«Да, человек смертен, но это было бы ещё полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!»
М.А. Булгаков
«Мастер и Маргарита»
Когда я продумывал вступление к этому тексту, появилась мысль начать с вопроса о том, насколько странным для детектива может стать расследование собственного убийства. Казалось бы, такая задумка должна сразу же завлечь читателя. Но пробежавшись по обзорам прошлых лет, я понял, что это было бы слишком клишировано, и решил отказаться от затеи, так как она устарела.
А вот разработчики Murdered: Soul Suspect до подобной мысли не дошли. Взяв отличную и действительно оригинальную концепцию, они выбрали неподходящее и устаревшее исполнение. В результате мы имеем игру, которая могла бы стать хитом и, возможно, создать новый тренд на мистические детективные истории, но на деле даже до определения «хорошая» дотягивает с оговорками. Однако обо всём по порядку.
Итак, место действия – Салем, штат Массачусетс. Скорее всего, вы не слышали об этом тихом американском городишке, так как сейчас он не представляет собой ничего, что могло бы привлечь внимание обычного человека. Но всё становится несколько иначе, если заглянуть в историю поселения. Около 300 лет назад в Салеме произошла одна из самых массовых «охот на ведьм», когда в течение года за «колдовство» было приговорено к смерти больше двадцати девушек. После этого город приобрёл не самую лучшую репутацию, но через долгое время начал притягивать к себе туристов, желающих побольше узнать о событиях 1692 года.
Именно в Салеме живёт главный герой игры – детектив Ронан О’Коннор. Его жизнь, о которой мы узнаём из крутого вступительного ролика, никак нельзя назвать праведной, но в какой-то момент он вернулся к законной жизни и нашёл своё дело. Когда мы встречаем героя, тот преследует маньяка по прозвищу «Звонарь», который своими убийствами наводит ужас на жителей Салема. Попытка остановить злодея заканчивает печально – Ронана убивают. Однако на этом его история не заканчивается: герой не может попасть в мир иной, поскольку у него осталось на Земле незаконченное дело – дело Звонаря. И теперь уже в виде призрака детектив продолжает своё расследование.
Следуй за маленькой девочкой по переулкам… Где-то я это уже видел
Надо сказать, что жизнь после смерти не совсем такова, как многие себе представляли. Конечно, обычные люди призрака не видят, но и проходить через все преграды тот не может. Например, в дом можно проникнуть только через открытую дверь или, на худой конец, окно. А ещё призракам активно досаждают демоны, которые пытаются убить умерших ещё раз; видимо, с большими мучениями.
Вернёмся к расследованию. Достаточно быстро Ронан пересекается с девочкой-медиумом Джой, которая может видеть призраков. И какая удача – она тоже имеет свой интерес к делу Звонаря. Хотя она не в восторге от работы с призраком, да и её цель слегка отличается от цели главного героя, спустя некоторое время персонажи объединяют свои усилия в расследовании.
В процессе прохождения мы встретим других людей и призраков, которых не так уж и много. Эта камерность истории позволяет использовать каждого персонажа по назначению: все они, словно чеховские ружья, в какой-то момент «выстреливают». Но у такого подхода есть обратная сторона, которая дала о себе знать в игре: основная интрига невероятно предсказуема. Весь сюжет строится вокруг расследования, но именно детективная составляющая истории слаба. Это отлично работает в драме, но не здесь, не в детективе.
Вообще, из всех героев игры раскрыт только протагонист. Мы знаем его прошлое, нам известны его мотивы. Понятно, что и зачем он делает. Мотивация прописана не «в лоб», но достаточно чётко, чтобы верить в героя. Возможно, ради драматичности Ронана слишком сильно загнали по разные стороны добра и зла, сделав его сначала негодяем, а после резко направив на путь исправления, но критиковать этот приём не хочется.
Про Джой, к сожалению, сказать такого нельзя. Конечно, девочка описана неплохо и как персонаж понятна. Но вот именно ей не хватает некоторого бэкграунда. По сути, мы о ней знаем только то, что она – наследственный медиум, а ещё то, что за ней и её матерью охотится главный злодей. И всё! В результате этого Джой вышла несколько плоским героем, отчего диалоги с её участием иногда отдают фальшью.
Я, конечно, понимаю — игра великолепная. Но у вас маньяк по городу бегает!
Игровой процесс, по большей части, представляет собой проведение небольших расследований на локациях. Необходимо найти и собрать улики, после чего восстановить по ним произошедшее событие. Разумеется, не все подсказки нужны, а часть откровенно притянута за уши. Иногда, чтобы получить необходимую информацию, надо повлиять на людей или окружение. Или же добраться в труднодоступные места, вселившись в кошку.
И как в случае со сценарием, расследования – самая слабая часть геймплея. Собрать из кучи улик цепочку правильных невероятно просто. А даже если в предположение случайно закрадётся ошибка, то игра никак вас не накажет. Из-за этого пропадает весь челлендж расследования. Можно хоть перепробовать абсолютно все варианты – рано или поздно вы найдёте верный…
Между этапами расследования мы можем спокойно прогуляться по Салему. Город внятно даёт понять, какую страшную историю он в себе содержит. Объективно, в игре Салем – это сочетание двух городов: «живого» и «мёртвого». Первый – реальный, в котором живут люди. А альтернативный Салем – тот, что существовал во давние времена охоты на ведьм: деревянные домики, которые обречены на вечное горение, иное расположение улиц и занимательные места для наказаний вроде эшафота в центре города.
Это сочетание двух миров очень напоминает другой американский городок – всем знакомый Silent Hill. Только здесь миры пересекаются, создавая единое место, а не разделяются, как Тихий Холм. Впрочем, сама атмосфера города на таком же высоком уровне, хотя ощущения, конечно, разнятся: находиться в Салеме приятнее.
Во многом это заслуга визуального стиля игры. Сочетание чёрного и иссиня-серого цветов очень гармонично вписывается в мир мёртвых, не вызывая в то же время никаких подсознательных страхов. Во время прохождения прекрасно понимаешь, где «живой» фрагмент, а где «мёртвый». Да и сам цветофильтр, через который подаётся картинка, навевает воспоминания о Deus Ex: Human Revolution, где два цвета фактически сделали всю визуальную часть игры.
Происходящее на мониторе гармонично дополняет звук. Оговорюсь сразу: очень крутых музыкальных композиций в Murdered: Soul Suspect нет. Музыка вообще не обращает на себя внимания до тех пор, пока о ней не вспоминаешь. Но при этом на одном из уровней звук начинает активно проявляться, и там это действительно влияет на восприятие. В результате, совместная работа художников и композиторов создаёт отличную атмосферу, которая является чуть ли не лучшей составляющей игры.
Почему у создателей игр именно психбольницы получаются самыми атмосферными?
Но вернёмся к городу. В Салеме нам не раз встретятся его жители: как живые, так и не очень. Первые нас интересуют мало и вообще выглядят картонными: двигаются по заданным маршрутам (или же сидят в одной позе), а их мысли постоянно повторяются и не представляют собой ничего интересного. Здесь как раз и всплывают те самые проблемы с исполнением, о которых я говорил в самом начале. Фальшивость и плохая проработка жителей города – это черта по большей части старых игр; относительно новые качественные проекты ААА-класса подобными проблемами не отличаются.
Призраков в игре встречается немного, но зато они куда интереснее обычных людей. Мертвецы могут рассказать об обстоятельствах своей смерти или попросить Ронана провести расследование. Подобные побочные задания геймплейно ничем не отличаются от основных, а историю они рассказывают достаточно стандартную. Но свою роль – добавить некоторой живости игровому миру – они исполняют.
В некоторых локациях появляются противники — демоны, и герою приходится проявлять скрытность. Он должен прятаться в силуэтах и стараться не попадаться на глаза. Если повезёт, то можно подойти сзади и казнить недругов, очистив себе путь. Данная механика однозначно призвана разнообразить однотипный игровой процесс. Поначалу претензий к стелсу не возникает. Но и здесь игру подвело исполнение. Через некоторое всплывает «лень геймдизайнера»: по мере приближения к концу игры Ронан встречает демонов всё чаще, а их самих становится всё больше. Это бы не бросалось в глаза, если бы не резко ускоряющийся после половины темп игры. Когда ты хочешь побыстрее уйти с локации, появляются эти несчастные твари и банально мешают двигаться дальше.
Кошачий паркур!
Есть в игре и слегка странная форма стелса. Пару раз в полицейском участке Ронану необходимо помочь Джой незаметно пройти из одного конца комнаты в другой, минуя присутствующих там полицейских. Из этой отличной идеи можно было выжать достаточно много, однако всё, что нужно сделать – просто пустить полтергейста в ближайший к мешающему полицейскому объект, таким образом отвлекая его. В общем, как я уже не раз говорил, было выбрано самое примитивное исполнение.
Это особенно печально, потому что многие другие элементы выполнены на высоком уровне. Отдельно это касается роликов, которые постоянно разбавляют игровой процесс. Их постановка очень хороша, а в некоторых эпизодах – просто великолепна. Вместе с визуальным стилем и общей атмосферой из Murdered получается очень хорошее «кинцо», которое не даёт наскучить примитивному игровому процессу. При этом достаточно странно, что заставки очень сильно пережаты и создают диссонанс между игровой картинкой и пре-рендеренными роликами. Мелочь, а неприятно.
Другой неоднозначный момент – локализация. Затрагивать качество перевода я не буду, на это есть Карамышев. И не потому что не имею должных для этого знаний (хотя и это тоже), а просто потому что это невозможно. В настройках игры никаким способом нельзя сменить язык, что для меня, привыкшего использовать оригинальную озвучку и русские субтитры, оказалось большим и далеко не самым приятным сюрпризом. Всё это приправлено малым количеством голосов в локализованной версии и деревянной речью некоторых сюжетных персонажей и абсолютно всех горожан. Давно же я не встречал подобного.
***
А что в итоге? Конечно, у Murdered: Soul Suspect очень слабое исполнение и большие проблемы с главной сюжетной линией. Но при этом игра получилась очень красивой и атмосферной. Так что оставшееся послевкусие оказалось приятным, а относительно небольшая продолжительность пошла только в плюс. Игра идеально подходит для покупки на распродаже.
Оценка:
Плюсы: красиво нарисованная картинка, затягивающая атмосфера;
Минусы: неподходящее исполнение, слабая детективная часть, некачественная локализация;
Сюжет: 7/10;
Геймплей: 5/10;
Картинка: 8/10;
Звук: 7/10;
Итог:6,7/10;
Вердикт: Распродажная тварь!
*****
Автор проекта: Сергей Заславский.
Шеф-редактор: Илья Демченко.
Лучшие комментарии
Я уж думал ушли в небытие)
P.S. а реально предложите Сакбою обзор на анчартед сделать… Он как раз уже прошел и
пропилпродал дискatomgribatomgribТо есть вступить в конфу в Скайпе и нихера там не делать)))