Привет, Stopgame! «Любите ли вы комиксы так, как люблю их я?» — вот так я бы сказал, если бы был фанатом данного визуального чтива. Но не спешите забрасывать мою аватарку тухлыми пельменями и испортившимся чаем! К комиксам я не испытываю абсолютно никакой неприязни, хотя мое отношение к данному виду изобразительного искусства весьма неоднозначно. С одной стороны, я в принципе не читаю комиксы, а если и читаю, то прямо очень редко; с другой стороны, я безмерно благодарен комиксам за тех замечательных персонажей, которые сделали мое детство на много веселее и разнообразнее. И да, если кто-то живет в танке, в котором все щели заделаны советским клеем, то знайте, что все ваши любимые супергерои, начиная с Человека-Паука и заканчивая Бэтменом, «появились на свет» благодаря безграничному воображению авторов комиксов. Этот вид литературы начал обретать большую популярность в начале ХХ века в США, у нас же комиксы стали более-менее распространятся в конце 90-х годов. В основном героями комиксов всегда становились, так называемые «хорошие парни», которые приходили на помощь в трудной ситуации и боролись с «плохими парнями». Согласен, что описание так себе, но в принципе отражает основную идею. Посмотрите на Супермена: чертов сукин сын уже почти как век спасает мир от всяких напастей в своих красных труселях и хоть бы хны!
Однако с течением времени хорошие парни начали терять свою популярность. Причина этому кроется в том, что людям просто надоели хорошие парни. Если подумать, то в какой-то мере от их хороших поступков толка иногда вообще не бывает. Вспомните Бэтмена: из-за своей морали он никогда не убивает даже самых мразотных ублюдков, вместо этого он ловит их и сажает в тюрьму, откуда они каждый раз с успехом сбегают и отправляют на тот свет еще десяток-другой ни в чем неповинных душ. И так по кругу. То есть, по факту, от Бэтмена и толка то не так уж и много! Эта и другие причины заставляли читателей сомневаться в правильности действий наших героев и даже осуждать их за то, что они уж очень добрые. Как результат большую популярность начали обретать, так называемые, анти-герои, в которых одновременно варятся и добро и зло, а сами они ходят по тонкой грани, которую не брезгуют переступать. Пожалуй, самым ярким примером антигероя в комиксах является наш сегодняшний пациент. И как вы могли догадаться из названия, сегодня мы говорим о Карателе.
Скажу сразу: Каратель – мой любимый комиксовый персонаж по ряду причин. Мне нравится его философия по отношению к преступному миру и тот факт, что он не брезгует замарать свои руки в крови. И хотя звучит это дико, но по факту довольно часто его действия можно оправдать, ну или хотя бы понять чисто по-человечески. Вообще в наше время Каратель набрал огромную популярность среди не только фанатов комиксов, но и среди тех, кто хотя бы знаком с данным персонажем. И вот это как раз для многих и странно. Сам факт популярности Карателя порождает один вопрос: как персонаж, по большому счету, представляющий собой чокнутого убийцу, который может вырезать десятками хоть преступников, но людей (причем довольно часто очень жестокими способами) приобрел популярность чуть ли не больше, чем тот же Человек-паук? Вот на этот вопрос я и постараюсь ответить. Поехали!
Для начала немного предыстории. По словам своих создателей – Джерри Конвея, Росса Эндрю и Джона Ромита – Каратель, по началу, должен был стать всего лишь очередным злодеем для «вашего дружелюбного соседа» Человека-паука и не более того. Кстати само имя «Каратель» придумал никто иной, как сам Стэн Ли. Настоящее имя Карателя – Фрэнк Кэссл (Frank Castle). Он был морпехом и принимал участие во Вьетнамской войне. После увольнения из армии Фрэнк пытался обустроить спокойную жизнь для себя и своей семьи – жены и сына. Однако став невольным свидетелем и участником бандитской перестрелки нескольких воюющих группировок во время прогулки, Фрэнк потерял и жену и сына. Одержимый чувством возмездия, бывший вояка берется за оружие и начинает истреблять преступников одного за другим, ведя бесконечную войну как с преступниками, так и с самим собой. Есть во Фрэнке нечто темное, из-за чего очень часто его трудно отличить от тех «монстров», с которыми он борется. Он хладнокровный, жестокий человек, в чьих методах борьбы нет ни пощады, ни жалости. От рук мистера Кэссела погибают все преступники, независимо от тяжести их преступлений. Для одних, он никто иной, как обычный серийный убийца, и многие персонажи Марвела, с которыми он пересекается, именно так о нем и говорят. И все же, не смотря на то, что многие считают его антигероем с большой натяжкой, Каратель может похвастаться огромным легионом преданных фанатов. И хотя Фрэнк явно страдает от психического расстройства на почве пережитых ужасов в прошлом, он все же притягивает к себе большое количество людей, ну как персонаж естественно!
Первое появление Карателя в комиксах датируется февралем 1974 года в рамках 129 выпуска серии комиксов «The Amazing Spider-Man». Персонаж на удивление создателей приобрел огромную популярность и начал появляться в разных комиксовых сериях, из которых, пожалуй, самым ярким было появление в комиксе Фрэнка Миллера «Daredevil», в котором он выступил в роли этакой «контрастной оппозиции» Мэту Мердоку как в своих взглядах, так и в философии и морали. После такого оглушительного успеха отдельная серия Карателю была обеспечена и в 1986 году, была опубликована мини-серия из 5 публикаций, а годом позже Каратель получил отдельную большую роль в комиксе, имени себя любимого, который печатался на постоянной основе. С тех пор многие авторы пробовали браться за данного персонажа, начиная с Гарта Энисса, и заканчивая Грегом Рука. Вполне было очевидно, что персонаж и в будущем будет пользоваться успехом.
Но все же, возвращаюсь к вопросу о популярности Карателя. Возможно, он стал популярным из-за своей во многом уникальной натуры, которая явно выделялась на фоне других антигероев и злодеев, созданных Марвел. Каратель всегда был и остается очень сложным персонажем в плане своей морали. Даже в своем первом появлении в 129 выпуске «The Amazing Spider-Man», где Фрэнк больше злодей, нежели антигерой, он постоянно сомневается в правильности своих методов и их применения. Естественно, тогда в далеком 1974 году, сама идея героя, который убивает встречающихся ему злодеев была в новинку. Каратель был по факту такой один на фоне остальных супергероев с моральным кодексом взятым прямиком из Библии – «Не убий». Даже Росомаха, который также впервые появился в 1974 году, был менее темным персонажем, чем Каратель, говоря о причинах, которые он использует для оправдания своих действий. Сама идея превращения в «супергероя» после трагедии в прошлом не нова; в конце концов, самый известный костюмированный детектив начал свою деятельность в 8 лет, став свидетелем убийства своих родителей. Однако, в отличие от Бэтмена, в Карателе мало чего благородного. Хорошо известен тот факт, что фактически его единственным мотивом является далеко не желание сделать мир безопаснее, а банальная месть. Фрэнк Кэссл просто ненавидит преступников, поэтому и посвятил всю свою жизнь их истреблению, и для него это достаточная мотивация.
Я сказал «банальная месть», хотя чуть раньше назвал его «морально-сложным» персонажем. Как то противоречиво, не находите? Но позвольте объяснить. Не смотря на то, что мотивы Карателя довольно легки для понимания, способы их реализации и то, как он взаимодействует с другими персонажами, добавляет комплексности его похождениями и его характеру. Принципы Фрэнка понятны: неважно, что он делает с преступниками в итоге, по факту он охотится на них, он не никогда не навредит невинным гражданами и тем, кого не считает виновным. И ярким доказательством этому служит серия комиксов «The Punisher: Welcome Back, Frank», в которой Фрэнк живет в одном доме по соседству с приличным количеством людей. Большую часть времени в комиксе Каратель живет рядом с ними в надежде, что в итоге не втянет их в свои дела, и когда это все-таки происходит, он тут же становится на их защиту. Однако, его суждения по поводу того, кто виновен, а кто нет, очень противоречивы. И вот здесь как раз и проявляется сложность этого персонажа. Время от времени он щадит продажных копов, а потом прибьет «суперзлодея», чье страшное «злодейство» — это ограбление в глупом костюме. Читателю часто довольно трудно понять, что творится в голове у Фрэнка. И, возможно, как раз это и привлекает читателей к Карателю. По крайней мере, именно это положил в основу своей работы над Карателем Грег Рука, когда начал писать комиксы по Карателю в 2011 году. Он заявил, что не будет особо вдаваться в мотивы Фрэнка и вместо этого оставит выбор за читателями. Вообще процесс копания в голове персонажа и поиска его мотивов частенько доставляет большое удовольствие читателям, а учитывая, что наш пациент – Каратель, то простор для диванных психологов просто огромен.
Все же мне кажется, что большинство людей симпатизируют Карателю по другой причине. На мой взгляд, их симпатия связана с борьбой против запугивания и унижения. И в этом есть смысл. Попробую доказать. Я думаю, что любой человек, на которого хотя бы раз в жизни давили или которого запугивали, поймет, что я имею в виду. То унижение, через которое приходится пройти в такой ситуации очень мерзкое, и в такие моменты человек хочет быть сильнее. И вот как раз таких людей встречает на своем пути Каратель: начиная с побитых проституток, которых каждый день избивает их сутенер, и, заканчивая маленькими детьми и подростками, которых бандиты заставляют толкать наркоту, платя им лишь жалкие гроши. Мы сопереживаем таким людям и осознаем, через какие страдания им приходится проходить. Их жизнь с каждым днем становится все хуже и хуже. И в какой-то момент их мучителям приходится ощутить еще больший кошмар. Сутенер лежит в своей квартире с вскрытым черепом, а банда наркоторговцев лежит в огромной луже собственной крови, изрешеченные десятками пуль. Каратель привел приговор в исполнение, и для жертв этих ублюдков кошмар наконец-то закончился. Конечно, то, что Фрэнк делает неправильно, но для читателей довольно трудно на каком-то уровне не одобрять его действия, учитывая ситуацию его жертв. Если коротко, то Фрэнк – это спаситель, которого мы бы хотели видеть в темные моменты нашей жизни. Да и так уж исторически сложилось, что люди склонны симпатизировать героям, которые убивают во имя возмездия.
Вообще, чем больше рассуждаешь про антигероев, тем больше тебя засасывает в эту тему. Если подумать, то многие люди часто симпатизируют изгоям и людям «вне закона». Тот же Робин Гуд, которого по факту можно считать обычным вором, переступившим закон, на деле завоевал симпатии огромного количества людей, благодаря своим «злодеяниям». Конечно, у Карателя все далеко не так однозначно, но суть похожа. А вспомнить времена Дикого Запада, когда каждый второй бандит считался народным мстителем. Карателя с легкостью можно отнести к категории вот таких «мстителей вне закона». Он – стрелок, который заходит в бар, достает свой кольт и за считанные секунды выносит всех плохих парней. Правильно и неправильно для него все-равно, что добро и зло. Каратель убивает много людей в довольно жесткой и порой креативной манере, но поскольку он убивает лишь «плохих парней», люди автоматически приписывают его к категории «народных мстителей». Он всегда пойдет до конца, дабы выполнить поставленную задачу. Добавьте к этому то удовлетворение, которое получают читатели от его «кары» всех этих отбросов, и становится вполне понятно, почему Каратель имеет такую популярность.
Конечно, как ни крути, Каратель – убийца и его действия довольно сложно оправдать. Но это не означает, что историями этого персонажа нельзя наслаждаться. Очень трудно объяснить моральные стороны Карателя, но он карает преступников в такой манере и с таким подходом, которому позавидовал бы сам Терминатор или даже Декстер. Надеюсь, что мне удалось хотя бы частично объяснить причины популярности Карателя. Ну и естественно, надеюсь, что вам тоже было как минимум не скучно читать. Спасибо за внимание и удачи!
Лучшие комментарии
Там суть не в этом. Почитай серию MAX, там всё хорошо расписано. Особенно — последние выпуски.
Дальнейшее мой знакомство с Френком Кастлом продолжилось в фильме «Каратель» 2004 года. Да, персонаж слегка изменён, да, жестоких сцен было мало, но всё же мне этот фильм понравился. Далее был фильм «Каратель. Территория войны» 2008 года. Эта была перезагрузка всех фильмов о нашем Френке. Главный герой теперь стал брутальнее и чуть-чуть реалистичнее. Он не идёт с автоматом на перевес против толпы и надевает бронежилет с фирменным черепом
P.S. ни у кого случайно нет игры The Punisher с английской озвучкой?
Рад, что я не единственный, кого это всегда смущало)