Мое имя не имеет значения (хоть оно и очевидно из никнейма), важно лишь то, что я собираюсь сделать. А сделать я собираюсь следующее: поговорить о том, как простая, ничем не примечательная инди-игра может в одночасье стать эпицентром инфоповода, который послужит причиной зарождения завышенных ожиданий, оправдать которые эта игра не сможет по ряду очевидных и не очень причин.
Многие из вас наверняка наслышаны об этой игре и всех ее злоключениях, но для полноты картины не будет лишним вспомнить то, благодаря чему Hatred принял несовместимую с жизнью дозу пристального внимания, и как это отразилось на его дальнейшей судьбе.
Среди большинства «недовольных», основной претензией к игре и ее разработчикам является то, что они не выполнили свои обещания. Проблема только в том, речь идет об обещаниях, которые никто никому не давал. Даже из самого первого трейлера было понятно, что разработчики из Destructive Creations делают простой, как сейчас модно говорить, «твин-стик» шутер в изометрической перспективе, главной фишкой которого является необычная цветовая гамма.
Особого интереса данный проект практически ни у кого не вызвал. Большинство потенциальных игроков, посмотревших трейлер, обратило внимание на очень уж очевидное сходство с первой игрой серии Postal, отметив при этом, что Hatred выглядит «ну, норм так». Не обошлось и без блюстителей морали, но дальше комментариев на YouTube и различных игровых сайтах это дело не продвинулось.
Никто бы и не придал появлению Hatred особого значения, если бы игра на короткий промежуток времени не пропала из Steam Greenlight. Данный прецедент произвел эффект разорвавшейся информационной бомбы, из-за чего поползли различные слухи, имеющие мало чего общего с реальным положением дел. В конце концов, игра вернулась в Greenlight так же быстро, как была удалена из него, а извинения за данное недоразумение команде разработчиков принес сам «Lord Gaben», за что получил хвалебное упоминание в титрах.
Народ, тем не менее, уже настроился на «игру-вызов», на социально-политические откровения, которые будут представлены в игре «без купюр», что в свою очередь повлечет появление новых скандалов и инфоповодов. Надо ли говорить, что в Hatred нет ничего вышеописанного?
Итак, все точки над «Ё» расставлены. Пришло время поговорить о том, справились ли разработчики с задачей, которую они ставили перед собой. Проще говоря, получилось ли у Destructive Creations сделать добротный изометрический шутер.
Самым обсуждаемым аспектом Hatred была глубина сюжетной составляющей, которая, как оказалось, не блещет высокой драматургией. Мотивация действий «Антагониста» (официальное наименование вверенного нам подопечного) никак не раскрывается, а какие-никакие зачатки сюжета проклевываются только к середине игры. Даже сам главный герой иронизирует на эту тему, отпуская фразу: «Теперь у моих приключений есть цель!».
Для придания всем своим наработкам играбельной формы, Destructive Creations выбрали свежую версию движка Unreal Engine (4). Сам по себе движок Unreal Engine не вызывает никаких нареканий, а вот неумелое обращение с ним заставляет лишь многозначительно вздохнуть. У Hatred наблюдаются катастрофические проблемы с оптимизацией, которые так и не удалось решить полностью, несмотря на почти что два десятка (на момент написания статьи – 16) выпущенных после релиза «заплаток».
Визуальная простота Hatred очень обманчива. Игра загребает ресурсы компьютера совковой лопатой, разбазаривая основную их часть на эффекты весьма сомнительного качества. Понятное дело, что при наличии более-менее мощного «железа» это не является такой уж проблемой, но бюджетный изометрический шутер с требованиями как у AAA-проекта невольно вызывает смех. Смех сквозь слезы.
Помимо отвратительной оптимизации, в глаза бросается дерганая анимация, которая, несмотря на применение технологии motion capture, выглядит как танцевальные потуги завсегдатаев провинциальных рейвов. Это касается не только поведения персонажей во время игрового процесса, но и во время демонстрации немногочисленных вариаций казни. В эту же копилку можно вбросить предсмертные гримасы, которые корчат жертвы, да и сам главный герой.
Анимация в игре выглядит достойно ровно в двух местах: в начальной заставке и в финальных титрах. Последние так и вовсе смотрятся настолько внушительно, что если убрать из них имена разработчиков, то получится неплохое музыкальное видео, ибо музыка на фоне располагает.
К чему сложно придраться, так это к игровому процессу. Все-таки со своей первостепенной задачей Hatred справляется на ура. Ложкой дегтя в бочке с геймплеем является разве что несбалансированная сложность игры. Небольшую продолжительность сюжетной линии было решено компенсировать огромным количеством вооруженных противников на последних уровнях. Вроде бы и хочется пожурить разработчиков за такое «инновационное» решение, но не стоит забывать, что Hatred – польский шутер. Для игр подобного, не побоюсь этого слова, жанра завышение сложности подобным образом является обыденностью. Более того, если не валить напролом, можно и не столкнуться с данной проблемой, благо искусственный интеллект (хоть и не самый смышленый) в Hatred присутствует: если враги теряют главного героя из поля зрения, то они не топчутся на месте, а идут на его поиски маленькими группами. Бедные тупые болванчики.
Еще одной геймплейной особенностью Hatred является управление транспортом. Полезность этого действа весьма сомнительная, так как вести огонь из гражданского транспорта нельзя, а при управлении военным транспортом необходимо останавливаться и пересаживаться за пулемет. Такая вот дезориентирующая дань реализму в аркадном шутере, угу.
Похвалы также заслуживает звуковое оформление игры, к которому, исходя из финальных титров, Destructive Creations не имеют никакого отношения. Звуковыми эффектами занималась сторонняя организация, а музыка в игре, включая финальную тему – «Particular Hatred», не является оригинальной и была позаимствована у различных «тяжелых» польских групп.
Музыкальная industrial black/death metal пауза!
Несмотря на череду неудач, сопутствующих игре с самого анонса, Hatred получился весьма играбельным развлечением на полтора-два вечера. Собственно, ожидать и требовать от него чего-то большего как минимум глупо, так как изначальная цель, которую преследовали разработчики из Destructive Creations, была достигнута, хоть и не без огрехов. Для тех же, чьи надуманные ожидания не оправдались, был выпущен набор инструментов для разработки модификаций, среди которых пока что нет ничего вменяемого – чего стоит один только Craxi Bamdikut.
В связи с переездом пользовательских рецензий в блоги, отпала необходимость выставления оценки игре по десятибалльной шкале, поэтому я позволю себе наглость воспользоваться системой мер и весов StopGame.
Вердикт:
При наличии огромного желания и небольшой доли терпения, в Hatred можно не просто поиграть, но и полностью пройти сюжетную линию, благо она получилось весьма непродолжительной. Дальнейшее знакомство игрой (например, с режимом выживания) зависит лишь от степени осведомленности мадам и месье в области видеоигровых извращений изысков.
P.S.
На одном из недавних стримов вспоминали про Hatred и поднимали вопрос о том, что такое «пьяный» режим. Так вот, спешу ответить в лучших традициях слоупока: данная опция использовалась для тестирования достижений. Разработчики просто валяли дурака и решили оставить эту ачивку, посчитав ее смешной.
Лучшие комментарии