Как вы думаете, существовали бы файтинги в таком виде в каком мы видим их сейчас, без серии Street Fighter? Подумайте сами, о том из чего в прошлом состоял этот незаурядный жанр: Единоборства с излишне усложнённой механикой, поединки олимпийского типа с персонажами, которые пользуются холодным оружием и бит эм апы (ака Наваляй всем пока не наваляли тебе). Всё это раздельно друг от друга, но соберись оно в единое целое, словно Могучие рейнджеры в их супер робота, то мы бы и получили нынешний продукт. Бит эм апы первыми поспособствовали эволюционированию файтингов. Они вырастили Уличного бойца, проторил дорогу к звёздам на аллее славы. Вы спросите, что именно было в бит эм апах такого особенного? Я отвечу: Борцы с честью сражающиеся с подонками с улиц, разные весовых категории, путешествие по миру, возможность сражаться друг с другом, а так же и заодно. Заметьте так же, что только после того как Street Fighter обрела славу, файтинги и стали конкурентоспособным жанром. Если быть точным, то после выхода второй части SF. Неприятно осознавать, что вышло так много переделок и ремейков (в большинстве своём очень удачных) серии SF и только первая часть осталась в стороне от этого праздника, будто она какой-то прокажённый несчастный старик. Существует много разных причин почему эту часть не особенно вспоминают и я обо всех них вам поведаю в данном противостоянии. Нужно же рассказать историю о великой серии в жанре файтингов. Плохо, конечно, что серия забыла свои корни. Ну, да ладно. Начнём! Бой в чёрно-белых тонах. Старая добрая дуэль. Здесь и сейчас.
Я VS STREET FIGHTER
(Тут был Flash-плеер, но с 2020-го года Flash не поддерживается браузерами)
Начать стоит с истории создания Уличного бойца. Разработчиками выступили два человека из Capcom — Такаси Нисиямы (в финальных титрах встречается его ник «Piston Takashi») и Хироси Мацумото (упоминается, соответственно, под ником «Finish Hiroshi»). Оба до этого работали над бит эм апом Avengers, который никак не связан с героями вселенной марвел, а посвящён уличным разборкам (по японски название игры звучит так: Hissatsu Buraiken, что можно перевести на английский как «Deadly Ruffian Fist»). Ребята, впрочем, после выхода игры сразу же ушли к SNK, будущему конкуренту Capcom и создали там известную и поныне серию файтингов The King of Fighters, Fatal Fury и Art of Fighting. Впрочем к 2000 SNK уже пошла ко дну и ребята вновь убежали на другое судно, но на сей раз своё собственное. Основали компанию Dimps и в будущем принимали участие в разработке многих игр про Соника и даже четвёртой части серии Street Fighter.
Вышла игра и оценивали её все по разному. Слишком странный гибрид бит эм апа и файтинга, видимо так они думали в то время. Иначе как можно объяснить оценки прыгающие с десятки на двойку? Впрочем такое отношение справедливо к игре, которая ещё не сумела стать полноценным мордобоем. Так же такое отношение прессы и игроков замедлило разработку сиквела, который Capcom заменила на серию Final Fight (бит эм ап). Вполне обоснованное решение, ведь прежние разработчики ушли в другую компанию, а в 1987 году кроме самого Street Fighter вышла куда более успешная Double Dragon.
Интересный факт: Первоначально Final Fight именовался никак не иначе как Street Fighter '89. И вполне очевидно что действие обоих серий происходят в одной вселенной.
Но нас интересует оригинал, а всё, что касается сиквела и Final Fight я постараюсь разобрать в будущих статьях.
Геймплей. Вид сбоку, шесть кнопок отвечающих за удары от лёгких атак рукой до тяжёлых атак ногой и два персонажа на выбор. Либо мы играем за Рю (первый игрок), либо за Кена (второй игрок). За второго, впрочем, играть можно лишь после победы над первым и перехода в синглплеер. Там нам предстоит победить в общей сложности 10 сильнейших бойцов со всего мира и завоевать титул… лучшего уличного бойца? Сильнейшего, скорее. Никаких сражений со злыми корпорации и прочего в таком же духе спасения мира. Мы дерёмся за титул. Правила сражения просты: У нас есть три раунда (два на две чистые наши победы и ещё один если во время одной битвы выиграл наш соперник), 30 секунд времени и парочка специальных приёмов, которые выполняются стандартными комбинациями влево, вправо + любая вас интересующая по силе атака рукой или ногой (от силы зависит не только урон, но и скорость). Достижения игры: Первый шестикнопочный файтинг и первый же проект будущего создателя Мега Мэна Keiji Inafune (он рисовал портреты для персонажей).
Между битвами будут проходить мини-игры, но, к несчастью, многим известный бонус уровень с разбиванием машины появилась лишь в сиквеле, а в первой части мы уничтожаем вместо этого досочки. Так же управление в игре зависело от её версии. Например, если это аркадная deluxe версия, то вместо шести кнопок отвечающих за удары у нас было всего две для руки и ноги. И то каким будет удар зависело от силы нажатия игроком на кнопку. Последнее, к несчастью работало не лучшим образом, потому большинство предпочитали играть в шестикнопочную версию. Думаю самое обескураживающие по части геймплея будет количество главных героев и их различия между друг другом. Всего два и оба абсолютно идентичны. Разница лишь в цвете одежды и голосе. Вы не можете себе позволить играть за других героев. Из-за этого игра сильно падает в глазах любителей файтингов, ибо какой здесь файтинг без возможности нормальной игры вдвоём? Такая схема очень уж сильно напоминает бит эм ап, просто в обёртке чемпионата по боевым искусствам.
Очевиден и дисбаланс сил и способностей многих персонажей. Компьютерный соперник невероятно агрессивен и беспощаден. Спамит одними атаками и заставляет игрока делать тоже самое. И из-за этого игра превращается в цирк где два персонажа выполняют один и тот же приём стараясь первыми задеть своего оппонента. Не слишком весело, не правда ли? Впрочем, всё так и в нынешних файтингах. К тому же многие наши соперники играют по своим собственным правилам и сильно отличаются друг от друга, что делает их, как минимум, уникальными и запоминающимися. Не зря же многие из них присутствую во многих последующих частях. В остальном сам по себе геймплей можно обозначить как «ниже среднего». Я просто боюсь говорить что-то о не само отзывчивом управлении. Вероятно самое худшее управление в истории файтингов. Выпусти разработчики ремастеред версию где дали игрокам поиграть за иных персонажей и поработали над спамерскими атаками, то вышло бы просто неплохо.
Версии игры. Да, эта игра выходила на множестве платформ, но прыгнуть выше оригинала никто не смог. Интересна версия на TurboGrafx-CD с полностью аранжированным саундтреком и переименованного в «Fighting Street». К несчастью в этой версии плохо всё кроме музыки (этим она и интересна). Есть версии и на персональный компьютер (Atari ST, Commodore 64, ZX Spectrum, MS-DOS, Amiga и Amstrad CPC) где выше всех остальных стоит Human Killing Machine. Эта игра является чем-то вроде неофициального сиквела к первой части от людей, которые и занимались портированием Уличного бойца на ПеКа. Звучит жутко. Выглядит так же (смотрите анимацию ниже). Брать стоит эмулированную версию которая присутствует в сборнике на компьютер Capcom Arcade Hits Volume 1, на PSP Capcom Classics Collection Remixed и на PS2 с XBOX Capcom Classics Collection Volume 2. Либо эмулируйте на MAME. Этот вариант позволит вам приблизиться к оригиналу ближе всего.
С музыкой всё в порядке. Для своего времени это очень неплохие мелодии, которые ловят мотив страны и персонажа и освобождают его в виде мелодии-бабочки. Проблемы возникнут лишь в моменты когда игрок застревает на одном сражении на долгое время. Тогда придётся долгое время слушать повторяющуюся мелодию. Пластинка крутиться, мелодия не меняется, сражение проигрываем. Эффекты и озвучка способствуют вхождению в мир игры. Крики и стоны противника во время удара, замедление времени(!) после проведения удачной спецатаки и гудение персонажей за которым скрывается название ударов (в ту пору было знаком качества не понимать что там кричать персонажи). А плохая английская озвучка работает как одноголосный перевод эры VHS. Настолько плохой, что даже хороший. Больше ничего не скажу и просто дам вам послушать несколько треков из игры.
(Тут был Flash-плеер, но с 2020-го года Flash не поддерживается браузерами)
(Тут был Flash-плеер, но с 2020-го года Flash не поддерживается браузерами)
(Тут был Flash-плеер, но с 2020-го года Flash не поддерживается браузерами)
(Тут был Flash-плеер, но с 2020-го года Flash не поддерживается браузерами)
(Тут был Flash-плеер, но с 2020-го года Flash не поддерживается браузерами)
(Тут был Flash-плеер, но с 2020-го года Flash не поддерживается браузерами)
(Тут был Flash-плеер, но с 2020-го года Flash не поддерживается браузерами)
(Тут был Flash-плеер, но с 2020-го года Flash не поддерживается браузерами)
(Тут был Flash-плеер, но с 2020-го года Flash не поддерживается браузерами)
(Тут был Flash-плеер, но с 2020-го года Flash не поддерживается браузерами)
(Тут был Flash-плеер, но с 2020-го года Flash не поддерживается браузерами)
(Тут был Flash-плеер, но с 2020-го года Flash не поддерживается браузерами)
(Тут был Flash-плеер, но с 2020-го года Flash не поддерживается браузерами)
(Тут был Flash-плеер, но с 2020-го года Flash не поддерживается браузерами)
(Тут был Flash-плеер, но с 2020-го года Flash не поддерживается браузерами)
Графика. Тут разработчики получат от меня огромную корзину яблок и похвалы. Посмотрите на локацию с Адоном в Тайланде или Гэки в Китае. Вялотекущее оранжевое небо, водная гладь, зелёная трава и слабые намёки на цивилизацию. Тёмная аллея в которой угадывается жуткий внутренний мир убийцы Джена. Идеал даже по стандартам Capcom. На уровне проработки Ghouls 'n Ghosts. Первый Street Fighter выглядит хорошо, но как и в случае с геймплеем в некоторых местах пробиваются сорняки проблем. По части анимации всё несколько неточно и коряво. Слишком быстро и обрывочно. Для файтинга того времени ступающего на свет это отлично, но по стандартам 1987 года не лучшее исполнение. Могу вспомнить Prisoners of War, Last Ninja 2 и Shadow Warriors у которых всё это было выглажено и лучшим образом обработано. Некоторые локации просты в плане деталей. И всё же арт, дизайн персонажей и уровней несомненно на высоком уровне. Здесь придраться к чем-то очень сложно и ненужно. Пусть играть в это и не слишком удобно, зато приятно смотреть.
Перед итогом несколько слов о персонажах:
Ryu:
Страна: Япония.
Описание: Японский мастер боевых искусств, который вошёл в первый Всемирный турнир воинов, чтобы доказать свою силу. Он может использовать Hadoken, Shoryuken, и Tatsumaki Senpukyaku.
Немного мнения автора: Классический главный герой. Соперник и друг Кена, а так же в последствии Сагата. Последнему он оставит шрам на груди. Не спаситель мира, а воин с честью. Играть за него как и за Кена очень сложно. Выполняет удары когда захочет, но способен отправить врага на тот свет с парочки спецоплеух. Что мне о нём ещё сказать? Он же вечный протагонист серии.
Ken:
Страна: США
Описание: Чемпион уличного боя в своей родной стране. Друг и спарринг партнёр Рю. Фанат подраться просто ради веселья.
Немного мнения автора: Я импанирую ему больше нежели чем Рю. Я очень люблю его версии в SF III и Capcom Vs SNK 2. Здесь же перед нами не просто шото-клон Рю как мы уже привыкли видеть, а просто клон. Отличия чисто визуальные. К тому же чтобы поиграть за него вам нужно перейти в режим двух игроков и победить там первого. Но всё же он с самого начала шёл вместе со своим другом по дороге прямиком к славе. Веселый парень, которому не повезло выступить в роли второго игрока (ака пятого колеса).
Retsu:
Страна: Япония
Описание: Падший монах и старый друг Мастера Goukenа. Retsu запретили появляться в Шаолине из-за изучения им запрещенных методов борьбы.
Немного мнения автора: Персонаж стандартный по многим показателям. Опасный монах из Шаолиня и бывший товарищ учителя Рю. Нигде кроме этой части больше и не появляется. Но его время от времени вспоминают, когда речь заходит о Goukene.
Retsu stage
Geki:
Страна: Япония
Описание: Изначально у Гэки, как и у большинства персонажей Street Fighter 1, не было никакой истории — лишь ещё один уличный боец на пути у главного героя. Но позже, в серии комиксов Street Fighters Legends он упоминается в истории Ибуки — оказывается, её (Ибуки) деревню основал один из бывших членов клана Гэки — Эндзё. А сам наш персонаж тоже лишь один из множества агентов Гэки-рю, и, похоже, вообще практически не имеет собственной личности.
В другом комиксе Street Fighter II один из членов клана Гэки отправили для уничтожения Гена, естественно, безуспешно. Ещё одной интересной нитью, связывающей персонажей Street Fighter являетя то, что Вега — испанский синоби — вероятно является бывшим учеником клана Гэки-рю. Об этом говорит его фирменное оружие, подчистую скопированное с тэкко-каги Гэки (информация взята с сайта mitsumono.ru).
Интересный факт: «Гэки» переводится как «яростный», и это в общем-то полностью описывает модель поведения этого персонажа на экране — он быстро передвигается, постоянно телепортируется, закидывая противника сюрикенами и махая когтями-тэкаги, закрепленными на одной руке. Персональный бэкграунд у него — лужок с фоном горы Фудзи. Внеший вид Гэки полностью передает классический образ ниндзя в синоби-сёдзоку и маске, только для выделения спрайта на экране малого разрешения руки оставили голыми, без рукавов. Это в дальнейшем породило своеобразную фишку ниндзя из SF — ни у Ибуки, ни у Гая, ни у Веги рукавов нету.
Немного мнения автора: Как видите я достал на него неплохую информацию, а он, между прочим, персонаж который фигурирует лишь в первой части. Он первый в серии кто пользуется оружием и телепортируется. Первый же противник из тех что вызовут раздражение из-за своей необычной техники. Мне он очень нравится, но даже если его и забыли, то есть Вега и Ибуки, которые в новых частях стараются подрожать своему прообразу ниндзя.
Geki stage
Joe:
Страна: США
Описание: Американский кикбоксёр.
Немного мнения автора: Он один из двух персонажей в этой игре который так и не заимел хоть какого-то бэкграунда. У него нет истории за собой, только внешний вид и тот факт, что он основан на борце Джо Левисе. Мне он интересен исключительно как персонаж «призрак» и тот кто появляется в интро второй части.
Joe stage
Mike:
Страна: США
Описание: Боксёр тяжеловес. Был исключён из боксёрских соревнований за убийство одного из бойцов.
Немного мнения автора: Как и Джо не имеет за собой никакой истории. Точно так же вроде как фигурирует в интро к Уличному Бойцу 2. Но в отличие от Джо может быть ещё живым персонажем. Вероятно Балрог из будущих частей и Джо это одно и тоже лицо, но под разными именами. Сам по себе скучный, но сражаясь с ним на фоне горы Рашмор.
Mike stage
Lee:
Страна: Китай
Описание: Самых талантливый практикующий стиль «Scorpion кунг-фу» Ли. Стремится к совершенству. Братья-близнецы Юн и Ян из Street Fighter III являются его племянники.
Немного мнения автора: Когда я его увидел то подумал о Lau Chan из серии Virtua Fighter. Возможно из-за того что у последнего есть точно такая же локация Китайская стена. Цвета Чун Ли. Опасный стиль боя. Опять-таки оценивать можно лишь как соперника, ибо больше он нигде не появлялся и следовательно не был играбельным. Но хорошо что не забыт.
Lee stage
Gen:
Страна: Китай
Описание: Безжалостный экс-убийца и всемирно известный мастер боевых искусств.
Немного мнения автора: Он достаточно суровый старичёк, который не пытается быть совсем уж крутышём вроде Акумы и похожих на него. Здесь он сильно похож на своего друга Ли. Разница в атмосфере. Уровень Джена веет опасностью и угрозой. Мне этот персонаж очень нравится. Ему повезло быть играбельным в Alpha версии и в 4-ой части (там он получил скорость и силу и стал таки крутышём). А ещё он появлялся в том фильме 2008 года про Чун Ли. Богомерзко.
Gen stage
Birdie:
Страна: Великобритания
Описание: Очень высокий (сравнивая с Сагатом), одет по стилю 1970-х годов британской панк-рокеров. Мускулистый белый / светло-кожурой человек с ирокезом; его наряд, что типичный панк-рокер, с голубыми джинсами и темно кожаный жилет, шипованных браслетов и армейских ботинках. Бывший рестлер и боксёр.
Немного мнения автора: Громадина которая любит бить головой по другой голове. Первое с ним сражение приводит к ужасу. На его фоне Рю просто сопля. Так же как и Джен появляться в серии Alpha и уже в новом виде в пятой части. Всегда выделялся на фоне других персонажей внешним видом, но в плане боёвки он достаточно стандартен. В первой части его можно охарактеризовать одним словом: бык.
Birdie stage
Eagle:
Страна: Великобритания
Описание: Экс-вышибала, нанятый британской секретной службы, чтобы исследовать турнир. Немного мнения автора: Мне очень нравится этот персонаж. На его местности играет самая приятная музыкальная тема. Сам этот персонаж выглядит дико интересно. Он второй после Geki кто пользуется оружием двумя палками и редким для файтингом стилем борьбы под названием Эскрима. Так же появляется играбельным впервые в кроссовере Capcom vs. SNK 2 и портативной версии Alpha 3 на PSP. Очень похож на Фредди Меркьюри. На втором месте в топе любимых персонажей первой части.
Eagle stage
Adon:
Страна: Тайланд
Описание: Студент Сагата и его соперник. Дерзкий, высокомерный и дикий боец.
Немного мнения автора: Очень силён. Я потратил около часа пытаясь победить его. Прыгает и ведёт себя жутко агрессивно. Всё это соотвествует характеру персонажа. Пользуется стилем муай тай. По каноничному сюжету проиграл в бою с Рю с одного шорюкена. Как и многие другие персонажи из первой части появлялся в серии Alpha и даже в четвёртой части.
Adon stage
Sagat:
Страна: Тайланд
Описание: Сагата величают «Императором Муай Тай». Он организовал этот турнир, чтобы доказать свою силу и репутацию.
Немного мнения автора: Мой любимый персонаж всей серии. Изначально я считал его злодеем почти как Байзон (OF COURSE!), но оказалось что Сагат просто очень любит драться и искать сильнейших соперников. Невероятно силён. Харизма так и прёт. Глаза лишился по вине отца Дэна (об этом будет рассказано в приквеле Alpha). Повязка на глазу по неясным причинам отсуствует в аниме Street Fighter II Victory, но это уже на совести японцев. В первой части ещё ходит без шрама на груди, но это временно учитывая что Рю оставит эту отметину в конце их битвы. Так же владеет стилем муай тай и спецударом Тайгер апперкот (раз так называет, То следовательно победил голыми руками тигра). Вслед за Кеном и Рю появлялся почти во всех основных частях серии за исключением лишь третьей.
Sagat stage
Добивание для игры: Джеки Чун Ли в лёгкую уделывает этот файтинг одним хитрым спецприёмом.
K.O.: Пожалуй эта игра как файтинг очень далека от совершенства. Из-за этого и хотелось чтобы Capcom выпустили некую переделанную версию первой части серии. А так получается что эта игра как полоумный дядя, который зашёл к вам в гости и решил рассказать очень скучную историю. Вначале эта история кажется интересной, но потом она по неясной причине трансформируется в нечто совершенно иное и вы теряете нить повествования. В этот момент у вас в голове крутиться: поскорее бы сыграть во второго Уличного бойца. И тут так же. Играть стоит исключительно ради ознакомительных целей. И всё же, если вы фанат, то вам эта игра (как и мне) чем-то даже и понравится.
Лучшие комментарии
Хороший текст. Было интересно прочитать. Как раз сел проходить классические части серии.