Привет СГ! Пишу я к вам на тему чуждую, не игровую, но интересную. Хотя… мы сейчас попробуем привязать то, о чем я хочу рассказать, к тому, за чем вы приходите на этот сайт. Итак…
Всем нам хотелось стать когда-нибудь персонажем боевика, за пазухой у которого завалялись «смелость» и «находчивость», которыми он шмаляет направо и налево, аки Макс Пейн. Но убивать людей запрещено законом, а взрывать дома ночью — комендантским часом по месту проживания. Развитие индустрии интерактивных развлечений привело человечество к любопытной идее, переросшей в популярный нынче жанр игр от 1-ого лица. Не вдаваясь в глубокую историю этих игрушек и говоря о том, что мы имеем на сегодняшний день, то проектов с максимальным ситуативным погружением мне лично не вспоминается и это за относительно долгое существование индустрии. И вопрос полного погружения не только в графике или физике, но и поведении персонажа, который любые телодвижения совершает искусственно, без видного ощущения отдачи от стрельбы или же банальной реакции на пулю. Но рано или поздно продвижение в эту сторону пойти должно было и пришла «беда» откуда не ждали – от российского синематографа.
Предисловие
Надо сказать, что тексту много, поэтому, с уважением к вашей лени, сделаю краткий пересказ каждого абзаца.
Короткая предыстория
Был клип. Он всем понравился. Его удлинили примерно в 18 раз по времени
Всё что было до «Хардкора» умещается в 5 минут хронометража видео на YouTube и пару предложений для формальных уточнений.
И тут понеслось … Рекорд… 10 миллионов просмотров за несколько недель… Короче говоря, это была настоящая бомба, детонация которой дошла до всех уголков киноиндустрии и перевод из пяти минут ролика на мониторе в полтора часа полнометражного фильма на большом экране кинотеатра был лишь вопросом времени. Первым до режиссера клипа Ильи Найшуллера дозвонился Тимур Бекмамбетов и предложил снять фильм с подобной концепцией, на что получил согласие.
«Как зритель я захотел увидеть полнометражный фильм, снятый в той же манере, и предложил Илье над ним поработать. Он отнесся к идее настороженно, ведь до этого никто не делал ничего подобного, но спустя какое-то время Илья все же взялся за этот эксперимент»
Началось производство первого в мире полноценного экшен фильма от первого лица…
На этом месте давайте поговорим о самом фильме, какой он во всей своей красе предстанет перед зрителем и добавим некое подобие системы в мой текст, расписав всё по пунктам. Оговорю, что любая оценка, которая высказана в дальнейшем до невероятия СУБЪЕКТИВНА, но имеет под собой основу в виде логики и ощущений при просмотре этого кина.
1. Сюжет
Да, здесь нельзя прикапываться, но несколько мыслей надо озвучить. Готовьтесь, что он не поставит перед вами никаких вопросов, никаких сакральных смыслов и глубоких метафор (привет, Келебро). Все загадки, которые задаются вам в начале ленты, благополучно получают свои разгадки при финальном ударе Генри (ГГ). Завязка проста поэтому вот вам то, как она написана на официальном сайте
«Ты ничего не помнишь. Все потому, что тебя воскресила из мертвых твоя жена. Она говорит, что тебя зовут Генри и, наши поздравления, теперь ты киборг!
5 минут спустя твою жену похищают, и тебе надо ее вернуть. Кто похитил ее? Его зовут Акан, он всего лишь псих, страдающий манией величия, обладающий способностью к телекинезу, и еще у него бесконечная армия наемников. К тому же, ты в незнакомой тебе Москве, где все хотят тебя убить. Все, кроме таинственного англичанина Джимми. Вероятно, он на твоей стороне. Удачи, Генри. Она тебе очень пригодится. Кстати, я упомянул, что заряд твоей батареи быстро подходит к концу?»
Весь фильм несёт в себе чисто видеоигровой концепт, являющийся исключительно поводом к действию и убиению огромной армии врагов (зачем мы здесь собственно собрались?). Вам даётся цель-вы к ней идете (только что я вам проспойлерил половину сюжета «Хардкора»).Вводятся различные условности в сюжет, чтобы дать фору нашему персонажу (превращение его в киборга дает ему некий уровень неуязвимости, потому что он на половину из железа и пользуется этим Генри на полную, не боясь ни высоко прыгать, ни далеко бегать. Как будто киборгство у его в крови). Но ради справедливости вставлю свои пять копеек в виде ощущений. Финальный твист хоть и читается, но дает пищу для размышлений, но это индивидуально. Но есть и очень интересная сюжетная линия, которая вызвала интригу и вовремя её раскрыла, как по мне, что послужило очень дельным дополнением к простому, но при этом динамичному сюжету. В целом сам по себе сценарий стоит относить к плюсам за его точное попадание в жанр и в потребности, которые есть у зрителя, идущего на подобный фильм.
2.Актеры/персонажи
Итак, у нас есть три центральных актера, лица которых лейтмотивом проходят через весь фильм. Кто у нас тут?
Есть Джимми, которого играет Шарлто Копли и он, очевидно, просто тащится от своей роли, выжимая из своего образа все новые и новые соки. Каждая сцена с этим персонажем наполнена смыслом, а если такового нет, то юмором, который использует все подручные средства (визуальные гэги, шутки и приколы, обусловленные сюжетом — все на высоте, но об это позднее...). В целом Джимми — главный персонаж фильма, просто все трюки вместо него выполняет чувак с GoPro на голове. В плюс этому тезису говорит и то, что герой Копли выступает тут местным Морганом Фрименом, в уста которого заложены все объяснения и пояснения. Поэтому не удивительно, что англичанин всегда рядом с Генри. Говорю слишком аккуратно, просто боюсь вам испортить интригу, если она теплится в ваших холодных от объективности душах. Оставлю этого персонажа не раскрытым здесь, потому что это прекрасно делают в фильме. Следить за ним сплошное удовольствие… и да… Копли шикарен. Всё.
Далее… мы встречаем жену, первое лицо, возникающее перед нашим молчаливым киборгом после прихода в себя. И ему хочется верить, хочется сохранить (спасти от рук злодея) и действительно переживаешь, осознавая, в какой она ситуации. Представьте: у вас муж, который ничего не помнит прошлого, не знает настоящего, то есть не кто вы такая, а самое главное, что он должен любить вас. Пожалуй Эстель — самый драматический персонаж, заставляющий актрису Хэйли Беннет играть, с чем она справилась, отдадим ей должное.
Так, кто у нас дальше? Акан и Данила Козловский… Тут… двояко. Понимаете, антагонист классный, но по своему.
— Когда на меня первый раз надели светлый парик, приложили белые брови и вставили какие-то нереальные линзы, стало понятно, что создатели фильма отлично чувствуют образ, и я просто решил им довериться. Вообще, для меня в этом проекте сложилось все: отличная идея, необычный формат, особое измерение, которое создает Илья Найшуллер, и, конечно, роль главного злодея. Здорово, что это фильм дебютный для многих его участников: они делают на него высокие ставки и относятся как к чему-то новому в своей жизни, что дает дополнительную энергию и создает уникальную атмосферу на съемочной площадке».
Он крут в драках, крут в моментах доминации, но мне не хватило злодея, который имеет свою империю, пользуется своей властью. На присутствие власти указывают множество деталей, типо лого на грузовиках, где четко написано имя Акана. Но эта фишка как по мне слита и, значит, как правителя мы его не видим. Единственная команда, отданная этим персонажем своим подчиненным – убить нашего Генри «Фримена». И все… Это разочаровывает, особенно на фоне того, как круто создан образ и наполнен способностями. Кстати о них, мне задали вопрос «Почему Акан такой сильный?». По мне, так это и есть самая крутая отсылка к видеоиграм… Когда главарь, босс, к которому ты идешь по ходу всей игры (в данном случае фильма), должен быть воплощением страшной силы, почти божественной. Телепатия – неплохая способность, принесшая бы челледж каждому «игроку» и тут её используют, что дает нам неоднозначную оценку страшному блондину. С одной стороны он человек, не использующий всей власти, предоставленной ему сценаристом, но при этом, индивидуально, нереально крутой альбинос, который может ввести в ступор при первом своём появлении и это классно.
Что же по массовке… черт, такой крутой работы с толпой я не видел давно, что очень радует, потому что при виде всего происходящего глазами главного убийцы в фильме, мы наблюдаем страдания его жертв буквально «в первом ряду». А значит постановка смерти «пушечного» мяса должна быть тщательной и она таковая. Знаете ли, чувствуется актерская игра, которую каждый труп продемонстрировал за отведенные ему три секунды. И умираю красиво, и кричат громко, и показывают, что они умирают ярко. Хороший симулятор маньяка от первого лица.
Тим Рот… не знаю, надо ли его выделять, но раз есть отдельная сцена с ним, то… Его появление в последнем трейлере фильма было приятным сюрпризом для всех и камео меня ни разу не разочаровало. Никакой сюжетной ценности, но… ЭТО ЖЕ ТИМ РОТ… он крутой. Но если вы не согласны, то не бойтесь, его на экране будет не много. По сути всю сцену нам проспойлерили в трейлере.
3. Юмор
Оууу… еее… за что мы (ну окей, не все, но большинство) любим боевики? За умение шутить, когда перед этим вы убили с пару десятков людей… с семьями, женами и детьми, собаками и кошками. Здесь есть горы трупов, а значит и юмор, иии… он мне очень понравился. Но юмор черный… очень черный… чтобы вы поняли — Константин Т может благополучно шутить над этими шутками. Тупо, ну ладно, зато понятно. Шутки, гэги, и все очень в тему. Шутят в фильме много и ко всему относятся с здоровым цинизмом. Хотите понять про что я? Смотрите клип или же трейлер, там это тоже есть. В целом все, сказать больше нечего…
4. Погружение. Картинка. Экшен
Погружение – не полностью. Картинка – нормально, но иногда не очень. Экшен – ради него стоит жить.
Итак, начнем с начального тезиса, что полное погружение нам сегодня не дает ни одна игра, поэтому дача нам нового экспириенса – вполне возможный исход для «Хардкора». Но проблема в том, что все компоненты, которые вынесены в подзаголовок взаимосвязаны и вместе они должны были дать нам тот самый новый опыт, погружение, в котором мы должны были захлебнуться… НЕТ… не ждите этого. Все сделано максимально комфортно для просмотра. Картинка сделана очень круто, если учесть, что динамика фильма не позволяет сохранить камеру в статичном состоянии. А посмотреть на конструкцию, что держала две GoPro, то понимаешь, что было сделано все, чтобы сохранить ваши глаза и вестибулярный аппарат в пределах черепной коробки. Огромная ложка дегтя – невозможность всё сделать идеально. Картинка трясется и делает это очень сильно, порой на экране такая мешанина, что голова начинает болеть и кружиться. И поверьте, даже если вы играли в огромное колличество шутеров от 1-ого лица, вам это не даст ровным счетом ничего. Объясню почему: движение персонажей в играх совершается на площади, то есть двумерной плоскости. Вправо — влево, вперёд – назад. Иногда и вверх – вниз, но подобное делают обычным переносом той же плоскости в вертикальное положение. Движение в «Хардкоре» живое, то есть при любом шелохе главного героя камера получает импульс, который выводит видение мира на новый уровень – «что, блин происходит?». В моменты максимального экшена вы не увидите ничего, кроме того, что кто-то стреляет по характерному вылету огня из дула. Это разочаровывает, если учесть, что экшен выше всяких похвал. Вот… не надо тут разглагольствовать. Экшен поставлен круто, каждая сцена поставлена идеально, а убийства иногда просто выносят мозг своей находчивостью и невольно задаешь себе вопрос «Кто это мог придумать?». Но несмотря на это погружения практически нет. Основной слоган «Главный герой-это ты» не работает на полную катушку, что тем не менее не мешает просмотру, так что это придирка слабая и не значительная. Единственное, что надо для себя вынести – это то, что картинка будет сложно восприниматься особенно чувствительными людьми. Таковым посоветовал бы просто дождаться фильма на мониторах и телевизорах.
5. По мелочам
Музыка: Подбор музыки шикарен. На самом деле, я уверен, что многим, после просмотра захочется закачать абсолютно все OSTы.
Город: Москва во всей своей красе. Но без Красной площади (Удивительно).
Отсылки: Вот вам челлендж, господа. Посчитайте, сколько отсылок к играм вы увидете в фильме. Они там есть, некоторые осознанные, некоторые не совсем.
Вывод
Все очевидно, бегите… бегите на фильм быстрее, чем Генри в трейлере
Знаете, когда я вышел из зала, то единственное, что вертелось на языке – «двояко». Все смазала картинка, но время лечит. Состояние полной аутности после просмотра ушло, но эмоции до сих пор остались. Может это юношеский максимализм и я сам это понимаю. Слишком болею за этот проект и могу кое что не увидеть, но все равно. Я хочу, чтобы Илья Найшуллер получил свою славу. Мне действительно хочется, чтобы в следующий раз шли на фильм режиссера, а не ленту, которая какая-то первая в мире. Кстати об этом, фильм несёт на себе громкое, видное, но от этого и тяжелое по уровню ответственности звания «Первого в мире». И что дает нам это? Понимание, что создание шло в постоянном состоянии эксперимента. Да, был опыт в создании клипа, но это 5-ти минутный ролик, а создание фильма – немного иной процесс. Так что некие промахи в подаче именно нового материала имеются, но за смелость и новаторство… знаете, к черту все минусы. Фильм шикарен как аттракцион, на котором хочется кататься снова и снова. Фильм шикарен, как пародия на видеоигру, у которой шикарная графика и оптимизация. Фильм шикарен как кинодебют и имя Ильи Найшуллера я советую запомнить. Следующую ленту жду очень сильно и с ним может сравниться только следующий фильм дикого кинофила Квентина. Да, на столько «Хардкорный Генри» мне понравился.
Лучшие комментарии