Курилка — это место для общения, горячих споров, дружественных диалогов, странных мыслей и оплот демагогов. Меж тем, продолжаем тему немного отбитых от реальности кинематографистов. От психов современности, перейдем к психам прошлого Столетия. Рене Лалу. О котором — ниже.
(Тут был Flash-плеер, но с 2020-го года Flash не поддерживается браузерами)
КТО ТАКОЙ?
Рене Лалу родился в Париже в 1929 году. С малых лет он много читал: комиксы, потом книги. В тринадцать с половиной Рене бросил школу и начал учиться резьбе по дереву у своего дяди. Стать художником он мечтал с детства, но его также завораживало кино, в особенности анимация.
В 1956 году. Друг-психиатр предложил Лалу поработать в психиатрической клинике «Ля Борде». Там был нужен преподаватель, который бы занимался с больными искусством. Работа пришлась ему по душе, он остался в «Ля Борде» на целых четыре года: занимался с больными живописью, мастерил кукол, ставил спектакли.
НАЧАЛО ПУТИ
Однажды, скооперировавшись с молодым режиссёром-новатором Жаком Бриссо, Лалу снял любительский фильм. Это был театр теней, где роли вместо традиционных кукол исполняли пациенты клиники. Бриссо в тот момент работал на телевидении, и ему удалось пристроить их маленький фильм в ТВ-шоу. Так Рене Лалу вошёл в мир кино.
Он попросил нового друга-режиссёра помочь ему сделать «настоящую взрослую анимацию» (цветную и на плёнке 35 мм). Так получились «Зубы обезьяны» — примитивный мультфильм на основе рисунков и рассказов больных, подопечных Лалу. «Зубы обезьяны» — история о стоматологе, который крадёт у пациентов здоровые зубы. Мультфильм получил несколько французских кинонаград. Несмотря на очень простое исполнение, он производит сильное впечатление.
Эмоциональный «детский» рисунок, тревожная музыка и мрачный сюрреалистический сюжет делают своё дело: смотреть «Зубы обезьяны» неприятно, но оторваться тяжело.
В шестидесятые Лалу познакомился с Роланом Топором — одним из самых важных людей в своей судьбе. Иллюстратор, писатель, актёр, автор песен, живописец — Топор занимался всем сразу и преуспевал во всём. Вместе с ним в 1966 году Лалу сделал одиннадцатиминутный анимационный кошмар «Улитки». Сценарий написал Топор, он же нарисовал весь концепт-арт. В мультике рассказывается о незадачливом крестьянине, который вырастил у себя на огороде гигантские листья салата и приманил тем самым огромных улиток. Действие медлительное и поначалу не совсем понятное. Зато когда громадные улитки расползаются по городу, круша и поедая всё на своём пути, становится не до шуток — это действительно жуткое зрелище.
Примечательно, что упомянутая в прошлой Курилке группа Tool использовала видеоряд «Улиток» для композиций «The Pot» и «Intolerance».
ПОЛНЫЙ МЕТР
Дикая планета
В 1973 году вышла первая полнометражная картина Рене Лалу «Дикая планета» — экранизация романа Стефана Вуля «Омы дюжинами». Омы — это на самом деле люди («oms» — от франц. «hommes »). Их держат в качестве домашних зверушек ящероподобные гиганты-драги — не то чтобы со зла, просто они не считают людей разумными. Но всему есть предел, и люди восстают против своих хозяев и одерживают верх. «Дикую планету» невозможно забыть. Всё же и Рене Лалу, и Ролан Топор — в первую очередь художники. Они создали огромный мир: удивительный, хищный и прекрасный. Сюжет здесь вторичен, воображение зрителя сразу захватывает видеоряд.
По стилистике фильм сильно отличается от всего, что было выпущено на тот момент. Неудивительно: в семидесятые годы в полнометражной анимации было только одно имя — Уолт Дисней.
Властелины времени
А вот уже следующая работа, сделанная без участия Ролана, «Властелины времени» вызвала куда меньший восторг у критиков, зато полюбилась зрителям. По ней даже выпустили одноимённый комикс. Сюжетной основой опять послужил роман Стефана Вуля. Малыш Пьель и его отец терпят крушение на чужой планете. Отец погибает, и мальчик остаётся совсем один в незнакомом и опасном мире. Всё, что у него есть, — передатчик, по которому с ним всё время говорят друзья отца, спешащие на помощь. Можно сказать, что этот мультфильм похож на «Дикую планету»; во всяком случае, дикая планета здесь имеется. Огромные футуристические деревья, забавные зверушки и жуткие звери, люди-ангелы, космические корабли…
Картинка «Властелинов времени» впо лне подходит для массового проката, а сам фильм годится для детей. Впрочем, многие фанаты любят вспомнить, как они замирали от ужаса, глядя на маленького Пьеля, на которого напали гигантские шершни.
Гандахар
Экранизацию романа Жана-Пьера Андревона «Люди-машины против Гандахара» Рене Лалу задумал ещё в семидесятые, но поначалу всё складывалось неудачно. Лалу смог снять её лишь в конце восьмидесятых.
Гандахар — мирная планета, которую уничтожают чудовищные гигантские машины. Герой, принц Сельвин, должен предотвратить катастрофу. Первый большой фильм Рене Лалу содержал в себе социальный подтекст, здесь же основной посыл был экологическим. Железные воины уничтожают всё на своём пути, чтобы построить техногенный мир, и режиссёр не на их стороне.
Фильм снимался в Северной Корее, и это наложило на него отпечаток — он уже гораздо больше похож на массовый продукт, чем предыдущие мультфильмы. Впрочем, привычные для Лалу футуристические пейзажи и яркие персонажи здесь по-прежнему есть.
ИТОГ
За всю свою жизнь Рене Лалу снял всего 3 полнометражных ленты. Но зато каждая получила огромную популярность и признание. На его счету также множество короткометражек, но они по большому счету известны лишь истинным фанатам. Более того, часть была утрачена на всегда, а еще часть так и не были закончены. Рене скончался от инфаркта в 2004 году, в городе Ангулеме. В последние годы жизни мэтр оставил анимацию и занялся живописью и преподаванием. В 1996 году он выпустил книгу об анимации «Эти движущиеся картинки».
P.S.
Извиняйте, посоны, кинч в удобном формате плейлиста на прямую из ТыТРубы в этот раз запилить не смогу. Интересующиеся могут поискать на просторах интернетов, благо все это там есть с качественной русской озвучкой. Рекомендую начать с «Дикой Планеты».
Лучшие комментарии