14 января 2016 14.01.16 3 2502

Выживший / The Revenant (2015) — 300 километров мести…

+2

(Тут был Flash-плеер, но с 2020-го года Flash не поддерживается браузерами)

«Покуда можешь сделать вдох – борись...»

Нельзя просто так посмотреть очередной шедевр Алехандро Гонсалеса Иньярриту и не обмолвиться ни словом. Такие фильмы как-то сподвигают о них говорить, потому что как всегда смело, оригинально и очень красиво.
Итак, уж в этот раз Леонардо ДиКарприо обязаны дать его долгожданный Оскар. Он выложился по полной в своей актёрской игре. Глубоко вошёл в роль, полностью отдавшись процессу. А Том Харди прекрасно сыграл подлого антагониста.

Сюжет тут далеко не на первом месте, он вообще поверхностный и укладывается в несколько строчек. Однако, практически полное его отсутствие не ставит крест, при этом сиё детище едва ли не самый красивый из видимых мной фильмов.

Основан он на книге Майкла Панке «Выживший». На дворе 1823 год. Времена колонизации Америки. Хью Гласс – главный герой, бригадир, охотник, следопыт, первопроходец. Их отряд из фронтирменов и трапперов осуществляет вылазку, в ходе которой необходимо добыть шкур для Американской Пушной компании по контракту, попутно исследовав притоки реки Миссури. Вскоре на них нападает местное население из племени Арикара(индейцы народа Пауни), перебив почти всех и пустившись в погоню за немногочисленными выжившими. Среди них и Хью Гласс. В ходе капитуляции на Гласса нападает медведица-гриззли. Он чудом остаётся жив, но с очень серьёзными ранами. В одночасье из следопыта и ведущего он превращается в балласт для своей команды. Будучи не уверенными в его выживании к нему на пару его последних дней приставляют трёх человек, чтобы те приглядели за ним и похоронили подобающим образом. Остальные отправляются в основной форт. В ходе этого простого дела Фицджеральд, товарищ Хью, предательски бросает его умирать в одиночестве. Теперь Глассу предстоит как-то выкарабкаться, бросив вызов природе, суровой зиме и враждебным племенам нагоняющих индейцев, чтобы добраться до Джона Ф. и отомстить.

Это чистейшая квинтэссенция художественного мастерства, операторской и режиссёрской работы. Великолепные снежные пейзажи оставляют незабываемый холодный след во внутреннем Мире. Съёмки большей частью проводились в лесах Канады, на конечных этапах перешли в ледники в Ушуайе. И, надо признать, это исключительная природная красота. Иньярриту также утверждал, что часто съёмки проходили в местах не тронутых человеком. К слову, камерой управлял Эммануэль Любецки – оператор предыдущей работы Иньярриту, Бёрдмэна. К длинным дублям здесь уже прибегают не так часто, как в прошлом фильме, но поубавив в продолжительности, они прибавили в красоте и сложности, ведь порой в кадре одновременно присутствует десяток-два актёров, на заднем плане то и дело что-то происходит и снять такое было значительно труднее. Да и в целом всё равно дубли остались больше, чем в среднестатистическом кино. Съёмка в этот раз осложнилась ещё и тем, что фильм полностью снимали в хронологическом порядке и при естественном освещении в соответствии со стадией дня. Таким образом, зачастую была одна-две попытки на конкретный длинный дубль, т.к. при просрочке освещение не совпадало с предыдущим отснятым фрагментом на монтаже и всё приходилось снимать по новой уже на следующий день, молясь за угодную погоду. Что до компьютерной графики, то Иньярриту является её ярым противником, поэтому использовалась она совсем мало и только там, где иначе было не обойтись.
Вообще, если руководствоваться заявлениями съёмочной группы, то им приходилось практически выживать вместе с главным героем. Бывали экстремально низкие температуры до -25° – -40°, когда оборудование ломалось, отказывалось работать. Огромная текучка кадров тоже ни к чему хорошему не привела, некоторые просто не выдерживали, кто-то не справлялся с работой. Бюджет всё рос, а графики только смещались, из-за чего фильм сильно опоздал с выходом.

Маленькие моменты нелогичности всё же присутствуют, но в целом фильм толком даже не за что поругать. Настолько отполированным и идеальным он вышел. И про звук можно упомянуть отдельно, а не вскользь как обычно. Ему тоже уделено немалое внимание. Отличный саундтрек в титрах и ничего лишнего в самом фильме. Зато работа с самим звуковым сопровождением великолепна. Эффект присутствия тут достигается во многом за счёт него.

В этот раз детище Иньярриту похоже на картину, в которой и не должно быть какого-то глубокого смысла, ведь «основано на реальных событиях», какие-то кусочки из жизни, как на классических кадрах художников античного мира, хотя она, эта картина, всё же являет собой предмет чистокровного искусства.
Кстати, о крови… Её здесь много. Снег буквально обагряется всеми оттенками красного. Ей рисуют. Она следует за Хью Глассом, персонажем ДиКаприо, идёт с ним, за ним, перед ним, потому что такова человеческая суть – убивать и разрушать, делать то же самое в процессе защиты, делать это при нападении, из-за мести, да и просто так, ибо так есть и, может, даже должно быть…

Внимание к деталям и эпохе для создания целостного восприятия поражает. Столько всего приготовили, изготовили… Изделия из кожи и шкуры в качестве одежды, мушкеты и кустарные ножи как вооружение. Прочие предметы обихода, лодки, лачуги, возведённые хижины и деревянные дома, форты… Как утверждают инсайдеры, на состаривание декораций уходило не меньше времени, чем на их создание и возведение.

Меж тем, о чём же всё-таки этот фильм? Это человеческая до самых корней история, каких на самом деле было много и есть много. Но на этом нечасто заостряют внимание именитые и крупные проекты, ибо тема довольно провокационная.
Нас всё чаще показывают как миролюбивых защитников своего дома, готовых прийти на помощь братьям и всё реже как эгоистов, заботящихся только о себе. Вот только правда в том, что вторых больше, а первое всего лишь идеализированный образ для мирного времени, когда никто ни в кого не стреляет… Фильм довольно точно передаёт природу человека, его алчность, глупость и жестокость, их непонимание и эгоизм. У всех людей здесь своя правда для своих поступков и проступков, а это всего лишь грани одного естества и единой сущности людских лиц.

Всё, что происходит на экране, чрезвычайно натурально, включая жесть, до которой приходилось снисходить Хью Глассу, чтобы выжить. Во всё это хочется верить и веришь… В боль, в кровь, в грязь, в холод, в месть, в жестокость, в выживание, в опасность… А сцены борьбы, пожалуй, даже слишком явственные. Вместе с Глассом находишься в напряжении, вместе с ним вздрагиваешь, будто хромаешь, наносишь удары, чувствуешь тяжесть, падаешь, страдаешь… Всё! Выживший – то кино, которое воодушевляет никогда не сдаваться, до конца идти за своей целью, бороться до последней капли крови и выживать в любых условиях. О невероятной воле и о том на что способно человеческое тело, покуда жив его Дух.

Яркий пример того, что сюжет не всегда самое главное в картине. Алехандро Гонсалес Иньярриту поставил новый жанр в кино. Это фильмы не глубинных диалогов, а ощущений, хотя и философии не столь явной место тоже нашлось. Алехандро признался, что это фильм его жизни и самое великое из того, над чем он работал.

«Я больше не боюсь умирать. Мне это не впервой.»

Всё-таки кино вышло крутое и реалистичное с глубоким эффектом присутствия, но сценарий, увы, лишь адаптирован и не является копией книги. Так, например, Гласс в итоге вообще решил никому не мстить, Фидцжеральд сделан чересчур отрицательным персонажем, а некоторых и вовсе придумали. Где-то не соответствуют цифры. И есть несколько версий того, почему Хью бросили.
Однако и в оригинальной истории хватает подводных камней и как оно всё было там на самом деле уже никто не расскажет… Тандем Иньярриту и Любецкого сработал показательно хорошо. Режиссёр с каждым разом делает всё более выдающиеся проекты, а оператор всё лучше набивает руку и тоже растёт. С нетерпением жду их следующих работ. А что касается Лео, то мнения в интернете разделились. Лично я считаю, что Оскар за лучшую мужскую роль дать должны! Потому что редко приходится наблюдать такие реалистичные эмоции из страдания и боли. Прям по лицу читается всё, что чувствует и переживает Гласс. И я буду крайне негодовать, если опять обойдут стороной.

Закончу некоторыми цитатами создателей:

«Это уникальный фильм — Иньярриту добился чего-то совершенно изумительного. Не думаю, что зрители видели подобное раньше. Многое из того, что мы вам покажем, будет абсолютно незабываемо. Это я могу сказать с полной уверенностью».

«Это ровно то, чего я не хотел. Если бы мы сидели в студии и снимали бы все на зеленом экране, попивая кофе, возможно, что все в самом деле были бы счастливы. Но тогда фильм вышел бы куском дерьма. Было очень важно снимать фильм именно в таких невозможных условиях, чтобы понять, через что проходили наши герои в 1820-х. В наше время больше нет приключений. Теперь люди хвастаются тем, что съездили в Индию — это для них приключение. У нас есть GPS, телефоны, потеряться больше невозможно. В то время, люди, путешествуя по абсолютно неизвестным территориям, проходили через невероятную физическую и эмоциональную трансформацию. Когда вы увидите это, когда вы увидите фильм и его масштаб, все, что вы будете в силах сказать — «Вау»».


Лучшие комментарии

:(
Тогда уж за Макбета только если Фассбендеру. Но всё же ДиКаприо более многогранный актёр.
Не факт
Огромная вероятность, что Редмейн за трапа или Фассбендер за «икону» Джобса получат Оскар
Читай также