Кто-то весьма удачно подметил, что когда дочитываешь хорошую, понравившуюся тебе книгу, независимо от того, какая концовка в ней, ощущается пустота. Будто у тебя только что на руках умер человек. Да, можно перечитать, но это подобно пересматриванию фотографий умершего. Хочется продолжения, что будет с героями дальше, продолжить сопереживать им. Однако правильно говорят — всему должна быть своя мера. Полно примеров, что бывает, когда сюжет излишне затягивают, персонажи приедаются, существенно нового ничего не происходит (или начинает твориться сплошной абсурд), всё скатывается в скучную тягомотину и в головах фанатов и поклонников начинают появляться гнусные мыслишки, что лучше бы вас, дорогие герои, во время убили.
Перечитав кое-какое количество книг, пересмотрев сколько-то фильмов, пройдя ряд достойных, смысловых, сюжетных игр, не могу выделить ни одного творения, чтобы было «как раз» — то есть концовка именно в тот момент, когда не хочется продолжения больше и не успело надоесть. Как правило, если надоело — то не понравилось, а если понравилось, то, зараза, хочется всё равно ещё, хоть опыт и подсказывает, что достаточно, тема раскрыта, партия сыграна и действительно пора сворачиваться. Такой небольшой парадокс — та самая завершенность, которая вызывает легкие внутренние поскуливания насчёт "ну ещё 5 минут, мам". Тем не менее достойная и своевременная концовка, ставящая точку или пусть даже многоточие в любом произведении, гарантированно спасает от протухания сюжета.
Я мог бы привести приличный список из книг, фильмов, сериалов, которые являлись бы примерами того, что концовка должна быть и она должна быть в нужное время, но портал то у нас всё-таки игровой, поэтому меняем курс на игры. Игровая индустрия, как и любая другая, развивается, растёт, можно сказать эволюционирует. По мере развития технологий, да и общества в целом, появились новые жанры и сегодня любой, кого хоть как-нибудь можно заинтересовать видеоиграми, обязательно найдёт что-то для себя. Спектр действительно широкий — тут вам и головой подумать, и время поубивать, дать волю фантазии и творчеству, либо погрузиться в атмосферу чего-то нового… В общем вы всё это итак прекрасно знаете. Но здесь я хотел бы уделить для начала особое внимание играм, акцент в которых поставлен на сюжет. Всё-таки контекст моей писанины не подразумевает рассуждения о песочницах или «матчевых» играх. И как переход к главной мысли этого текста я возьму небезызвестный Mass Effect.
С трудом удержусь от перечисления заслуг, достоинств, плюсов, а так же некоторых всё-же имеющихся недостатках этой (я считаю) шикарной трилогии, и заострю внимание на самой концовке. Несмотря на некоторые спорные моменты, она предоставляет логичные варианты завершения серии, достойно венчает нелёгкий путь команды Нормандии, историю её капитана. Не отклоняясь от темы и не вдаваясь в извечный вопрос "какой цвет ты выбрал?" скажу лишь, что живым Шепард после всего этого мне не виделся никак. Человек, спасший галактику, переживший СТОЛЬКО… Ему уже было бы сложно себя превзойти (только если спасти ещё одну галактику, ха!), дальнейшая жизнь была бы безгранично тусклой и пресной на фоне прошлого. Более того, он сам теперь уже не нужен — всё, он сыграл свою роль, он — История, но все задумывались, каково быть ходячей историей? Строителям будущего нет места в этом будущем, как ни крути, их время — это их настоящее, и когда оно проходит, лучше всего для них уйти вместе с ним. И хоть и было тоскливо «расставаться» с полюбившимися персонажами этой замечательной серии, но спасибо разработчикам, что они во время остановились, прежде, чем герои начали приедаться. По-крайней мере в памяти это отпечаталось теплой ностальгией, и, вспоминая, невольно вздыхаешь и думаешь "да, здорово было!".
Не так давно на одном достаточно известном информационно-развлекательном портале мне попалась на глаза интересная статья по поводу какой-то (простите, но я действительно забыл название) ММОРПГ «Tabula Rasa». Там описывалась история не столько развития, сколько финала этого проекта. Пик популярности игры давно прошёл, онлайн стал падать, сервера пустеть. Что ожидаемо, в конце концов разработчиками было принято решение о закрытии серверов. Навсегда. Что меня удивило, так это их решение обыграть финал. Они не просто нажали «выкл», банально выбросив в корзину целый «мир», нет. Они устроили нечто наподобие ивента. Финальной битвы. Об этом предупредили в новостной ленте, довели до игроков, чтобы все желающие могли в последний раз собраться на их последний бой. Так как проект был о противостоянии Земли пришельцам, то по сюжету в последний день жизни серверов на планету началось массовое нашествие всей этой инопланетной нечести в количестве, подавляющем силы обороняющихся. Плюс ко всему сами разработчики сели за управление некоторыми персонажами со всеми, очевидно, плюшками «гейм-шопа». Но и игроки бились до последнего. Знаете, как сражаются те, кому уже некуда отступать? Фанатично и остервенело, и такое не забывается. Конечно, «зло» побеждало, аванпосты упорно отдавались один за другим, мест для респавна оставалось всё меньше, враг окружал, и в итоге в общем канале пошёл отсчёт до Конца. 10...9...8… Надо всё-таки отдать должное разработчикам, что они подарили поклонникам ещё один повод собраться вместе. Что подарили вагон эмоций. И тем самым в каком-то смысле «спасли» свой проект от безвестной кончины с опустевшими серверами. В головах игроков игра запомнилась не как «скатившаяся в донат\однообразие\серость», а скорее как славная битва, и пусть они и проиграли её, но бились они достойно Вальхаллы.
Это натолкнуло меня на мысль о том, чего, возможно, не хватает сегодняшним мморпг. Всех ведь в конечном итоге ждёт забвение, у всех есть пик популярности, и даже столь многогранный ВоВ когда-нибудь постигнет тот же печальный конец, если Близзард не изменит концепцию, не поменяет что-то координально. Жизнь это движение, пока есть ресурсы, пока есть фантазия, такие проекты продвигаются. Но когда-нибудь наступает предел, и что тогда? Да, я понимаю, можно вытягивать последние соки, но если финал очевиден и неизбежен, почему не сделать его ярким и запоминающимся? Хотя бы в благодарность игрокам, которые поддерживали, тестили, донатили, да и просто в конце концов играли. Это ведь та аудитория, за чей счёт кормились разработчики по большому счёту. Все, ну или подавляющее большинство таких ролевых онлайн игр задуманы как бесконечные, что с одной стороны хорошо и прибыльно, но обратная сторона медали такова, что рано или поздно, но они морально устаревают. И лично я пришел к выводу, что Конечность — это то, чего не хватает сегодняшним ММОРПГ. Концовка придаст сюжет даже абсолютно бессюжетному фарму, и вся прелесть в том, что история у каждого будет своя, а общий лишь финал.
В заключение хочется сказать, что, конечно же, это не попытка достучаться до создателей онлайн-игр, это просто мысли, возможно небольшое негодование. Однако отмечу, что пару лет назад я сетовал на нехватку сюрвайв-игр и годноты на космическую тематику. Листая магазин Стима, появляется ощущение, что я был услышан. Так что попробую поныть вслух опять, вдруг к чему-нибудь да приведет.
Спасибо, что читали.
Статья не помню кого и не скажу где про вышеуказанную «не помню названия» онлайн-рпг (если найду и если позволят, впилю ссылку, честное гвардейское) про MMORPG «Tabula Rasa», спасибо камраду koSTENLPFan за помощь определении игры, ссылка на статью в его комментарии ниже.
Вся серия Mass effect, конечно же с extended cut версией третьей части
Fahrenheit
Bioshok infinite
А. и Б. Стругацкие «Гадкие лебеди»
А. и Б. Стругацкие «Улитка на склоне»
А.П. Чехов «Вишневый сад»
Сериал «Светлячок» (нет, ну серьёзно, все хотят продолжения!)
И многое другое, но в меньшей степени. Также уйма вовремя не закрытых сериалов, покатившихся вниз, прямиком в скуку, высасывание событий из пальца и т.д. (нет, «Lost»я всё-таки не могу здесь не упомянуть)
Лучшие комментарии
Если где в плане грамотности накосячил — буду только признателен за правки.
Не поленился достать и полистать один из старых выпусков нигромании.
P.S. Журнал под номером 5(152) за 2010 год с «The Witcher 2» на обложке. Вполне возможно, что ты читал статью в электронной версии журнала или где-то на их сайте.
Спасибо)
P.S. Случаем, не оно? Добротно, подробно и с душой.