Идея написать о косплее была у меня уже давно. Изначально я хотел написать о нём в рамках истории игровой индустрии, но в итоге ограничился парочкой абзацев и таким же количеством картинок. Тогда это не получалось органично и исчерпывающе вписать в основной текст, так что я решил разобраться с вопросом в рамках отдельной статьи.
Считается, что слово «косплей» было придумано японским журналистом Такахаши в 1983 году, а сама субкультура переодевания в персонажей фильмов и комиксов якобы возникла тоже в Японии в конце 1970-х. Однако американский исследователь Рон Миллер доказывает, что косплей оформился в США уже в 1960-е – в жанре Sci-Fi. А самый первый «косплей», в современном смысле слова, датируется 1939 годом. На первой же World Science Fiction Convention некий Forrest J. Ackerman нарядился в футуристичный костюм. Именно это породило волну подражаний в будущем. Уже к 1956 году традиция пока безымянного «косплея» относительно устоялась и всё тот же Forrest J. Ackerman в отчёте «Fantastic Universe» отмечал: «Монстры, Мутанты, учёные, космонавты, пришельцы, и прочие твари сегодня правят балом». Он так же отмечал, что Ольга Лэй – жена писателя Вилли Лэя выиграла в номинации «Лучший костюм» и была первым высокопрофессиональным костюмером.
Для США 1960-е годы — очень знаковый период. Именно тогда всеобщее образование достигло своего наивысшего качества. Обширные знания которые закладывались в головы молодёжи ещё в школе стимулировало её к самовыражению и демонстрации своего взгляда на мир. Появлялось множество субкультур и общественных движений (одни Хиппи чего стоят). Не удивительно что простое увлечение комиксами и фанастическими фильмами в переросло плотную фанатскую среду. Это совпало со стремительным ростом уровня жизни и соответственно уровня потребления.
В 1970 году в US Grant Hotel в San Diego прошёл первый Comic-Con. Всё было скромно – набралось чуть больше 300 посетителей, а костюмированных и вовсе почти не было. К 1974 году было уже около 1000 посетителей. А число косплееров немного подросло до, примерно, 10% от всех посетителей. Перенесённый в отель El Cortez, Comic-Con 1979 принял уже 6000 человек.
К 1983 году в его рамках объединялись все крупные издатели комиксов, организовывались «Арт-центры». В 1991 он опять переехал, но уже в San Diego Convention Center и принял уже 15.000 человек. Название сменили на соответствующее сути Comic-Con International. Тогда же появилось их фирменное лого с «глазом». В течении 1990-х в раскрутке Comic-Con принял деятельное участие Голливуд. Это сильно сказывалось на направлении косплея. Если в 1980-е это были комиксы, то в 1990-е — кино. Именно ориентация на кино сделало своё дело. В конференции принимал участие сам Фрэнсис Форд Коппола и многие другие. К 2007 году посещаемость выросла до 125.000.
Как я уже говорил, человеком, который придумал и ввел в обиход это слово, называют журналиста Нобуюки Такахаши. Слово kosupure впервые появилось в статье, которую Такахаши написал в 1983 году для июньского выпуска My Anime. Однако другие ресурсы, собирающие сведения о знаменитостях, содержат информацию о том, что Такахаши начал использовать его в 1984 году, вернувшись с лос-анджелесского Всемирного конвента научной фантастики, и вслед за ним это слово подхватили сразу несколько японских журналов.
В то же самое время игры стали общенациональным феноменом. Японцы смогли привнести частичку себя в новые проекты как отдельных компаний, так и маленьких команд, не говоря уже о таких гигантах как Nintendo. Уже к второй половине 1980-х оформилось такое явление как «японская игровая индустрия». Игры того времени образовывали культурный микс из специалистов приходивших со всех ветвей медиа. Одних программистов было теперь недостаточно, и в индустрию начали подтягиваться авторы манги, создатели аниме и другие. Происходило небывалое ранее сближение и взаимодействие медиа, а значит и фанаты объединялись под одной крышей.
Если американцы изобрели косплей, то японцы сыграли решающую роль в его популяризации.
Так, исследователь косплея и фотограф Рон Миллер считает, что данная субкультура возникла в США в 1960-е. И японцы (в том числе выше упомянутый Нобуюки Такахаши, часто бывавший в Америке на хайтек-форумах) просто скопировали её.
В 1990-е годы данный субкультурный феномен начал приобретать популярность за пределами Японии в первую очередь в США среди всех слоёв населения. Не в последнюю очередь из-за того они весь послевоенный период экономически и политически были неотделимы друг от друга, культурное взаимопроникновение также было неизбежно. Со временем значение слова «косплей» расширилось и стало подразумевать переодевание в другие костюмы. Например, в Китае субкультура косплей вобрала в себя как костюмы традиционных персонажей китайской драмы и пекинской оперы, так и костюмы киногероев, не имеющих никакого отношения к японской научной фантастике (из таких фильмов, как «Матрица», «Властелин колец», «Гарри Поттер»).
Как в США так и в Японии косплееров объединяли тематические мероприятия. Сначала они чётко делились на любителей и нанятых компаниями профессионалами. Всё таки они были украшением, а не главными героями. San Diego Comic Con, Dragon Con, Anime Revolution, E3 – лишь самые известные из них и только в США. Всего их десятки и отличаются они как количеством посетителей, так и тематикой.
В 1999 в Токио открылось первое косплей-кафе. В Том же году их стало ещё больше и несколько открылось в Осаке. В 2003 году появился Dengeki Layers — первый журнал, полностью посвящённый данной теме. Тогда же в Японии был проведён первый World Cosplay Summit.
В Японии косплейная тема неразрывно связана с таким термином как “kawaii” (означающее «милый», «прелестный», «хорошенький», «славный», «маленький») и японской культурой. В Японии всегда были очень популярны костюмы в Стиле «Кимоно». Мероприятия подобные современному косплею проводились ещё в начале 17 века в течении августа. Женщины переодевались в различные костюмы народных героев и вымышленных персонажей, устраивая на улице импровизированные представления. Конечно, подобные мероприятия можно найти в культуре любой страны и народа. Взять хотя бы знаменитые на весь мир Венецианские маскарады. Но, Япония одна из немногих стран с таким уровнем преемственности традиций.
Как и во всём остальном мире, подобные мероприятия помогали найти друзей по интересам. Последние 30 лет в Японии такими местами были Comiket (Comic Market) который проходит дважды в год в Tokyo Big Sight. Сам Comiket существует с 1973 года и является крупнейший рынок манги, музыки, коллекционных фигурок и прочего. Разумеется такое мероприятие привлекает косплееров со всей страны. По всей стране проходят и более узкоспециализированные мероприятия. Крупнейшим игровым съездом остаётся Tokyo Game Show и являясь мероприятием международным привлекает косплееров уже со всего мира.
Начинающие косплееры, правда, работают себе в убыток и сами оплачивают фотосессии, чтобы выложив в интернет привлечь внимание к своей, пока скромной, персоне. В среднем это стоит около 3.000 йен. Например, у Uni Studio такса за костюм и одно фото составляет 3.100 йен., ну или можно купить или арендовать костюм по дешёвке для первого раза.
Решающий для своего успеха скачок косплей совершил на исходе 1990-х — в начале 2000-х. Благодарить за это стоит распространение интернета и появление большинства современных социальных сервисов. Тогда же прошёл бум мобильных телефонов и смартфонов. Хотя сначала влияние интернета на умы молодёжи уступало телевидению по которому безостановочно крутили такие популярные японские франчайзы как Dragonball Z, Sailor Moon, and the Mobile Suit Gundam side-series Gundam Wing. Именно они и некоторые другие сформировали современное гик-сообщество, а American Cosplay Paradise и Cosplay.com сделали всё возможное для облегчения консолидации этого самого сообщества.
Ветеран косплеерного труда Carrie Wink-Troy вместе со своей подругой косплеершой Carolann Voltarel уже в 2002 году организовали производство костюмов. «Когда я была в художественной школе я встретила друга, которая была помешана на Sailor Moon и увлекалась косплеем. И тогда я подумала: «Эй, а это должно быть весело». Конечно, особых навыков шитья тогда у Wink-Troy не было, и свой первый костюм она заказала на eBay для её первой выставки в Виргинии — Katsucon. Там она встретила и других фанатов аниме и влилась в косплеерную тусовку. Тогда-то она на всё это и подсела.
Как только косплеер прибывает на съезд он заинтересован в организации фото-сессий и участии в конкурсах и борьбе за приз «Косплеер №1». Фотосесии вообще на начальном этапе основной источник популярности и заработка.
Завсегдатай выставок и успешный косплеер Брук Делитт говорит: «Косплей это повод собраться с друзьями пообщаться на общие темы и почувствовать себя частью узкой группы лиц». Так когда-то было. Сейчас же это скорее бизнес. Организаторы напирают на сексуальность нарядов и скандальность. Но вот в чём фокус. Настоящую популярность приобретают именно искрение фанаты как комикс-индустрии, игровой индустрии в целом так и косплея. Что бы стать чем-то большим парочки фотографии среди сотен других нужно разбираться в том, что косплеишь и о чём говоришь. Нельзя войти в это сообщество и обзавестись толпой фанатов не вкладывая душу.
Пара слов о Jessica Nigri, как о среднестатистическом типаже современного косплера.
Её популярность началась в 2009 на San Diego Comic-Con с костюма «sexy Pikachu», который, по факту, всего лишь Playboy версия Покемонов.
После этого в течении 24 часов к ней в друзья на MySpace и Facebook* добавилось больше 1000 человек. Её фотографии обрели популярность на Reddit, Imgur и 4chan. В 2012 году ей уже платили $10.000 за десять появлений в образе Juliet Starling из Lollipop Chainsaw. Такие компании как Ubisoft так же нанимали её для представления своих игр. На Syfy канале она начала вести шоу «Heroes of Cosplay», правда особого успеха оно не снискало.
Игра в высшей лиге в последнее время становится всё проще и проще (хвала интернету). Обладая навыками шитья и фантазией достаточно пошить костюм и выложить фотосет в сеть (желательно на специализированный сайт или в рамках конкурса) остальную работу сделают пользователи: репостя, ставя лайки и голосуя за любимую кандидатуру.
Для многих это увлечение знакомое с детства, а после популяризации видеоигр и прочего появилась возможность направить свою энергию в конструктивное русло.
Являясь одной из самых популярных коспелеерш, на боевом счету Джессики Нигри десятки костюмов, в которых она посещает более 20 конвенций и выставок ежегодно. Кроме того она зарабатывает на продаже постеров, фотографий с автографами, съёмках в рекламе и эксклюзивных фотосесиях для тематических журналов.
Самое сложное в косплее (вот уж внезапность) – создание костюма. На некоторые могут уходить многие месяцы. Например у Alyson Tabbitha только на доспех Лайтнинг ушло больше месяца. Ведь одно дело сделать костюм и совсем другое надеть его, и так что бы он оставался удобным. В среднем, на работу в мастерской уходит около трёх рабочих недель в месяц.
Для многих, косплей — это возможность снова стать ребёнком и просто подурачится, для других это гораздо серьёзнее. Они не просто переодеваются, а стараются вжиться в роль как настоящие актёры, становятся с персонажем одним целым.
Австрийский фотограф Клаус Пихлер сделал фотосессию «Только мы вдвоём», в которой косплейщики снялись в своих костюмах у себя дома. По словам Пихлера, косплейщики объясняли ему, что переодевание – это их альтерэго, «вторая кожа».
Любовь к косплею у многих начиналась по разному. Кто-то увлекался этим с детства, а кто-то уже в сознательном возрасте решил создать костюм любимого героя не найдя его в продаже или не удовлетворившись его качеством. А бывает ещё проще, можно просто прийти на выставку и оглядевшись мгновенно найти себе новое хобби.
Современные коспелееры ничем не отличаются от профессиональных моделей. Они так же заключают контракты с такими компаниями как Sideshow Collectibles.
Другие же «косплееры» — просто модели. Вчера они могли сниматься для Maxim или Playboy, а сегодня их наняли на пару дней для очередного Comic-Con. Таким костюмы шьются заранее и всё что нужно это погулять по выставке оговоренное время. Хотя это вовсе не исключает искреннего фанатского счастья у моделей от возможности примерить костюм любимого героя, но часто обходятся и без этого.
Косплей расцвёл во всём мире особенно ярко с приходом XXI века и интернета. Уверен, многие понимают, что пошив аутентичного костюма дело затратное и исключительно трудоёмкое. Многих материалов может просто не быть под рукой и даже во всём городе. Ещё лет 20-30 назад приходилось выкручиваться с подручными средствами и достойный результат получался лишь у единиц. Теперь же всё чего не хватает можно заказать в интернете, да и технологии шагнули далеко вперёд став к тому же доступнее среднестатистическому фанату.
В Японии и США косплей к началу XXI века успел стать частью национальной культуры и обыденной жизни. Так, например, косплееры частые гости на презентациях видеоигр, на различных национальных и детских праздниках, на кинофестивалях и различных событиях, в основном посвященных аниме.
Первые косплееры появились в России в 1999 году. Тогда же появилась первая тематическая статья в журнале «Великий Дракон» — № 45. Через два года, в сентябре 2001 открылся первый русскоязычный сайт, изначально на нем были представлены фотографии зарубежного косплея, а чуть позже стали появляться первые творения российских отаку. Следующей качественной ступенью развития косплея в России стал аниме-фестиваль в Воронеже весной 2002 года, где костюмы впервые демонстрировались с отыгрышем на сцене, и была проведена первая крупная фотосессия. Тогда же стало ясно, что и у нас можно делать яркий и качественный косплей. Затем последовали Манифест 2002, Аниматрица и множество тематических вечеринок. Сейчас можно назвать как минимум три мероприятия, к которым российские косплееры готовятся особенно тщательно: «Манифест» в Питере (осень), «Аниматрица» в Москве (зима) и «Аниме-фестиваль» в Воронеже (весна).
С другой стороны, косплей-показ, проведенный 28 апреля 2002 года в рамках Третьего всероссийского фестиваля японской анимации в Воронеже под руководством Ирины Лапшиной из клуба «R.An.Ma», был весьма успешным и, несомненно, вдохновил многих начинающих и продолжающих косплееров. В частности, было продемонстрировано, что и в провинциальных городах можно создавать не менее эффектные костюмы, чем в Москве и Санкт-Петербурге.
Косплей — явление на 100% интернациональное и во всех странах развивалось по одному принципу, встречая на пути своего развития одни и те же сложности и преодолевали их. Говоря об американских и японских косплеерах¸ то же самое можно сказать о России. Конечно, с учётом некоторых культурных различий. Так что дальше я приведу цитаты из интервью наших косплееров и это можно смело экстраполировать на мировую ситуацию.
Анна Молева — официальное лицо Элизабет в BioShock Infinite, а также победительница конкурса «Мисс Геймер-2012».
На вопрос о развитии косплея в России она сказала, что «Да, и это особенно заметно на примере «Игромира». Выставка очень выросла в плане костюмов — они просто потрясающие. Иногда смотришь на наряды коллег и думаешь: «Боже мой, как они это сделали, сколько денег и сил вложили?!» Организаторы постарались при отборе и оставили самых лучших кандидатов».
«Предложения [о сотрудничестве, работе с известными командами] и вправду поступают, в основном от западных студий. Пока, правда, не знаю, во что это выльется, но посмотрим. Может, хобби наконец-таки начнет приносить относительно постоянный доход. Но косплей в любом случае останется занятием для души. Съездить куда-нибудь, провести фотосессию — это, конечно, здорово, но на полноценную работу не тянет. Тем более что я уже выхожу из того возраста, когда этим можно активно заниматься. Другие приоритеты появляются в жизни. Скоро буду закругляться. Ну а пока — последние штрихи».
«На самом деле, бессмысленность и беспощадность нашего брата [речь, если что о российском косплей-сообществе] давно стала пережитком прошлого и на сегодняшний день многие наши команды занимают верхние строчки мировых костопов с теми или иными работами. Некоторые уже даже превратили косплей (ну, почти косплей) в основной источник дохода, что для России вообще нонсенс. На самом деле, немного печально, что соотечественники сравнивают наш косплей и зарубежный, даже не представляя на сколько тут этим заниматься сложнее».
«Главное — море фана. Подобные мероприятия всегда требуют много сил, но взамен ты получаешь опыт в самых разных аспектах, жизненный тонус и приятные воспоминания о проделанной работе, вне зависимости от всех трудностей и результатов».
«Я встретила очень много знакомых [речь об ИгроМире 2013], а это, собственно, как раз то, ради чего мы, косплееры, и собираемся, — пообщаться, похвастаться костюмами, по фотографироваться с людьми".
Русский Росомаха – Илья Артёмов на московском Comic Con
«Вообще, я танцор, даже в большей степени — постановщик. У меня есть своя студия танцев. Косплей, танцы и актерская игра для меня взаимосвязанные вещи — через все это можно проявлять свои творческие способности. Помимо Росомахи я косплею Ван Хельсинга, потому что это еще одно воплощение Джекмана… У нас есть танцевальные спектакли разной продолжительности, от 8 до 40 минут. Их мини-версии мы с большим успехом показываем на фестивалях. С Росомахой же я все время езжу на фестивали вроде «Игромира», вот и в этом году пойду. Буду там в свободном передвижении: ходить в своем костюме, радовать посетителей, общаться и фоткаться».
«Мне 35, и косплею я не так долго. Сперва близкие это не совсем понимали. Думали, дурачусь. Потом появилась небольшая армия поклонников. Я думал это дело оставить: ну, мне уже столько лет, не надо заниматься такой ерундой. А люди стали говорить: «Продолжай! Нам это нравится». И я превратил косплей в свою основную работу. Меня приглашают сниматься в рекламе: бывает, в образе Росомахи, но чаще нет".
«Я научился неплохо играть на камеру — так мне говорят, себя судить не буду. Для некоторых роликов нужно было проходить серьезные кастинги, по 500–600 человек на роль. Например, в рекламе «Сбербанка» я играю их важного клиента. Мне все это так нравится, что я всерьез задумался об актерской карьере: если уж идти по стопам Хью Джекмана, то до конца».
В завершение можно сказать, что косплей постоянно развивается, но если на Западе это скорее касается технического исполнения костюмов, то у нас остаются ещё и серьёзные организационные проблемы, которые организаторы стараются искоренить.
В 2014 году объединённое мероприятие «ИгроМир»/Comic Con Russia посетили 157 тысяч человек, а это на уровне США 2008-2009 годов (в 2014 году Comic-Con в США посетило полмиллиона человек. Также стоит учитывать, что население России в 2 раза меньше населения США. Общая аудитория подобных мероприятий оценивается в 180.000.000 человек). Да и масштабы выставки у нас пока гораздо скромнее, но уже в 2015 году организаторы обещают удвоить масштаб выставки а посещаемость ожидают в районе 160-170 тысяч человек. Я не открою никакой тайны если скажу, что популярность Comic-Con и ИгроМира напрямую влияет на потенциал развития коспплея в России.
Важно то, что популярность западной культуры выходит на более высокий уровень. И всё пришедшее из за океана не торопятся канонизировать. Ведь ещё Эйнштейн говорил, что »Мир понятие не колличественное, а качественное".
UPD: Друже Alex Mahor добавил много интересного: «С каждым годом, посещая наши конвенты, поражаюсь разношерстности костюмов и их проработке. У нас вон буквально недавно в Питере прошёл «Старкон 2015», и номинацию «лучшего костюма» урвали ребята из Киева, с Инквизитором из Warhammer 40,000, на реализацию которого ушло 14(!) месяцев. Браво, просто.)»
* Деятельность родительской организации «Meta» признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации
Лучшие комментарии
И спасибо тебе за статью, было интересно узнать, как такая, уже, массовая культура зарождалась и пришла к такой популярности.
Ну а вообще да, везде есть вот такие вот, как говорят наши «Ыназа-ксоплееры».
А в 2014 там наши победили. С косплеем Зельды.
это просто невероятный костюм!
а броня настоящая?)))