18 июля 2015 18.07.15 2 2269

Duke Nukem 3D

+2

Всем привет. Меня зовут Евгений. На SG сижу давно, но зарегестрировался недавно. Сегодня хочу вам рассказать о замечательной игре — Duke Nukem 3D.

Давным-давно, где-то в середине 90-ых, из недр Apogee Software, Ltd. (3D Realms) вышла Duke Nukem 3D. Игра получилась настолько удачной, что, из кучи последовавших игр ни одна не смогла повторить успех предшественницы. Но, как ни странно, главный герой серии – Дюк Нюкем, широко известен до сих пор. И это всё при том, что герой, по сути, карикатурный, а не какая-то там «особая личность со сложной судьбой».

В чём секрет? Да, во многом всё таки в главном герое. С одной стороны, вроде как гипертрофированный брутальный самец, а-ля Шварценеггер и Ко. прямиком из боевиков восьмидесятых – чистая безвкусица. Опять же эти броские фразочки из кинофильмов. Однако если рассматривать игры, то до сих пор такие герои встречаются довольно редко. А хочется иногда почувствовать себя не в шкуре безмолвного, быстрого и ловкого спецназовца или сопливого страдальца, а в такой вот самоуверенной машине смерти. Посему, скорее даже «вопреки», а не «из-за», но получился ярчайший и запоминающийся персонаж.

Однако, никакой главный герой не вывезет действительно плохую игру. Вот вам разнообразные локации, внушительная подборка врагов, пачка интересных пушек опять же, красивая анимация. Всё, закругляемся, штампуем CD и в магазин. На дворе едва началась вторая половина 90-ых, этого вполне достаточно, чтобы встать в ряды лучших. Конкуренция? Какая конкуренция? Quake ещё не вышел, а из чего-то более менее пристойного сходу вспоминается Wolfenstein 3D, Doom и Doom 2, Star Wars: Dark Forces, Descent, Heretic, Hexen да Rise of the Triad. И всё это с разбросом лет на пять. Ну, вы поняли. Единственным серьёзным препятствием перед желанием заполучить ВСЕ шутаны и неспешно облазить их вдоль и поперёк, было только слабое развитие сетей распространения.

Но нет. Разработчики, аки дети, мечтающие о своей игре с возможностью грабить корованы, но имеющие способности соответствующие желаниям, пошли куда дальше. В результате родился Duke Nukem 3D, наполненный совершенно невероятным количеством всяких отсылок, секретов и прочих мелочей, многие из которых вовсе не обязательных для геймплея.

Но даже важные для шутана элементы тут могут дать фору многим современным играм. Каждый из врагов (ну почти) наделён подборкой особых умений. Одни только пехотинцы способны летать, любят телепортироваться и могут… притворяться мёртвыми. Это довольно трудно заметить, ведь мало кто будет пересчитывать трупы и запоминать их расположение, да ещё эти постоянные телепорты и засады, но действительно могут. А ещё врагов может раздавить раздвижными дверями, причём без вашей помощи. Вы тоже можете этого не заметить за всю игру. Но когда заметите, «Squish» и только кишки между створками. А ещё есть friendly fire, причём слизнякам вообще пофиг на кого нападать… А как клёво просто пнуть врага в лицо в горячке боя, не убирая из рук основного оружия. Простое, удобное и очень приятное решение для ближнего боя, но почему так редко встречается в играх? И таких мелочей много. ОЧЕНЬ много.

Но ещё больше мелочей вовсе на геймплей не влияющих. Разрешается переключателями включать или выключать свет. Таким образом можно подсветить тёмное помещение или затемнить светлое (just for lulz), но они встречаются повсеместно без особой надобности. Можно ломать множество декоративных предметов, сыграть в бильярд, отлить в унитаз или в писсуар, покрасоваться в зеркале, совать деньги стриптизёршам, откопировать свою задницу. А противник-ящер может поднасрать вам… в прямом смысле слова. Короче, тоже запредельно дофига всего. И сотни отсылок и просто приколов.

Уровни не отстают. Нелинейные, причём не просто с возможностью пройти правым или левым коридором, а полноценные комплексы, создающие ощущение полноценных инженерных сооружений. Зачастую, можно пробежать к концу уровня не посетив и половины доступных мест. А можно, прорываясь через орды врагов и планомерно зачищая помещение за помещением… попасть в начало уровня, гадая где, что упустил. И кучи секретов, от элементарных, до довольно замороченных. Вот тут на стенке характерная трещина. Стреляем с базуки, залезаем – секретка. А вот тут едва заметный и труднодоступный карниз. Запрыгиваем, долго бежим по нему до пальмы, запрыгиваем на пальму, а с пальмы в одно единственное окно, которое ничем не отличается от других, коих вокруг десятки – тоже секретка. Основано на реальных событиях. До кучи, полно всяких механизмов, в которых надо ещё разобраться и правильно задействовать, что отчасти напоминает Half-life… который вышел два с половиной года спустя. Благодаря этому, каждый уровень запоминается. А их тут аж 40.

Играя в Дюка, прямо представляешь себе, как разработчики сидят в офисе, попивая пивко и просматривая любимые фильмы на фоне:
— «А давай сделаем ХХХ?»
— «А давай, звучит прикольно.»
И никто не задаётся вопросом целесообразности. Так уж надо ли оно и стоит ли тратить на это время и силы. Захотели – сделали. А ведь тогда всё было по хардкору. Никаких вам Unity, FPS Creator и прочих Unreal Engine с дружелюбным интерфейсом.

К сожалению, многое нынче не работает. Замудрённые уровни, к примеру, и никак не подсвеченные активные предметы. Сейчас это можно назвать плохим дизайном. То есть раньше-то, как было? Ищете вы нужный проход или предмет. Осматриваете все углы, залезаете на всё, на что можно залезть итп. На прохождение одного уровня могли уходить дни, а то и недели. Интернет не распространён, игровых журналов мало. Единственный источник информации – друзья и родственники, которые тоже играют в Дюка. А если Дюк есть у вас, то он есть и у всех ваших знакомых с компьютерами. И вот так, уже вне игры вы общаетесь и совместными усилиями находите решения и секреты. Кто этим будет заниматься сейчас, когда всё доступно и расписано в интернете? Это притупляет радость от собственноручного нахождения всякого. Можно, конечно, специально ограничить себя, и проходить самостоятельно, но это будет уже что-то среднее между онанизмом и мазохизмом.

В общем, олдскул как в лучших, так и в худших его проявлениях. Но в игру напихано столько, что интересно играть может быть и сейчас. А для приверед полно всяких графических модификаций и переделок, чтобы графончик был покрасивше. В любом случае, ничего подобного вы не встретите больше нигде. Даже в продолжениях самого Duke Nukem,

А ещё, в более поздних, но вышедших в том же году, версиях DN3D есть поддержка самого настоящего Anaglyph 3D. Ну, это когда эффект 3D через те картонные стерео-очки с разноцветными стёлками. Задолго до распространения такого в кино и уж тем более NVIDIA 3D Vision.

Первый пост, не судите строго.


Duke Nukem 3D

Платформы
PC | Mac | Linux | PS | PS3 | PS4 | PS5 | PSV | X360 | XONE | XBOXSX | N64 | NSW | iOS | Android | BlackBerry | SMD | SAT
Жанр
Дата выхода
29 января 1996
1.3K
4.4
682 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Читай также