто впервые решится попробовать себя в роли президента или диктатора. Благо, времени дается достаточно.

Второй же вариант бросает игрока сразу к первому сентябрю 1939 года. Немцы стоят у Польской калитки, прикрываясь пактом Молотова-Риббентропа, и вежливо спрашивают, выйдет ли Польша погулять и если нет — пусть отдадут Варшаву. Все исторически важные события (вроде аншлюза Австрии или Японского вторжения) уже произошли и сильно перекроить уже существующий мировой порядок сил не получится, но зато игра сразу бросает жаждущего действа игрока прямо в пекло.

Стоит отметить, что при старте игры существует пункт соответствия истории. Если он будет активирован — ИИ, управляющие государствами, будут действовать в рамках своего исторического протеже, повторяя его прошлые действия. Если же вы отключите данную опцию, то вполне можете обнаружить себя в совершенно другом мире, где СССР воюет с Великобританией, а Германия дружит с Польшей.

Выбрав же точку отсчета, игроку предоставится выбор из «Большой Семерки» стран (от Японии, до СССР), каждая из которых обладает не только отличительными характеристиками вроде политической системы или вооружения, но так же собственными «идеями», определяющими весь стиль игры. Помимо же этих Семи стран, можно отметить и Польшу, которая так же обладает своим собственным древом идей, которое позволяет, например, организовать Балтийский Альянс. Ну, и конечно же, никто не запрещает вам выбрать любую другую страну на всем земном шаре, вот только уникальных идей у них не будет и представляют они из себя некоторые ветки, позволяющие слепить из своего государства какую-нибудь коммунистическую страну с развитой авиацией или правую диктатуру с грозной наземной силой.

Не откладывая в долгий ящик, поговорим о древе Идей. Или, как его здесь называют — древе Фокуса. Использовав свои предыдущие наработки из EU4, Paradox взяли Национальные Идеи, которые открывали бонусы для каждой державы и расширили его в несколько раз. Итак, каждое государство имеет несколько десятков условных «перков», которые открываются в древовидном, иногда взаимоисключающем порядке, раз в семьдесят дней. Каждая открытая особенность дает какие-либо бонусы, зависящие как от самого перка, так и от выбранной страны. Например, СССР может организовать Сталинские Чистки, что снизит уровень контр-революционных настроений в стране.

Помимо подобных индивидуальных политических особенностей, особую нишу занимают фокусы, позволяющие корректировать свою внешнюю политику. Так, у Третьего Рейха есть целое отдельное древо под захват Европы. В нем есть перки из разряда «Пакт Молотва-Риббентропа», «Раздел Польши», «Аншлюз Австрии», «Союз с СССР» и многие другие, которые позволяют в корни изменить ваш список врагов и союзников.

Некоторые фокусы открываются только при достижении определенных условий. Таких как солидное количество заводов. Или, например, у Советского Союза есть перк «Оборона Москвы», увеличивающий количество защитных сооружений у столицы, если враг подошел к ней вплотную.

Ну а оставшиеся Фокусы позволяют ускорять развитие и изучение ваших политических, промышленных или военных отраслей. В конечном итоге, изучив необходимые перки, вы можете полностью перекроить мировую карту, создать непобедимый союз, сделать из своей державы мощную производственную фабрику или стать передовиком науки, что только добавляет реиграбельности игре.

Разобравшись с Национальными Фокусами, придет черед заглянуть в окошко политики. Бывалые игроки тут же заметят его некоторое оскудение, что компенсируется упомянутым древом идей, но всё же. В окне политической информации нам дадут понять, какие партии имеют наибольшее влияние в стране, когда будут следующие выборы, какие министры назначены и что у нас творится с призывом или торговлей.

Тратя очки своего политического влияния, мы можем изменять все вышеперечисленные пункты. Можем назначить определенного человека на должность военного советника и увеличить тем самым огневую мощь артиллерии. Выбрать определенную фирму, которая будет производством техники и сократит время производства на линии. Изменить форму внешней торговли или провести милитаризацию экономики, увеличив производство военной техники.

Сколотив вокруг себя подобающий управленческий аппарат, стоит заглянуть в раздел исследований. Тут нас ждут различные ветки технологий в промышленности, авиации, артиллерии и наземных сил. Знакомая система древовидных и взаимоисключающий исследований, позволят игроку не только изобрести какой-нибудь новый танк, винтовку или спец. подразделение, но так же позволит выбрать между, например, концентрированием производства или же наоборот, наибольшем его расселении, чтобы уменьшить потенциальный урон от авиа-налетов.

Помимо привычных исследований, свои научные ресурсы можно пустить и на разработку особых доктрин. Будь то наземные, воздушные или морские. Здесь игроку придется выбирать, чего он хочет от своей армии. Будет ли она сильна в обороне? Или будет проводить молниеносные блицкриги? Будет ли армия многочисленна или же идеально натренирована? Каждая ветка исключает принятие всех остальных, поэтому стоит задуматься заранее о специализации своей армии.

Еще одним важным параметром, за которым вам следует следить время от времени — это уровень всеобщего «Хаоса», происходимого в мире. Чем больше происходит всевозможных стычек, захватов и разделов земель, тем больше растет данный счетчик в углу экрана. Когда он приближается к сотне, всем уже становиться понятно, что до мировой войны как рукой подать. Это поможет всевозможным демократическим государствам оправдать милитаризацию своей экономики или более обширный призыв рекрутов.

Разобравшись с делами научно-политическими, перейдем к делам насущным и более физическим. К промышленности. Теперь, вместо старой заводской системы производства, в игре существует более удобная система линейки производств, уже на которую работают заводы. Игрок волен выбирать, что именно ему нужно производить на определенной линии, так же выбирая количество военных заводов, задействованных на этой линии. Чем дольше линия производит одну и ту же технику или оружие, тем эффективнее и быстрее она работает, если, конечно, ей не поставит палки в колеса отсутствие ресурсов.

Для работы каждого завода на определенной линии требуется определенный ресурс. Оружию нужна сталь, а всевозможной технике — нефть, и тому подобное. Производством этих ресурсов можно заниматься самому, если на территории вашего государства существует месторождение этих ресурсов. Или же можно организовать торговлю со своими соседями, чтобы те обеспечили вас самым необходим.

Вот только платить за ресурсы придется не рублями или фунтами, а своим производством. За каждый ресурс придется отдавать в аренду один из своих гражданских заводов. Они же тратятся на то, чтобы улучшать инфраструктуру, защитные сооружения, радары, аэропорты и, собственно другие заводы. Поэтому, если вы решите скупить все ресурсы вокруг — рискуете остаться без производства.

На первый взгляд кажется, что подобная система сложна, но стоит покопаться в ней, понять, как работают торговые пути, как строить новые заводы, как перестраивать уже существующие для нужды фронта, как эффективно перераспределять уже действующие военные заводы на производство дефицитного оружия, а так же поняв, как работает ответный экспорт излишков ресурсов (за которые мы уже сами получаем в аренду чужие заводы), то производство товаров и экономика в целом становиться довольно понятной.

Перед тем, как начать решать вопросы с соседними государствами насильственным путем, поговорим о том, как обойтись мирными способами. А именно — о дипломатии и шпионаже. Помимо всевозможных союзных договоров, казусов белли, разведке на поле боя или «подглядывании» за чужими исследованиями, стоит отдельно отметить возможность поддержки партий внутри потенциального противника. Несколько засланных казачков могут разжечь революционный огонь, который может обернуться настоящим пожарищем и перевернуть политическую систему в стране с ног на голову. К сожалению, сам ИИ подобными интересными вещами предпочитает не пользоваться.

Ну а теперь настало время поговорить о самом интересном — о бескомпромиссной мясорубке, о миллионах солдат, о сотне дивизий, о войне. Для начала — вам потребуется те, кто будут воевать. В зависимости от вашей политики мобилизации, каждый месяц в вашу армию будут пребывать рекруты из которых вы можете обучать дивизии. Помимо рекрутов, каждой дивизии необходимо вооружение, которое производится на тех самых линиях производства усилиями военных заводов.

Сами же дивизии состоят из отдельных батальонов пехоты, танков, артиллерии, кавалерии и разнообразных машин. Так же к ним дополняются отряды поддержки, вроде ремонтных отрядов или мобильных госпиталей. Из укомплектованных батальонов уже складывается необходимость в определенной экипировке. Если у вас на данный момент не хватает вооружения или людей, то производство новых дивизий остановиться, хотя их можно пускать в бой и в таком, полу набранном состоянии.

Как только вы выбрали из батальонов подходящие дивизии, вооружили и укомплектовали их личным составом, вам придется столкнуться со шкалой «организации» дивизии. Это — можно сказать, мораль ваших людей. Если она опуститься до нуля — они откажутся двигаться и вообще будут отвратительно сражаться.

Полностью готовые дивизии уже можно объединять в целые армии. А армии отдавать под управления генералам. Как только вы сформируете определенную армию, вы сможете выбрать фронт предстоящих боевых действий, прочертить путь наступления, указать необходимые задачи и приказать вашей армии приготовиться. И надеяться, что в этот раз, шизанутый ИИ не начнет чудить и не угробит вашу армию, потому что сражения здесь — это то еще бросание кубиков.

На шансы вашей победы влияют миллионы и одна мелочь. Погода, ландшафт, укрепления, оснащенность, численность, поддержка авиации, состав дивизий, опыт генерала, время суток, время года, наличие кораблей или поддержка артиллерии. А с учетом того, что ИИ действует порой очень странно, отказываясь, например, брать в котел вражеские войска, предпочитая оббегать или атаковать их в лоб, то приходиться очень часто отказываться от довольно интересной системы ведения боевых действий в угоду привычному перетаскиванию отрядов из провинции в провинцию. А то одаренный компьютерный генерал внезапно захочет атаковать укрепления врага только-только прибывшим, полуживым отрядом.

И раз уж мы заговорили о флоте и авиации — управление ими довольно не интуитивно. Вы все так же производите их на военных линиях, собирая авиа-крылья или флотилии, которым уже позже можно приказать выполнять определенную задачу: разбомбить какой-то участок карты, оказать поддержку наземным войскам, вступить в бой с силами противника. Омрачает все это то, что участки карты, доступные для подобных действий, очень обширны. И, например, чтобы разбомбить Варшаву, приходиться указывать действующий регион для своих самолетов не конкретную провинцию, а целый регион — Восточную Польшу.

Если же вам сопутствует удача, если ваши войска имеют бесперебойную поставку экипировки и солдат, то фронт начинает продвигаться, мало помалу перекрашивая захваченные территории в ваш цвет и двигая линию фронта в сторону противника. Смотрится, честное слово, очень атмосферно.

К сожалению, вся эта атмосферность все равно требует усилий. Местный интерфейс хоть и стал более дружелюбным, чем был ранее, все равно тяжел для понимания и, например, чтобы найти, как использовать пресловутую авиацию, приходиться открыть вкладок шесть или семь. Чтобы увеличивать свои шансы на победу в битве, приходится прокликивать каждую локацию, чтобы увидеть, болота там или луга. Идет ли там сейчас дождь или нет, потому разработчики не прикрутили специальную карту для ландшафта или погодных эффектов.

Вам придется действительно «учиться», чтобы просто сыграть в игру, не то чтобы выиграть. Местное обучение куцое до безобразия и включает в себя всего полтора десятка шагов, чего безусловно мало для игры такой глубины. Только чтобы осознать, как именно лучше конструировать дивизии — уйдет не один час.

Но оно все равно того стоит. Paradox действительно постарались сделать игру доступнее, упразднив множество лишних элементов, хоть некоторые из них и придавали игре свой шарм. Обзаведясь неплохой картинкой, некоторыми удобными новшествами и избавившись от ненужного балласта, День Победы 4 определенно заслуживает внимания. Хотя бы ради того, чтобы как в детстве посмотреть на карту, нарисовать на ней стрелочки, разукрасить «своих и чужих» и смотреть как мир меняется по велению наших действий.


Лучшие комментарии

Ну, Парадоксы явно стараются изменить ситуацию и привлечь новую аудиторию. Думаю, достаточно скоро о них будут знать намного лучше, чем сейчас.
Одиночество твоего комментария меня угнетает.Всегда мало было нашего брата.По поводу игры, то согласен с тем что изменения в интерфейсе пошли серии на пользу, В третьей части творился форменный ад, особенно если только прошел обучение и решил поиграть за советов.Меня несколько расстроило что есть всего две начальных точки,36 и 39 года.Ещё мне показалось странным решением убрать деньги и оплачивать стратегические ресурсы фабриками.Как-то не реалистично, на мой взгляд.

Что касается обзора, то он хорош собою.Весьма информативен и увлекателен, улыбнулся в нескольких моментах.И оформлен значительно лучше чем мой коммент.В общем, круто.
Не фанат игр такого рода, но вот что действительно удивило, так это наличие к этой игре DLC с саундтреком от Sabaton. И это охрененно.
Давно пора! Я неделю потратил, чтоб в свое время разобраться в первом Дне Победы. А в Стелларис разобрался за полчаса. Парадоксы делают успехи!)
После CK2 и EU4 непривычно было видеть временной отрезок всего в 12 лет.
Мне интересно, а чем отличаются Cadet Edition Colonel Edition и Field Marshal Edition. Все таки цена очень даже разнится.
Из последних. Crusader kings 2, Europa universalis 4, Stellaris, Hearts of iron 4. Какой сеттинг ближе)
Но я бы не рекомендовал пока играть в две последние, так как парадоксы имеют привычку 200 раз перелопачивать игру, допиливая ее. Лично я начал познакомился с парадоксами в Victoria 2, однако фаном их игр стал после Crusader kings 2.
Добавили «сюжетные развилки», теперь это песочница, а не хардкорный симулятор закликивания 230 дивизий восточного фронта + авиация и флот. Ждем длц на исследования, шпионах, торговлю и фиксы планов и интерфейса.
Не читал, но одобряю :) Может когда-нибудь осилю. Например перед тем как сам соберусь поиграть)
А я вот предпочитаю поначалу за небольшие государства играть.В данный момент за Югославию пытаюсь выжить.Почти сразу присоединился к Коминтерну, что повлекло за собой начало ВОВ на год раньше.При этом пакт М-Р был нарушен СССР из-за меня.Короче весьма незначительная деталь может кардинально изменить всё мировую историю.
Ох, как же мне не терпится в HofI 4 сыграть, даже не смотря на то, что она дороговато обойдется. Прям еле держусь, чтобы 1500 на неё не потратить. Однозначно, одна из лучших стратегий, и одна лучший игр от Парадокс!
А на баланс не сильно влияют эти паки?
Интересная история про изменение истории.
Но привык играть за Германию. Уже больше 12-13 лет играю за неё во многих играх.
Скорее всего будут длс с другими стартовыми точками и сценариями про разных лис в пустыне и битв за выступ.
В торговле оплачивается товарами, производимыми на фабриках, потому и выглядит как будто просто отдаём фабрику.
А вот с авиацией действительно непросто разобраться, пришлось подумать немного, ну и метод проб и ошибок никто не отменял.

Игра получилась интересной, в 3ю часть не смог играть, а в эту очень даже хочется. Собственно запущу-ка я её и начну заново за Германию, всегда было интересно сначала захватить много всего, а потом удержать.
Хороший обзор, автор сумел заинтересовать серией игр от Paradox, в связи с чем возник вопрос: с какой именно игры новичку будет легче втянуться? Ранее об играх Paradox слышал, но из-за высокого порога вхождения попробовать не решался
Не особо. Модельки, аватарки. Играть можно и без них.
Собственно снова грац сам знаешь с чем :)
Читай также