Для лучшего понимания того вала претензий, что я собираюсь обрушить на “Люди Икс: Апокалипсис”, стоит сперва объяснить, чем для меня является “Первый класс”. Чем больше проходит времени и чем больше супергеройских фильмов появляется на экране, тем больше я начинаю ценить эту ленту. Мэттью Вон создал особенный фильм, в котором была видна не только попытка выйти за рамки прежней франшизы, но и некая “искра”, что выделяла его среди тогдашней, а тем более нынешней супергероики.
Прежде всего, это один из немногих супергеройских фильмов, про который можно без зазрения совести сказать, что в нём интересно не только смотреть на экшен (которого в “Первом классе”, прямо скажем, немного), но и наблюдать за развитием персонажей, за становлением их характеров. Мэттью Вон начал историй Чарльза Ксавье и Эрика Лэншерра с чистого листа, представив их не как лидеров противоборствующих группировок, но как личностей, у каждого из которых своё видение будущего мутантов в этом мире, которым только предстоит стать теми, кто они есть. Это была прежде всего история их дружбы, которая выдерживала испытание конфликтом взглядов и интересов.
В этом фильме было какое-то особое сочувствие к судьбе мутантов, не просто как к гонимым людьми изгоям, меньшинствам, но как к личностям с особым потенциалом, которому просто не дано себя раскрыть в окружающем мире. И были по-настоящему эмоциональные сцены, которые запоминались. Обычную тренировку с перемещением тяжёлой спутниковой тарелки режиссёр мог подать так, что чувствовалось напряжение и та эмоциональная отдача, с которой Эрик вкладывается в доселе, казалось, невыполнимую задачу. Как он преодолевает свои внутренние барьеры, достигая поставленной цели.
Да, это был не идеальный, местами неровный фильм. Но в нём чувствовалось авторское видение, в нём чувствовалась любовь и уважение к материалу. Это была простая история, которая не стеснялась своей простоты, пытаясь приделать себе пятое колесо, а использовала её по-максимуму, чтобы как можно полнее раскрыть характеры героев. И был потенциал к продолжению и дальнейшему развитию заданного вектора.
Но в тот же год, что вышел “Первый класс”, на сцену с грохотом и свистом влетел локомотив “Мстителей”, который сорвал кассу и задал совершено новый образ и темп супергеройского кино, на фоне которого лента Мэтью Вона смотрелась для зрителей попросту архаично и в целом прошла не особо замеченной. В итоге получилось, что получилось, и режиссёрское кресло вновь занял Брайан Сингер.
Сразу скажу, что “Дни минувшего будущего” мне в своё время скорее понравился, чем нет. Во-первых, я смотрел его до того, как посмотрел “Первый класс”, а во-вторых, эта часть вполне уверено чувствовала себя в жанре развлекательного кино. Да, в нём был ряд несуразиц и логических дыр, но они не бросались в глаза слишком резко. И в целом это был вполне приятный, прямой, как палка, и не слишком забитый кучей разных линий кино-аттракцион, в котором глупости было ровно настолько, чтобы выглядело зрелищно, и в то же время зритель не начал подозревать, что его считают за дебила. А вот новая часть этой тонкой грани не выдерживает.
Теперь перейдём к разбору “Апокалипсиса”. Начинается фильм с пролога, в котором нам показывают падение древнеегипетской империи “первого мутанта”. И, на мой взгляд, этот эпизод является нагляднейшей иллюстрацией всему, что не так с новыми “Людьми Икс”.
Итак, что мы имеем? Апокалипсис намерен провести обряд переселения в тело мутанта с супер-регенерацией, которая позволит ему жить вечно. На другой стороне баррикад заговорщики, которые намерены сорвать обряд и убить Апокалипсиса, пока он наиболее уязвим.
Как они это сделают? Может, они заложили бомбу в месте, где всё будет происходить? Может, они саботируют работу механизма, который подпитывает Апокалипсиса энергией, нужной для перемещения сознания в новое тело? А может, они используют как оружие какую-то особую древнеегипетскую технологию, которая даст им преимущество против мутантов?
Нет, они обрубят крепежа, на которых держатся каменные блоки, чтобы те проскользили по желобам к основанию пирамиды, где происходит всё действо. На пути вниз каменные блоки сносят опорные конструкции, на которых держится всё здание, и в результате пирамида разваливается на части, заваливая камнями всех причастных.
А теперь давайте немного подумаем, какого хера ключевое здание в столице империи, где собирается вся правящая верхушка мира, оказывается так легко снести? Почему оно спроектировано так, что опорные конструкции не имеют никакой адекватной защиты, и оно складывается от малейшего чиха? На кой хрен вообще там стоят эти каменные блоки, что заговорщики сбрасывают вниз по туннелям, для чего они предназначались? Это такая древнеегипетская кнопка самоуничтожения царского дворца? Звёзды Смерти, в сравнении с этим — бриллиант инженерной мысли!
И так весь фильм. С виду, всё неплохо: взрывается, бабахает и валится на куски, всё происходит быстро и с пафосом немереным. Но стоит хоть немного задуматься о том, что творится на экране, как яркая картинка трещит по швам со скоростью скатывания многотонного каменного блока ко дну самой хрупкой на свете пирамиды.Вы скажете: «Этож блокбастер под попкорн, тут думать не надо!». Может и не надо, но мне почему-то кажется, что это так себе оправдание.
Предлагаю вам ответить на один простой вопрос: про что этот фильм? Про Апокалипсиса и его всадников? Про страдания Магнето? Про молодых Икс-Мэнов? Про то, как профессор Ксавьер облысел? Каждый из этих ответов будет по своему верен, потому что этот фильм про всё это и не про что одновременно. Почему-то «Первому классу», при значительно меньшем бюджете и амбициях, удалось выдержать чёткую стержневую линию и следовать ей от начала и до конца. «Апокалипсис» же даже такой простой проверки не выдерживает. И тут, как мне кажется, ситуация немного похлеще, чем просто “думать не надо”.
Пройдёмся немного по сюжетным линиям. Апокалипсис и его всадники — это шляпа. Вся мотивация Апокалипсиса сводится к клишированному: “Человеки зашли не туда, убить всех человеков”. И она остаётся такой до самого конца, не обрастая ни какими-либо сложностями, ни дополнительными мотивами, ни интересным обыгрыванием. Весь этот примитив подаётся с предельно серьёзным лицом и натужным пафосом в каждой новой реплике. Да и само так называемое “падение” цивилизации не сказать чтоб вышло больно впечатляющим, но об этом немного ниже, когда дойдём до тяжёлых спойлеров.
Что же до “всадников” Апокалипсиса, то их в фильме толком-то и нет. Вернее, они есть, но нельзя сказать, чтобы их присутствие было как-то значимо. В своём комиксном оригинале эта четвёрка интересна прежде всего тем, что это не просто некие рандомные, безликие мини-боссы, а такие же мутанты, как и Люди Икс. Мутанты, которым Апокалипсис промывает мозги, отучая думать и выхолащивая их персоналии до одной доминирующей эмоции, через которую ими манипулирует. По сути, это такие вархамеровские спейс-марины во вселенной Икс-Мэнов, и это было действительно интересно и по-хорошему странно в рамках сеттинга.
В фильме же вся их мотивация сводится к: “Дядя Апокалипсис дал нам конфетку в виде прокачанных суперспособностей. Дядя Апокалипсис говорит, кого бить — и мы бьём”. Не особо понятно, по каким критериям главный злодей отбирает себе соратников. Остаётся впечатление, что он просто набирал первых попавшихся мутантов с улицы. Да что там, фильм даже не утруждает себя внятным объяснением ролей в этой группе, и, не гугля, вы едва ли разберёте, кто из этих фриков является Голодом, а кто Чумой. Больше всего обидно за Шторм. Из драматичного персонажа и “мозга команды” она превратилась в стереотипного безграмотного «ниггера» с нарочитым, почти что клоунским акцентом. Такое чувство, что смотришь новое видео Romeo BlackFlame.
Линия “Икс-Мэнов нового поколения” же попросту скомканная, оставляющая после себя впечатление принудительности союза всех причастных. Прежде всего, скомкана история знакомства Скотта Саммерса и Джин Грей. Они только встретились, причём в крайне обыденных обстоятельствах, и вот уже через день-два они внезапно становятся друзяшками, готовыми вместе выбраться за стены академии, а ещё через пару часов чуть ли не родственными душами. Между ними не то что не чувствуется химии, не чувствуется даже попыток её как-то подать. Джубили, она же Юбилей, в фильме только светит лицом, ни реплик, ни роли в истории у неё нет. С таким же успехом она могла бы остаться на уровне промок. В итоге среди молодых Людей Икс радует только кагхтавый Ночной Змей, он действительно был хорош.
И, прежде чем мы перейдем к тяжёлым спойлерам, упомяну сцену с Ртутью. Она хороша, спору нет, в ней чувствуется большая работа. Но, опять же, это чисто работа на зрителя, отдельный клип внутри фильма, который сделан с холодным расчётом, что из одного этого клипа зрители будут превозносить весь фильм в целом больше, чем он того заслуживает. Вырезать эту сцену в отдельный фрагмент и пересмотреть несколько раз с чашечкой чая ничуть не жалко. Жалко, что это будет куда большим удовольствием, чем просмотр всего фильма.
Итак, линия Магнето. Лично для меня она стала разочарованием. На мой взгляд, его драма в этом фильме высосана из пальца. Ещё больше, чем в прошлом фильме, где он внезапно оказывается в тюрьме из-за убийства Кеннеди.
Тут важно понимать, что за персонаж такой Эрик Лэншерр: для команды Людей Икс, для Чарльза Ксавьера, он как Джокер для Бэтмена. Это самый часто используемый злодей в данной серии комиксов, который за десятилетия существования оброс кучей самых разных мотивов, вокруг которого сплетена многогранная мифология и у которого на счету десятки сюжетов самой разной степени сложности и тяжести. Вспомнить хотя бы его сольник 2014-го года, где он колесит по Америке и в качестве одинокого мстителя вершит правосудие, расправляясь со своими жертвами самыми изощрёнными способами.
И, по моему мнению, приплетать такому персонажу, с такой многогранной биографией, мотивацию в духе “у меня жену и дочь убили” — это вопиющее проявление творческой импотенции. Неужели за пару предыдущих фильмов с ним произошло так мало всего, что надо было запихнуть между делом ещё и эту не пойми откуда взявшеюся любовную линию? Видно, что Фасбендер старается, пытается вжиться в происходящее. Но, как по мне, это уже просто выжимание воды из сухого камня: весь интересный материал, который могли дать такому актёру, закончился, похоже, ещё в “Днях минувшего будущего”.
А теперь самое “вкусное” — это тот самый “апокалипсис”, которым нас так завлекали в кинотеатр авторы. Это провал. Последняя треть фильма отвратительна, и отвратительна она прежде всего своим мерзостным, обескровленным равнодушием к происходящему на экране. Я не представляю, насколько надо не любить свой собственный материал, чтобы подать ключевое событие фильма, цивилизацию на грани крушения, так сухо, стерильно и шаблонно.
В то время, как в кино-вселенных Marvel и DC авторы демонстрируют внимание к потерям среди гражданских, “Апокалипсис” не тратит даже минуты на то, чтобы показать, насколько высоки ставки в битве с самым могущественным мутантом на земле. Умом ты понимаешь, что прямо сейчас на экране гибнут миллионы людей по всему миру, но самому фильму на это словно плевать. Ни кадров на улицах, ни последствий, ни даже послесловия или траура. Доходит до смешного: все знают, где идёт битва с Апокалипсисом, но никто из военных даже не пробует вмешаться, хотя нам до этого показали, что регулярная армия никуда не делась и авиация всё ещё на ходу. Такое чувство, что дело до этой драки есть только Людям Икс.
При чём это не то равнодушие, которое можно было бы назвать художественным приёмом, как в “Кловерфилд 10”. Это равнодушие от того, что “А, ладно, и так схвают!”. И на примере участия Магнето во всей этой катавасии это становится совсем очевидно. По идее, он и есть главный катализатор мирового песца, именно из-за него гибнут миллионы людей, включая мутантов, которым, вполне возможно, не повезло родиться без суперскорости, силы или непробиваемой кожи (да, да, и такие бывают). Задумывается ли он об этом? Чувствует ответственность за жизни тысяч обычных граждан? Нет, ему куда важнее, что “он Чарльза предал”. И все остальные в итоге относятся к нему так, словно в произошедшем песце он был вообще ни при чём. После такого я больше не смогу смотреть на этого персонажа без омерзения, как бы гениально Фасбендер его ни играл.
Если честно, после такого откровенного свинства по отношению ко зрителям, мне вообще не хочется смотреть новых “Людей Икс”, никаких. И не так важно, чем они будут завлекать в кино следующий раз, хоть Синистером, хоть Морлоками, хоть Фениксом. Какая разница, что за рюшечки навешаны на очередную серию, если франшиза дохлая изнутри?
Собственно, в этом и есть самая большая трагедия франшизы. Всё, что в ней было хорошего со времён “Первого класса”, на этом самом фильме и держалось. И если в “Днях минувшего будущего” ещё была попытка как-то удерживать идеи первой ленты, то “Апокалипсис” — это откровенная деградация.
Больше всего обидно за тот замысел, что был в основе “Первого класса”, потому что там чувствовалась рука режиссёра, чувствовалось стремление рассказать не просто историю о “команде мутантов”, но историю людей, которая с каждой новой серией получала бы плавное, последовательное развитие, основанное на переменах в характерах, а не на том, что надо срочно всё ребутить. Грустно, что эту мечту в итоге смяли, пережевали и выплюнули, подарив нам очередную безыдейную голливудскую отрыжку. Это и есть настоящий апокалипсис.
Лучшие комментарии
atomgribСамый могущественный мутант на тот момент, а развели как лоха)))) Тут кажется и коррупция — если пилят на строительстве ключевого здания в Империи, то всё очень плохо, и разведки нету со шпионами- если ты тут самый сильный и могущественный, то где твоя тайная полиция и сеть соглядатаев, чтобы выявлять заговоры. В общем итог предсказуем.
А потом, очнувшись в Каире, вместо того, чтобы сделать всё по уму, он набирает первых попавшихся мутантов. Мне кажется, это не суперзлодей, а дебил))
Сингер тебе выдал огромную кучу эпика, а ты жалуешься что лишком эпично, чувак, ты странный.
Выбор Всадников — параша полная, было ясно сказано, что это должны быть четыре сильнейших мутанта, как, допустим, было в начале фильма в Египте
И если Магнето и Шторм подходят, то Псайлок и АНГЕЛ — ну сорян
Дальше, мотивации у Всадников — ноль
«Привет, я Апокалипсис, го разрушать мир к херам» — «Ок, го». Ну класс
Сам Апок ужасно прописан, скорее всего, из-за того, что одного фильма ему явно маловато, тут бы две части пилить
Концовка — воняет всевозможными клише. Какое чудо, что Апокалипсис стоял себе смирно, звал Чарльза погулять и давал ему время промотивировать Джин, чтобы в той ВНЕЗАПНО проснулся Феникс
atomgribКоснусь темы критики. После таких мнений все еще не понятно, как относиться к фильму. Множество критиков сначала занижали фильм, теперь наоборот появились те, кто ситуацию начал выравнивать. И так постоянно — оценки скачут. И ведь хочется верить что фильм неплохой. Сам я еще кино не смотрел, не очень люблю командные фильмы Иксов, хотя предыдущие фильмы все же глядел и даже кое-что нравилось. Больше всего опасаюсь того, что окажется похеренным сакральный смысл самого Апокалипсиса. В комиксах он действительно ужасающая мощь, эдакая стихийная буря, цели которой вполне оправданы. Не хочется в итоге получить вторую «Эру Альтрона» с эпичным злодеем, но с полностью слитыми полимерами первоисточника.
Ну, как бы, дамбу открыть — много ума не надо. То, что сделала Джин — не её заслуга, а Феникса, и он уже давно пытался вырваться наружу, а тут его аж «попросили» помочь.
Мне костью в горле встала только Мистик-Че-Гевара, довольно странное развитие персонажа.
А тут такого нет. Одним всадником больше, одним меньше — какая разница, если всё равно Апок крут и так, и так и, если надо, кого хочешь «прокачает»? Это просто Мэрисью, которую раздавила ещё большая Мэрисью (а Феникс — та ещё Машка, конечно, что в комиксах, что в кино).