26 апреля 2016 26.04.16 48 2764

[КотЭ-Учёной] Искусство, наука и игра

+4

Наука и искусство куда ближе, чем может показаться на первый взгляд. В первую очередь и наука, и искусство – одни из самых мощных средств, придуманных человеком, для познания мира вокруг нас и нас самих. Однако их методы разительно отличаются. Если в науке основа всего есть логика, холодное мышление и точность, то в искусстве – это иррациональный, чувственный подход. Несмотря на такое принципиальное различие, наука и искусство часто идут в бок обок в одном направлении.

Например, на слайде изображена картина японского художника Хокусая и современная картина выполненная «фрактальной живописью». Что общего между этими картинами? Фракталы – самоподобные геометрические фигуры, которые составляют картину в целом. Фрактальная геометрия появилась относительно недавно – в 70е годы 20 века, хотя математическая основа этой науки была заложена раньше. Но после появления компьютеров, эта наука расцвела и сделала целый переворот в науке, а затем и в искусстве. Например, в 3Д моделировании, где при помощи фракталов изображают воду, дым, горы и многое другое. Этим и объясняется рисунок Хокусая, который и знать не знал про существования фракталов, но созерцая природу вокруг себя, уловил, что природа состоит из них!

Ещё одни доказательством самоподобия природы служит следующие слайды. Как мы видим снимок оксида железа под микроскопом и каньон выглядят одинаково. А ведь каньон, как раз и состоит в основном из оксида железа.

А здесь видим космические пейзажи мыльного пузыря.
Вообще примеров того как наука влияет на развитие искусства масса: это создание фотографии, видеокамер, нейронных сетей…

Если говорить о нейронных сетях, то они породили новое художественное течение «инсепшионизмн», названое в честь фильма «Начало»/ Inception. Это течение можно кратко охарактеризовать как сон машины.
Специфика нейронных сетей в том, что их необходимо обучать. Чтобы понять правильно ли учится сеть, распознавать образы. Делается обратное действие – сеть интерпретирует уже существующие картины, и если есть какой либо знакомый элемент, например, облачко похожее на опоссума, то сеть буквально превращает в опоссума это облачко.

Можно также превращать обычные фотографии в настоящую живопись, фотошоп отдыхает…

Можете и сами поэкспериментировать при помощи этого сайта

Но не стоит думать, что только наука двигает искусство вперед. Искусство также вдохновляет на различные научные открытия. Вот Морзе, например, был художником. Его телеграф изначально был нечто вроде арт объекта, что с ним делать Морзе не представлял. А тут нужно было нарисовать портрет одного неусидчиво промышленника, который постоянно стучал пальцами пока сидел. В конце концов, промышленнику надоел процесс рисовки, он гневно вскочил, тыкнул пару раз в Морзе пальцами и ушёл, прихлопнув дверь. А Морзе озарила идея идея создания азбуки, при помощи которой стало возможным передавать информацию через телеграф. Потом вместе с тем промышленником они и внедрили эту технологию.
Таких примеров массы, всех не перечислить…

Ещё одна объединяющая черта науки и искусства – стремление к прекрасному. Оценить красоту картины может каждый. Вот взять Моно Лизу, кому то она сразу понравится, с её этой загадочной улыбкой. А кто то скажет, что она страшная как смерть, да ещё и бровей нет!

С красотой научных теорий всё посложнее. Вот взять уравнение Максвелла. Они очень красивые, но чтобы их понять, нужно хорошо знать физику и математику.

Давно доказано инженерами, что если какой-либо аппарат и машина сделаны красиво, то они будут работать правильно. Например, на слайде показан ТВЭЛ и авангардная скульптура. Как мы видим, ТВЭЛ выглядит очень привлекательно, если поставить его в музей современного искусства, то кто-нибудь его бы точно принял бы за скульптуру.

По своему опыту тоже могу сказать, что если не сделать аппарат красивым, геометрически правильным, он может вообще не работать. Бумага как говорится всё стерпит, а вот реальность диктует свои условия. Жаль про этот нюанс в нашем автопроме не знают…

Теперь поговорим об игре. Был такой нидерландский историк и философ Йохан Хайзенги, он написал монументальный тракт – Гомо Луденс, человек играющий. Где привёл теорию, согласно которой вся человеческая культура произошла из игры. Ведь игра – базовый способ познания реальности, поэтому игра присуща всем высшим животным.

И действительно, если задуматься, то как, например, появилась первичные верования? Древние люди вначале играли, затем заметили, что если ударится об дерево головой три раза, то зверь лучше ловится. Или им так показалось. Потом начали повторять этот ритуал, после уже начали бояться, что будет плохо, если не ударятся головой. И детей научили биться, причем наказывали если не хотят биться. Вот примерно так и возникли первичные верования. Вначале это была игра, после в неё заставляли играть. А игра по принуждению – это уже не игра. Она тем самым вырождается.

Спустя тысячелетия, по мере накопления знаний, люди начинают отбрасывать различные суеверия. Религиозные правила и догмы упразднялись, в результате частично возвращался игровой момент и, в конце концов, появляется наука.

Игровое начало в науке хорошо проявляется в научной эстетике, её сленге. Ученым мало просто говорить на заумных научных словах, они ещё любят ставить ударения не так как другие люди. Это идёт с самой древности, когда наукой занимались жрецы, которые любили секретничать. Вот например, математики любят говорить комплЕксный, физики атОмный, историки статУи, химики ённые, вместо ионные. Теперь представьте такую картину. Идёт лекцию и какой-нибудь профессор описывает эту картинку, сразу предупреждаю! Если тут есть филологи или учителя русского языка, заткните уши, вам будет больно! На слайде показана статУя, покрытая берлинской лазурью – многоАтомным ённым комплЕксом железа (2).
Жуть! Но со временем привыкаешь.

Вообще по сленгу сразу можно понять с кем разговариваешь с химиком, историком, физиком. Мышление ученых в разных областях абсолютно разное. Химикам и физикам бывает трудно говорить на одном языке. Всё дело в том, что у химиков на уме одна «чистота», а у физиков «частота». Зато когда они работают вместе, свершаются действительно уникальные и значимые открытия. Я это понял на своём опыте, когда начал заниматься плазмохимическими процессами. Эти процессы настолько сложные, что для их освоения не хватает одной лишь физики или химии, чистоты или частоты, нужно мыслить вне рамок и категорией одной науки, только в совокупности. Иначе не будет результата.

В искусстве игровое начало очень сильно, искусство практически и есть игра в чистой форме. Иначе как еще объяснить, почему такие «шедевры» как на фотографии стоят так дорого? Хотя они настолько примитивны, что любой в аудитории может так нарисовать? Всё дело в игре и самовнушении. Это как в моём примере о появилении первобытных верований. Люди неосознанно играют в игру, придавая ценность предметам выше, чем они есть.

Этим хорошо пользовался в своё время Энди Уорхол, со своим можно сказать сатирическим поп-арт творчеством. Не даром, он назвал свою студию фабрикой.

В науке в некоторой степени есть схожий момент. Раньше считалось, что мир строго определенный, детерминированный. Это означает, что если знать расположение всех частиц во вселенной и их направление движения, то можно со 100% вероятностью узнать прошлое и будущее в любой момент времени. Это называется демоном Лапласа. Но, после открытий 20 века в области квантовой механике, оказалось, что наблюдатель вносит изменения на наблюдаемый объект. Это убивает демона Лапласа, и делает наш мир более абстрактным. Недаром появился термин Пикасо-физика, который подчеркивает абстрактный характер современной науки. Квантовая механика изменила правила в науке и мировоззрение ученых. Хотя для этого потребовалось много времени, потому что старое поколение ученых не принимало новые идеи.

Самое важное понять, что законы природы едины и универсальны. А законы человека ограничены и конкретны. Они имеют лишь определенные рамки применения.

Взять, например, закон Ома. На самом деле это лишь правило Ома, и работает лишь только в определенной области. За этой областью закон Ома уже не работает. Тоже и с научной парадигмой в целом. Рано или поздно будет открыто что-то новое, противоречащие старому. И тогда нужно будет пересмотреть «законы», вдруг это лишь «правила»? А правила всегда можно нарушить. И это касается всей человеческой деятельности, не только науки, но и искусства. Когда правила нарушаются, возникает нечто новое, революционное, что позволяет изменить мир. Не играйте по правилам, если они не адекватны. Стройте свои собственные, если можете. И тогда, вполне может быть, вы действительно оставите большой след после себя!


Лучшие комментарии

Манул вернулся ^___^
Я так скучал по твоему бреду про исключительность и непогрешимость русского народа и цитированию Достоевского ^___^
Игры это больше искусство. На научной технологической основе. Но это не синтез. Не буду спорить, можете сразу поставить минус.
А выдает себя за 24-летнего кота…
Такое впечатление, будто я посмотрел распечатанную презентацию одиннадцатиклассника из повер поинт…
Я думал, что ты ушел или вообще окончательно рехнулся и тебя забрали в дурдом)
Верни, сие достояние мысли должно быть на виду.
Мозг этой невинное девки уже изрядно попорчен. Так что не вижу проблемы в том, чтоб попортить остальное ^_^
а че, нового парня ищешь? Для тебя — хоть щас.
Она просто кокетничает. Если ты бы прочитал тот его рассказ- Фонтан- у тебя бы не возникало бы никаких вопросов по поводу этого.
Я смотрю, Манул начал вторичную переработку своих предыдущих блогов?
Это безотходное творчество — высший пилотаж ^_^
Ты уверен что именно вторичную? Какие-то темы он раза по три, а то и четыре юзал.
Читай также