DotA 2 & LoL — что же лучше?
Да ничто — вот единственно правильный ответ на этот вопрос. Каждый раз, когда поднимается эта тема, лучше сразу представить один из лагерей как квадрат, а другой — как круг. И вот, первые говорят: «Смотрите, какие у нас углы, какие прямые формы! Не то что ваше уродство!», а вторые отвечают: «Какие у вас варварские представления о красоте, не то что наши идеальные закругления!». Небольшое преувеличение, дела на самом деле обстоят примерно так.
Я сам играю и в то, и в то. Обе игры являются прекрасными представителями жанра, и у каждой есть свои плюсы. Но, что более важно, у каждой собственный путь развития и ниша. Так что сравнивать геймплей смысла нет. Да я и не собираюсь. Хотелось бы поговорить о вещах, находящихся на периферии этих игр.
Аудитория
Обе игры борятся за одни и те же слои геймеров. И, несмотря на славное прошлое DotA 1 и поддержку Steam у второй DotA, цифры довольно сильно разнятся: примерно год назад при публиковании отчетов о годовой активности, LoL опередил ближайшего преследователя — DotA 2 в ~десять раз (67 млн ежемесячно, 12 млн ежедневно, 7.5 млн одновременно против 7 млн ежемесячных игроков в DotA 2 и 700 тыс одновременного онлайна).
При этом, в СНГ-секторе DotA 2 — безусловный лидер, во многом благодаря деятельности Star Ladder.
Стоит поговорить и о самом менталитете игроков. Здесь нужно заметить, что все это — обобщение, крайности бывают и там, и там.
Конечно, многое зависит от времени, типа игры и даже удачи. При этом, общие направления все же прослеживаются. Если хотите, то LoL кажется более «взрослым». Все это мамо**ство, «ez win ez lyfe» и прочее — чисто дотерская «фишка». Нет, флейм и ругань есть и в LoL'е, но там можно словить бан чата или даже временный бан даже за лишний «fuck», случайно вставленный в предложение во время игры. Да что там, за, казалось бы, не такое страшное «easy» в конце игры, вы стопроцентно словите бан на несколько дней.
Вообще, это не очень красиво. Попытки унизить соперника, обесценить его достижения, особенно после трудной игры. Я не могу представить, как после какого-то крутого отыгрыша на карте, в Доте тебе скажут: «Хорошо сыграно, чувак! Было приятно играть против тебя». А вот LoL'е такое не редкость.
Free to play
Обе игры распространяются по F2P-модели. И там, и там, можно за реальные деньги купить косметические улучшения, не влияющие на игровой процесс. И прежде чем перейти к более детальному осмотру, я напомню важную вещь: DotA 2 имеет поддержку Steam, фан-базу со времен ее предшественницы (родоначальницы жанра), а LoL пускай и создан одним из «отцов» Доты, но ничем подобным не располагает.
В LoL вы можете купить т.н. скины для персонажей, меняющие внешний вид вашего героя и визуальную составляющую его способностей. Они распределяются на ценовые категории, на них действуют еженедельные скидки, в прошлом некоторые скины можно было купить лишь во время особых тематических событий (а-ля, Чемпионат мира по футболу, Новый год и т.п.). Также имеются скины для вардов, иконки для профиля, разные комплекты и гораздо более ситуативные вещи, обусловленные механикой LoL'a, например, трансфер на другой сервер.
DotA 2 отличается довольно сильно в этом аспекте. Для начала, почти любая вещь (даже Arcana за 2к+ рублей) может выпасть вам с некоторым шансом после конца игры. Истоки такой системы прослеживаются в Team Fortress 2. В магазине вы можете купить сразу набор вещей на того или иного героя, совсем уж косметические элементы: курьера, стиль интерфейса, комментатора и т.д.
Также имеется торговая площадка, где игроки продают части комплектов, комплекты и далее по списку, сами выбирая цену. Кроме всего этого, имеется in-game возможность просмотра турниров. В магазине можно купить билет для просмотра турнира, комплект, в котором идет тематическое сопровождение или даже компендиум (ноу-хау DotA 2, позволяющий с помощью игроков поднимать призовой фонд турнира в обмен на внутриигровые плюшки). Но и это еще не всё! Так сложилось, что вокруг данной системы образовались целые интернет-порталы, посвященные ставкам и обмену предметами. Это довольно интересная идея.
Competitive-сцена
Турниры, комментаторы, стримы и прочее — все тут. И тут же прослеживается связь с менталитетом игроков. Если упрощать, то LoL более «серьезный» в этом плане. Но всё по порядку.
Турниры различаются сильно. Начнем с LoL'a, ибо тут все проще. Имеется LCS (League of Legends Championship Series), где на регулярной основе в течение двух сезонов ежегодно (весенний и летний) самые «сливки» про-сцены LoL'a сражаются за путевки на мировые финалы. Игры проводятся еженедельно в два игровых дня, LCS делится по регионам: NA, EU. LCS имеет меньший турнир «под» собой — Challenger Series, где сражаются лучшие команды из Challenger tier (высший тир в ранкед-системе игры) за квалификацию в LCS. Второй по крупности турнир — это ESL. Сперва проводится ряд отборочных этапов, на которые приглашаются многие самые известные команды со всего мира, а в конце проводится гранд-финал, где между собой выясняют отношения победители отборочных этапов. Прочие турниры намного меньше, многие — любительские или полупрофессиональные. После конца летнего сезона LCS начинается play-off стадия за выход на мировые финалы — League of Legends World Championship, где встречаются лучшие команды со всего мира.
DotA 2 сильно отличается в этом плане. Внутри клиента все турниры делятся на три части: «Премиум», «Про» и «Любительские». К первым относятся всемирные турниры разной длительности и важности, где можно увидеть самые известные коллективы DotA 2. На эти турниры часто приглашают напрямую одновременно с квалификационными раундами «для всех». В категории «Про» участвуют почти те же самые команды, наряду с менее популярными и умелыми. А вот в «Любительские» может попасть едва ли не каждый желающий, что делает данный сегмент очень заманчивым для начинающих киберспортсменов. Особняком стоит The International, проводящийся раз в год. 16 команд (11 приглашаются Valve, еще 5 разыгрываются в региональных квалификациях) сражаются за звание лучшей — ну и мешка денег — между собой в групповом этапе и последующей финальной части с олимпийской системой.
Отдельно стоить выделить Star Ladder, который занимает огромное место в среде киберспорта. По DotA 2 проведено уже 11 сезонов и сейчас начинается двенадцатый. Огромное количество матчей, команд, большой призовой фонд и финалы в «Киев Киберспорт Арена» — все это неотъемлимые части этого турнира. Сам турнир делится на три части: Amateur (принять участие может каждый), Pro (сюда попадают лучшие команды из Amateur) и Star (тут собраны лучшие из лучших, которые доказывают свое соответствие данному статусу). Турнир можно поделить на две части: онлайн, где игроки играют между собой, и LAN-финалы в Киеве.
С недавних пор Star Ladder также проводит турниры и по League of Legends, но они сравнительно меньше и только начали набирать обороты.
Комментаторы и стримы у этих двух игр, несмотря на многое общее между ними, очень разные. Организаторы LCS и ESL очень профессионально подходят к проведению данных мероприятий: еженедельные стримы игровых дней, финалов и квалификаций, много аналитики и серьезных рассуждений, да что там, тот же LCS проводится на киберспортивной арене в Кёльне, и билеты стабильно раскупаются в минуты. Иногда случаются «выездные» недели, например, два года назад один из этапов LCS проводился в Москве. Сами комментаторы нанимаются Riot Games и должны отвечать их строгим стандартам (были случаи увольнений). Имеются комментаторы игр, аналитика от их коллег в перерывах между играми и миловидная хостесс.
На этом фоне, сложно привыкнуть к стилю того же v1lat'а или Casper'а. Не поймите меня неправильно, я не сомневаюсь в их профессиональности и соответствии занимаемым местам, но это просто другое. Если комментаторов LoL можно сравнить с футбольными, то на стримах DotA едва ли не панибратское отношение к игрокам, почти прямой контакт с ними через Twitter и тому подобное. Складывается впечатление что это больше entertainment, чем работа. Англоязычный сектор чуть более сдержанный. Азиатские турниры и их стримы с комментаторами я не рассматриваю, т.к. это совсем другое дело в обоих случаях.
Развлекательные стримы на портале twitch.tv от игроков различаются довольно сильно. Сперва цифры: у самых популярных игроков League of Legends среднее количество зрителей колеблется между 30-60к, в то время как аналогичные стримы по DotA 2 едва дотягивают до 15-20. Все известные игроки LoL стараются проводить стримы на регулярной основе. По некоторым данным, такое приносит порядка нескольких тысяч и даже десятков тысяч долларов в месяц. DotA 2 отличается: нечастые стримы от известных игроков, сравнительно меньшее количество зрителей компенсируется частыми турнирами (можно даже сказать — ежедневными) и in-game трансляциями.
Об игроках многого сказать не получится, ибо они довольно похожи. И там, и там имеются культовые игроки и команды, громкие переходы из одной команды в другую, скандалы, интриги, расследования.
Итог
Прежде чем может начаться что-то нехорошее, например, меня закидают минусами и тапками, или, что еще хуже, начнется срач, скажу вот что: я не задавался целью доказать превосходство одного над другим, наоборот, всего лишь попытался показать, что эти вещи не похожи друг на друга, а значит каждая придется кому-то по вкусу. И LoL, и DotA 2 являются хорошими играми, где мы похороним много часов нашей жизни. Всем мир!
Ну и т.к. только сегодня зарегистрировался, картинки вставить не могу, извините, будет стена текста.
Лучшие комментарии
Смотря на каком сервере играешь. Ваш КЭП.
Их и сравнивать то не надо, тем более тема заезжена до предела.
Женских 40
Полный список: lol-game.ru/champions/
А так я люблю Dota а еще китайцы любят симпатичных няшек и в обще по моему 75% в ЛОЛе это китайцы
Ну так зачем тогда сразу лезть в блоги, притом не с какой-то развлекательной темой, а с обзором/анализом. Недельку бы покомментил, получил бы кармы, оформил бы лучше. А то «Я зарегистрировался, держите стену текста» это неправильно как-то. Ну и тема слишком заезжена, не без этого.