19 августа 2015 19.08.15 44 4460

Результаты опроса ПО КИДАЛТАМ (НАКОНЕЦ-ТО) — Lite версия

+51

Около трех месяцев назад моя девушка проводила соц. опрос для написания диплома на сайте StopGame.ru. Мы обещали результат. Мы даем Вам результат. Приятного чтения. :)

Уважаемые пользователи портала StopGame.Ru! Прежде всего, я хочу вас искренне поблагодарить за то, какую неожиданно масштабную поддержку и понимание вы оказали мне, когда я столкнулась С проблемами нахождения респондентов для своего дипломного опроса. Мне было очень, очень приятно. У меня так колотилось сердце, когда прямо на моих глазах росло количество ответов! Итого я набрала 636 респондентов, что в ШЕСТЬ с лишним раз больше того количества, на которое я рассчитывала. Статистике по всему этому массиву вы можете посмотреть здесь.
К сожалению, есть одно «но», которое целиком лежит на моей совести и неопытности. Дело в том, что более 500 респондентов оказались младше 25-ти лет. И для чистоты исследования мне пришлось их отсеять. И сейчас я по порядку объясню, почему.
Моё исследование было посвящено (как многие из вас догадались) так называемым кидалтам, или «новым взрослым». Кидалт (сокращение от англ. kid – ребёнок и англ. adult – взрослый) — взрослый человек, имеющий детские и юношеские увлечения. Это самый краткий и самый усреднённый вариант определения данного понятия. Возрастные границы варьируются в разных источниках от 20-ти до 55-ти лет, назвать большую часть их увлечений «детскими» – не совсем адекватно, учитывая колоссальные средства, которые тратятся на них; семейность колеблется от «холост, живу с родителями» до «женат, с тремя детьми», внешний вид может как выделяться из толпы, так и оставаться незаметным на первый взгляд; профессии и интересы также подвержены неустанной динамике и мобильности. Одно можно сказать наверняка: это явление сегодня активно развивается и трансформируется, и происходит это настолько быстро, что в своей работе я лишь попыталась рассмотреть его состояние на данный момент с учётом предыдущих изменений и попыткой спрогнозировать его будущее.

Научных работ на тему кидалтизма в отечественной социологии довольно мало, и проблема требует научной разработки и подробного изучения. Что такое «кидалт»: этап взросления? субкультура? идеология? новый класс? группа потребителей? форма эскапизма или способ восприятия действительности? Почему нельзя расценивать кидалтов как вариацию социального инфантилизма? В своей работе я сделала свою попытку разобраться в этих и других вопросах, разграничить их, дать свое толкование явлению на основе изученной литературы, личных наблюдений и проведенного исследования.
В работе я исходила из точки зрения Л. Горалик о том, что «новые взрослые» не остаются в детстве, а возвращаются к нему, причём с позиции силы, обладая взрослым инструментарием и взрослым самосознанием. Они имеют возможность пользоваться большинством привилегий детства (право на игру, свободное время, удовольствие, непосредственность, ограниченность ответственности), но им уже не приходится сталкиваться с его недостатками; при этом они не перестают иметь традиционно взрослые переживания и обязанности. Итак, кидалты — это некоторые люди, пребывающие в возрасте, однозначно ассоциирующемся у нас со зрелостью, которые принимают персональные решения как повседневного, так и стратегического характера, ассоциирующиеся у нас со значительно более молодой возрастной группой, и выстраивающие свой образ жизни в соответствии с этими решениями.
Я рассматривала феномен кидалтов через призму общества потребления, постмодернизма и массовой культуры, поскольку он не только возник и укоренен в этих реалиях, но и продолжает своё развитие вместе с ними и в зависимости от них. Возникнув в условиях стабильной экономики, отсутствия войн и различного рода катаклизмов, феномен кидалтов присущ развитым странам и по своей классовой природе буржуазен, есть говорить о них как о потребителях товаров, услуг, моды и культуры.

1. Взрослые люди, имеющие детские и юношеские увлечения.
2. Люди, пребывающие в возрасте, по сложившимся стереотипам ассоциирующемся со зрелостью, которые принимают персональные решения как повседневного, так и стратегического характера, ассоциирующиеся у нас со значительно более молодой возрастной группой, и выстраивающие свой образ жизни в соответствии с этими решениями.
3. Принципиально иной тип личности, не столько отрицающий традиционно принятые во взрослом обществе ценности, сколько выбравший другой путь индивидуального развития, иной образ жизни, основанный на стремлении к счастью как высшей ценности.

Целью эмпирического исследования было сопоставить социологический портрет кидалта, представленный по итогам анализа научной и публицистической литературы, с социологическим портретом современного российского кидалта, выявленного по результатам опроса. В результате теоретического осмысления информации из различных источников, мы составили абстрактный портрет среднестатистического «нового взрослого». Вычисление из всего населения подлинных кидалтов представляется трудновыполнимой задачей, особенно в ситуации, когда нет информации или доступа к исследованиям по аналогичной тематике. Поэтому наше исследование носило поисковый, пилотажный характер, который позволил охватить широкий спектр вопросов и выявить наиболее интересные аспекты рассматриваемого феномена для дальнейшего изучения. Гипотезу мы определили так: явление кидалтов превращается в модный тренд и, как следствие, большому числу индивидов в той или иной мере присущи отдельные черты кидалтизма. Методом формирования массива респондентов был использован метод стихийного отбора. В качестве метода сбора социологической информации было выбрано интернет-анкетирование с помощью Google-форм. Анкетный опрос проводился среди участников Интернет-сообществ, среди которых, по нашему мнению (основанному на наблюдениях и собранной информации), наиболее вероятно могли оказаться «новые взрослые». Обработка данных производилась с помощью программы для анализа статистических данных IBM SPSS Statistics 22.
Я напишу о результатах, которые представила в своей выпускной квалификационной работе, а не об общей получившейся статистике. При желании можно сравнить получившиеся результаты там и там. В исследовании участвовало 103 респондента, из них 73% мужчины и 27% женщины. Это подтверждает тот факт, что к «кидалтским» увлечениям больше склонна мужская часть населения, нежели женская. Однако исследование женского кидалтизма само по себе представляет собой очень интересное направление. Поскольку данное исследование носило пилотажный характер, то мы решили усреднить большинство показателей, которые впоследствии можно будет более углубленно проверить и уточнить. Нижнюю возрастную границу кидалтов мы определили возрастом 25 лет.

Вот, собственно, и объяснение. В большинстве возрастных периодизаций с 25 лет начинается «средняя взрослость», иными словами «зрелость». Возрастные границы для кидалтов колеблются от 20 до 50 лет, однако большая часть мнений сосредоточена на периоде 25-35 лет. Учитывая метод стихийной выборки в данном исследовании и то, что в потенциальных «местах обитания» кидалтов (тематических Интернет-сообществах) ведут активность пока ещё в основном молодые люди, нет ничего удивительного в том, что большая часть опрошенных оказались младше 25 лет. Этих респондентов пришлось отсеять, чтобы не искажать статистическую картину. Поняли мы это с научным руководителем, к сожалению, слишком поздно: только тогда, когда обнаружили такой перекос. Кидайте в нас помидорки, но мы искренне каемся. В этом, конечно, косяк стихийной выборки. Из 103 оставшихся 83% находятся в возрасте до 25-30 лет. В любом случае, этот возраст уже можно отнести к зрелости и полноценно его исследовать на аспект кидалтизма, учитывая при этом его специфику и особенности. Итого, остальные 15% респондентов находятся в возрасте 31-40 лет и 2% – 41 и более.

По результатам исследования мы можем говорить о более-менее статичном и относительно отчетливом социологическом портрете российского кидалта. Не всех респондентов, определивших себя как кидалтов, мы можем причислить к этой категории; в то же время некоторых респондентов, которые не знают определения слова «кидалт», к ним, однако, можно отнести.

Итак, у опрошенных кидалтов выявилось несколько более трепетное отношение к детству, чем у остальных. Они хотели бы вернуться туда, обладая своим взрослым инструментарием, чтобы насладиться всеми радостями детства без характерных для этого периода проблем.
Важнее всего для кидалта – заниматься любимым делом и уметь жить в соответствии с собственными убеждениями. Для них также имеет значение материальное благосостояние, и они стремятся найти любовь и друзей, не боясь того, что это может помешать их увлечениям, как зачастую пишут в СМИ. В результате, их ценности, которые удалось выявить, не сильно отличаются от ценностей обычных взрослых, которые ценят в жизни то же самое, только в несколько ином порядке выставляют свои приоритеты.

Доход у кидалтов в основном сосредоточен в промежутке от 20 до 50 тыс. руб. в месяц, и их удовлетворенность материальным положением в целом выше, чем у других взрослых людей. Интересно, однако, что доход у респондентов оказался не выше среднего, как ожидалось, и на свои развлечения они не готовы тратить большую его часть. Возможно, на их потреблении сказывается нынешняя кризисная ситуация на российском рынке. Кроме того, значительная доля респондентов, зарабатывающая на жизнь случайными заработками, может косвенно говорить о возрастающей популярности фриланса, которым, кстати говоря, зачастую занимаются именно «новые взрослые».

Учитывая, что среди респондентов были как кидалты, так и инфантилы и обычные взрослые люди, удалось выявить крайнюю незрелость опрошенных в вопросах готовности к семье и браку. Индивиды, находящиеся в возрасте от 25 лет, в большинстве своем имеющие законченное образование, работу и постоянный доход, выражают крайне низкое желание заводить собственную семью. При этом те опрошенные, которые отметили, что они кидалты, проявили относительно высокую готовность. Однако, несмотря на это, большинство не имеет постоянного партнёра или супруга. В ходе исследования не было выявлено взаимосвязи между готовностью заводить семью и кидалтизмом; респонденты, дававшие зрелые ответы про семью и детей, и выражали готовность их заводить.

У опрошенных кидалтов в основном нет особых предпочтений в одежде; тем не менее, у них ярче выражается стремление одеваться не как все, выделять в своей одежде какие-то детали, носить изображения любимых героев или несерьезные украшения. Что интересно: кидалтские предпочтения в одежде прямо коррелируют с кидалтскими ценностями в работе, а работой большая их часть в основном удовлетворена.

Подтверждена высокая зависимость кидалтов от технологий, без которых они не могут представить и дня, поскольку очень многие аспекты их жизни, от работы до отдыха – именно в этих технологиях. Кидалт использует довольно много гаджетов, и зачастую нестандартных и не широко распространённых.

Увлечения играют очень важную роль в их жизни; они действительно связаны с детством, и кидалтов не смущает, что кто-то может назвать их «несерьезными» – им важнее то, что эти увлечения приносят им радость и удовлетворение. Также у кидалтов работа действительно часто связана с хобби.

Все, что составляет портрет типичного кидалта, тем не менее, зачастую можно найти сегодня почти у каждого человека: в стиле одежды, в предпочтениях, в увлечениях и вещах. На наш взгляд, можно говорить о 20-25% кидалтов из всех опрошенных. Половина респондентов проявили себя по большей части как обычные взрослые, склонные к кидалтизму в той или иной степени, а также склонные к инфантилизму; остальные респонденты проявили себя как традиционно зрелые личности, имеющие увлечения, которые сегодня приписывают кидалтам. Респонденты, которые не знали, кто такие кидалты, в основном не проявили кидалтских черт.

Процент истинных кидалтов очень мал, но такие люди ещё встретились в числе опрошенных. Большая часть респондентов оказались лишь подверженными общему тренду, легитимизировавшему образцы кидалтского поведения, которое скрыто или явно транслируется модой, что подтверждает выдвинутую гипотезу. 
Новые взрослые – феномен, рождённый в эпоху постмодерна в контексте массовой культуры и априори ориентирован на потребление, а не на противостояние ему (как суб- и контркультуры). При этом феномен имеет своё идейное основание, свои ценности и приоритеты. Однако, поскольку он существует и развивается в обществе потребления и развитых в совершенстве маркетинговых и рыночных технологий, то находясь на пике своего развития, он становится трендом. Рынок сам конструирует этот тренд, подхватывая и распространяя внешние атрибуты популярных или потенциально популярных настроений, с целью извлечения максимальной прибыли. Под влиянием этого явление кидалтов начинает массово тиражироваться, распространяться и охватывать все больший круг потребителей. А так как распространяются непосредственно внешние признаки, или знаки и символы, феномена, то практически мгновенно теряются, нивелируются его смыслы. В результате мы получаем лишь моду на пустые, лишенные идеи знаки, и эта мода, став всеобщей, постепенно растворяется, смешиваясь и переплетаясь с другими аналогичными знаками. Люди потребляют моду, смешивают стили; на периферии стилевого пространства и находится то, что называют «кидалтами», а имеют в виду уже нечто совсем иное. Это люди, перенимающие второстепенные, внешние признаки кидалтизма, и несущие эту моду дальше – в эклектичное будущее.

На наш взгляд, феномен кидалтов в контексте российской действительности имеет ряд особенностей, которые отличают его от проявлений кидалтизма в других странах. Главная особенность состоит в том, что в России это явление не полностью самостоятельное, а отчасти перенятое у стран Запада, и, будучи скопированным, оно может использоваться для прикрытия каких-либо форм уклонения от социальных требований – например, социального инфантилизма. В реалиях нашего государства явление приобретает бо́льшую эскапистскую направленность; тем более, легитимизируя «детские» и «подростковые» увлечения в среде взрослых людей, оно тем самым разрешает ещё и инфантильное поведение, уклонение от обязательств и иные проявления незрелости. Кроме того, для кидалтов в России иные, нежели в странах Европы и США, материальные условия, – ведь в основе данного феномена лежит по большей части именно экономическая подоплека.
Кидалтов называют «поколение одиссеи», потому что они любят поиск и воспринимают жизнь как путешествие. Их называют «креативный класс», потому что они хотят зарабатывать не «рабством» в офисе, а своими способностями и творческим мышлением. Зрелость в традиционном смысле представляет полное, состоявшееся развитие, реализацию своих потенциалов, адекватное принятие себя и других, ориентированность и адаптированность в социальном мире. Как мы видим, «новый взрослый» в полноценном своём проявлении представляет абсолютно зрелую личность, лишь под другим углом взглянувшую на действительность и понявшую, что такой способ восприятия ей более приятен и понятен. Мы не беремся осуждать или поощрять данное явление; более того, в условиях недостаточной его изученности, пока это представляется преждевременным и ненужным. Необходима полная объективность при исследовании «новых взрослых», а также попытка изучить явление больше с аспектов культуры и моды, а не с аспектов потребления и маркетинга. Нам также представляется целесообразным провести исследование, которое продолжило бы уже проведённое нами, а также использовало бы полученные данные для совершенствования инструментария и составления более тщательной выборочной совокупности. Имея бо́льший массив данных, можно провести гораздо более детальное изучение и углублённый сравнительный анализ «новых взрослых» с иными социальными общностями. Также необходимо изучение феномена не только количественными, но и качественными методами. И, конечно, обязательно нужно помнить и различать, где находится искомое «ядро» кидалтов, а где – поклонники и распространители модного, не несущего в себе даже отголосков изначального смысла, тренда.

ЕСЛИ ВАС ЗАИНТЕРЕСОВАЛА ДАННАЯ РАБОТА, вы можете написать мне на почту __dashka__@mail.ru с просьбой выслать полный вариант текста (предупреждаю, это 118 страниц), и я с радостью это сделаю.

Защитилась я на «отлично», и благодарю всех вас за поддержу и интерес к теме исследования.


Лучшие комментарии

Наверное некоторые из Вас помнят эту тему?
Тогда мы пообещали опубликовать результаты сразу после защиты.
Но, к сожалению, эйфория от полученного диплома, поиски работы и в тоже время попытки отдохнуть, дни рождения друзей и банальная лень не давали нам это сделать.
Но вот результат перед Вами.
Букафок многа, поэтому я попытался их разбавить графиками и картинками.
Помните, что есть более полная версия работы, где кидалтов разбирают со всех сторон и по косточкам. За ней обращайтесь по адресу, что указан в конце текста.
СтопГей.ру.

большинство опрошенных с блогов :)

Херня какая-то. Может если отосплюсь, может и чего-нибудь пойму, а так, огород городили, столько народа перевозбудили, в результате большую часть отсеяли, а потом в конце написали тупо- у нас мало информации, но мы думаем так. Ах да, еще поразительное открытие, что в кидалтах, как и в любой субкультуре, есть мажоры- люди, просто следующее моде, и те, кто в теме, те, кто понимают суть и следуют ей.
А вот взрослые люди, клеящие танчики или собирающие железную дорогу- это кидалты или нет? Просто такая зыбкая, условная грань. В общем, мне надо больше спать. Нахер это все.
СтопГей.ру.

А причём тут этот странный сайт? ;)
Ну вообще то это был намёк, чтобы ты исправил название сайта :D А то оно какое-то радикальное и не про игры :)
Если согласно разным источникам, возраст так сильно варьируется, то почему был выбран возраст 25? Мне кажется от 20 было бы заметно больше опрошенных.
Какая разница между пунктами «Женат/замужем» и «Гражданский брак»?

Если так, по уму, то никакой. Гражданский брак- это в ЗАГС расписаться. А то, что у нас называется гражданским браком — жить не оформляя брак — называется сожительство.
Я заранее извиняюсь за свои выпады в адрес тебя, твоей девушки, тебя лично и ее исследования. Я не прав, простите меня. Моя агрессивность связано с тем, что сейчас в моей жизни не все благополучно и этот негатив из меня периодически пробивается. Но я стараюсь сдерживаться.
в защиту собственной девушки скажу, что ты абсолютно не прав.

А семейный кодекс РФ говорит, что я все-таки прав
Статья 10. Заключение брака
1. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния.
2. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.

То есть если ты не зарегистрировал гражданский брак в ЗАГСе, то вы не будете считаться официально супругами. Это именно сожительство. Да, можно сказать, что все и так поняли, но я веду к тому, что в исследованиях не должно быть такой нелепой, мещанской ошибки. Все должно быть точно.
Просто самая соль ситуации в том, что не вы ошиблись, это бывает, человеческий фактор, а в том, что шестьсот человек, а среди них наверняка есть и те, кто учился или работают юристом, прошли мимо этого факта в анкете. Кто-то должен был же заметить и сказать. Профессионалы)
Где статистика по вопросу про остров? он был самым интересным.
результаты позиционируются так, как будто все опрошенные есть кидалты. я думал задача теста — выявить кидалтов, а потом собирать статистику из полученной группы. или среди людей прошедших тест, не было взрослых? к кидалтам причисляются вообще все люди? объясните момент со своей позиции
А так же еще поступление в магистратуру было вот. Тот еще крышенервоснос. Но благо поступили. :)
Господи, ну наконец-то. Счас читану
Плюс авансом, выглядит интересно.
В жизни с этим не сталкивался, или не понимал людей. Всегда считал, сожительство и брак разные вещи…

Стоп, хочешь сказать там на самом деле имеется ввиду «сожительство»???

Да. Гражданский брак — это без венчания в церкви, чисто расписался в ЗАГСе. Так что ты можешь судить о уровне исследования. Просто не понятно, что все-таки имела в виду авторша работы. То ли она разделила людей на две группы- венчавшихся в церкви и просто расписавшихся в ЗАГСе, то-ли имела в виду тех, кто узаконил свои отношения и тех, кто находятся в фактических брачных отношениях(то есть сожительствуют).
Шестьсот человек, плюс преподаватель никто не сказал прекрасной деве о разнице между гражданским браком и сожительством.
Интересно, жалко очень мало.

Какая разница между пунктами «Женат/замужем» и «Гражданский брак»?
Как было написано ранее, это настойлько лайтовая версия работы, что просто в дрожь берет. Здесь 5 страниц текста. В самой работе их 118. Т.е., представь сколького здесь нет. В этом постике информация адаптирована для блога (была предпринята попытка, может и не совсем удачная — решать Вам). :)
Напиши на почту и получи полную версию работы, может тогда ты будешь более удовлетворен :)
В общем простите, рубит, и я что-то злой
в защиту собственной девушки скажу, что ты абсолютно не прав.
более того, насколько я знаю, венчание в церкви практикуется по желанию партнеров, но оно не имеет такой силы как свадьба в загсе
и потом, только в нашей стране понятие гражданский брак потеряло свои истинное значение. большинство думает что гражданский брак это именно сожительство. Да, согласен, в анкете не было объяснено, что именно подразумевается под гражданским браком, но! повторюсь, в этом особого смысла и не было, ибо в нашей стране это работает иначе, а именно как простое сожительство
Это не тест. Это соц опрос. Разница есть)))
Среди людей были взрослые люди. На то специальный график приведен.
К кидалтам причислялись не все люди. Цель опроса была выявить кидалтов как таковых. Понять есть ли отличия русских кидалтов от примера западных.
Да, ты прав. С точки зрения права гражданский брак это свадьба в ЗАГСе. Сожительство звучит не так круто, поэтому его подменили этим термином. Что в корне не правильно.
Читай также