Где: mush.twinoid.com/
Русская вики: mushpedia.ru/
Лирическое вступление
Ещё на станции мы заподозрили, что они среди нас. Трудно было поверить, что кто-то, с кем тайком от зараженных властей мы хранили последние надежды человечества и строили план побега, может оказаться смертельным врагом. Нет — хуже, чем смертельным. Ведь Грибница убивает не тела, а чувства и мышление, обманывая сознание и стирая из него человечность.
Поначалу всё было спокойно. Команда отходила от криосна, общалась. Но вскоре корабельный искусственный интеллект почуял неладное и забил тревогу. Двое членов команды — разумные грибы в человеческой оболочке, аккуратно вгрызшиеся в личности наших товарищей. Мы не знаем, кто это. Мы не знаем, что они собираются делать. И самое страшное — мы не знаем, кого они сумеют заразить и утянуть на свою сторону. Что, если это буду я? А тем временем корабль трясётся под обстрелом наших преследователей, когда-то бывших людьми. Наверное, Земля уже пожрана, а теперь Грибница не желает выпускать и нас.
Но у нас есть Жонг Чун — девушка, чей организм из-за неизученной мутации уничтожает грибную инфекцию. И пока она с нами — есть надежда.
Мы будем отстреливаться, залатывать дыры, дорабатывать на скорую руку сляпанные корабельные системы. Будем пытаться пробиться сигналом на нашу базу и связаться с оставшимися повстанцами из отдалённых колоний. День и ночь заставим работать лабораторию в попытках создать средства противогрибной защиты и сыворотку, очищающую человеческую нервную систему от мицелия. И будем держаться под камерами, которых слишком мало, и следить друг за другом, каждый — за каждым.
Эй, капитан, что за пятна у вас на жилете? Жир от еды? Правда, что ли?..
Во что и как тут играть
Mush — это браузерная флеш-игра, геймплей которой вращается вокруг кооперации и социального взаимодействия. Всё начинается с выбора роли. Игрок выбирает одного из персонажей, которого ему предоставляет экран выбора: именно эти 1-4 человека сейчас больше всего нужны на одном из серверных кораблей. У каждого персонажа есть своя роль и достаточно объёмная предыстория. Поэтому отыгрыш роли желателен, он украшает игровой процесс и помогает втянуться в происходящее, проникнуться эмпатией. Полностью понять отношения между персонажами и приписанный к ним лор можно после изучения всех биографий, да ещё кучи мелких дополнительных описаний. Это — для тех, кто вдохновился и хочет вжиться в сеттинг получше. А для базового, самого первого отыгрыша хватит и описания при выборе.
Чем вы будете (в основном) заниматься на корабле, чем поможете общему делу? Единственный скиллслот надо заполнить с умом, ознакомившись с навыками остальной команды. Подсказка: есть ценные навыки, которые должны быть на корабле в первую очередь: пилоты и техники, также туго придётся без биолога (либо медика) и астрофизика. Если ваш персонаж из пилотской команды, то тут даже не сомневайтесь, что выбирать.
Теперь о том, как вы будете выполнять то, за что несёте ответственность.
У вас в распоряжении есть очки действия, движения, морали и здоровья. Очки действия и движения со временем (или после еды) восполняются, каждое хоть сколь-нибудь важное действие тратит одно или два очка. Правильно распорядиться этими очками — ключ к победе. Мораль будет падать по мере течения времени, со смертью товарищей и в некоторых других случаях. Возможно, вам поможет психолог. Возможно — кто-то с лидерскими качествами поднимет зажигательной речью боевой дух. А может, сердитая и замкнутая девушка из машинного отделения окажется не такой уж замкнутой. Со здоровьем проблемы начнутся чуть позже: когда вы вернётесь с проломленной головой из экспедиции и обнаружите, что до вас надо ещё вытянуть с того света прибитого куском обшивки и покусанного котом пилота.
У корабля тоже есть свои параметры, самые важные — кислород, который расходуется каждый цикл (отчасти его восполняют растения, но без экспедиций не обойтись) и броня, которую периодически так и норовят разнести ваши преследователи (помните про важность пилотов-защитников?).
Охота на внутреннего врага ведётся в основном за счёт внимательного наблюдения за поведением соратников. В этом помогают логи помещений, которые отлавливают многие действия членов команды… но не все и не всегда. Некоторые действия более скрытны, чем остальные, и грибы стараются этим пользоваться. Исследования помогают усложнить врагу существование, но их ведь ещё надо закончить. Есть целый ряд прямых и косвенных признаков, по которым грибов отличают от людей, и наоборот, людей — от грибов. (Спойлерить их не буду: не гайд ведь, а обзор.)
Вот, собственно, и самая интересная часть этого блюда — грибочки. Двое грибов выбираются рандомно, и после того, как проснулась вся команда, двое её участников получат сообщение о том, что мир ощущается как-то иначе… На вас снизошло блаженное спокойствие… И вы не прочь поделиться им с остальными. (А так ли плохи грибы, как кажутся?)
После этого у вас появляется отдельный канал для общения с товарищем и возможность выбрать особый, грибной навык. Некоторые из этих навыков напоминают биологическое оружие, некоторые скорее вспомогательны. Часть из них помогают разрушать корабль, а часть — заражать людей.
В игре есть две успешные концовки для людей: возвращение в родную систему («Сол»), желательно с антигрибной сывороткой, и открытие новой планеты для основания колонии («Эден»). И сразу несколько исходов, которые считаются победой грибов. Самый шик — потихоньку сконвертить половину команды, пока вторая половина думает, что вот-вот поймает этих жалких двух «альфа»-грибов за хвост. После чего раскрыться, насладиться паникой и в открытую засыпать наивных людей спорами, а потом ещё два дня троллить Чун.
И таки сколько мне это будет стоить?
В Mush можно спокойно играть бесплатно. Не могу сказать, что здесь подстерегает коварный pay2win. Сколько бы вы ни заплатили — ни экспу для скиллов, ни умения играть, ни восстановления какого-нибудь критически важного корабельного ресурса это вам не даст. И если уж так сложилось, что корабль гибнет (грибам на радость), даже самый золотой игрок погибнет вместе с ним.
Одна из двух донат-лазеек в игре это увеличение количества скиллслотов до 4 (вторая — одноразовая покупка еды). Единократный донат оставляет игроку «серебряный» аккаунт с двумя слотами и компактным коммуникатором навсегда. Так что неудивительно, что на данный момент большая часть сервера блещет «серебром». Каждому персонажу потенциально доступно 5-6 навыков, которые прокачиваются за счёт опыта, набранного за время предыдущих игр. У некоторых для эффективного выполнения своей роли достаточно и одного (лучший пример — Жонг Чун), да и прокачать всех персонажей до уровня 4 мало кому удаётся, поэтому донат не критичен и не слишком влияет.
Что с онлайном?
Полёт обычно длится от 4 дней до двух недель. Во время некоторых путешествий ухитряешься сдружиться с командой и вжиться в роль настолько, что и сажать корабль не хочется. Разные роли требуют разного уровня активности и понимания игровой механики (подробнее здесь). Обычно достаточно логиниться раза три в сутки, один раз в день — маловато, но тоже допустимо. А можно и целый день залипать, несмотря на ограниченность ресурсов для действий и перемещений.
Игра начинается сразу после вашего «пробуждения» на корабле, но для начала грибной охоты придётся ждать, пока проснутся все. Обычно на следующий день или через день корабль заполняется.
Со временем активность и отточенность игры ваших команд в рандомных полётах перестанет доставлять, и тогда самое время постучаться в какой-нибудь кастинг. В их числе есть и русскоязычный, с русскоязычными же вылетами. Игроки кастингов собираются на индивидуальные вылеты на персональных, так сказать, кораблях. Анонимность по-прежнему соблюдается, но так вы гораздо лучше представляете, с каким уровнем игры вам придётся столкнуться. К тому же, у этих кораблей индивидуальные настройки, которых нет в рандомных.
Название «кастинг» для этих групп неслучайно. Весь Mush имеет очень лёгкий флёр то ли съёмок фильма, где каждый игрок — актёр своей роли, творчески её переосмысливающий… то ли реалити-шоу. А повара с криминальным прошлым вообще зовут Stephen Seagull, не смейтесь.
Но это же SS13!
Нет. Идея схожая, геймплей другой. Mush больше похож на настольную игру (сами разработчики в качестве источников вдохновения упоминают Battlestar Galactica и Red November). Здесь ключевую роль играет способность разумно распорядиться своими личными ресурсами и оставить запас прочности на случай неудачного рандома. Действий с рандомным шансом успеха (а иногда нежелательного исхода) довольно много. Даже хороший стрелок может промазать, а вроде бы спокойная инопланетная живность — вдруг взбеситься и не оставить живого места на вашем бедном дипломате. Но какое же это счастье, когда инопланетный житель в благодарность за маленькую услугу даёт вам не просто артефакт, а кусочек звёздной карты, которая позволит найти новый дом для человечества и навсегда обезопасить его от грибной угрозы! Ресурсы восполняются на первый взгляд медленно, но из опыта знаю, что уже с длиной цикла по два часа вместо трёх игра превращается в гринд, лишающий сна и отдыха.
Определённый фактор случайности в игровой процесс добавляет и необходимость открывать навыки за опыт, полученный в предыдущих играх. Никогда не знаешь заранее, с чем именно хорошо справляются твои напарники, а где команда будет проседать. И тем более не знаешь мощность грибного противника. Всё это увеличивает разнообразие и затрудняет прокладку рельсов по всем игровым моментам. В Mush не так много чётко очерченных ролей. Даже если ты всего лишь беглая журналистка, которой, казалось бы, нечем себя занять после успешного выслеживания грибов — лишние руки всегда пригодятся в экспедиции, мелком ремонте, помощи специалистам или, неровен час, у турели.
Лучшие комментарии