18 апреля 2016 18.04.16 5 4435

Cold Fear [Обзор игры]

0

В 2005 году вышло довольно много неплохих игр — Area 51, Quake 4, The Suffering Ties That Bind (с опозданием на год в России, но хороший дубляж того стоил), очередные «Принц Персии» и «Крысиная клетка». В мире гонок прогрохотали NFS Most Wanted и Burnout Revenge. Словом, очень даже густо. И вот среди этой гущи захотелось мне, товарищи, вспомнить одно в достаточной степени неоднозначное творение под названием Cold Fear. Игре «посчастливилось» выйти в один год с однозначным хитом Resident Evil 4 (не имеем в виду версию для ПК), и многие критики тогда связывали не слишком успешные продажи программы с тем, что вышла она не вовремя. Но, на мой взгляд, даже будь Cold Fear единственным «ужастиком» в 2005 году, оглушительного успеха он бы так же не заимел. Почему?
 

Ну, начнём хотя бы с разработчика. Darkworks — независимая команда, у которой из вышедших игр до упоминаемой программы был только сомнительный «Alone In The Dark — The New Nightmare». Остальное всё отменялось, отменялось — прямо-таки неясно, на какие шиши ребята кодировали. Может, в порядке самодеятельности после смены у станка? Ожидать чего-то сногсшибательного от такой команды не стоило, хотя кое в чем Cold Fear всё-таки невообразимо крут. Давайте же запустим игру, поматеримся на омерзительный StarForce (который лепила на диск «Акелла») и приступим к игре.
 

Вступительный ролик, предваряющий начало игры, показывает нам некое китобойное судно, дрейфующее в океане. Причём судно русское, с очень романтичным названием «Дух Востока». Палубы корабля безлюдны, безмолвны, и лишь струи ливня в палец толщиной нарушают морское благолепие. Но чу! Вертолёт летит. Не наш. Судя по всему, спецвойска США. Чего они тут забыли — категорически непонятно. Впрочем, уже через несколько секунд неясные мрачные силуэты оказывают нашим иностранным друзьям прием настолько тёплый, что от тех даже ботинок не остаётся. Командование, обеспокоенное потерей связи с командой, пускает клич в эфир (очень профессионально) в духе «ну ответьте кто-нибудь!». «Кто-нибудь» нашёлся — офицер береговой охраны (далековато забрались, однако!) Том Хансен принимает сигнал и обещает помочь чем может.  Это весьма грамотный тактический ход — посылать горстку патрульных туда, где только что предположительно порвали на части отряд специального назначения. Завязка с такой силой притянута за уши, что уши эти трещат. Но ведь иначе бы игры не было — спецназовец — он товарищ ко всему готовый, а патрульный редко сталкивается с чем-то из ряда вон. И потому ему  будет труднее пережить предстоящие события. И страшнее. 
 

О да, первое прохождение игра по-настоящему пугает примерно до середины, до того самого момента, как — внимание спойлеры! — действие переносится на буровую платформу «Звезда Сахалина». С этого момента программа превращается в неуклюжий боевик от третьего лица, но об этом позднее. Давайте с сюжетом сначала разберёмся. 
 

Значится, Хансен высадился на борт «Духа Востока», попутно потерял команду, и встретил обезумевших русских солдат, один из которых выдаёт на гора просто уморительную реплику из генератора нецензурных слов. Солдаты принимают Хансена за «одного из них», и открывают по нему огонь. Хм…  Безумные солдаты, кидающиеся на главного героя… Что-то знакомое. Но вот Хансен добирается до кубрика, видит истерзанный труп радиста и встречается…  С кем бы вы подумали? С зомби! Вот тут-то начинаются «пугалки», основанные на проверенном временем эффекте неожиданности. Помимо этого, зомби по старинке убиваются только выстрелами в голову (хотя в игровом плане был бы интереснее вариант из «Зловещих мертвецов» с полным расчленением или взрывом, реализованный в первом «Квейке»). Позже мы узнаем, что зомби — не простые, и становятся оными человеки после внедрения через рот некоего паразита под кодовым названием «Экзоклетка». Хм, паразитарные зомби. Тоже что-то до боли знакомое. По ходу продвижения истории Хансен связывается с агентом ЦРУ и Русской Женщиной Анной (не Семенович), которые втянут его ещё глубже в неприятности, заражается Экзоклеткой и вылечивается с помощью вакцины уже на буровой платформе, к которой корабль «аварийно пришвартовывается». Хм…  Заражение и вакцина…  Нет, ну я так не могу — модель сюжета почти полностью копирует RE4, если не брать во внимание место действия. Даже выковыривание глаза главарю с тем, чтобы пройти сканер сетчатки, присутствует. При этом утверждать о том, что кто-то у кого-то списывал нельзя — у Cold Fear имеется множество отменённых прототипов, первый из которых разрабатывался ещё до Alone In The Dark — The New Nightmare. Хотя, например, второй прототип игры, USS Antarctica, должна была издавать Capcom, так что, может чего и позаимствовала. Но в то, что ребята бросили все свои наработки, наспех отыграли в вышедшую в январе на GameCube RE4 и за два месяца понадёргали оттуда идей, чтобы быстрее слепить свою игру, как-то не верится. И не надо говорить, что Хансен — это настоящий Леон Кеннеди после событий в Раккун-сити, запитый и бородатый.
 

Но если уж говорить о похожести этих двух игр, то и в игровом процессе мы найдём их немало. Например, прицеливание из-за спины, в то время, как во режиме перемещения герой прячет оружие (к слову, даже такая боёвка в RE4 динамичнее). Выпадающие из голов зомби паразиты, которых нужно дополнительно расстреливать. Ключи-загадки, характерные вообще для любого «ужастика». Однако есть у игры и своя изюминка — это шторм. Этот элемент игрового процесса отлично щекочет нервы на корабельных этапах, и очень жаль, что не вся игра построена на такой механике. К примеру, вас может просто-напросто смыть в море волной, если зазеваетесь, а там и геймовер, и заново с контрольной точки. Причём, игра сохраняется не в телефонах или печатных машинках, а вообще где попало — в определённом месте вас спросят, не хотите ли вы сохраниться? Вот так прозаично. Другая сторона шторма — судно качает, и передвигаться по нему герою трудно. Не знаю, какой шаман плясал тут с бубном, но то, как Хансену тяжело ходить по кораблю, ощущаешь в полной мере. Из тёмных пятен — перекочевавшая из прочих «страшилок» статичная камера в 9000 мест, из-за чего порою путаешься, «вперёд» нажимать или «назад» и утеря атмосферы во второй половине игры, потому как там монстры и темнота отходят на второй план, а на первый создатели игры выталкивают злых русских. Вообще-то, нормальные сценаристы делают наоборот — вспомните хотя бы «Хищника». Но если абстрагироваться от мелочей, то перед нами классический Survival Horror, пусть и не до конца игры.
 

Настала пора говорить о картинке, ведь в «ужастиках» она многое решает. И здесь авторам программы честь и хвала. В качестве «мотора» Cold Fear использует одну из версий Renderware, хорошо зарекомендовавшего себя мультиплатформенного движка, найболее известного по играм серии Burnout и GTAIII. Разработанный Criterion Games аж в 1996 году, к двухтысячным мотор стал способен выдать симпатичную картинку при умеренных запросах за счёт умелой манипуляции разрешением разных планов, что и определило его судьбу в мультиплатформе. Мягкие динамические тени, благодаря которым на палубах корабля вы будете чувствовать себя неуютно, вершинные и пиксельные шейдеры для создания погодных и кровавых эффектов. Детализированные модели персонажей — изъянов в картинке я практически не нашёл. Ну разве что — когда кровь брызжет в камеру, она необъяснимым образом не пачкает Хансена, как в том же The Suffering. Но може статься, что здесь скрытый символизм — мол, Торк в «Мучении» становится частью творящегося вокруг ада, а Хансен так и остается героем, чистеньким и незапятнаным. Одним словом — Cold Fear является наглядным примером того, как должна выглядеть качественная мультиплатформа. И если кто-то из разработчиков начнёт плакаться на жизнь по поводу ограниченных возможностей приставок, ткните ему в морду диском с этой программой.
 

Музыка композитора Тома Салта в достаточной степени дорогая и эпичная, что «ужастикам», в общем-то, не свойственно. Зато вы всегда сможете узнать игру по заглавной теме, да и песня Мэрилина Мэнсона в титрах вполне к месту. Озвучка персонажей живая, не раздражают даже «русские», говорящие по-английски с рязанским акцентом. Только одно может вас опечалить — это локализация «Акеллы». Невозмутимый Пётр Гланц в роли Хансена убивает всю атмосферу, реплики героев перевираются. Лучше найдите хорошую «пиратку» с субтитрами. 
 

Подведя черту, мы обнаружим, что вроде бы перед нами игра, не удавшаяся до конца ни как «ужастик», ни как боевик, но ведь до сих пор неплохо играется. Да, финал истории вообще никакой, да, настрой игра не держит. Но почему-то притягивает к себе внимание. Если в своё время вы прошли мимо Cold Fear, я бы порекомендовал сыграть,  что-то этакое в игре определённо есть,  и вам она точно запомнится. 8 из 10.


Теги

Лучшие комментарии

Эх, друг, где ж ты был 11 лет назад? )))
Купил лицензию в 2007-м за 10 долларов, если не считать Старфорса — отлично пошла
В те времена у меня Интернетов не было :)
Помню в своё время попал мне в руки диск с данной игрулей, но игра, падла, так и не запустилась. Чёрный экран с фоновым амбиентом — вот моя история прохождения холодного ужаса.
Эта проблема решалась изменением разрешения экрана. Но там надо было как-то извернуться, уже не помню :)
Читай также