30 марта 2016 30.03.16 0 1703

Medieval 2: Total War [Обзор игры]

+2

Выпустив в 2004-м году легендарную Rome: Total war, разработчики из Creative Assembly встали перед сложным вопросом. Как обойтись с классическим Средневековьем? Устроить вторую революцию в серии или же проявить смекалку и реализовать закономерную эволюцию,  в которой были бы учтены не особо заметные ошибки прошлой игры и в которой были бы развиты? Разработчики резонно выбрали второе. И не прогадали! Medieval 2: Total War получился ещё лучше, краше и интереснее, чем предыдущая игра, хотя казалось бы – потолок достигнут.
 

Итак, как вы сами понимаете, действие игры развернулось во времена Средневековья и затронуло не только старушку Европу, но и часть Северной Африки, Средней Азии и небольшого кусочка обеих Америк. Масштабы были невиданные для серии, а наполнены провинции были куда больше, чем в Риме, в котором на начало игры больше половины земель занимали серые, унылые повстанцы.
 

Игровой процесс кардинально не менялся, зато были добавлены многочисленные нюансы: два типа городов, разнообразие в отрядах (в рамках одной страны, по крайней мере), усиленная роль агентов (в том числе и тех, которые появились в этой игре, а потом не появлялись вовсе) и тому подобное. Все эти мелочи значительно повышали интерес к игре. Было также увеличено количество отсылок к реальной истории – ходов, на которых вам показывали, что происходило в это время, стало больше. Дипломатия, правда, осталась такой же простецкой, какой и была, однако её маленько доработали и ИИ не так сходит с ума, принимая мир хотя бы, если у него осталось мало провинций.
 

Во всё это играть было особенно интересно ещё и потому, что количество играбельных стран выросло до двадцати одной, и каждая имела свои особенности (хотя бы географические), которые кардинально игровой процесс не меняли, но добавляли дозу реиграбельности. Упор на географию страны неслучаен: в игре есть два момента, когда на карте появляются аналоги орд из дополнения Barbarian Invasion для Rome: TW – это монголы и тимуриды (под предводительством Тамерлана). А это такие суровые ребята, которые могли при удачно сложившихся обстоятельствах дойти до Британских островов, сметая всё на своём пути. Поэтому играть за Русь или Египет было тяжко, потому что первым угрожали сумасшедшие тамерлановцы на слонах, а вторым ещё до середины игры приходилось отбиваться от не менее сумасшедших монголов, которые тут почему-то исповедуют ислам.
 

Кстати о птичках, религия в игре стала влиять на отношения между державами куда больше, чем в Риме. Оно и логично, конечно, но дело в том, что на баланс сил можно влиять и с помощью, так скажем, бонусов. Крестовый поход и Джихад. Православные Русь и Византия в пролёте, правда. И то, и другое представляет собой картину, отлично описанную Михаилом Лермонтовым в знакомом всем «Бородино»: «Смешались в кучу кони, люди» — серьёзно, если встретятся фанатики с одной стороны и с другой, там будет такой бой, который ни разу невозможно было устроить в предыдущей игре. Кстати, продолжение этих строк: «И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой» тоже имеют отношение к игре. Пушки. О да, кто из держав доживёт до пороха, тот устроит своим врагам лютую мясорубку.
 

Короче, разработчики сделали большую ставку на реиграбельность. И они не прогадали. Хоть все события привязаны к плавающему по пяти-десяти ходам скрипту, они всегда вызывают разные последствия. Переигрывать по десятому разу кампанию не надоедает.
 

А вспомните дополнение Kingdoms, которое также можно приобрести в Steam. Четыре кампании сразу! Карты хоть и не глобальные, но значительно уточнённые. Каждая из кампаний происходит в определённом регионе планеты и в свой период времени. В кампаниях дополнения исторических привязок ещё больше, а атмосфера Крестовых походов и завоеваний Америки чувствуется едва ли не сильнее, чем в Риме (в оригинальной Medieval 2 с этим были некоторые проблемы). Причём каждая из четырёх кампаний имела свои особенности, выделяющие её на фоне остальных. Например, Крестовые походы предлагали для обеих сторон конфликта постоянный приток армии, что увеличивало количество боёв на один квадратный метр в разы. А Американская кампания вообще представляла собой полностью затемнённую карту, которую предстояло открывать, как настоящим исследователям. Да и бои между миллионом индейцев и тремя с половиной испанцев с пушками выглядели очень аутентично. Атмосфера, кстати, прекрасно поддерживалась музыкой бессменного Джеффа ван Дюка, который по-прежнему работал композитором студии. Мелодии до сих пор звучат из колонок поклонников игры.
 

Художественная часть выросла в разы после Рима. С движком хорошо поработали, и картинку он стал выдавать очень сочную и многообразную. Бои проходили на красочных картах, а города реально стояли на равнинах, в лесах и горах, где они находились на глобальной карте. Бои в горах – это, считайте, бой между тысячей Довакинов, усевшихся на своих Тенегривов. Только Криками они не пользуются и магией тоже.
 

Игра стала источником неиссякаемых приколов. Папа Римский, лично устраивающий геноцид народам Европы. Русские имена, достойные эпических легенд: священник по имени Чёрт Козлов – это мощно, конечно. Ацтеки, орущие в бою фразами мусульман. Всё это хоть и является недоработками, но на фоне высочайшего качества основных аспектов игры выглядит отличными приколами и пасхалками от разработчиков.
 

Medieval 2: Total War стала последней игрой серии, не использующей движок Warscape. А значит, модифицировалась она так же легко, как и первый Rome. И так же, как и у Рима, у Медивала появились несколько легендарных модов, которые полностью перерабатывают всю игру, фактически являя нам абсолютно новый проект.
 

Итак, Medieval 2 – это закономерная эволюция Rome: TW, которая из особо заметных косяков имеет разве что сомнительный ИИ. Но это вечная болезнь серии. Зато во всём остальном эта была игра, которая не имеет себе равных в бою и хорошо конкурирует с корифеями глобальных стратегий как в пошаговом режиме, так и в реальном времени. А дополнение Kingdoms вполне можно назвать лучшим дополнением в истории стратегического жанра. Ну, только Barbarian Invasion по качеству с ним может побороться. И только лишь. Рекомендуется спустя девять лет после выхода абсолютно всем без исключения!
 

 P.S. В Steam указано, что, мол, в игре нет поддержки русского языка. Это не так – версия Steam полностью русифицирована. Даже озвучка есть. Ценители, у которых остался диск с тех времён, будут очень рады!


Лучшие комментарии

Читай также