13 февраля 2015 13.02.15 9 1956

«Старое против Нового». Splinter Cell: Conviction

+1

Этим уютным бложиком я хочу начать линейку обзоров, которые, в наше беспокойное время ремейков и перезапусков, помогут вам разобраться в прошлом и настоящем нескольких игровых серий. Начнём, пожалуй, с одного из пионеров этой «моды».

Изменений было столько, что игра стала напоминать себя лишь очень отдалённо. Но давайте не будем торопиться. Вначале я рассмотрю ключевые моменты и основу прошлых частей серии, а затем расскажу о том, что убрали, что добавили, и как всё это работает.

Итак.

В 2002-ом году вышла первая часть Tom Clancy's Splinter Cell, которая умело заимствовала идеи Metal Gear Solid 1998-го года, но при этом добавляла много своего. Это был стелс-экшн от третьего лица. То есть да! Никакого вида сверху первого 3D MGS! Мы всё видели из-за спины главного героя.

Главной «фишкой» были тени. Я могу ошибаться, но до этого не было таких игр, где можно взять и спрятаться от врага в тёмном углу так, что даже сам себя не видишь! И мы реально верили, что Сэм Фишер, агент Третьего эшелона, прячется в тени от врагов или невинных союзников, которые не знают о его миссии. Разумеется, для того, чтобы сам агент не потерялся в темноте, ему выдали уникальные очки, которые видят в достаточно широком диапазоне. Тут вам и тепловое зрение, и ночное, и электромагнитное что-то (хотя я могу ошибаться, и их добавили позже). Также были отмычки, камера с кабелем, автомат со смертельным и не смертельным режимами, пистолет с глушителем и несколько видов гранат. Так что шумно действовать было можно, но довольно сложно и печально, ввиду малого количества летальных боеприпасов. Так что быть тихим и ловким — правильное решение для прохождения почти всех миссий. Тем более, что зачатки паркура здесь позволяли лазить по трубам, уступам и даже потолкам (разумеется, если там есть труба или уступ).

Игра была довольно медитативной. Она заставляла продумывать шаги заранее и реагировать на неожиданные изменения в локации (разумеется, никакого рандома в 2002-ом. Только скрипты, но при первом прохождении — всё случайности, не так ли?)

Запомнилось: Пожалуй, вся игра хороша, но из особых моментов в голову приходит только финал, когда слышишь звук включения очков Сэма со всех сторон. Было неожиданно и страшно.
Вердикт: Классика, которая заслуживает внимания.

Вторая часть вышла спустя два года. И… Это был пример удачного сиквела. Графика поражала глубиной, Сэм научился паре акробатических трюков и получил новую глобальную миссию. Но были проблемы технического характера. Не все видео-карты того времени были способны вынести нагрузки игры. Впрочем, и сейчас запустить вторую часть похождений Сэма Фишера довольно сложно. Там использовалась какая-то хитрая система просчёта чего-то там, так что сейчас нужна специальная видеокарта или драйверы с эмуляторами.

И был мультиплеер. Он представлял из себя ко-оп для двух секретных агентов и двух наёмников. То есть четыре человека. Двое играют как в сингле, но с бонусом в виде живого напарника, с которым можно делать разные трюки, и ещё двое управляют персонажами как в шутере от первого лица. Задача первых — выполнить секретное поручение, задание вторых — помешать первым.

Запомнилось: Миссия на поезде. Я вообще люблю поезда. А тут можно было ещё и тремя разными способами проходить.
Вердикт: Мне игра особо не понравилась. Но я играл в неё после третьей и первой. Так что если найдёте способ запустить — попробуйте.

Третья же часть дала Сэму зубы. Точнее нож, которым тот не стеснялся пользоваться как для убийств, так и для задач типа прорезания ткани или ломания замков без взлома. Для взлома электроники появилось несколько мини-игр.

Если раньше вы захватывали врага и приставляли ему к голове пистолет, которым после допроса или передвижения можно было разве что вырубить противника, то теперь Сэм прижимает к горлу противника остро заточенное лезвие. Ну или можно, не переходя к обнимашкам, с разбегу ткнуть болванчика во что-нибудь мягкое, чтобы тот упал замертво. Тем не менее, никто не запрещал вам действовать мирными способами и просто всех немного душить, чтобы они теряли сознание и валялись в тёмных углах до конца миссии. Никуда не делись и акробатические трюки. Можно было лазить по канатам, стенам, уступам и прочему для скрытного достижения целей. Кстати. Была одна миссия в зоне боевых действий, где враги были готовы к атаке в любой момент. Чем делали её довольно запоминающейся.

Кстати, о шумном способе прохождения. Здесь вы могли выбрать один из трёх наборов для действий в любой миссии. Тихий, шумный и комбинированный. В зависимости от вашего выбора вам выдавали разное количество различных боеприпасов и снаряжения. Если призрак мог надеяться на резиновые пули, шокеры, камеры и глушилку для камер на пистолете, то штурмовику давали модификацию для автомата, которая превращала его в дробовик, и гранаты.

Теперь немного о тихом прохождении. Помимо камер с ловушками, резиновых пуль и шокеров, которые очень хорошо работали в воде, нам сильно помогала система «раннего обнаружения», если позволите. В прошлых частях серии была лишь индикация освещённости, которая наглядно показывала количество света, которое на вас падает. Если она на максимуме, то вас видят все на приличном расстоянии. Если на минимуме, то вы вполне можете остаться незамеченным даже в метре от противника, если тот не наступит на вас. Теперь же добавили новый индикатор, который одновременно показывал общий уровень шума на локации и звук, который вы производите сами. Это позволяло ещё лучше чувствовать своего персонажа.

Мультиплеер никуда не делся. Но ничего особо нового не появилось.

Запомнилось: Банк. Ограбление банка. Классная и довольно любопытная миссия.
Вердикт: Лучшая игра серии для любителей стелса «старой школы». Рекомендовано всем.

Когда нужно было делать четвёртую часть, кто-то решил, что надо взбодрить жанр. Для этого решили отказаться от повсеместности теней. Теперь большая часть миссий проходилась в довольно светлых локациях. Игра ничем особенным не запоминалась, за исключением разве что сюжета, который ввиду корявого портирования очень сильно отличается на РС и XBox 360. Тем не менее, в полной версии он довольно неплох. Помимо этого появились новые головоломки для взлома всего и вся. И… Вроде всё.

Запомнилось: Не проходил, но могу сказать, что здесь впервые появился сюжет не о террористической угрозе в США, а о бедном и несчастном агенте, которого пинают все и вся со всех сторон. И всё это на фоне угрозы США террористами.
Вердикт: Если у вас есть XBox 360 — играйте. На РС я бы не советовал.

Всё. Теперь прошло время поговорить о перезапуске. Фанаты разделились. Кто-то говорил, что это уже не Сэм, кто-то говорил, что игра стала идеальной, ибо раньше была дико медленной и тягучей. А кто-то просто играл. Посмотрим, что же в ней было такого революционного.

Начну с того, что игра реально прибавила в скорости. Если в прошлых частях вашей задачей было тихо и незаметно пробраться в, допустим, комнату с компьютером или в хранилище банка, то теперь предстоит делать то же самое, но с поправкой на то, что некоторых противников обойти нельзя. То есть появилась необходимость убивать. Даже приёмы рукопашного боя больше не вырубали противников. Зато пропала нужда прятать тела, так как куда проще было убить всех. Точнее, пропала не нужда, а возможность. В этом случае задачей разработчиков было сделать тихое убийство врага достаточно динамичным. И они справились. Акробатика стала немного разнообразнее, чтобы помочь игрокам быстро передвигаться по локации, нанося молниеносные удары.

Теперь, после любого рукопашного убийства или захвата противника в качестве живого щита, можно было совершить серию быстрых убийств отмеченных вами заранее врагов. Выглядело это красиво, но на корню убивало желание проходить игру без крови.

Фирменные очки Сэма Фишера стали рудиментом ввиду новой системы незаметности, которая, если вас не могут увидеть противники, делала мир вокруг черно-бело-красным. Тем не менее, они были. Но служили локатором, который просвечивал противников сквозь стены.

Также появился целый арсенал оружия. Его можно модифицировать за очки, которые вы получаете за открытие внутриигровых достижений. В нём есть и пистолеты, и автоматы, и дробовики. Так что игра не даст вам заскучать!

Тёмные миссии чередовались с дневными. И здесь это смотрелось органично ввиду того, что по сюжету Фишер уже не работал на ТЭ. Впрочем, это объясняло и измененную систему допросов, которая раньше была лишь нажатием одной кнопки после захвата. Теперь же это было шоу, где вы могли лично избивать врага о разные предметы.

Здесь же засветились ещё две любопытные фишки, которые потом расхватали многие другие стелс-игры. Первое — в случае обнаружения вас противником и поднятия тревоги, вы могли быстро исчезнуть, а на месте, где вас видели в последний раз, появлялся призрачный силуэт, на который ориентировался ИИ. Красиво и зрелищно. Второе — если вы забыли вашу задачу, то, при нажатии на TAB, буквы появлялись не прямо перед вами, а выводились туда, куда вы смотрите: стена, здание, пол, потолок. Тоже красивая и приятная мелочь.

Мультиплеер потерял фишку со спецназом, но зато появился полноценный сюжет у кооперативных миссий про двух спецагентов, в финале которого должен был выжить лишь один из вас. То есть в конце ко-опа вашей задачей становилось убить напарника. Вот такой вот поворот.

Также появились сингл-арены, где можно отточить навыки и набить очков для покупки модификаций и костюмов. Задач две. Либо убить 10 человек в каждой из нескольких зон (в случае поднятия тревоги количество противников удваивалось), либо долго оборонять хост от атак волн врагов.

Запомнилось: Допросы и вторая миссия. Хотя ещё сингл-арены были достаточно весёлыми.
Вердикт: Игра изменилась до неузнаваемости. Наверное, на волне популярности агента Борна. Ну или просто кто-то так решил. Мне понравилось, но это уже совершенно другая игра.

О шестой части могу сказать немного. Это всё ещё пятая. Но появилась возможность немного модифицировать самолёт-базу (это давало бонусы для вашего персонажа, которые облегчали жизнь на миссиях). И вернулся ко-оп, который был комбинацией из идей оригинала и пятой части. Я играл. Было весело. Разнообразие режимов реально не даёт скучать. Плюс есть прокачка ваших персонажей (как спецагентов, так и наёмников) для мультиплеера.

Что хотелось бы сказать в результате… Игра была одной из основоположниц жанра Stealth-Action. И раньше для жанра была свойственна некая тягучесть, которая обосновывалась необходимостью ждать от врагов цепочки некоторых действий. Враги ходили по прописанным траекториям, камеры смотрели в самые удобные точки прохода, запертые двери заставляли сердце биться чаще, когда враг за углом, а тебе надо поднять ещё три язычка замка! И всё это в полном мраке, который царил везде изначально, либо вы давали ему власть, стреляя по лампочкам и щелкая переключателями. С приходом перемен серия стала намного динамичней. Зачем прятаться в тенях десятками минут, если можно обойти группу врагов, снять одинокого постового приёмом рукопашного боя, вернуться и убить весь отряд нажатием одной кнопки? Нам этом и строился перезапуск. Сэм стал жёстче по сюжету. Но сделали его таким из-за требований жанра, в котором становилось всё меньше Stealth и всё больше Action. Плохо ли это? Не мне решать. Но мне понравилось. Особенно цветовая гамма. Черно-белый мир с вкраплениями красного — это красиво, я считаю.

И… Всё, наверное. Я очень надеюсь, что всё написано максимально беспристрастно. Сам я играл во все части, кроме четвёртой и некоторых мобильных. Серия была шикарной всегда. Но я должен признать, что шестая часть чем-то была хуже своих предшественниц. Если бы она вышла раньше пятой, то это бы убило серию. Хотя в ней лучший стелс-мультиплеер на данный момент.

Материал подготовлен специально для сайта Igrotop.com

P.S. На руках имеется ещё одна статья из этой категории. Если вам понравится эта — вы можете либо найти её сами, либо подождать до середины следующей недели. Третья стать готова на половину и забирает тонну времени, так что готова будет очень не скоро.


Лучшие комментарии

Тут вам и тепловое зрение, и ночное, и электромагнитное что-то (хотя я могу ошибаться, и их добавили позже)
Ошибаешься :) ну то есть действительно добавили позже ;)
О шестой части могу сказать немного. Это всё ещё пятая. Но появилась возможность немного модифицировать самолёт-базу
Ну я бы не согласился. То есть это не шедевр, но можно сказать, что игра постаралась вернуться к первым частям. Она стала на порядок выше, дав возможность игрокам самим решать, как проходить миссии.
P.S. На руках имеется ещё одна статья их этой категории.
Исправь. Я думаю ИЗ должно быть (это то, что бросилось в глаза).

А впрочем, прочитал только из-за любви к Фишеру ;)
Писалось тоже от большой любви к Сэму. Впрочем, шестая реально неплоха, но до третьей её далеко. Хотя в ней были крутые постановочные моменты.
Вердикт: Классика, котрая заслуживает внимания.

Вот еще опечатка
Материал подготовлен специально для сайта Igrotop.com

А я только собрался плюсануть
Писал сам, то есть правообладатель не против. По ссылке проходить никто не заставляет. В чём проблема?
Читай также