И снова здравствуйте. С вами снова Евгений aka Счастливый Некромант. В этот раз ко мне попала игра Republic: The Revolution. Её изучение далось мне нелегко. Дело в том, что данная игра действительно плохая. Необычная и даже уникальная, довольно интересная, с крайне приятным колоритом, но её недостатки многократно перекрывают достоинства. Но, тем не менее, я посчитал, что всё-таки она стоит хотя бы ещё одного упоминания. Благо, рассказать тут можно о многом. И пускай сама игра не удалась, но идеи заложенные в неё весьма занимательны.
В общих чертах
Начнём с этих самых идей. Republic: The Revolution – игра про политику, но не хардкорный симулятор борьбы за внимание и умы электората, а претензия на довольно легкомысленную песочницу, где к успеху можно идти разичными наборами весьма «нетрадиционных» методов. Игра, где есть ещё и основной линейный, с небольшими вариациями, сюжет, повествующей и мести и проводящий нас от миссии к миссии.
В общем, игра про веселье. Насилие, обман, шантаж, подкуп, подставы, а не скучная аналитика и дотошные исследования настроений, с последующим выстроением тактики дебатов и выступлений. И удивительно, почему так мало подобных игр. Пожалуй, таких других и нет вовсе. А тема ведь благодатная!
Нечто напоминающее панельную хрущёвку на заднем плане, деревянный ящик под ногами и бесконечная решимость свергнуть злобного тирана!
Отдельное спасибо разработчикам за сеттинг. Кто-то скажет, что это откровенная «клюква», но в этой «клюкве» чересчур много реалистичных деталей, чувствуется рука явно причастных к данным временам и территориям людей, да и происходящее недалеко ушло от действительности. Хотя Elixir Studios – родом из Британии (именно эти ребята ответственны и за Evil Genius).
И действительно, постсоветское пространство сразу после распада СССР, в политику лезут всякие мутные личности не то что с криминальным прошлым, а с криминальным настоящим, узнаваемая архитектура, выдуманный язык явно славянского происхождения… Нет, это ни в коем случае не Россия или какая либо другая реально существующая страна. Всё исключительно выдумка. Но ярких и узнаваемых деталей столько, что такое государство действительно могло бы существовать.
Вот такая должна была быть игра!
И это прямо как бальзам на душу. Даже если вы лично не застали перестройку или были слишком малы, наверняка вы видели подобное в различных передачах и художественных фильмах. Можно было бы сказать, что игра выставляет нас не с самой лучшей стороны, но играя в Omerta: City of Gangsters или Mafia никто в здравом уме не думает же, что вот как у них там было плохо и какой был разгул преступности. Люди просто играют и получают удовольствие от атмосферы. Это, своего рода, романтика.
Было создано целых три немаленьких города в полноценном 3D. По их улочкам можно прогуляться, любуясь видами, почитать описания зданий и автомобилей и пообщаться с прохожими. С весьма приличной, на то время, графикой и без надоедливых подзагрузок.
Нормально так, для 2003-го года.
К сожалению, несмотря на великолепную идею, геймплей откровенно не удался. Не удался в виду недоработок. Они тут видны повсюду. Вот тут сделали хорошо, а вот тут спешно лепили, чтобы хоть как-то закончить. В итоге, если поначалу всё ещё вполне интересно, хоть и не без изъянов, то на поздних этапах геймплей начинает раздражать. И пройти игру до конца, это как совершить небольшой подвиг.
Геймплей
Основной костяк геймплея довольно прост. Это 2D карта города, разбитого на районы. Именно тут мы будет находиться большую часть времени. Иконки игровых персонажей и их параметры, звёзды особых зданий, квадратики запланированных акций, ресурсы… Так как это стратегия, описывать всё долго. Но это и не нужно. Всё довольно очевидно и разобраться с этим не составит труда. Тем более, что этот режим, по большей части (но не весь и не всегла), работает как надо, хоть и серьёзно надоедает ближе к концу. Сказывается недостаток разнообразия.
Взаимодействие между самими персонажами в основном заключается в переговорах представляющих собой миниигру. N-ое количество очков надо неравномерно распределить между четырьмя позициями. После чего разыгрывается два раунда по четыре кона, где чья ставка за кон больше, тот и забирает некоторое фиксированное количество баллов. Кто первый наберёт необходимое количество баллов, тот и победил. Тоже вполне простая и эффективная идея, которая, к тому же, заставляет иногда немножко подумать. Но, тут неведомым образом вмешивается влияние параметров персонажей. Даже если вы победили в миниигре, действие может быть провалено, потому что у оппонента чего-то там сильно больше. К счастью, это работает в обе стороны. Не до конца ясно и распределение нужного количества баллов. Запросто может быть так, что для победы над явно уступающим нам во всём персонажем, нам надо будет набрать 70 очков, тогда как ему всего 30, что практически равнозначно проигрышу. И в аналогичной же ситуации, но уже воспользовавшись услугами более слабого персонажа, получить эффект строго наоборот. Но и просто действия, когда чей параметр больше, тот и победил, встречаются.
Если вы думаете, что выше были затронуты какие-то проблемы геймплея, то вы заблуждаетесь. Это всего лишь особенности – совсем незначительные мелочи. А к проблемам мы переходим только сейчас.
Проблемы
Самая назойливая проблема, это таймер. Видимо, с помощью него разработчики хотели добавить игре динамики. Дело тут вот в чём. Игровой день разбит на 3 части, каждая из которых представляет собой один ход. Мы можем распределить задания между членами нашей партии на будущие эти ходы. Каждое действие занимает ровно один ход и не может быть отменено или изменено, если ход уже начался. А всего ход длится четыре минуты реального времени, с возможностью только процесс ускорить. А вот поставить паузу можно исключительно кнопкой «esc», вызывающей игровое меню. И больше никак. Вообще. Даже если вы просто свернёте игру, время не остановится. Читаете ли вы газетную заметку, бродите по городу в 3D режиме, раздаёте ли указания, смотрите сценку, играете ли в ту же миниигру – неважно. Закончилось время – экран темнеет и вас перебрасывает в следующий ход. И продолжите вы вовсе не с того места, где были прерваны. Сталкиваться вы с этим будете часто, потому что четырёх минут откровенно мало.
«Лицо» самого опасного врага.
Впрочем, однажды, мне таким образом удалось выиграть заведомо неудачные переговоры – скрипт пути выписал неожиданный фортель, в результате которого персонажи шли к месту встречи слишком долго и мне засчитали победу просто потому, что к моменту окончания времени у меня было больше очков.
Но мешает таймер всё же куда как больше. Он не даст вам спокойно исследовать город и даже вникать в сюжет.
Следующая проблема, это то, как разработчики попытались геймплейно задействовать 3D режим. С одной стороны, эту часть надо было бы поместить в раздел «Гейммплей». Но это не геймплей, это одна сплошная проблема.
Пройдя первый ознакомительный город-уровень, нас переместят во второй. И тут нам представят новую сторону геймплея – поиск зданий. По сюжету нас несколько раз заставят искать различные объекты по весьма смутным описаниям. На практике это означает, что нам надо тупо тыкать чуть ли не во все подряд здания мышкой, и некоторые из них можно будет доразведать. Для этого, в данном районе должен быть наш персонаж с разведывательной миссией. И всё бы хорошо, но тут выясняется, что в принципе удобный, для неспешного исследования и разглядывания города, режим совсем не подходит для таких поисков. Время ограничено, а камера висит слишком низко и крутится очень неуклюже. С учётом, что на втором этапе игры искать придётся много и часто, это просто ужасно раздражает.
А следующим пунктом идут банальные баги. И тут это ощущается крайне остро. Дело в том, что задания весьма запутаны. Иногда от нас просят одного, подразумевая под этим нечто немного другое. Или просто выдают несколько расплывчатую формулировку. Возможно, в этом виноват корявый перевод, но легче от этого не становится. Зачастую непонятно, то ли случился очередной баг, то ли мы что-то делаем не так.
К примеру, что бы переговорить по заданию с бухгалтером, мне потребовалось три раза откатываться к сохранению. Случилось это так. Бухгалтер ходит на футбольные матчи и только в эти дни может улизнуть от охраны. В задании чётко написано, что переговорить с ним можно только вечером в день матча. Но встреча так и не смогла состояться. Более того, я на протяжении целой недели отправлял героя на переговоры на каждое время суток подряд – встреча так и не состоялась. Откат к сохранению – вылет вместо встречи. Откат к сохранению – снова вылет. И только на четвёртый раз мне наконец удалось встретиться с бухгалтером, вот только днём, а не вечером.
Дальше — больше. В третьем городе нас снова просят разыскать некоего персонажа и даже сообщают район поиска. Отправляемся туда на разведку и начинаем искать. Но, обыскав все здания в районе, искомого так и не находим. Баг? Баг. Вот только баг не в том, что персонаж вручную не находится, а в том, что он не объявился при полностью заполненной шкале осведомлённости у района. Оказывается, что на третьем этапе разыскивать сюжетных персонажей можно только так. Хотя раньше розыск проходил по другому принципу.
Не будете ли добры подписать вот здесь?
«Вишенкой на торте» является то, что сама песочница задвинута на задний план. Как бы вы не лютвали и не притесняли противодействующие партии, уничтожить их можно только в рамках сюжета и никак иначе. При любом раскладе, у противника в партии будет хотя бы один член и какой-то минимальный запас ресурсов. Стоит вам отвлечься на несколько ходов, и враги снова наберут силу. Главным и основным моментом всегда будет сюжетная компания. Самовольно меняющая свои собственные правила, требующая невозможного и просто запутанная.
Не удивительно, что в интернете совсем негусто полных прохождений данной игры. Зато полно вопросов, не все из которых имеют ответы.
До кучи можно добавить мелкие недоработки. В кафе никогда не будет тарелок и еды. Там будут кружевные подставки, будет официант, будет даже свеча, которая горит круглосуточно, но не будет и намёка на пищу. Где-то наложены нормальные текстуры, а через два шага ужаснейшее «мыло». Могут встречаться непонятные пустыри. FPS может дико проседать (а ведь я играл на ПК, который много производительнее самых топовых сборок на момент выхода игры). Анимаций различных действий мало. Даже специальные сюжетные события, зачастую, внешне копируют рядовые. Где-то с ростом уровня акции меняется её отображение, а где-то нет. Музыка хоть и приятная, но треков очень мало. В игре есть настройки графики в меню игры. И ещё одни настройки графики с немного другими параметрами, вызываемые клавишей «F2», а об этом нет упоминаний в игре, да и работает этот режим криво. И так далее. Мелочи, но крайне заметные, на фоне довольно длительного и нудного геймплея.
А где вы ещё сможете столкнуть в поединке двух сотрудников милиции? Что характерно, страший по званию побеждает.
Итог
Весьма печально, что с игрой «не срослось». На неё надеялись. Она заведомо была хитом. О ней говорила вся российская игровая пресса. Но, видимо, разработчикам не хватило сил, чтобы довести игру до ума. Пройти её тяжело морально, а советовать поиграть преступно. Но всё же, игра уникальна и достойна того, что бы о ней хотя бы знали.
Покойся с миром, товарищ Карасев!
Лучшие комментарии