31 марта 2015 31.03.15 1 6306

Дорожный постапокалипсис «Безумного Макса». В преддверии.

+6

Совсем скоро, уже 14 мая 2015 года (если не перенесут), на экраны выходит новый «Безумный Макс» с подзаголовком «Дорога ярости». Да, без Мэла Гибсона, а с Томом Харди, но трейлер зрелищный и, будем надеяться, что и атмосферу не потеряют в погоне на спецэфектами и кассовыми сборами, чем грешат сейчас многие современные картины. Особенно эта надежда усиливается тем фактом, что снимают «Макса» авторы оригинальной трилогии, и в частности режиссер Джордж Миллер. Тот старый «Макс» создал практически новый поджанр (хотя если покопаться в истории, то скорее поспособствовал популяризации) — дорожный постапокалипсис или постапокалипсис на колесах, стилистику мира и машин которого потом использовали как в фильмах (к примеру «Смертельная гонка» со Стетэмом) так и в играх (отечественная Ex Machina).
Ну а пока Макс добирается сквозь пески на бронированном багги на экраны наших кинотеатров, мы вспомним книги, фильмы и игры, за которыми можно скоротать ожидание обновленного рыцаря дорог.

Роджер Желязны
«Долина проклятий»
1969

Этот роман великого американского писателя с польскими корнями, основанный на одноименной повести 1967 года, первым привнес характерный постапокалиптический транспорт. В данном романе в виде мотоциклов.
Действие романа разворачивается в постапокалиптической Америке, разрушенной ядерной войной. Несколько уцелевших штатов (Бостон и Калифорния) становятся государствами вместо прежних США. Ураганные ветры, дующие на высоте более пятисот футов над землёй, делают невозможным любой вид воздушного передвижения. В Калифорнию приезжает умирающий гонец из Бостона с просьбой о помощи — в Бостоне свирепствует чума. Пожизненно осуждённому Чёрту Таннеру, убийце и бандиту, последнему живому члену банды Hells Angels, предлагают освобождение и амнистию в обмен на выполнение почти самоубийственной миссии — пересечь американский континент, руины Америки от Лос-Анджелеса до Бостона, проехать через «Долину проклятий» и привезти сыворотку Хавкина в Бостон. Амнистия вступит в силу только в Бостоне. Таннер — выдающийся водитель, ему удавалось доехать до самой Миссисипи. Он соглашается, но выйдя на свободу, уезжает, пытаясь добраться до Южной Америки и попадает в полицейскую засаду.
Дальше спойлерить не буду, просто советую прочесть роман тем, кто интересуется данной тематикой и хочет узнать её истоки.
Роман был Экранизован в 1977 году, но экранизация вышла настолько неудачной, что автор романа, Роджер Желязны, даже просил не включать его имя в титры.

Трилогия «Смертельная гонка» 2008-2013

Ремейк художественного фильма «Смертельные гонки 2000» 1975 года.
В недалеком будущем тюрьмы, которые только портили и без того пропащих преступников и съедали огромное количество народных налогов, стали реформировать. История рассказывает про одну из них. Её превратили в телешоу с огромным количеством просмотров. В гонках участвуют заключенные, и тот, кто выиграет некое количество заездов подряд, может быть выпущен на свободу. За билет на волю идет нешуточное сражение. В тюрьме есть свои гоночные команды. Механики, водители, главы команд. Все это здесь есть. В Америке это все должно было предстать эдайкой грязной и мерзкой интерпретацией обычных гонок и гоночных гаражей. Но они не были на российских гонках, гараж которых именно так и выглядит;)
Это не постапокалипсис, но мы ведь говорим еще и о подобных «Максу» автомобилях. А тут они предстают перед нами во всей красе. Оббитые листовым железом, с толстенным «гробом» на заднем бампере, вооруженные для гонок со смертельным исходом. И нужно также учесть, что это не багги для пустынь, а полноценные серийные модели, превращенные в машины смерти. Огромный плюс к фильму – это довольно неплохие съемки именно самих гонок и участвующих автомобилей.
В 2011 вышел приквел ленты 2008 года – «Франкенштейн жив». Уже без звездного актера и философа «пацанских пабликов» Джейсона Стэтема, но от того не менее зрелищный и захватывающий.

Далее в 2013 последовало продолжение с подзаголовком «Ад», которое удержало планку крутости первых двух частей и в плане зрелищности и в плане сюжета. И добавила новые автомобили для участия в железном автозамесе.

«Пастырь» 2011

История о постапокалиптическом мире, разделенном на 2 лагеря. Города, в которых правит церковь, и наружные пустоши, в которых живут люди разрозненными деревнями и защищаются от вампиров, с которыми согласно легенде всегда шла война. Главным героем является Пастырь. Воин, элитный солдат со времен большой войны с вампирами, про которого забыли по окончании кризиса, как и про всех остальных пастырей, объявив их вне закона.
Фильм изобилует апокалиптической атмосферой «Макса». Особенно после начала миссии Пастыря вне стен города на своем байке и в конце во время погони на поезде.

Ex Machina
2005 — 2007

Российская компьютерная игра, пропитанная духом дорожного постапокалипсиса.
Действие происходит в постапокалиптическом мире, в котором, чтобы выжить, люди вынуждены носить на лицах маски, так как воздух стал непригодным для дыхания. Люди живут в мире, где бронированный грузовик становится единственной надеждой на выживание и единственным домом для путешественника.
Немного о сюжете.
В 2011 году на землю падает НЛО, во время исследования учёные вскрывают запечатанный контейнер, вследствие чего происходит глобальное отравление атмосферы.
Главным героем игры является молодой человек, сын известного путешественника и искателя утраченных технологий Айвена Го. Путешествуя между различными поселениями игрового мира, он пытается выяснить, кто убил его приёмного отца и сжёг родную хату, постепенно продвигаясь по сюжетной линии он узнаёт многие подробности из жизни своего отца и истории катастрофы. В игре две сюжетные линии, в большинстве отличающихся, но конечная цель одна: узнать причину катастрофы и помочь остаткам человечества.
Сюжет незамысловат, но кататься по степям и горным тропкам, торговать и возить товар, совершенствовать свой грузовичок довольно интересно. В пути встречаются бандиты, которых требуется аннигилировать с помощью пушек, которые можно поставить на ваш броник. Тут атмосфера «Макса» ставилась как цель. И она была частично достигнута. Немного выбивает из колеи хороший, но очень жизнерадостный и спокойный саундтрек и яркая цветовая гамма.

В 2006 вышел большой аддон «Меридиан 113», добавивший больше возможностей и автомобилей и получивший множество наград.
Вскоре вышло продолжение-недоразумение Ex-Machina Arcade, в котором потеряли все хорошее, что было в игре, а оставили только покатушки на одной единственной машинке с целью убивать ренегатов, налетающих со всех сторон. Детализацию и кастомизацию машинок тоже убрали, за что и поплатились. Игра собрала пакет негативных отзывов и провалилась.

Borderlands 1-2
2009-2015

Да, я понимаю, что для многих это мультяшная гриндилка, но и тут есть немного дорожного постапокалипсиса. Пускай действие происходит на другой планете, пускай тут не было ядерной войны или еще какого-то катаклизма. Но духом постапокалипсиса тут пропитано всё.

В ранних трейлерах и скриншотах игра была в разы мрачнее и с большим уровнем реализма.
Пустынная планета с сокровищами в недрах, бандиты, рассекающие по барханам на багги. Но потом всё это великолепие подверглось рестайлингу. Всё, что было задумано в дизайне, осталось, но стало нарочито гротескным и саркастически пафосным. Серьезность пропала, визуальный стиль стал походить на комикс. Но хуже она от этого отнюдь не стала (хотя на вкус и цвет все фломастеры разные). Остались бандиты, ставшие более комичными, остались автомобили, в которых можно в кооперативе ездить вдвоем.

Сюжет, на самом деле, резко ушел от намеченной ранее линии мрачного постапокалипсиса и стал веселым и нарочито пафосным, хотя при желании можно найти нотки «Макса» во всей вакханалии убийства мордоплюев с друзьями. Если бы не комиксовый стиль, то это был один из главных образцов мрачного дорожного постапокалипсиса на колесах. А так это веселая гриндилка на черверых, где можно сыграть роль «максовского» бродяги.

«Rage» 2011

Очень неоднозначная игра в жанре постапокалипсиса, которая изначально позиционировалась как шедевр от Джона Кармака и id Software и как дорожный постапокалипсис. Вышло немного не так, но машинки апокалиптичные все же остались.
Действие игры разворачивается в постапокалиптическом мире, который похож на мир, показанный в фильмах «Безумный Макс» и «Безумный Макс 2: Воин дороги», а также в играх Fallout и Borderlands. Влияние на гоночный геймплей оказали такие игры, как MotorStorm и Burnout, как утверждают разработчики. На счет Burnout я лично согласиться вовсе не могу, так как им тут и не пахет, а по поводу остального ориентиры достойные.
Сюжет стартует с того, что в довольно красивом CGI ролике на рассказывают, что в 2004 году обнаружен астероид Апофис, который, по расчетам ученых, может столкнуться с Землей. Вплоть до 2020-х годов правительства мира реализуют проект «Ковчег», в рамках которого подготавливаются подземные склады с арсеналами оружия и припасов, а также капсулы с людьми, помещенными в анабиотический сон. Эти капсулы должны автоматически подняться на поверхность спустя несколько лет после столкновения с астероидом. В 2029 году Апофис сталкивается с Землей, уничтожая при этом целые города и страны. Более 80 % населения Земли погибает. Начинается «ядерная зима». Спустя пять лет, в 2035 году, пыль наконец-то оседает, и выжившие начинают обустраивать разрушенный мир заново.
После того, как мы выходим из своей капсулы, то сразу вливаемся в мир жестокости, смерти, песка и медленно подгружающихся текстур, отбиваемся от мутантов с помощью местного мужика и тут же садимся в багги, дабы доехать до поселения. В момент неспешной поездки и рассматривания окрестностей по дороге под рассказ нашего спутника о тяготах жизни в этом мире, вспоминаются оба «Безумных Макса» и прямо чувствуется, что вот он – постапокалипсис на колесах. К сожалению, машинок в игре совсем мало, а ведь ездить на них довольно интересно. Хотя стрелять тут интереснее. Уж в чем в чем, а в пальбе Создатели Quake и DOOM понимают отлично. Но сейчас не об этом.

В мире после падения метеорита все приходит в норму. И даже гонки устраиваются на вышеупомянутых багги. Хотя и тоже со смертельным исходом часто.
У Кармака и команды вышел отличный шутер с неплохой графикой на тот момент (id Tech 5 таки!), но игра не снискала большой любви. Хотя тут история скорее как с Mafia 2. С одной стороны продолжение до главного идейного ориентира или первоисточника не дотянуло, но с другой со временем тянет перепройти. Атмосфера «Безумного Макса» делает игру запоминающейся похлеще чем геймплей и частично даже сюжет, который здесь неоправданно короток. У меня при финальном ролике были мысли вроде «вот они, капсулы всех людей, ну сейчас начнется!». И тут пошли титры. И всё? Серьезно?

FUEL 2009

А что будет, если из Всех вышеуказанных игр убрать шутерную составляющую и оставить только гонки и большой открытый мир? Получится FUEL. Игра, которая позиционировалась как глоток свежего воздуха в гонках, отвязка от «коридоров», называемых трассами. Тут были и автомобили, словно перекочевавшие из «Макса» и байки оттуда же. Здесь есть даже сеттинг и атмосфера, что для гонок, казалось бы, уже прорыв и новое слово в жанре.
Цитирую пресс-релиз:

Действие игры происходит в альтернативной реальности, где в результате постоянных экологических злоупотреблений Америка подверглась бесповоротным и разрушительным изменениям климата. Нефть в дефиците, и игрокам придется приложить максимум усилий, участвуя в соревнованиях по открытому бездорожью, чтобы заработать топлива на следующие гонки. При этом игрок волен выбирать, каким путём ехать к финишу: проехать по дорогам или «срезать» через лес.

Но по факту это «волен выбирать» сводится к маршруту напрямик в полном одиночестве. Что в первые 20-40 заездов даже неплохо. Можно расмотреть свой драндулет, окресности, которые довольно неплохо нарисованы, погодные эффекты. Игра ведь даже вошла в книгу рекордов Гиннеса за самые обширные игровые локации (14.4 тыс. кв. км по словам разработчиков).

Хоть тут и нет бандитов, но атмосфера дорожного постапокалипсиса более чем присутствует.

Также в сентябре этого года должна выйти игра по мотивам уже тетралогии с одноименным названием. Виртуальный «Безумный Макс» выйдет на Windows, PS4, XBOX one и SteamOS.

Ждем и надеемся.

К сожалению, не смотря на привлекательность поджанра и неплохой потенциал, художественные произведения в стилистике дорожного постапокалипсиса на колесах довольно редки. Особенно в нашей стране. Хотя, казалось бы, да? Российские просторы для дорожных приключений после катаклизма могут оказаться клондайком интересных ситуаций и историй в умелых руках. Но пока дальше маленьких любительских рассказов дело не зашло.
Но и тут, как всегда, есть фанаты, которые генерируют массу контента на данную тематику. От написания небольших рассказов, о чем я написал выше, до конструирования своих постапокалиптических машин.

К примеру, на одном из специализированных ресурсов, на котором фанаты постапокалипсиса делятся своими творениями и мыслями, висит вот такая инструкция по сборке своего пустынного «Максовского» багги.
Грамматика и пунктуация автора сохранены (ссылка на оригинальную статью в конце).

• Техническая характеристика
— Двигатель Иж-«Юпитер», форсированный. Рабочий объем цилиндров 347.6 см3, Степень сжатия—10,5. Максимальная мощность — 35 л.с.при 7000 мин—1.
— Зажигание от магнето КАТЭК—М—149.
— Карбюратор Ikov 2936 С.
— Максимальная скорость — 80 км/ч.
— Масса — 250 кг.
— Габаритные размеры: высота — 1280 мм, длина — 2500 мм, ширина 1380 мм.
— База — 1950 мм, колея — 1200 мм, дорожный просвет — 250 мм.
— Радиус поворота — 2,5 м.
— Ход передней подвески — 210 мм, задней — 200 мм.
— Тормоза — гидравлические с приводом на 4 колеса.

• Рама
Прежде чем браться за изготовление рамы, внимательно ознакомьтесь с конструкцией ее основных элементов, обозначенных на рисунке.

• 1 — задняя дуга безопасности; 2 — задний откос; 3 — кронштейн крепления заднего рычага; 4 — кронштейн крепления сиденья; 5 — втулка крепления рычага переключения передач; 6а — кронштейн крепления нижнего рычага передней подвески; 6б — кронштейн крепления верхнего рычага передней подвески; 7 — кронштейн крепления верхнего конца амортизатора передней подвески; 8 — пластина крепления рулевого механизма; 9 — кронштейн крепления рулевого вала.

Согласно размерам, приведенным на рисунках, заготовьте отрезки стальных цельнотянутых бесшовных труб наружным диаметром 20, 25, 30 и 35 мм и толщиной стенки 2 мм. Их длину надо предварительно определить по шаблонам. Чтобы места сгибов получились без гофр, трубы следует плотно набить песком, нагреть газовой горелкой или паяльной лампой и только потом гнуть. Каждая деталь подгоняется; по месту и слегка прихватывается сваркой. Эта промежуточная операция позволит оценить всю конструкцию в целом, и если возникнет необходимость, то исправить допущенные ошибки. Только после того, как убедитесь, что все детали рамы установлены правильно и впритык, можно приступать к окончательной сварке всей конструкции. Проследите, чтобы сварка элементов была качественной, с полной проваркой каждого шва по периметру. Во избежание деформации при сварочных работах пользуйтесь стапелем (жесткой рамой) и струбцинами.

Для обеспечения быстрой эвакуации автомобиля с трассы (согласно КиТТ) спереди и сзади к раме необходимо приварить буксировочные проушины диаметром 40 мм. Далее заготовьте втулки и кронштейны, но приваривать их к раме пока не нужно. Эту операцию выполните лишь после того, как будут изготовлены элементы переднего и заднего мостов и рулевого управления.

• Передний мост
Передний мост имеет независимую подвеску на двойных поперечных рычагах и упругих элементах, совмещенных с амортизаторами. Такая схема позволяет получить большой ход колеса по вертикали, что очень важно на кроссовых трассах.

• 1 — элемент крепления ступицы переднего колеса; 2 — колесо; 3 — амортизатор; 4 — тормозной шланг; 5 — верхний рычаг; 6а — кронштейн крепления нижнего рычага передней подвески; 6б — кронштейн крепления верхнего рычага передней подвески; 7 — корпус машины; 8 — нижний рычаг; 9 и 11 — элементы стойки переднего колеса; 10 — кронштейн крепления амортизатора; 12 — поворотная цапфа переднего колеса.

Для переднего моста вы можете использовать готовые узлы и детали от передней подвески мотоколяски СЗД. Ступицы, поворотные цапфы, тормозные барабаны и колеса, а также передние амортизаторы советуем взять от автомобиля «Запорожец» марки ЗАЗ-968. Все остальные детали переднего моста придется изготовить своими руками.

Верхний рычаг 5 (см. нижнюю деталь) можно изготовить из двух отрезков стальной трубы диаметром 20X2 мм. К левым концам приварите еще одни, короткие, отрезанные от той же трубы. Такая операция необходима, поскольку в них запрессовываются бронзовые втулки, служащие подшипниками. К правым, сходящимся концам рычага приварите стальную трубу диаметром 20 мм и толщиной стенки 3 мм и нарежьте в ней резьбу M16. С ее помощью можно будет регулировать развал колес.

Нижний рычаг 8 также изготавливается из двух отрезков труб диаметром 25X2 мм. К левым концам этих труб приварите короткие отрезки того же диаметра — в них также нужно запрессовать бронзовые втулки. Правые концы нижнего рычага соедините косынкой, как показано на рисунке. К верхней поверхности косынки приварите кронштейны 10 — к ним будут крепиться амортизаторы. Концы труб необходимо расплющить, а потом просверлить в них отверстия диаметром 10 мм для крепления к стойке 11.

Стойка переднего колеса 11 берется от мотоколяски СЗД. В нее вносятся следующие изменения. К верхней части стойки приварите кронштейн 9 из стального прутка диаметром 15 мм. Верхний конец прутка должен заканчиваться проушиной для крепления его к рычагу 5.

Амортизатор, как мы уже говорили выше, берется от автомобиля «Запорожец». К нему необходимо изготовить верхнее крепление и дополнительную опору под пружину. Саму пружину надо подобрать от тяжелых мотоциклов.

• Задний мост
Задний мост имеет независимую подвеску, выполненную на косых рычагах с упругими элементами, совмещенными с амортизаторами. Такая конструкция служит той же цели — позволяет получить большой ход колес по вертикали.

• 1 — элемент крепления колеса; 2 — колесо в сборе; 3 — амортизатор; 4 — нижняя часть заднего рычага; 5 — карданный вал; 6 — редуктор; 7 — верхняя часть заднего рычага; 8 — кронштейн крепления амортизатора; 9 — ось заднего колеса; 10 — фланец крепления ступицы заднего колеса и 11 — тормозной щит.

Задний рычаг можно изготовить из стальных труб диаметром 36X2 мм и 20X2 мм. Обратите внимание: тонкие трубы для прочности усилены косынками — стальными пластинками толщиной 2 мм. К правой части рычага приварите фланец 10. Его придется выточить на токарном станке из стальной заготовки. На левом конце рычага приварите два коротких отрезка трубы диаметром 30X2 мм, в которые потом запрессуйте резиновые, а в них стальные распорные втулки. Чтобы избежать перекосов, сварку элементов рычага проводите в кондукторе.

Ось заднего колеса изготавливается из части вала от мотоколяски СЗД. Вилки возьмите от карданного вала привода рулевого управления автомобиля ЗИЛ-130. Между собой эти детали соедините электросваркой. Амортизатор вместе с пружиной берется от автомобиля «Запорожец» марки ЗАЗ-963.

Кронштейн для крепления амортизатора изготовьте из стальной полосы толщиной 3 мм. Приварите его к рычагам. Фланцы верхнего крепления амортизатора с помощью коротких стальных труб диаметром 20х2 мм привариваются к раме только после установки рычагов в собранном виде.

• Узел крепления двигателя
Сначала внимательно ознакомимся с этим узлом (см. рис. ниже). Вот его детали: 1 — подрамник, 2 и 9 — болты для крепления двигателя, 3 — болт для крепления подрамника к раме, 4 — кронштейн крепления подрамника, 5 — хомут, 6 — устройство для натяжения цепи, 7 — натяжной болт, 8 — резиновая втулка и 10 — элементы натяжного устройства.

• Подрамник служит для крепления двигателя к раме автомобиля. Можно использовать его от мотоколяски СЗД, переделав под двигатель от серийного мотоцикла Иж-«Юпитер». Для этого понадобятся болты для крепления двигателя к раме, два хомута, устройство для натяжения цепи.

Готовый подрамник крепится к раме на резиновых втулках — они гасят вибрацию от двигателя.

Двигатель отделяется от места водителя огнестойкой перегородкой. Все отверстия для вывода электрических проводов, трубопроводов, деталей и узлов управления на нашем автомобиле выполнены минимальных размеров и в стороне от водителя.

• Рулевое управление
На своей машине мы использовали рулевой механизм реечного типа от мотоколяски СЗД. Вы тоже можете им воспользоваться. Его следует разобрать и переделать, как показано на рисунке (см. ниже). Цифрами обозначены: 1 — рейка рулевого механизма, 2 — кронштейн крепления рулевого механизма, 3 — поворотный рычаг, 4 — рулевой шарнир, 5 — рулевая тяга, б — пластина крепления рулевого механизма, 7 — рулевой механизм, 8 — элемент крепления вала рулевого колеса, 9 — рулевое колесо, 10 — вал рулевого колеса, 11 — вал рулевого механизма.

• С помощью кронштейна рулевой механизм болтами крепится к раме. Вал рулевого колеса изготовьте из стальной трубы диаметром 22 мм и соедините с валом рулевого механизма двумя болтами диаметром 6 мм. Для надежного крепления рулевого колеса на конце рулевого вала необходимо приварить фланец диаметром 68 мм.

Рулевое колесо проще всего изготовить из листа дюралюминия толщиной 15 мм. Но можно использовать и от карта.

Окончательная фиксация рулевого механизма на раме производится только после того, как вы убедитесь, что вертикальное перемещение колес не сопровождается их угловыми перемещениями. Советуем, если они появятся, изменить длину рулевых тяг, отрегулировать положение рулевого механизма и углы установки поворотных рычагов.

Система управления

Она состоит из рычагов и педалей. Рычаг переключения передачи 11 можно изготовить из стальной трубы диаметром 20 мм. Длину рычага и место установки его выберите по росту водителя. Рычаг соедините с двигателем тягой, выполненной из трубы диаметром 14 мм.

Рычаг включения реверса сделайте из стальной трубы диаметром 20 мм. Привод к рычагу переключения на редукторе в машине осуществляется стальным тросом диаметром 4 мм.

При движении автомобиля по трассе рычажок переключения фиксируется пружиной, что предотвращает самопроизвольное выключение редуктора.

Педали изготовьте из стальной трубы диаметром 12 мм и листовой стали толщиной 2 мм.

Окончательное крепление педалей к раме автомобиля производится только после установки сиденья и рулевого колеса, чтобы выбрать наиболее удобное их положение.

• Система питания и выхлопа
Основные узлы системы питания и выхлопа представлены на рисунке: 1 — топливный бак, 2 — топливный насос, 3 — крепление топливного насоса, 4 — топливопровод, 5 — трос управления заслонкой карбюратора, 6 — карбюратор, 7 — крепление выхлопных труб, 8 — воздушный фильтр, 9 — крепление фильтра и 10 — выхлопные трубы.

• Топливный бак установлен за сиденьем водителя. Топливо подается в карбюратор с помощью двух вакуумных топливных насосов. На двигателе нашего автомобиля мы установили карбюратор от чехословацкого кроссового мотоцикла «ЧЗ» с диаметром диффузора 36 мм. Чтобы соединить насосы с перепускными каналами двигателя, пришлось в стенке каналов просверлить отверстия, нарезать резьбу и ввернуть штуцера, как показано на рисунке. А сами насосы закрепить на раме автомобиля с помощью резиновой полосы.

Впускной патрубок — стандартный. Правда, проходное сечение его необходимо немного увеличить, расточив стенки напильником. После этой операции патрубок обязательно продуйте сжатым воздухом, чтобы удалить из него опилки.

Воздушный фильтр можно взять от мотоцикла «ЧЗ», изготовив для него специальное крепление из дюралюминиевой заготовки.

Крепление фильтра и карбюратора к двигателю осуществляется через резиновые переходники. Топливопроводом может послужить хлорвиниловая или резиновая трубка с внутренним диаметром 4 или 5 мм. Выхлопные трубы желательно изготовить из листовой стали толщиной 0,8 мм. Но можно взять глушитель от мотоцикла — он меньше влияет на мощность двигателя. Важно, чтобы уровень шума был снижен до 100 дБ. Концевые части выхлопных труб располагаются на высоте не более 600 мм от поверхности земли и выступают за крайнюю точку автомобиля не более чем на 250 мм.

• Система зажигания, сигнализации, охлаждения и редуктор заднего моста
Цифрами обозначены: 1 — магнето, 2 и 3 — кронштейны крепления редуктора, 4 — приводная цепь, 5 — редуктор заднего моста, 6 — трубка подвода топлива к головкам цилиндров, 7 — свеча зажигания, 8 — трубка подвода воды и 9 — бак с водой.

• На двигателе Иж-«Юпитер» мы установили двухискровое магнето. Через резиновую муфту соединили его с коленчатым валом. Применение магнето обеспечивает надежность системы зажигания на всех режимах работы двигателя. Для остановки двигателя необходимо от низковольтной обмотки магнето и от массы вывести по изолированному проводу и подключить их к выключателю.

На нашей машине используются свечи зажигания марки ПАЛ-13-14.

Необходимое опережение зажигания задается в интервале 2,3-2,5 мм.

Система сигнализации

На нашем автомобиле согласно требованиям КиТТ установлены габаритные огни, стоп- и звуковые сигналы, питаемые от аккумулятора. Включение стоп-сигналов осуществляется (см. рис. выше) датчиком системы гидропривода тормозной системы. Габаритные огни включаются тумблером, а звуковой сигнал — кнопкой.

Система охлаждения

В системе охлаждения двигателя применена (см. рис. выше) подача небольшого количества воды самотеком по трубке 6 с отверстиями диаметром 0,5 мм из бака 9. А сам бак прикреплен к раме стяжными хомутами из стальной полосы толщиной 2 мм.

Редуктор заднего моста

Его можно взять от мотоколяски СЗД. Установите редуктор на кронштейнах 2 и 3 подрамника. Привод от двигателя на редуктор передается цепью 4, натяжение которой осуществляется натяжным устройством, как показано на рисунке (см. выше).

• Кузов и крылья
Обшивка автомобиля изготовлена из листового дюралюминия толщиной 0,5-1 мм. Чтобы заготовки лучше прилегали к раме, советуем сначала вырезать шаблоны из плотной бумаги и подогнать по месту. Только после этой операции приступайте к изготовлению элементов обшивки. Заготовки вырезайте по разметке ножницами по металлу. Готовые элементы обшивки закрепите на раме винтами и гайками, как показано на рисунке: 1 — обшивка передней боковины, 2 — днище, 3 — передний щиток, 4 — передние крылья, 5 — кронштейн передних крыльев, 6 — крышка капота, 7 — крепление зеркала заднего вида, 8 — защитная сетка, 9 — верхний экран, 10 — номерной знак, 11 — заднее крыло, 12 — кронштейн заднего крыла, 13 — брызговик, 14 — боковой защитный отбойник, 15 — боковая обшивка, 16 — кронштейн переднего крыла и 17 — элемент обшивки.

• С помощью ленточных хомутов на передней дуге установите защитную сетку. Размер ее ячейки 25X25 мм, а диаметр стальной проволоки 1 мм.

Кронштейн для крепления задних крыльев к раме изготавливается по месту из трубы диаметром 20 мм, а кронштейны для крепления передних крыльев из торсиона от переднего моста мотоколяски СЗД.

Крылья автомобиля можно изготовить из стального листа толщиной 1,5 мм и окантовать по периметру резиновым уплотнителем, который применяется для уплотнения дверных проемов на автомобиле ГАЗ-24. На кронштейны крепления задних крыльев установите дополнительно брызговики из листовой резины толщиной 5 мм. Нижние края брызговиков находятся не выше 200 мм от дороги и закрывают колеса по всей ширине. Боковые отбойники не выступают за пределы линий, соединяющих наружные стороны колес. Для крепления двух зеркал заднего вида необходимо изготовить кронштейны из стального прутка диаметром 10 мм.

После полной сборки обшивку автомобиля следует покрасить в яркие тона. На ней должны быть выполнены соответствующие надписи: стартовые номера, обозначение включения системы пожаротушения, выключатель зажигания, фамилия водителя, его группа крови и резус-фактор, а также эмблема или надпись, свидетельствующая о принадлежности к спортивному коллективу.

• Тормозная система, покрышки колес, сиденье водителя
1 — педаль тормоза, 2 — педаль газа, 3 — главный тормозной цилиндр, 4 — тройник, 5 — штуцер тормозного шланга, 6 — тормозной шланг, 7 — тормоз, 8 — бачок подпитки тормозной системы, 9 — кронштейн, 10 — привод стяжного тормоза, 11 — рычаг переключения передач, 12 — подголовник, 13 — ремни безопасности, 14 — тормозные трубки, 15 — сиденье, 16 — привод сцепления, 17 — привод управления заслонкой карбюратора, 18 — колесный тормозной цилиндр, 19 — устройство ограничения хода педали с возвратной пружиной, 20 — трос стояночного тормоза, 21 — ролик и 22 — тормозные колодки.

• Все узлы тормозной системы используются от мотоколяски СЗД, кроме передних тормозных шлангов, которые можно взять от автомобиля ГАЗ-53. Для большей надежности рекомендуем установить двухконтурную тормозную систему, используя в качестве главного тормозного цилиндра цилиндр от автомобиля «Москвич» или «Жигули». В этом случае в качестве стояночного тормоза можно будет использовать самостоятельный привод, действующий на педаль ножного тормоза. Для этой цели мы использовали привод ручного тормоза с фиксированными положениями от автомобиля ГАЗ-24. Если же система торможения будет выполнена не двухконтурной, то придется сделать самостоятельный механический привод для стояночного тормоза.

Покрышки колес

Они должны отвечать КиТТ. Напомним, что они не должны иметь механических повреждений, а высота протектора превышать 3 мм.

Запрещается применение шин с рисунком, восстановленным по изношенному протектору. Как исключение разрешается применение шин, восстановленных методом наварки, только для покрышек задней оси. Также запрещается применять все средства противоскольжения (цепи, браслеты и шипы). Нельзя устанавливать покрышки от сельскохозяйственных машин и тракторов.

Сиденье водителя

Мы приспособили сиденье анатомического типа от карта. Хотя в принципе можно использовать любое другое. Главное, чтобы на раме сиденье было закреплено надежно.

Требованиями КиТТ предусмотрены ремни безопасности автомобильного типа с четырьмя точками крепления к раме. Сиденье на нашем автомобиле на уровне шлема водителя оборудовано подголовником. Он представляет собой пластину из дюралюминия толщиной 2 мм, обшитую поролоном и дерматином.

• Система пожаротушения
Система пожаротушения состоит из огнетушителя и направляющих патрубков. Один направлен на двигатель, другой — на водителя.

Огнетушитель с массой огнегасящего состава 3 кг установлен справа от водителя и имеет два рычага включения: один — доступный водителю, сидящему за рулем с пристегнутыми ремнями безопасности, другой — снаружи, на одной из главных предохранительных дуг.

Крепится огнетушитель на раме с помощью хомутов из стальных лент. Место расположения рычага включения системы пожаротушения обозначено буквой Е в середине красного круга диаметром 150 мм

ссылка на оригинальную статью

Вот и всё. Если кто-то ещё вспомнит что-то на эту тему – пишите в комментариях.


Лучшие комментарии

Читай также