13 апреля 2016 13.04.16 4 2036

[АВТОПОСТ] Pontiac GTO. Генезис.

+11

Ненужно-просветительская деятельность продолжается. Истинные ценители об этом знают, неофиты — вряд ли запомнят, но ваш покорный слуга, так или иначе, расскажет. В общем, с теми, кто после такого вступления не сбежал, снова я и мои парноколёсные.

(Тут был Flash-плеер, но с 2020-го года Flash не поддерживается браузерами)

Если сверху пусто, ищите следующее:
Black Stone Cherry — Blame It On The Boom Boom
Saliva — Survival Of The Sickest
Army Of Me — Going Through Changes

У нас есть забавная привычка: в положительном ключе среди любых объектов или явлений мы обычно выделяем два из них. Ими являются «лучший из...» и «первый из...». То бишь хвалим мы того, кто первым что-то «эдакое» выдумал, и того, кто лучше всех это потом до ума довёл (потому что почти невозможно что-то успеть соорудить первым, не оставив пространства для дальнейшей доработки напильником). Собственно, к чему веду? И среди моих любимцев, обзываемых в разных слоях населения вёдрами, кирпичами, обжорами или масл-карами (не «мускул», а «масл» — усваивайте терминологию и впредь не позорьтесь), тоже ведь был первопроходец. И вот сейчас для автоё… к-хм… автолюбов всё стало на свои места: вещать я вам буду про Pontiac GTO.

Представьте ситуацию: 1964-й, вам какие-нибудь 20 лет, вы живёте в Соединённых Штатах Демократии, и как-то так исторически сложилось, что дорогущий спорткар вы себе из замшелой Европы заказать не можете, а неадекватно быстро колесить по улицам хочется. Что делать? В лучшем случае — ковыряться в гараже, собирая хот-род, а если руки у вас девиантного происхождения — рыдать от безысходности.

Однако в компании Pontiac уже зрел план по превращению чужой жопорукости во вполне-себе свои деньги. И план этот состоял в том, чтобы ничем не примечательное купе Tempest накачать стероидами. Что? А всё. Настолько просто всё гениальное. Впрочем, вру, разумеется, ни черта это не было просто.

И дело было даже не в технической стороне дела. Несложно было увеличить габариты и без того крупного моторного отсека, чтобы тот вмещал 6,4-литровый V8, которому предстояло вскоре стать объектом поклонения. Сложно было обмануть GMC, которая на тот момент определяла стандарты конструирования автомобилей, и среди постулатов которой было: «да не попадут двигатели мощные в автомобили нищебродские» или что-то около того. Абсурдно? Разумеется, но что поделать? И вот на этом-то этапе и заслужили себе Pontiac вечный почёт и уважение. Вышли из положения изящно: двигатель, который должен был сделать из дедушкиного купе 350-сильный магнит для женщин, просто прикрутили как доступную опцию с некоторыми улучшениями и доплатой в какие-то несчастные 300 вечнозелёных.

Таким образом началась эпоха масл-каров. Хотя и странно полтора десятилетия называть эпохой, но по количеству произошедших за это время событий в автомобильном мире — вполне справедливо. Для сравнения вспомните, как давно обновлялся модельный ряд какой бы то ни было марки? Как давно известная вам модель переживала рестайлинг? А теперь смиритесь с серостью нашего времени: тогда рестайлинг происходил спустя год после выпуска модели, а сама она целиком и полностью менялась спустя два. Вот откуда и набралось вас таких, не отличающих Charger '69 от Charger '70.

Не обошло это стороной и чудо от Pontiac. GMC, оценив задумку и посмотрев на цифры продаж, пересмотрела свою политику в отношении доступных спортивных автомобилей, и понеслось… GTO отпочковался от Tempest, перестав быть её опцией, получив собственные шасси и кузов. Последний, кстати, тоже стал законодателем моды. Знаменитая «форма бутылки Кока-Колы», которой щеголяли все масл-кары, была изначально визитной карточкой GTO. Кстати о названии. Нехарактерно как-то для американцев просто брать и обзывать автомобили какими-то странными буквами. Так вот, на сей раз делалось это намеренно: «Раз уж давать автомобилю мощное сердце, то награждать и соответствующим именем», — решили в Pontiac да и скопировали итальянскую аббревиатуру Gran Turismo Omologato у самых быстрых версий Ferrari.

Последним, кстати, досталось по первое число: самым первым и лучшим рекламным ходом, стимулировавшим продажи, стало исследование тогда ещё второсортного журнала «Car and Driver», который сравнивал GTO итальянский и GTO американский. И унижали Ferrari на треке по полной, ведь Pontiac дала журналистам для опытов спортивные версии купе. А писаки и рады стараться: провели все замеры, опубликовали результаты, и случилась революция. Автоконцерн во мгновение ока обогатился, а журнал стал популярен (каковым, к слову, остаётся и сегодня).

Почему же, если всё было так хорошо, мы не видим тех самых масл-каров на улицах, а их «правнуки» стали тем, с чем признаны были бороться — уделом избранных? А потому, что случился год 1974-й, и топливо перестало стоить копейки, экология внезапно стала всех волновать, а у страховщиков появилась статистика гибели подростков за рулём скоростных «крейсеров». И этих трёх обстоятельств было более чем достаточно, чтобы поставить точку в истории «автомобилей с мыщцами». GTO же к тому моменту обрёл 7,4-литровый двигатель, запас сил подкатывал к четырёмста, а популярность и не думала падать, отчего вся ситуация кажется только обиднее.

Позже компании начали играть на ностальгии автолюбителей. Стали появляться новые «мустанги», воскрес Camaro, вслед за ними и Dodge разродились перезапуском модели Challenger, а Pontiac к тому моменту уже провалила несколько попыток вдохнуть жизнь в легендарное имя и почила навеки, будучи одним из придатков обанкротившейся GMC. Этакая аллюзия на «короткую, но яркую жизнь».

Хотя если кто знаком с историей этой компании, он прекрасно понимает, что я драматизирую. Были ещё и Firebird, Trans Am, Solstice, но, согласитесь, ничто не сможет сравниться с той великолепной идеей, пропитанной молодостью, задором и тягой к приключениям на все доступные места, которую Pontiac воплотила в металле в далёком 1964-м. Идеей, которая стоила всех лет существования компании, ознаменовала начало новой эры автомобилестроения и подарила людям вроде меня пожизненный запас эстетического удовольствия. Не даром непривычную американскому уху аббревиатуру вскоре после выпуска автомобиля адаптировали, превратив в GOAT. И скрывалось под «козой» почётное звание «the Great One of All Time».

Не бойтесь творить, привносить в свою и чужие жизни что-то новое, а тем более — рисковать в процессе. Такова будет высокоморальная часть моих сегодняшних россказней.

Засим откланяюсь.
Как всегда, рад был для вас стараться и
Благодарю за внимание!


Лучшие комментарии

Не переживайте, масл-карами сфера моей деятельности не ограничивается. Как раз со следующего выпуска будет перерыв на более изящные модели =)
Правда, все выпущенные на данный момент тексты посвящены автомобилям американского происхождения, но и над этим уже работаю — в ближайшем будущем ждите пару «европейцев» =)
Лже-понтиак, кстати, еще был в ProStreet'е, я правда был искренне уверен что это официальное продолжением от GMC :) Вопрос на засыпку — автопост будет посвящен только масл-карам или еще каким легендарным моделям?
"ПонтиаК" из Underground 2 — ложь. Я должен был рассказать вам правду!
Разнообразие — всегда хорошо, а там глядишь и до японцев руки дойдут ^_^
Жду с нетерпением!
Читай также