Подробный рассказ о становлении Дюны и пришествии её в различные области культуры: литературу, кинематограф, игровую и музыкальную индустрии.
Прежде чем начну повествование, давайте разберёмся, почему в заглавие вынесено именно такое понятие, что такое дюна? Большая Советская Энциклопедия говорит, что это форма рельефа песков, образованная ветровой аккумуляцией. Википедия утверждает – это песчаный холм, образовавшийся под влиянием ветра. Из этого можно сделать вывод: пустыня является центральным местом повествования и главным сеттингом. Основные события вращаются вокруг полностью песчаной планеты Арракис с миллиардом дюн, пологих и не очень, различной высоты и даже цвета. Именно в пустыне происходит изрядная часть событий Дюны, одного из важнейших научно-фантастических романов 20 века.
Арт, на котором изображён Пол Атрейдес в окружении фременов
Истоки Дюны
Родоначальником этого крупного фантастического мира стал американский прозаик Фрэнк Герберт
До становления на писательскую стезю, он работал фрилансером редактором в различных газетах, в начале 50-х годов выпустил свой первый рассказ «Ищешь что-то»? и роман «Дракон в море». Культовую Дюну Герберт написал в 1965 году, получив признание и широкую известность, а также ряд престижных литературных премий. На волне успеха автор ещё выпустил пять романов-продолжений и занимался серией до своей смерти в 1986 году.
Одна из ключевых особенностей авторского почерка Фрэнка Герберта – скрещивание научно-фантастического стиля с глубоким философским подтекстом. Действие его романов происходит в далёком будущем. Вследствие восстания машин, человечество решило отказаться от современных технологий, заменив их развитыми психическими, умственными и вычислительными способностями. Структура власти весьма незатейлива: всемогущий падишах-император руководит Домами и Космической гильдией (этакими Kaufman Cabs в космосе). Важнейшее вещество – пряность (меланж; спайс) – позволяет перемещаться по галактике без современных технологий, поэтому крайне необходима. Единственное место, где можно добыть её – песчаная планета Арракис, но там обитают огромные черви и Гордоны фремены – пустынные жители, привыкшие к жизни в суровых жарких условиях.
Живописные пейзажи бесконечной пустыни на Арракисе
Если вы знакомы с политическими интригами Вестероса, то понять мотивы противоборствующих сторон у вас не составит труда. Только мысленно замените Старков и Ланнистеров на Атрейдесов и Харконненов. В мире Герберта не существует государств, на смену им пришли Дома. Положительно позиционируемые, честные Атрейдесы противостоят подлым властолюбцам Харконненам. Главным персонажем является Пол Атрейдес, сын герцога, обладающий (как потом окажется) уникальными способностями. И после разрушительного и смертельного противостояния двух Домов возникает вопрос: сможет ли Пол победить не только своих противников, но и самого себя, ведь внутри него заложена сила Харконненов. И какое будущее ожидает Пола и Дюну?
Сын Фрэнка, Брайан Герберт в сотрудничестве с другим именитым фантастом Кевином Андерсоном написали восемь романов, включая приквелы и сиквелы оригинальной истории, и множество рассказов по данной тематике. Помимо этого, подобно любому разросшемуся произведению в жанре научная фантастика, Дюна не обошлась без собственной Энциклопедии за авторством Уиллиса Макнелли. Несмотря на поддержку Фрэнка Герберта, книга считается лишь «большим фанфиком» из-за противоречий в тексте, не всегда соответствующим оригинальному миру.
А в чём же особенность Дюны?
С одной стороны, Гербертовская Дюна олицетворяет собой типичный вымышленный космический мир будущего, единоличный правитель-диктатор, враждующие фракции, перелёты со скоростью света, предательства и знакомства, убийства и любовь. С другой стороны, великолепно обрисованная планета Арракис со своими законами, народами и событиями. Бесконечные красные пустыни и многочисленные спасительные пещеры, спасающие от пыльных бурь — Герберт, кроме философии, глубоко изучал и экологию. Помимо характерных обитателей пустыни, проживающих и на нашей планете (пустынные лисички, скорпионы, орлы), на Арракисе обитают Шаи Хулуд – огромные песчаные черви – символ серии. Они опасны, однако невероятно полезны, черви являются основой экологии планеты, вырабатывают кислород и пряность, а также служат транспортом для фременов.
Песчаных червей вспоминали потом в ряде источников. Самый известный, наверное, фильм Дрожь земли. А это – один из популярных представителей игровой индустрии.
Несмотря на проделанную фанатскую работу, создание Энциклопедии по миру Герберта вовсе не выглядит очередной подпиткой для поклонников. Дюна полна непонятных терминов и загадочных словосочетаний, без словаря будет довольно непросто найти общий язык с фременами. Как вам, например, предложение: «Аксокотль-чан изготавливается мужской частью Тлейлаксу и служит маткой для выращивания гхол»? А это значит, что раса генетиков использует персональную технологию для создания клонов. Чувствуется глубокое изучение автором не только экологии с философией, но и селекции.
Но, бесспорно, главное отличие мира Герберта от других произведений в жанре научная фантастика – упор на слово научная. Да, автор описывает многие события с точки зрения фантастики (от лица Пола Атрейдеса), однако практически все явления обладают научной подоплёкой или обусловлены смелыми задумками автора.
Герберт подробно описал многие вымышленные физические явления. Поле Хольцмана – защитное поле, позволяющее защищаться от нападения кимеков (киборгов). Проникнуть внутрь может только физический объект, движущийся на низкой скорости, а любое использование лазерного оружия внутри щита приведёт к сильному взрыву, подобно ядерному. Поэтому так обширно распространено оружие ближнего боя, а футуристический мир отходит на задний план, пропуская вперёд средневековый. Поле также позволяет создать в определённом месте гравитацию для облегчения выполнения некоторых задач. Этот эффект называется подвеской.
Автор обратился и к стелс-тематике. Устройство под названием Не-палата может скрывать внутри себя что угодно. Эта технология может помочь не только от визуального восприятия, но и от телепатов и прочих псиоников. Встречаются версии с большим диапазоном, например, не-корабль, который способен летать. Герберт также придумал устройство, позволяющее читать мысли, иксианский зонд. Причем, мысли не только живых существ.
Тематический арт
Если при прочтении вы немного запутались во всех этих технологиях – не переживайте. В романе их ещё больше. Так, барон Харконнен использует конус молчания – прибор звукоизолирующий речь для обеспечения конфиденциальности. В будущем распространён мемокодер – своеобразное СМС, передаваемое через нервы посла, а дистранс – сообщение через отпечатки. Часть изобретений носят вполне логичное название, например ядоискатель.
Изрядную долю повествования занимают и рассуждения о глобальных проблемах. Герберт устами глав Домов высказывается о проблеме использования ядерного оружия и тщетных попыток его запрета. Наследники идей Фрэнка Брайан Герберт и Кевин Андерсон в приквеле Дюны берут уклон и в киберпанк-стилистику, рассуждая о проблеме кимеков (киборгов). По их представлениям люди возможного будущего будут пересаживать свой мозг в механические тела, таким образом, надеясь получить бессмертие. В итоге противники технологий и трансплантаций победили кимеков и прочих адамовдженсенов и установили строгое табу во избежание подобных ситуаций.
И куда же вымышленный фэнтезийный мир без интересного воинственного народца, тем не менее, отсылающего читателя к реально существующим нациям. Фремены живут на Арракисе, а точнее сказать – выживают. Однако будет ошибочно назвать их дикарями или аборигенами, фремены обладают высокими технологиями. Они получают влагу из воздуха, из трупов и даже из собственного тела! Для этого, фремены изобрели дистикомб, специальный комбинезон, защищающий тело от суровых условий пустыни. Он отвечает за грамотное распределение влаги по всему телу. Принцип в теории прост: вода выделяется из тела, перерабатывается дистикомбом в карманы, и, при помощи катерера, употребляется вновь. Удобно и весьма экономично.
Фремены в дистикомбе. Синие глаза – последствия употребления спайса
Наследие, которое оставил после себя Фрэнк Герберт, велико. Его творчество вдохновило множество писателей в научно-фантастическом жанре, например Роберта Сальваторе и Роберта Джордана, работы Герберта обессмертили его и включили в число самых важных, с точки зрения мировой литературы, авторов 20 века. А разве не это конечная цель любого писателя?
Дюна на поприще кино
Попытки экранизировать Дюну появились сразу после выхода дебютного романа, но ни один фильм успешным назвать нельзя. Первый блин на кино поприще получился комом. Планируемый дебютный фильм был вскоре отменён из-за проблем, связанных с сильным отклонением сценария и последующим прекращением финансирования.
В 1984 Дюна всё же получила свою экранизацию. Режиссёром выступил Дэвид Линч, позже директировавший нашумевший «Твин Пикс». Линч ради Дюны отказался от съёмок третьего эпизода «Звёздных войн». Фрэнк Герберт лично присутствовал на съёмочной площадке, корректировал сценарий и следил за ходом работы. В отличие от многих «книжных фильмов», Дюна обошлась малой кровью, было изменено не так много сцен, хотя дождь (на пустынной-то планете, ага) послужил причиной фанатского негодования. Фильм провалился в прокате, возможно косвенной причиной этого послужили всё те же «Звёздные войны», но, что забавно, Джордж Лукас при создании своей грандиозной киноэпопеи вдохновлялся, помимо прочего, творчеством Фрэнка Герберта.
После провала «линчевской» Дюны, никто довольно долго не брался за её экранизацию. Следующая попытка была предпринята в 2000 году в виде мини-сериала Дюна на телеканале Sci-Fi Channel. Телесериал получил умеренно положительные оценки критиков и зрителей, поэтому через три года получил продолжение «Дети Дюны», отображающее сюжет второй и третьей книг Фрэнка Герберта. Несмотря на сопутствующий успех, больше ни одного фильма или сериала Дюна не получила. Весьма, на мой взгляд, зря, вселенная более чем достойная. Современную аудиторию вполне может привлечь идея своеобразной «Игры Престолов» в космическо-пустынном сеттинге. Как вам такая идея?
Интересный факт: режиссёр первого планировавшегося фильма по Дюне в качестве художника позвал одного мастера. Он нарисовал то, каким, по его мнению, должен предстать песчаный червь. Фильм так и не вышел, а концепт-арт остался. Внимание, вопрос: при создании какого культового персонажа жанра ужасов пригодился этот рисунок, если имя художника – Ганс Рудольф Гигер?
Второе рождение
Права на создание игроизации Дюны купила компания Virgin Interactive и поручила осуществить задуманное двум своим независимым разработчикам. Первая Дюна, совместившая элементы квеста и RTS, стала дебютным проектом для французской компании Cryo и была оценена как одна из лучших игр по книге, однако ничем инновационным похвастать не могла и затерялась на фоне Dune 2.
В это время в другой части света глава Westwood Studios Брэтт Сперри задумывал произвести революцию в игровой индустрии. Его на протяжении нескольких лет не покидала мысль о том, что с внедрением в стратегию идею происходящих событий в реальном времени игры станут на порядок реалистичнее и динамичнее. Поскольку львиная доля игр 80-х — 90-х были пошаговыми, свежая концепция станет законодателем моды и создаст целую нишу в индустрии. И он не ошибся.
Предполагая возможное неприятие новых правил, Сперри готовился сам и готовил мировое сообщество к грядущим изменениям. По забавному стечению обстоятельств одним из предшественников Дюны, заложившей основы жанра RTS, стала успешная ролевая игра Eye of Beholder. Игра была тепло принята прессой и игроками, но раскритикована за то, что динамичный геймплей не подходит жанру RPG.
Но почему именно вселенная Дюны стала площадкой для экспериментов Сперри? Элементарно, скажете вы, у Virgin права на игроизацию. Но, может быть, основная причина кроется в чем-либо другом? Популярность мира Фрэнка Герберта? Глубокая история с разношёрстными персонажами, находящая аналог в произведениях Айзека Азимова и Артура Кларка? Интересный сеттинг, оставляющий большой простор для фантазии?
В начале 90-х годов, мало какие стратегии могли похвастать хорошим сюжетом вкупе с запоминающимися необычными расами. Идеальную формулу выведет компания Blizzard Entertainment шесть лет спустя в игре StarCraft, а в 1992 Westwood уже посадила её семена. Сперри придерживался мнения, что враждующие стороны должны легко отличаться друг от друга не только внешне, но и геймплейно-тактически. Благодаря Френку Герберту, довольно ярко описавшему в своих произведениях Атрейдесов и Харконненов, с чувственным восприятием проблем не намечалось, но требовалась и третья раса, которую по упоминаниям в Энциклопедии Дюны создала Westwood. Конечно, это Ордосы.
Зачастую игроки выбирают именно Дом Атрейдесов. Во-первых, из уважения к первоисточнику. Во-вторых, за них проще играть.
Выбор расы в игре одновременно служил и выбором уровня сложности. Баланса в игре никакого нет, а вся разница в используемых юнитах. Ордосы владеют скоростным вездеходом, выполняющим роль скаута, а также спецотрядом, который временно переманивает на свою сторону не только юнитов противника, но и постройки. На контрасте с ними выступают Харконнены и Атрейдесы. Первые владеют тяжёлой пехотой и мощными машинами, а вторые – слабой пехотой, зато уникальным танком, способном вынести пол-базы с приличного расстояния. Очевидно, какую сторону следует выбрать, чтобы игра превратилась в лёгкую прогулку. Да, простора для тактических действий немного, зато противники запоминались, что было в новинку.
Перечисление всех упрощённых элементов и нововведений в игре займёт ещё слишком много места, поэтому постараюсь сделать текст ёмким и удобным. Наличие кампании в стратегии было ещё одной свежей идеей. Правда в Дюне она обусловлена всего лишь подсказками ментата (людей нового поколения; понятие из книги Герберта), но отчётливо виден прогресс и в этом направлении тоже. В Дюне впервые не все войска доступны в начале игры, самые мощные и уникальные юниты открываются по ходу одерживаемых побед в сражениях. В игре впервые управление сильно упрощено и завязано вокруг мыши, а не клавиатуры, достаточно пары щелчков для подачи юнитам команд.
Игровой процесс приобрёл привычную форму, присущую и современным стратегиям в реальном времени. Игрок отстраивает базу, где производит юнитов, которые занимаются в зависимости от своего назначения: боевые единицы занимаются военными действиями, а мирные — сбором исчерпаемых, что также было необычно, ресурсов. Для постройки сооружений необходим фундамент, кроме того здания можно ремонтировать, а вражеские — захватывать. Набор зданий стал каноном: дворец, стройплощадка, заводы, склады, защитные турели – чем ни типичная база для жанра RTS? Ещё Дюна ввела понятие «туман войны», панель команд и миникарту.
Dune 2 – культовая игра, определившая развитие целого жанра, сегодня выглядит весьма условно и схематично
Нельзя не отметить интересный геймплейный элемент – тех самых песчаных червей, Шаи Хулуд. При появлении зверушки происходили весьма реалистичные на тот момент колебания земли и особое звуковое сопровождение. В целом, поведение червя придерживается книжных канонов, он не только является паразитом, способным уничтожить технику, но также создаёт новые месторождения спайса.
Инновации коснулись даже саундтрека. Музыка в игре стала умной: во время сбора ресурсов или постройки базы играет умиротворяющая мелодия, но как только на горизонте появляются враги – включается боевой саундтрек.
Бретт Сперри также считал, что игры в реальном времени будут значительно приближены к реальности, но это было единственное, в чём ошибся этот инновационный гений. Само собой, Дюна не лишена багов и прочих недокументированных особенностей, огорчает значительный дисбаланс между расами. Но факт остаётся фактом, обилие новых геймплейных элементов, введённых в Дюне, копируют до сих пор. В какой другой RTS было столько приятных мелочей, сохранившихся до наших дней?
А что потом?
В 1998 году вышел ремейк Дюны 2 под названием Dune 2000. Как и положено обновлённой версии, игра визуально выглядела лучше, сменила движок и переработала плохой баланс оригинала. Также чувствовалось влияние набирающей силу и популярность RTS от той же компании Command & Conquer. Ремейк был принят плохо, основная критика заключалась в отсутствии свежих идей. Хотя, казалось бы, какие могут быть новые идеи у переиздания самой инновационной игры в мире?
Выпущенные в начале 00-х, первая полностью трёхмерная Emperor: Battle for Dune, а также шутер от третьего лица Frank Herbert’s Dune от всё той же Cryo большого успеха не имели, да и никаких изменений в жанр не внесли. Более важным стало влияние Дюны на мир настольных игр, вылившиеся в создание в 1987 году варгейма Warhammer 40.000, широко известного в мире компьютерных игр серией игр в жанре пошаговых стратегий, а также стратегий в реальном времени.
Обширную вселенную Дюны не обошла вниманием даже музыкальная индустрия. Безусловно, самая известная песня была написана в 1983 году гитаристом популярной английской хэви-метал группы Iron Maiden Стивеном Харрисом под названием To Tame a Land (К покорению земель).
Многие известные (и не очень) музыканты ссылались на мир Герберта в песнях, помимо этого, некоторые музыканты использовали термины Дюны в названии своих групп, например, немецкая техно-группа Dune, электро-поп Everdune, а также хардкор-панк группа Shai Hulid.
На скриншоте запечатлён геймплей за Ордосов. Особая техника Дома — девиатор — вербует юнит противника.
Дюна философична, необычна и многогранна. Её прекрасный и богатый мир оказал обширное влияние на развитие научно-фантастической литературы мира, кинематографа и игровой индустрии. Практически всё, что вам нравится в ваших любимых RTS, впервые появилось в Дюне. Я считаю, что это отличный повод приобщиться к этому красивому миру путём прочтения книги, просмотра фильмов или, быть может, приобщения к игре. В конце концов, чем эта приятная самобытная вселенная хуже всех-этих-ваших Звёздных войн и Стартреков?
Лучшие комментарии
Чужой, я так понимаю?
Классная статья. Прямо в детство вернулся. Автору спасибо.
Что тут не понятного, цензурой, чего только сравнения Робокопов стоит:
В оригинале оторванные руки, отстрелянные пинусы, и хорошо передан дух того что человеческая жизнь в мире Робокопа стоит ровно не хрена, особенно реклама доставляет.
Во втором случае есть графон, и PG13+,nuff said.
Не будешь же ты утверждать, что «прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» сейчас так же впечатляет, как какая-нибудь «Гравитация» (просто для примера, без оценочных суждений), правильно? С Дюной, конечно, всё не столь категорично, но тем не менее. С момента ее написания прошло уже пол века. И утверждать, что современные вещи абсолютно во всем уступают своим «родоначальникам» как минимум — странно и однобоко :-/
Ну а слова типа
Эт куда-то вообще не в ту степь, честно говоря.
Сейчас выходит немало хороших произведений. Просто их легко пропустить, поскольку соотношение годноты/шлака очень уж неравномерное. Точнее абсолютно такое же, как и во время написания Дюны и прочих теперь уже классических вещей.
А еще зачем-то несогласных с тобой пользователей «говноедами» обозвал :-/