Шёл в кино без малейших ожиданий чуда и прорыва. Всё что я знал о фильме – это то, что его снял Кристофер Нолан, который в представлении не нуждается. Отношусь я к нему без излишнего восхваления и обожествления. Для меня он тот режиссер, который может загореться одной идеей и в попытке её реализовать пустит под нож второстепенные, на его взгляд, элементы, но важные для меня. «Интерстеллар» успешно миновал все препятствия на пути к совершенству, избежав противоречий по линии «основная идея — всё остальное».
Ридли Скотт как то сказал о своём Прометее, что «это фильм о поиске истины». И, внезапно, эти слова можно, в полной мере, отнести к «Итерстеллару», что переводится как «Межзвёздный».
Синопсис взял с «Кинопоиска»
Когда засуха приводит человечество к продовольственному кризису, коллектив исследователей и учёных отправляется сквозь червоточину (которая предположительно соединяет области пространства-времени через большое расстояние) в путешествие, чтобы превзойти прежние ограничения для космических путешествий человека и переселить человечество на другую планету.
Вселенная фильма отображена очень скупо. Показаны лишь несколько домов, поля, захолустный городишко и база НАСА. Картина медленного увядания показана очень наглядно, но атмосфера безисходности почти отсутствует. Наоборот всё выглядит очень гармонично – есть проблемы и есть их решение. Мне особенно запомнилась сцена в школе, где продемонстрирована попытка переписать историю под нужды настоящего времени. Постоянно кажется, что вот-вот откроется огромный мир со своей историей, но нам показывают лишь его наброски и те элементы которые раскрывают персонажей или двигают сюжет. Учитывая, что это фильм о космосе и поиске спасения для рода людского – решение, скорее, правильное.
Отношения между отцом и детьми показаны отлично. Чувствуется разница в возрасте и мировосприятии у ребёнка, подростка и взрослого мужчины. И показано это без ухода в крайности. А то ведь случается, у некоторых так, что дети начинают говорить словно маленькая версия Морфеуса.
С главной ролью блестяще справился Мэтью МакКонахи, сыгравший фермера – бывшего космонавта, которому НАСА и поручает миссию по спасению человечества. Вместе с ним летят 2 статиста, робот и доктор в исполнении Энн Хэтэуэй. А на Земле остаётся семья. К актёрам и персонажем нет ни малейших претензий. Они выглядят обычными и рациональными людьми. Перебравшись в космос, фильм резко перетекает в вариацию «Космической одиссеи:2001», вернее демонстрацию вероятного продолжения. Главная интрига весь следующий час заключается в «сольют сюжет или не сольют». Пожалуй это лучший из вариантов держать зрителя в напряжении, слишком уж много надежд возлагалось на фильм. Нолан постоянно подбрасывает клишированные ходы, но потом ловко от них уворачивается, иногда с юмором иногда серьёзно.
Кто бы что не говорил, фильм получился просто таки антифилософским. Это как его главное достоинство, так и главный недостаток. Концовка не оставляет простор для размышления и додумывания. Взамен постановки вопроса «познаваем ли мир?», «есть ли Бог?», «что такое хорошо и что такое мораль?» автор даёт исчерпывающий ответ на все вопросы. В рамках серьёзного фантастического приключения, а всё очень серьёзно и продумано, даются ответы на все вопросы. И невольно возникает мысль – это всё на что ты способен? Не хочу сказать ничего дурного о концовке – это продуманная и законченная история. Просто когда речь заходит о таких вещах как «они», горизонт событий, чёрные дыры, сингулярность, закон Мёрфи, Теория относительности и пятое измерение настраивают на грядущее столкновение с чем то неизведанным. Но в итоге всё оказывается, очень даже, постижимым. Герои вслух поясняют происходящее, а всё о чем не скажут, обязательно покажут.
Если кто то боялся получить переделанную гравитацию (имею ввиду визуальный ряд), то можно расслабиться. Приоритет отдан исследованию планет.
Я несколько раз встречал мнение, что это «фильм о вере и силе любви». Конечно, эти темы поднимаются, но не являются движущей силой сценария, а просто размышления на тему. Хоть в концовке этому и предаётся большее значение, но рациональная сторона берёт верх. Это только плюс, ведь худшее что можно сделать – добавить «силу любви» из «Заботливых мишек». Не отпускает чувство, что Нолан, увидев всю степень научность сценария в последний момент попытался добавить в картину немного непостижимого и того что за гранью нашего понимания. И вот не знаю я, хорошо это или плохо. Может стоило оставить «крутящуюся юлу» из «Начала» или оставить что ни будь в духе «Космической Одиссеи:2001»? На столь сложные вопросы, дан столь понятный ответ.
Случай с «Интерстеллар» в этом плане показателен. Он наверняка получит охапку Оскаров, но обсуждать его очень скоро перестанут, там просто нечего обсуждать. Люди показаны людьми, неизведанные планеты неизведанными планетами. Показаны такие простые и понятные эмоции как жажда жизни и страх смерти. Если не остаётся возможности поразмыслить над вещами галактических масштабов, то не дают задумать о правильности героев. Все, как один здравомыслящие и рассудительные люди. Они просто живут своей жизнью. Всё выглядит убедительно, всем актёрам веришь, повествование ловко играет с устоявшимися клише, а потому держит в напряжении.
Подводя итог, скажу. Нолан мог создать и создал потрясающую научную фантастику. Единственной проблемой может быть ваше представление о фильме. Те, кто хотел философскую притчу в стиле Кубрика, будут разочарованы. «Интерстеллар» именно приключение. Умное и увлекательное, мастерски снятое приключение.
PS. Как вы считаете, лучше давать исчерпывающий ответ на поставленные вопросы или оставлять простор для домыслов и фанатских интерпретаций?
PS2 Я не упомянул музыку, ибо она прекрасна и её слушать надо, а фильм смотреть и наслаждаться.
(Тут был Flash-плеер, но с 2020-го года Flash не поддерживается браузерами)
Лучшие комментарии
Жаль, что такой качественной фантастики мало снимают в последнее время.
Помнится этим Риддик баловался
Давать исчерпывающий ответ на поставленные вопросы, которые фанаты будут домысливать и интерпретировать по своему.
Физический смысл контурного интеграла зависит от его конкретного приложения. Математические конструкции сами по себе физического смысла не имеют.