Мы начинаем серию статей об фактах и истории создания техники времен Второй Мировой войны.
В истории Второй Мировой было немало легендарных и великих машин, но самым знаковым был и остается советский средний танк Т-34. Это статья об истории создания данного танка, о его предшественнике А-32.
История появления Т-34 начинается с 1937 года, когда началась разработка танков, которые впоследствии повлияли на создание «тридцатьчетверки». В сентябре 1938 года, после рассмотрения проектных чертежей и макетов разработанных вариантов танка БТ-20 комиссией автобронетанкового управления, было принято решение изготовить один колесно-гусеничный танк с 45-мм пушкой, два танка гусеничных с 76-мм пушками и один корпус для обстрела. В середине декабря 1938 года доработанные проекты и модели танка А-20 рассмотрели и утвердили на заседании Главного военного совета. А-20 был представлен в двух вариантах: колесно-гусеничном и гусеничном (А-20Г, который впоследствии стал А-32). Но окончательная судьба танков Т-40, Т-100 и А-20 решалась 26 февраля 1939 года на заседании Комитета обороны при СНК СССР (разрешение на постройку опытных образцов и выделение необходимых средств). В итоге на следующий день был подписан протокол заседания Комитета обороны, по которому завод № 183 должен был изготовить три танка.
Колесно-гусеничный танк А-20. 1939 год
Танк А-32(с 76-мм пушкой Л-10)Колесно-гусеничный А-20 был готов к 26 мая 1939 года. А вот изготовление гусеничной машины А-20Г (в мае 1939 года в документах уже встречается новое обозначение — А-32) опаздывало: первый образец был готов 13 июня 1939 года. По внешнему виду и конструкции А-32 напоминал А-20, но все-таки был ряд отличий: а) отсутствовал колесный привод; б) отличалась толщина брони; в) А-32 вооружался 76-мм пушкой Л-10; г) вес А-32 составлял 19 тонн. В июле 1939 года начались полигонные испытания этих танков, которые завершились 23 августа. Выводы комиссии, наблюдавшей за испытаниями, были следующими: «Танки А-20 и А-32 выполнены хорошо. По своей прочности и надежности выше всех опытных образцов ранее выпущенных танков. Имеют более мощную броневую защиту в сравнении с серийными машинами… Проходимость танков выше, чем у БТ… Заключение. Опытные образцы А-20 и А-32 пригодны для эксплуатации в условиях РККА. Танк А-32, как имеющий запас по увеличению веса, целесообразно защитить более мощной броней, соответственно повысив прочность отдельных деталей».
После обе машины были направлены на полигон в Кубинку для того, чтобы предстать перед глазами членов правительства СССР (присутствовали Ворошилов, Микоян, Жданов, Лихачев и Малышев). Также в данном смотре участвовали танки КВ, СМК, Т-100, БТ-7М, Т-26 и бронемашина БА-11. На высокое начальство новая техника произвела хорошее впечатление. Было отмечено, что А-32 имеет полную возможность усиления брони до 45 мм без особых переделок, что должно обеспечить защиту от 37-мм снарядов. Чтобы определить возможность усиления брони, использовали второй образец А-32, который был изготовлен 26 августа 1939 года. От первого образца он отличался лишь вооружением: была установлена 45-мм танковая пушка. Кроме того, на догруженном танке отсутствовали оптические приборы, механизм подъема пушки, радиоаппаратура, пулеметы, боеукладка с весовыми макетами артиллерийских выстрелов и пулеметными магазинами, запасные части и перевозимый инструмент. Танк догрузили чугунными болванками до массы 24 тонны.
Танк А-32(второй образец), груженный чугунными болванками.
В конце августа 1939 года в КБ 520 началась разработка нового танка с большей броней. Эта машина получила обозначение А-34. В декабре 1939 года на заседании Комитета обороны было принято постановление № 443с., в части нового танка завода № 183 говорилось следующее:
«Принять на вооружение РККА:…
Танк Т-32 – гусеничный, изготовленный заводом № 183 Наркомсредмаша, со следующими изменениями:
А) увеличить толщину основных броневых листов до 45 мм;
Б) улучшить обзорность танка;
В) установить на танк пушку Ф-32 76 мм, спаренную с пулеметом калибра 7,62 мм…
Присвоить название указанному танку «Т-34»…
Заводу № 183
А) организовать производство танков Т-34 на Харьковском заводе № 183;
Б) изготовить 2 опытных образца танков Т-34 к 15 января 1940 года и установочную партию в количестве 10 штук — к 15 сентября 1940 года…
В) довести мощность завода по выпуску танков Т-34 на 1 января 1941 года до 1600 штук…»
Планировался выпуск как А-20 (завод № 183 в г. Харьков), так и Т-34 (завод № 183 и Сталинградский тракторный завод), но позднее от выпуска А-20 решено было отказаться в пользу Т-34.
Первый образец танка А-34, вид справа.
Танк А-34 №1, вид спереди.
Таким образом, танк Т-34 был принят на вооружение еще до изготовления опытных образцов: испытание прошел только догруженный вариант А-32. 16 января 1940 года первый образец Т-34 поступил на заводские испытания.
Продолжение истории создания Т-34 будет в следующих статьях.
Лучшие комментарии
Как бы то ни было, данный данный аккаут будет официальным аккаунтом игры World of Tanks, а аккаунт Wargaming — игры World of Warships. Мы находимся в разных городах и у нас разные публикации, будет неудобно модерировать и комментировать 2 темы в одно и тоже время с одного аккаунта. Руководствовались только этим.
P.S Все мы можем ошибиться (касаемо маленькой буквы).