Заметил, что мои статьи стали расплываться по интернету под чужим авторством. Это конечно приятно, но не очень. Особенно когда все лавры достаются копипастеру. Поэтому ныне свои крупные материалы буду публиковать и тут. Надеюсь, вы оцените их по достоинству, аудитория Stopgame :3
Данная статья очень большая и её можно прочесть в качестве руководства steam или в моем личном блоге. В ином случае наслаждайтесь прочтением тут. Вся разметка по возможности сохранена)
______________________________________________________
Предисловие
Есть такая тенденция в игровой индустрии – делать игры про зомби. В каждой игре мертвые существа имеют свои особенности и способности. Кто-то представляет их как бездумных машин с сверхестественными способностями, кто-то гниющими, неповоротливыми трупами. Но есть и общая черта, присущая всем вымышленным видам. Они все представляют опасность для человека разумного. Того, кто еще не превратился в кучу гниющего мяса и способен действовать, мыслить, чувствовать.
В истории человечества всегда существовал страх быть съеденным заживо. Это тянется с каменного века, когда каннибализм был распространен в силу нехватки пищи. Люди верили, что поедая другого человека они получат часть его силы и других способностей. Тем самым, оправдывая свой поступок. И хоть мир ходячих мертвецов не отличается повсеместным каннибализмом, зомби являются их олицетворением. Они нападают на живых людей дабы утолить свой голод. Отлично вписалась идея поедания человеческих мозгов, чтобы часть силы здорового человека перешла нашим любимым зомби и они могли дальше охотится на выживших.
Мы же сегодня поговорим о мире медлительных и разлагающихся трупов. Именно тех, что были так красочно расписаны в серии комиксов «The Walking Dead» и стали вдохновением для игровой компании Telltale Games.
В угоду вашей заинтересованности, хочу отметить, что сегодня мы разберем адаптацию человека к изменившимся условиям жизни. Миру, где правят ужасные создания а люди, именуемые себя выжившими, как раз таки являются этими самыми «Ходячими мертвецами». Чтобы вам было проще понимать о чем идет речь, я буду повествовать и рассказывать историю одной девочки, вынужденной расти в мире ходячих мертвецов. И имя ей Клементина. В этой статье я бы хотел соединить воедино всю историю игры. Как первую часть, так и вторую. Увидеть становление личности на протяжении всех сезонов и эпизодов. Что ж, приступим.
Мир и вселенная
По многочисленным играм с зомби мы уже привыкли видеть определенные клише. И они не обошли стороной The Walking Dead Game. Неожиданная вспышка эпидемии, которая превращает людей в зомби. Улицы наполнены испуганной толпой, на половину состоящей из зараженных. Каждый, кто способен, спасается бегством, направляясь куда глаза глядят. Всюду слышны крики о помощи, истошные возгласы и прочие признаки глобальной катастрофы. Численность зомби растет в геометрической прогрессии, особенно в мегаполисах и крупных городах. И тут… наступает тишина… И лишь мерзкие рычания зомби напоминают о том, что здесь произошло нечто ужасное.
Именно так начинается эпидемия, именуемая апокалипсисом. Но мы с вами этого не увидели, т.к припеваючи ехали в полицейской тачке в качестве заключенного, играя за Ли. Но… сейчас не об этом.
Миром, которым правят зомби не способны управлять ни одни существующие структуры. Ни одна военная база не способна устоять перед вирусом, который находится в воздухе, вокруг тебя и давно уже в тебе. Вирус и нашествия ходячих рушат всю культуру, инфраструктуру и жизнь. Всё изменилось… и те, кто смог спастись – вынуждены жить на другой планете. На планете, где невозможно жить. На ней все вынуждены выживать.
Технический прогресс шагнул далеко вперед, но лишившись его мы стали беспомощны. Мы уже не можем выйти на улицу и приобрести хлеб. Нам уже не нужно посещать работу. Все обязанности и правила улетучились. Здесь больше нет ничего, что могло нам помочь. Мировые устои в одночасье рухнули под бременем сократившегося населения планеты. Теперь нам самим предстоит строить новый мир, в новых условиях.
Грациозные творцы никому не нужны. Теперь выживают сильнейшие.
Знакомство
Впервые мы увидели Клементину уже в начальном эпизоде первого сезона игры. Пред нами предстал ребенок, который лишился своих родителей, уехавших на отдых в Саванну. Маленькая девочка – совсем одна в этом жестоком мире, не способная постоять за себя и тем более выжить самостоятельно.
Впрочем, нам еще не известно сколько времени прошло с начала эпидемии. Поэтому мы видим дитя, не догадывающегося о том, что мир изменился. Сами того не ожидая, мы вынуждены взять ребенка под свою опеку и защиту.
Ребенок всё еще играется, шутит и делает все те вещи, как и её ровесники в нормальном мире. В мире без зомби. Благо, еще не видевшая ужасов внешнего мира и по прежнему способная доверять незнакомым людям. Что в болей степени и дало ей возможность зацепится за способ выжить, полностью доверится Ли. Абсолютно незнакомому мужчине с поврежденной ногой.
Доверие со стороны Клем подтверждается в момент, когда зомби-сиделка нападает на главного героя игры. Клементина вместо паники, спускается с домика на дереве и помогает Ли, протянув молоток. Так мы и понимаем, что ребенок доверяет нам.
Школа выживания… вместо уроков по математике?
Как я уже говорил – мир рухнул. Ни осталось ни школ… ни других учебных заведений. Зато стала ценится школа выживания. И хоть в ней нет расписания и получить выговор от родителей за плохую оценку попросту не возможно – это стало обязательной школой для всех возрастов. Кто мог подумать о важности навыков стрельбы? Однако сейчас нет права на ошибку. Вы не можете прогуливать уроки, потому что ваша вся ваша жизнь это один бесконечный урок. Не усвоили опыт, мне жаль вы отлично будете смотреться в роли гниющего трупа.
«Такова теперь жизнь, адаптируйся или умри», размышляют выжившие. Важны ли сейчас навыки программирования или рисования? Думаю, нет. А тем временем в обиход людей входит оружие и короткий сон. Подозрительность и недоверие ко всем другим выжившим.
«Доверилась бы Клементина Ли Эверетту спустя пару недель после начала эпидемии? Что-то мне подсказывает – нет. Дети впитывают все как губки… и пережив всё это Клем навряд ли бы вышла на встречу первому незнакомцу. Есть такая поговорка «Сытый голодного не разумеет». Пройдя утраты и лишения, вы перестанете столь оптимистично смотреть на окружающих вас людей…»
Здоровый и больной прагматизм
Выживают сильнейшие, жертвуя своей человечностью и совестью. Оказавшись в мире ходячих мертвецов, вы вынуждены перестраивать свою систему нравственных ценностей. Однако, мы с точностью не можем сказать… Что хорошо, а что плохо. Заслуживает ли укушенный пулю в лоб или правильнее ему дать превратится. Правильно ли воровать, чтобы ваша группа не умерла с голоду, тем самым лишив других невинных людей запасов.
Поэтому здесь правят прагматики. Те, кто способен создавать новые правила и избавляться от своего прошлого. Как бы вам не было безумно жаль человека, но если он живет прошлым, забившись в угол от страха и ужаса, то он не выживет. Это лишь дело времени. Рано или поздно он даст волю эмоциям и сложит руки, тем самым подписав смертный разговор не только себе но и своей группе, которая тащит его как абузу.
Мне бы не хотелось обобщать и называть всех эмоциональных личностей слабыми. Слаб тот, кто не верит в будущее и теряет надежду, сражаясь и выживая до последнего. Мы не можем просто так отбросить свою любовь, чувства и стать абсолютно черствыми. Тем не менее, сейчас сильные люди, способные отбросить всё ненужное и принять действительность такой, какая она есть. И жить с этим… всегда…
Но… есть и те, кто воспринял выживание как «Вызов«. Люди, способные убивать других, ради пропитания. Существа, опустившиеся до уровня зомби, не гнушаясь каннибализмом, братоубийством и грабежами. И планета разделилась на два лагеря. Плохих людей и хороших. Кто бы мог подумать, что зомби-зомби вирус не главная проблема человечества? The Walking Dead это игра о том, как страшен сам человек и его натура.
Ну а теперь вернемся к нашей Клем. Девочка, существующая в группе выживших, видит взаимоотношения людей, характеры, сильных и слабых. Она видит смерти и прочий ужас настоящего. Ребенок понимает, что она должна стать сильнее, дабы выжить в этом кошмаре. Она учится стрелять, улавливает каждый разговор, усваивает каждый жизненный урок. Со стороны это выглядит нелепо, будто маленькая девочка и в правду думает, что может противостоять внешним опасностям. Но кто вам говорил о моментально эффекте?
Главный ресурс – Люди
За всей суматохой обыденности мы привыкли видеть вокруг нас тысячи прохожих. Нам безразлична их судьба, их проблемы и заслуги. Нам не интересна их жизнь. Так мы и привыкли жить, направив взгляд лишь на медийных личностей и круг своего общения. Все что дальше – долой. Возможно в этом и есть доля правды. Разве нет? А вот во вселенной The Walking Dead дела обстоят куда иначе, каждый выживший человек имеет за плечами множество бед и разочарований. Смертей близких, друзей… Увидев в этом мире людей вы осознаете, что он не обычный рабочий или офисный работник – он личность со своей тяжелой судьбой. Здесь нам не из кого выбирать. Мы вынуждены жить бок о бок с теми, кого, возможно, терпеть не можем. Главное это выжить. И это понимают все люди. Не важна их раса, политические и религиозные убеждения, национальность, пол и прочее.
Вас мало и важен каждый человек, каждая судьба и характер. Как я уже говорил, все стали немного прагматиками и стараются выбирать сильных и целеустремленных людей для своей группы. Каждый понимает, что слабое звено потянет всю группу ко дну. И именно поэтому главным критерием для человека стали его сила воли и нравственные качества.То, как человек поведет себя человек повлияет на судьбу всей группы.
В группе выживших, которую встретил Ли и Клем были разные люди. Они ссорились, мирились, влюблялись и умирали. Ну и тут Клем с Даком (сын Кенни) выступили в роли абузы, которую все остальные обязаны взвалить на свои и без того тяжелые плечи. Благо им повезло, что в группе еще сохранились нравственные устои и правила. Они ценили каждого, кто являлся человеком, спасая друг друга, порой даже ценой свой жизни. Им повезло попасть в группу альтруистов.
Наблюдаем из-за каменной стены
Жизнь в группе, даже не большой для ребенка начинается одинаково. Ему приходится учится и перенимать опыт уже состоявшихся взрослых людей. И хоть он и является абузой, его всячески стараются защищать и оберегать от угроз внешнего мира. Насильно заставляют прятаться и убегать в случае опасности. Те, кто еще не лишился нравственности – идеальный плацдарм для обучения детей выживанию. В случае с Клем, у нее всегда были рядом Ли, Кеннии и прочие уходящие и приходящие люди. Но эти два взяли груз ответственности за её жизнь на себя и смело несут его на себе. Понимая свою беспомощность в большинстве случаев Клем вынуждена повиноваться и во всем слушаться своих вторых родителей. А так же во всем им доверять. Тем не менее, понимая всё происходящее она должна была придти к тому, что рано или поздно ей придется стать сильнее. Не только ради себя, но и ради других. Кто защитит Ли, если никого не будет рядом?
В первом сезоне игры The Walking Dead, Клементина не раз проявляла инициативу и помогала группе в сложных ситуациях. Хоть она в одиночку не была способна убить несколько зомби, зато очень успешно пролазила в узкие проходы, чтобы открыть ту или иную дверь. Взять только спасение от каннибалов на ферме. Или останова поезда перед свисающим с моста грузовиком. Клем хотела быть полезной любыми путями, порой не на шутку пугая Ли. К примеру открытие дверей в Саванне, где она без спроса влезла через вход для собак и открыла дверь. А что если бы внутри были зомби… или того хуже, другие люди? Благо, всё обходилось. И все это было первыми шагами к адаптации ребенка в новым суровым условиям.
Разница возрастов
Верните мне мои 14 лет и я вам гарантирую. Научился бы всему на свете. Так и случилось с детьми, растущими в зомби апокалипсис. В то время как взрослые приняли новый мир таким какой он есть, сформировавшись еще тогда, когда на планете все было прекрасно. Эти взрослые помнят все старые обиды, их характеры уже сформированы и чем старше они, тем тяжелее адаптироваться. Возможно вы замечали, что одни и те же проблемы для взрослых и подростков выглядят по разному. И то, что для взрослого катастрофа, то для подростка неприятность… Многие из них не хотят ломать себя, переступать через себя. Они чтят свои традиции и устои. Они держат все свои эмоции в себе, выплескивая их в наиболее критические ситуации. Себя не узнали? :)
Дети же растут в этом мире. Им проще понять правила и условия и переделать себя. Они новое поколение выживших. Тех, кто не наступит на грабли более взрослых членов группы. Хоть Клем и не является играбельным персонажем в первой части игры, мы все равно можем наблюдать за процессом её взросления. Видим как растет не капризный подросток, а сразу взрослый человек. Почему дети быстро взрослеют? Возможно раньше встречают реальный мир таким какой он есть? Ну а если это мир зомби? Вот так и получается…
Как же приятно осознавать, что правила поколений работают и в вселенной TWD. Дети это новое поколение. На них будет строиться новый мир, а не выживших, после вспышки эпидемии, взрослых. Возможно вы не согласны с этим утверждением и я постараюсь вас убедить на одном простом примере.
Представьте, вы первопроходцы и увидели новое животное, которое на вас напало. Раз напало, вы потеряли часть своих. Второй раз напало, вы сумели ранить это существо. А на третий остатки ваших первопроходцев нашли способ одолеть его. Не детей же первыми отправлять. Ведь в мире всегда действовали правила альтруизма и самопожертвования ради своих родственников. И вот оставшиеся первопроходцы приходят к себе в лагерь и показывают убитого зверя. Да не только показывают, но и рассказывают как они поймали его. Тем самым заранее обучая новое поколение всему тому, что они узнали лишившись множества людей. Так же и с ходячими мертвецами и бандитами. Дети видят, дети перенимают и уже маловероятно, что наступают на те же грабли.
А что? Разве нет? Разве не так мир устроен?)
Группа, будущее или настоящее?
Я уже упоминал о нескольких «видах» групп появившихся в новых условиях. Ну а сейчас мы обсудим их подробнее.
Мир, где нехватка пищи стала обыденностью, не гнушается рождать изощренные формы людей. Теперь есть те, кто инвестирует силы в себя и те, кто инвестирует их в будущее. И я сейчас говорю не о запасах продовольствия или медикаментов. А о реальных типах групп, которые существуют в данной вселенной.
Бандиты
Самый простой метод выживания, особенно когда нет правил и безнаказанность входит в привычку. Убиваем, насилуем и всячески удволетворяем свои животные потребности любыми доступными методами. И чем проще, тем лучше. Ну а что может быть легче приставить дуло пистолета к виску другого выжившего и забрать все его припасы. А может проще убить? Нет свидетелей – метод безнаказанности в силе. Такие группы полностью состоят из самодостаточных членов с напрочь отсутствующей моралью. Здесь не место абузе, вроде Клементины. Попасть в уже сформированную группу большая удача. И вероятнее вы быстрее будете лежать в канаве, чем кто-либо заведет с вами диалог. Такие люди думаю в первую очередь о себе и живут сегодняшним днем. Не стоя планов на будущее. Ну а зачем, спрашивается?
Неудачливые везунчики
Вы когда нибудь видели людей живущих вне цивилизации? Или хотя в дали от нее? Так вот это они и есть. Те, кто находился далеко от очага эпидемии. Люди, которые до сих пор не встречали зомби или других выживших. Для них все идет своим чередом, ровно до тех пор, пока культура нового мира не застигнет их врасплох. И если вам кажется, что они везунчики, то это вовсе не так. Это будут самые не приспособленные к выживанию в такой среде люди. И вероятнее они быстро погибнут. Ведь им не приходилось видеть бандитов или зомби. Как они себя поведут? Не ясно. Но одно мы знаем точно, их навыков выживания в дали от цивилизации будет явно недостаточно, когда их лесную хижину окружит толпа разлагающихся трупов.
Обычные группы
Та, в которой оказалась наша Клем. Люди, способные чувствовать и сопереживать. В тоже время и постоять за себя. Группа, которая не хочет терять свое человеческое лицо и уподобляться животным. Такие – инвестируют свои силы в будущее. Они заботятся друг о друге, каждая человеческая жизнь важна. Они просто хотят жить, так же как и все. Но эгоистично переступать рамки дозволенного – не про них. Кто может знать, чтобы стало с Клементиной, попав она в другую группу.
Одиночки
Не все способны брать на себя бремя ответственности. Всегда найдутся люди, живущие только ради себя. Причем не важно, хорошие они или плохие. Так уж сложилось, что им проще положится на свои силы. Любой другой человек – абуза. И если и совершишь фатальную ошибку, то поплатишься за нее исключительно только ты. Никто не пострадает кроме тебя. Вот почему одиночки в большинстве своем бывают людьми разных убеждений и взглядов на жизнь. Есть и те, кто лишился своей группы и теперь не намеренно выживает один. Но как правило такие люди стараются обходится меньшей кровью, обладая особыми навыками помогающие им адаптироваться к этому миру.
Движение – Жизнь
Ох, не зря мне мама говорила «Бегай по утрам». Возможно это когда-нибудь сыграет ключевую роль, но точно не сейчас.
Пищи мало, и с каждым прожитым месяцем запасы всё уменьшаются и уменьшаются. Клементина с группой не может вести оседлый образ жизни из-за бандитов, а вечно двигаться – равносильно самоубийству. И среди столь огромного количества вариантов придется выбрать второй. А как иначе, когда смерть от толпы зомби хотя бы будет иметь смысл.
С другой стороны, движение это активность. Все твои действия и поступки это движение вперед. Всегда быть начеку, возможно и в этом есть разумное зерно. Да и финальные слова Ли Эверетта содержали в себе. Стоп. Дальше.
Выборы и решения
О всё первом сезоне, по порядку. Как? Зачем и почему? А рассуждать я буду со стороны, будто эти самые выборы влияют не на сюжет, а на нравственные ценности и воспитание Клементины. Т.е я буду выделять лишь те выборы, которые были в присутствии Клем или же могли как-либо повлиять на нее.
Новый день (Эпизод 1)
> Не врать встречным людям, давая Клем хороший пример
> При стычке Ларри и Кенни заступится за Дака и доказать, что он не укушен. Тем самым проявив себя как заботящегося о детях человека.
Жажда помощи (Эпизод 2)
> Ни в коем случае не позволять ребенку съесть человеческое мясо
> Со стороны морали, правильнее оставить двух братьев в живых. Не превращаясь в машину для убийства. Мы не как они и пусть они будут съедены ходячими, чем в очередной раз на глазах ребенка займемся расчлененкой. С другой стороны это нормальная самозащита на будущее от ненормальных психов, показав Клем, что такие люди не достойны жизни. Спорный вопрос
> Взять припасы из машины, т.к в новом мире нет права собственности. А значит всё что найдено, может быть взято.
Впереди долгая дорога (Эпизод 3)
> Бросить или не бросать ЛиЛи (Убила либо Карли, либо Дага рядом с фургоном) выбор очень спорный. В силу того, что это убийство. Учитывая, что мы не знаем о дальнейшем угоне фургона. Скорее стоит выгнать её из группы, дабы не ютится в одной комнате с психом. Да и для Клэм это огромная опасность. С другой стороны то, что сделал с её отцом Кенни было тоже крайне жестоко, но Кенни был прощен. Любый выбор имеет благие намерения для разных сторон.
> Пообещать Клем найти родителей. Т.к мы дали это обещание еще в первом эпизоде. А поискав родителей можно и лодку заодно поискать. Why not?
> Все остальные выборы имеют значение больше для других персонажей.
За каждым углом (Эпизод 4)
> Взять Клем в Кроуфорд вместе с собой. Дать ей реальный шанс быть полезной. Вы не можете прятать её в шкафу вечно, она должна научится выживать в этом мире. В любом случае, если вы не вернетесь живым, то кто уж кто а Бен, явно не тот кто сможет защитить её.
> Спасти Бена, дав ему шанс искупить свои грехи. Все же он еще подросток и тоже где-то ребенок. К тому же он раскаивался в сотрудничестве с бандитами. Он не черствый, хоть и трус. Как же без добрых трусов в Walking Dead?
> Как я уже говорил, будьте честны. Покажите всем свой укус, они должны знать, что жизнь Клем сейчас превыше всего.
Времени больше нет (Эпизод 5)
> Попросить позаботится о Клем – Омида и Кристу… Кенни пропал, ты сам уже почти ходячий мертвец. А Криста и Омид доказали, что они достойные люди. Пожалуй это лучший выбор, который можно сделать. Да и наиболее очевидный.
> Вне зависимости от того, кто добьет Незнакомца – Клем будет помогать. Это очень важный шаг на пути к Выпускному экзамену.
Прощальный Экзамен
Пожалуй, именно так его и можно назвать. Самое трудное в этом жестоком мире – терять близких. И Клементине предстоит пройти этот прощальный экзамен. Все то, чему учил. Все перенесенные лишения и потери. И все ради того, чтобы это было не зря.
Начало второго сезона
Завязка плавно вытекает из финала прошлого сезона. Клементина находит Кристу и Омида после трагичной смерти Ли. Ну так вот, Клементине, которая становится главным игровым персонажем во втором сезоне, предстояло в достаточно нелепой форме лишится обоих своих спутников в первые 10 минут игры, окончательно обрывая зависимость игрока от второстепенных персонажей первой части. По замыслу разработчиков нам предоставили жестокий мир одиночества, который предстоит познать уже не маленькой, но еще и не взрослой девочке.
После смерти Омида, которого пристрелили в туалете – Криста и Клем остаются совсем одни. С этого момента проходит 16 месяцев, чтобы вновь вернуть нас в игру. Криста уходит на поиски дров для костра, оставляя Клем ответственную за поддержания огня. За неимением ничего под руками нам предлагают порыться в портфеле и найти там две вещи. Фотографию Ли и рисунок на котором изображена семейство (Кенни и Дак с Катей). И хоть этот выбор не является важным, он дает возможность игроку выбрать, что он готов выбросить из жизни. И хоть официальной статистики я не нашел, думаю большинство выбрало сжечь именно рисунок. Но тут эту трагичную ноту резко развеяли звуки приближающихся чужаков. Мы резко прячемся за ближайшее дерево, видя как Кристе угрожают. Тут перед нами стоит выбор между «Помочь Кристе, отвлекая внимание чужаков» или «Уйти бесшумно, оставив её в руках этих людей». Все же общие массы выбирают именно помощь, с чем я абсолютно согласен.
Небольшая погоня, с уклонениями от неожиданно взявшихся зомби и наша главная героиня Клементина падает в бурлящую реку. Начало положено…
Одиночество как проверка
Вместе мы сила, говорили они. Будем держатся вместе, твердили они. И как получилась, что мы остались совсем одни? В мире, где одиночки обычно подготовленные люди, оказалась Клементина. Ребенок против дикой природы… Хотя цивилизация ничуть не безопаснее в этих условиях. Проснувшись (Спала в бурлящей реке, ага)… Скорее придя в сознание, везучая Клем обнаруживает, что она осталась совсем одна. Но не теряя надежды найти Кристу, отправляется на её поиски.
— КРИИИСТАААА
— КРИИИСТААА, ГДЕ ТЫ?
Поиграть с псом – чем еще заняться в зомби апокалипсис?
Тяжело осознавать одиночество. Это и в обществе тяжело, зная что вокруг ходят люди… которые могут и поговорить с вами. Но тут ни души, вы в лесу. Рядом бродят ходячие. Каждое хищное существо так и норовит вас загрызть. А встретить человека и того опаснее, могут сразу пристрелить, не спросив «кто и зачем пришла?». Тяжело понимать и то, что вы не приспособлены выживать одни. До этого у вас была группа, которая всегда могла поддержать и помочь в трудной ситуации, защитить. Да и вы привыкли помогать а не заботится только о своей шкуре. Каково это жить с мыслью о том, что помощь не придет если вы попадете в беду. Понимать – вы и есть тот, ради кого вы теперь живете.
Но… так случилось. Вы не готовы. И говорим мы не конкретно о вас, а о Клем. Девочке, которая еще не может выжить одна. Первая же встреча с брошенным псом переросла в смертельную схватку, где должен быть только один победитель. А скулящее, проткнутое кольями животное… рождает только один вопрос «Что же с нами стало?». В прочем, лишить животное мучений было правильным решением, вы не согласны?
Возможно, в нас еще осталась человечность
И Клем проверку одиночеством не прошла, укушенная голодным псом она попадает в окружение зомби. То и дело на время теряя сознание, мы как загнанная в угол крыса, не имеем больше возможности полагаться лишь на свои силы. В прочем, без везения никак и нас спасают неизвестно от куда взявшиеся выжившие. Наверное, везение один из самых важных факторов выживания. Вы можете свести зависимость от везения к минимуму, развивая свои навыки. Но рано или поздно придет момент, когда ваша судьба будет зависеть от везения. Да и в реальном мире так же. Однако…
Какого быть чужаком?
Представьте, до этого вы жили с группой и все сторонние люди были для вас чужими. Вы проверяли их на вшивость, на лживость. Да и вообще пристально следили за каждым их шагом. Теперь же вы чужак, и вас проверяют. Кому какое дело, что вы говорите? Может вы действительно испуганная маленькая девочка, укушенная зомби. Которая теперь истошно доказывает, что это собака.
– Хэй ребята, меня тут зомбарь укусил. Но это не беда, отнесите меня к себе в лагерь.
Бредово? Вы бы поверили? Не знаю… Вот и группа выживших не поверила Клементине на слово, закрыв её на ночь в сарае. Одновременно давая шанс доказать, что она не укушена зомби – если выживет. Да и на случай, если она соврала – обезопасить себя от неожиданно ворвавшегося в дом зомби с косичками. С точки зрения здравого смысла не разумно кидать, истекающего кровью, человека в сарай без первой помощи. С другой стороны, готовы ли вы взять на себя риски в случае, если кто-то из ваших пострадает? А готовы ли вы выделить медикаменты выжившему, которому возможно уже не помочь. Слишком много «но» ребята. Не находите? Прежде чем осуждать людей, всегда ставьте себя на их место. Они уже наступали на эти грабли. Готовы ли снова? Не думаю.
Я сильнее, чем кажется
Настало время доказать миру, да и самой себе, что я уже не беспомощна. Я могу, Я могу за себя постоять.
Выбираясь из сарая вы только и думаете о том, какие же эти люди скоты. Как они могли раненную маленькую девочку бросить в холодный сарай умирать от заражения крови? Да как они посмели? Но ничего, я им покажу. Я им докажу, что достойна быть частью их группы.
Выбравшись из сарая, Клем пробирается в дом, где успешно крадет бинты и иголку. Но в одной из комнат встречает свою ровестницу миловидную девочку Сару, которая по своей детской наивности спокойно помогает нам выкрасть перекись водорода, даже под условием, что нам здесь нельзя находится. Вернувшись в сарай нам предстоит лицезреть, как ребенок самостоятельно накладывает себе швы. И знаете, зрелище это не для слабонервных. Если вам когда нибудь накладывали швы на живую, вы поймете о чем я говорю. О какой боли идет речь. учитывая, что это укусы собаки, которые сами по себе крайне болезненны. Способны ли вы на такой шаг? Спорный вопрос.
Внушаем доверие
Вы маленькая девочка в одиночку наложившая себе швы. Достойны ли вы доверия? Извольте)
Однако, оказавшись вы здоровым мужиком, который пробрался в дом и украл иглу и бинты. Вы бы автоматически оказались за♥♥♥♥♥♥♥♥цем, который поставил под опасность всю группу. И ой как бы не легки были ваши дела. Но сейчас вы маленькая девочка и в ваши благие намерения верится куда проще. После такого поступка к вам будут относится куда лучше, правда.
Выполняем поручения, делаем все как нам скажут и не привлекаем внимания. И может как нибудь приживемся в этой группе. Впечатление на них мы уже произвели. А значит и доказали, что достойны быть с ними.
Побывать по обе стороны
Пробыв долгое время с группой, вы попадаете в ситуацию, когда уже вам нужно быть принятым в другую. Вы побывали и в роли части группы и в роли одиночки. Теперь нет людей, которые бы самоотверженно полезут вас защищать. Нет абсолютного доверия и взаимопонимания. И даже оказавшись в новой группе – вы чужак. Настало время показывать, чему вы научились ранее. Какие жизненные уроки извлекли до этого. На что способны и какой вы человек.
Нет времени жалеть себя и грустить об утраченных близких. Теперь вы прагматик, обдумывающий каждый свой шаг. Теперь вы сами вершите свою судьбу. И от того, как вы стараетесь зависит ваша жизнь. Впереди нас ждет череда выборов, которые покажут, что вы извлекли из первого эпизода, когда просто наблюдали за Ли. Какие поступки Ли на вас повлияли больше всего и все ли сделанное, вы будете делать и сейчас.
Всё изменилось. Это новая жизнь с чистого листа. Настало время лепить из себя человека Клем, настало время…
Боевая единица
Дети рано взрослеют. И как бы это не было нелепо признавать, наша Клем со временем стала полноценным членом группы. Из маленькой наивной девочки буквально за 2 года мы получили полноценного опытного «выжившего». Многое ей пришлось сделать, многое пережить. Кто бы мог предположить, что вырастет в итоге? Ребенок, чье мнение имеет вес. Девочка, которая способна принимать такие решения, о которых взрослый и подумать боится. Стали бы и вы уважать такого ребенка? Судить сложно. Ведь она в мире ходячих мертвецов… Ну а мы тут у себя на диванчике.
Уже к середине второго сезона мы начинаем осознавать факт, который нам ясно дает понять – это уже другая Клементина. Не та, которую мы знали раньше. Пройдя такой долгий путь, может быть и так, не заметили того, как она выросла. И я не говорю о росте. Она выросла как человек. И то кем мы её вырастили – решило ваше мышления. Ни я, не игра. Хоть выборы не имели никакого глобального влияния на основной сюжет, всегда можно спроецировать все эти мелочи на то, как бы вы стали выживать в этом мире. Как бы вы поступали в тех или иных ситуациях? Такая вот у вас Клем и выросла. Что ж, получите и распишитесь.
Встреча с старым другом
Уже во втором эпизоде мы встречаемся с Кении, который пропал без вести в прошлом сезоне игры. Тут бы я и хотел заострить внимание. Нет, не на том, что мы встретили старого друга, не будьте так наивны. Я хочу указать на раздражающий фактор, который в итоге сыграет ключевую роль в финале сезона. Многие люди никогда не играли в первый сезон ходячих мертвецов, по различным причинам. Кто-то узнал о игре слишком поздно, кто-то просто не хотел проходить старую игру. Много вариантов, тем не менее – эти люди оценивали персонажа по его поведению только во втором сезоне игры. Из-за этого и родилось нереально много споров о финале сезона. Спойлерну уже под конец, вернемся к статье.
Встретив Кенни мы как бы показываем прошлому новую Клементину. Ту, которая стара взрослее, сильнее, целеустремленнее. Посмотри, я уже не та плакса, что была ранее. Я могу за себя постоять.
Введя в игру столь харизматичного персонажа, Telltale очевидно намекают на резкое развитие сюжета. Так и случается, нападение на домик, отправляемся в самую настоящую тюрьму уже через пару минут. ШИК.
Неприятности как обыденность
Жизнь течет ручьем. Люди умирают, люди появляются. Но нам, как игрокам, важны лишь те, к которым мы успели привязаться. В очередной раз наступая на те же самые грабли, отправляемся собирать по миру неприятности.
К настоящим проблемам не возможно быть готовым. Ни в нашем мире, ни в мире гниющих зомби. И если они начинаются, готовьтесь к худшему. Ну. мало ли что может случится. Так и получается. То мы вынуждены решать, отрубать руку Сарите или нет. Наблюдать за тем, как взбешенный Кенни избивает Карвера или уйти от этого зрелища. Выборов масса, различных. И только вам самим предстоит решать эти проблемы. И даже если какой-то выбор не кажется вам проблемным, то вы просто не догадываетесь о его значении. Даже если это ни на что не влияет на первый взгляд, это влияет на ваше отношение к таким ситуациям. А значит и сыграет ключевую роль в финале сезона. Как это так? Давайте расскажу главную игровую механику и подачу сюжета от Telltale?
Первое что вам дают сделать так это познакомится с главными персонажами. И лишь после этого начинают вовлекать в сюжет. Предоставляя очередной очевидный выбор, вас подготавливают к спорным. Спорные же формируют ваше отношение к тем или иным вещам. Дело в том, что каждый очевидный выбор подходит для определенного типа людей. Ну допустим вы весь такой доброй души человек. И собачку спасете, и со всеми отношения стараетесь хорошие выстроить. Всё вроде очевидно для вас. Хотите поступать по чести – делайте. Но как только в дело вступят спорные выборы, тут то вы и сядете в лужу. Откровенно говоря, игра очень явно намекает на то, что нужно адаптироваться. Нужно мыслить как Клем. Поступать так, как бы поступил человек в мире зомби апокалипсиса. А за нашу однобокость нас всегда наказывают. И за♥♥♥♥♥♥♥♥цев и добродеятелей. Мир ходячих мертвецов – мир где нужно балансировать. Жаль что не всем это становится очевидно вплоть до конца сезона. Если видите в игре от Telltale спорный выбор, то знайте, это немного повлияет на сюжет. Ну а если вам сразу всё очевидно – ничего не произойдет. Вот проверьте это правило))
Значимость выбора определяется его последствиями. Но как быть, если выбор не имеет последствий? Что делать, если невозможно определить какие проблемы родит то или иное решение. Тут на помощь приходит таймер, который всё делает за вас. В зачастую это очень сложное решение, обдумать которое попросту не дают. Ну а что вы думали? Все как в жизни. Некоторая проверка вашей реакции и мыслительного процесса. Заодно и проверят, как вы материал усвоили. Ну тот что сюжетом называется.
Далеко и рядом
Так ли важны другие люди? Этот вопрос поднимается во многих играх подробного жанра. Многие привыкли к многообразию человеческих характеров. Есть откровенные трусы, бездарности, лентяи. Но существуют и другие типы: Хорошие и недостаточно хорошие. Всех не перечислить, да и не имеет сейчас никакого значения. Затрагивая вселенную The Walking Dead, человеческие черты отчетливо видны в связи с глобальной опасностью быть съеденным зомби.
Этот вопрос ставится ребром за всю игру несколько раз. Например в первом сезоне, где мы украли запасы из машины. Что и вылилось финалом сюжета с мстящим психом. Ну а во втором сезоне это конечно же момент с Арво. Забираем мы его медицинские запасы или нет не имеет значение, т.к в итоге одну баночку мы все равно украдем. Множественные предательства или просто второстепенные персонажи. Так ли они сильно повлияли на становление Клем как личности? В зачастую все отвечают «Да» и абсолютно правы. Первое что стоит отметить, так это влияние любого негативного происшествия. Ну допустим, вы встретили бандитов, которые на гнушаются убийством себе подобных. Клементина пережив весь этот ужас делает выводы и что-то да понимает. Второе – повседневные трудности, с которыми приходится сталкиваться.Убийства одиночных зомби, поиск припасов. Да и вообще любая деятельность на которой не заостряется внимание. Третье – потери и приобретения. Нет в мире ничего более значимого как потеря близких. В то же время в человеческую память отчетливо откладываются воспоминания о новых друзьях, близких, любимых. Все это вложено в человека с самого рождения, против природы не попрешь. Тут хочешь не хочешь а изменишься. А в худшую или лучшую сторону уже решать игроку. Впрочем, ничего нового я вам не рассказал. Просто очевидные факты, едем дальше.
Ответить на вопрос можно пройдя игру от начала до конца, познав все хорошие и плохие черты человека. И как бы это не было глупо, судить о людях нужно в долгосрочной перспективе. Вы же не бросите своих родителей после одной ссоры? Помните ли о том, сколько они вложили в вас сил. Воспитали, на ноги поставили… да и в целом много чего полезного. Не покинули бы? Вот и я так же думаю. Ну а к чему я привел этот пример можно понять по финалу сезона? Догадываетесь? )))
Причина по которой я хочу жить
Перефразирую, стимул дающий мне сил чтобы жить. У каждого он свой. Религия, Карьера, Семья множество различных и крайне сложных вещей, которые побуждают человека взять себя в руки даже в самых отвратительных жизненных ситуациях. Но как быть если стимул утерян? Покончить с собой?
На протяжении всего сезона нам показывали деградацию Кенни как личности. То каким мы его встретили и каким он становился далее. Причин на то у него было достаточно, особенно поймут это те, кто играл в первый сезон поймут. (такие люди не будут читать эту статью) Потеряв всех всю свою семью, он приобрел новую. Тут у вас возникает вопрос «Какого черта, ты же писал о Клементине???» и окажутся правы. Я и правду хочу посвятить несколько абзацев данному персонажу. Ведь он второй «Ли» для Клементины. Именно он сыграет клюючевую роль на её становлении. Но вернемся к предыстории. Приобретя новую семью в лице Сариты, мужчина обретает тот самый стимул, чтобы продолжать жить. Впрочем, тяжело понять такого человека и его беды. Ведь вы, возможно, еще никогда не теряли всё. Надеюсь, никогда не потеряете. Заядлый дебошир и одновременно человек слова, Кенни в очередной раз теряет свою семью. Сарита умирает от укуса зомби, что выбивает Кенни из колеи. Дважды потерять все ради чего он жил – вы бы смогли пережить такое? Но как у нас сложилось, некоторые игроки считало его редкостным ♥♥♥♥♥♥♥♥♥♥ом. И это логично, ведь в зачастую такие люди (Игроки) сами не сахар. Уж извините, если вы именно тот человек. В очередной раз потеряв близких людей, Кенни сходит с ума. Начинает делать всякие опасные вещи. Избивать людей, вести себя агрессивно и быть еще тем редкостным ♥♥♥♥♥♥♥♥♥♥ом. Вроде бы исходя из логики выживших, таким в группе не место. И может пора покинуть его? Тут и то и вступает, задетая мной, тема о родителях. Так сложилось, что судить Кенни по последним событиям просто нельзя, ведь он сделал множество хороших вещей до этого. Это как отправить своих бабушек в дом престарелых, лишь бы избавится от абузы. Задело? Вот оно как. Судить нужно по всему сделанному и всегда давать человеку второй шанс. И этот шанс был. Кенни обрел стимул приняв роды. Тот малыш, родившийся прямо во время того ада стал лучиком надежды для этого человека. Тем, что заставило его двигаться вперед не останавливаясь ни перед какой преградой. Тот мужик, который ни смотря на всех беды и потери, остался человеком. Да, пусть не самого лучшего характера. Тем не менее, не было такого, чтобы он предал или подставил группу и Клем в том числе. Он не трусил и не покидал. И я говорю не субъективно, а прямым текстом, который подтверждался на протяжении всех двух сезонов.
Другой персонаж, на котором сошелся клин – Джейн. Дама одиночка, идущая наперекор запретам и здравому смыслу. В свое время, в силу обстоятельств, бросила свою сестру. С её слов была рождена новая теория выживания, где слабым и сдавшимся не место. Правила – слабые всегда умрут. А группы всегда развалятся. Эдакая Квинтэссенция истинного прагматизма и нигилизма в одном лице. Обладает очень развитыми навыками выживания. В лице Клементины она разглядывает отличного напарника, что не очень вяжется с её ценностями и укладом жизни. При каждой возможности оправдывается за прошлое и старается обзавестись доверием Клементины, похожую (Судя по контексту) на её сестру, и принятие Клем как шанс искупить грехи за содеянное. В домике бросает Сару ссылаясь на то, что она сдалась. Позже оправдывается и говорит о том, как все сдавшиеся умирают. Что и происходит в дальнейшем. Сара умирает, а у части игроков включается осознание «Истинного восприятия мира». Дальше больше, покидает группу в момент рождения у Ребекки ребенка. Просто и без лишних слов. Спустя некоторое время возвращается и спасает почти всю группу, чем и вызывает у игрока доверие и некоторую преданность новому персонажу. Тут я все описал тоже по фактам не придумывая ничего от себя. Получился достаточно спорный по всем чертам персонаж. Впрочем, как и Кенни.
Доверяй но проверяй
Люди существа странные. Порой они прекрасны и добры, порой лишь притворяются таковыми. Что же случилось с группой Клем? Ничего хорошего, почти вся группа решила бросить их в самый трудный момент. Взяв все запасы, Бонни и Майк, освободив Арво, одного из антогониста 3-4 эпизода, пытаются незаметно улизнуть. Что в реалиях сложившейся ситуации выглядит как банальное предательство. Клементина проснувшись от странных звуков замечает как происходит данное действо. Тут то Клем и проявляет свой твердый характер, стараясь заставить их остановится, истошно зовет Кенни. А подлый русский Арво стреляет приямиком в Клем. В небольшом видении, мы можем заметить истинные идеалы Клементины, где она сидит рядом с Ли еще как в первом сезоне. Честно говоря многим тогда показалось, что весь второй сезон был лишь сном и это такой ход разработчиков. Но увы, мы очнулись уже в машине с Кенни и Джейн яростно спорящими о дальнейшем пути. Дальнейшие события я вам рассказывать не буду, вы и так все знаете.
Назад дороги нет
Кульминация всего второго сезона строится вокруг четырех персонажей. Клементина, Джейн, Кенни и новорожденный ребенок умершей Ребекки. Наверное это и есть тот момент, когда нам предстоит принять решающий выбор того, какой мы вырастили Клементину. Выбор, в котором назад дороги нет. Все пережитое игроком должно было решится прямо сейчас. Чем закончится становление личности?
На самом деле концовок в игре 5, но я склонен называть 6 концовок.
1. Остаться одной. Убить Кенни и бросить Джейн – На момент концовки мы еще не знаем о том, что ребенок жив. И стараемся не потерять последних людей которых имеем. Обычно это путь людей, которые судят не глобально а лишь по ярким событиям. Был Кенни ♥♥♥♥♥♥♥♥юком и заслуженно получил пулю в лоб. А узнав, что Джейн специально вывела его на срыв, спрятав ребенка. Все как один решили оставаться одни. Либо же это те, кто случайно на эмоциях убили Кенни. И этих людей можно понять. Т.к вероятнее всего это очень экспрессивные люди, склонные быстро менять свои решения. Как охарактеризовать такую Клементину? Наверное как очень спонтанную одиночку, чьи решения сложились по стечению обстоятельств и в зачастую на эмоциях. Но вы же не убили Джейн, вы не столь бесчувственны как бы могло показаться.
2. Остаться одной. Позволить Кенни убить Джейн и после этого добить Кенни – Вариант для Клементины, которая все еще верит в справедливость, но уже переняла идеологию Джейн. Слабые умирают. Ты не смогла одолеть Кенни, а Кенни умолял убить его, проявляя слабость. Самый хладнокровный вариант из всех возможных. Хоть концовка и соответствует первой. Но я считаю её отдельной.
3. Убить Кенни, отправившись с Джейн не пустить новых жителей – История про то, как можно доверится такому человеку и не доверять незнакомцам. Многие восприняли недавние действия Джейн как искупление грехов и простили её за всё плохое. Но по какой-то причине решили, что спрятать ребенка это хорошая идея, чтобы Клем увидела истинного Кенни. Не стабильного, не способного держать себя в руках. Я считаю, что в данном случае Клем воспитали как девочку идущую на поводу. Ведь в идеале не вам должны доказать что-то, а вы должны доказать самому себе. К тому же вы не доверяете новым выжившим, что означает у вас есть на то мотивы. Вы полностью переняли новую идеологию искупившей вину Джейн. Но так и не решились пустить в свою жизнь новых людей.
4. Убить Кенни, отправившись с Джейн пустить новых жителей – Задача не из легких. Ведь доверившись человеку, который однажды вас предал, вы пускаете новых людей в свою жизнь. В жизнь, где правит иная идеология. Примут ли люди её? Клем, хоть и доверилась спорной провокации но не потеряла человечность. Что в некоторой степени является правильной и светлой концовкой, даже если я считаю иначе. (Как ни странно, самая частая концовка)
5. Позволить Кенни убить Джейн. Остаться в Веллингтоне – Не самая правильный, но самая трогательная концовка (На мой субъективный взгляд) из всех имеющихся. То, как Кенни был рад, что смог найти место, где Клем и Эй Джей смогут жить безопасно, даже с условием, что его не возьмут. То, как он просил принять детей, достойно уважения. Хоть Кенни и предлагают придти через несколько месяцев, Клем понимает, что это их последняя встреча. Но в данном случае мы вырастили слабохарактерную Клементину. Которая закрыла глаза, когда Кенни убивал Джейн и покорно согласилась остаться в Веллингтоне по просьбе папочки Кенни. Если идти на поводу у событий, то это и есть та концовка, которая охарактеризовывает такую Клементину.
6. Позволить Кенни убить Джейн. Уйти от Веллингтона вместе с Кенни – Мы помним о всем плохом, но и о всем хорошем тоже. Тот Кенни, который с самого первого знакомства направлял все силы ради нашей защиты. Ради будущего группы. Ни разу не сдался и не предал. Наверное не достоин быть брошенным на произвол судьбы. Это именно тот человек, который несмотря на все его недостатки всегда был искренним и честным. И тут мы получаем человечную Клементину, не утратившую веру в людей. Решительна и «Упряма как осел», со слов Кенни.
___________________________________________________________
А теперь о моих субъективных соображениях на счет концовки.
> Джейн открыто призывала Клементину изменить свое мнение о Кенни. Провоцировала и разводила его на необдуманные поступки. Спрятала ребенка, ради поиграться с чувствами человека, дважды потерявшим все.
> В случае если мы сразу не убивали Кенни, то слышим его мольбы о смерти. Но так же как и эвтаназией в реальной жизни никто не имеет права быть убитым. И даже если вы думаете о том, что ваша жизнь не имеет смысла. Задумайтесь, возможно ваша жизнь, важна для ваших близких. Вы не можете забрать себя у кого-то другого. Ваша жизнь не является только вашей. Я же вам уже давал пример про стариков, сданных в дом престарелых? Только в данном случае, вам проще убить его. Не правильно, как по мне.
> Даже если убивать Кенни, то я не могу согласится с принятием факта спрятанного ребенка. В данном случае нужно покидать Джейн сразу. Как можно доверится такому человеку, который способен на такие низости ради доказательства своей «Правоты»
И лично моей концовкой было Уйти вместе с Кенни не бросив его. Уж такой я человек.
Кем мы стали?
Хоть и концовки были определяющими точками становления личности Клементины, вы должны понимать, что до этого предшествовало множество не столь важных выборов. И все бы они повлияли на характер Клем по итогу. Но в данной игре воспитывают не Клем а вас. Именно ваша сформировавшаяся система ценностей внутри игры подсказывала, что и как нужно делать. И то, какую вы выбрали концовку первый раз и является правдой. Можно ссылаться, что вы не так поступили. Или ошиблись или не успели. Но в реальной жизни не будет возможности переиграть. Как бы вы поступили на месте Клем равносильно тому как бы поступили вы.
Лучшие комментарии
И переигрывать не хотелось, т.к. после некоторых раздумий, когда бежали титры я не мог заставить себя поступить иначе. Остальные концовки посмотрел на ютубе и вики почитал.
Хотел побольше написать про Джейн и Кенни, но понял, что могу «потырить» твои мысли, а автор этого не любит, как понятно из предисловия.)
Но про родителей и стариков, на мой взгляд, все же перемудрил.
Больше всего думал с кем сесть за стол во время обеда, а не в финале. А как ты поступил?
Клементина один из лучших персонажей на сегодняшний день, если не самый лучший. Telltale правильно развили именно эту героиню, сделали шаг вперед в повествование.
Очень хорошая статья, может быть потому что игра понравилась и мысли сходятся, как у… некоторых:)
Концовка у меня такая же, считаю её единственно верной, ну в плане соответствия моим внутренним убеждениям и принципам, конечно же.
Выбрать Кенни, как по мне, единственный разумный вариант.
Но вот далее я, ни секунды не колеблясь, отправил Клементину в Веллингтон с младенцем.
Автор статьи пишет, что эта концовка «не самая правильная»… Что за чушь???
1) Главная героиня, несмотря на все свалившиеся испытания, — это маленькая девочка. По идее, в такой ситуации, ее вообще никто не должен был спрашивать — по просьбе Кенни должны были за руки-ноги отнести в Веллингтон вместе с младенцем. И точка! Клементина и так слишком долго испытывала судьбу.
2) Кенни не имеет никакого морального права разрешать Клементине с младенцем оставаться с ним. Если он, конечно, не моральный урод, готовый принять на совесть еще два детских трупа.
2) Клементина ранена не из самого малого калибра навылет в ключицу. Я сомневаюсь, что такие ранения для ребенка вообще совместимы с жизнью, тем более без нормального лечения. В таком состоянии или в Веллингтон, или сразу пулю в рот. А все остальные варианты — сказочное бла-бла-бла. И так уже вызывал саркастическую ухмылку тот факт, что она не истекла кровью до конца сезона )))
3) Если предположить, что Клементина имеет здравый взрослый мозг и умеет делать оправданный выбор, то она должна взвесить. На одной чаше весов жизнь стареющего, психически неуравновешенного одноглазого Кенни, который будет ее же винить (а может даже убьет, как Джейн), если что-то случится с младенцем. При этом, Кенни имеет шансы на выживание в одиночку. На другой чаше весов жизнь беззащитного ребенка, который обречен, если Клем уйдет с Кенни. Готова ли она пожертвовать и своей жизнью, и жизнью ребенка ради дешевых пафосных соплей в стиле «Кенни — мы будем с тобой навеки»?
В общем, с какой стороны не посмотри — единственный разумный выбор — это остаться в Веллингтоне. Альтернативный вариант — только для романтичной школоты.
Для тех, кто плохо понял, что я написал выше, повторю кратко — если бы речь шла о двух взрослых людях, а не о мужике и двух ребенках (один ранен, второй грудной), я бы делал выбор по-другому.