28 октября 2014 28.10.14 52 2682

История создания Т-34. Часть 1.

+1

Мы начинаем серию статей об фактах и истории создания техники времен Второй Мировой войны.

В истории Второй Мировой было немало легендарных и великих машин, но самым знаковым был и остается советский средний танк Т-34. Это статья об истории создания данного танка, о его предшественнике А-32.

История появления Т-34 начинается с 1937 года, когда началась разработка танков, которые впоследствии повлияли на создание «тридцатьчетверки». В сентябре 1938 года, после рассмотрения проектных чертежей и макетов разработанных вариантов танка БТ-20 комиссией автобронетанкового управления, было принято решение изготовить один колесно-гусеничный танк с 45-мм пушкой, два танка гусеничных с 76-мм пушками и один корпус для обстрела. В середине декабря 1938 года доработанные проекты и модели танка А-20 рассмотрели и утвердили на заседании Главного военного совета. А-20 был представлен в двух вариантах: колесно-гусеничном и гусеничном (А-20Г, который впоследствии стал А-32). Но окончательная судьба танков Т-40, Т-100 и А-20 решалась 26 февраля 1939 года на заседании Комитета обороны при СНК СССР (разрешение на постройку опытных образцов и выделение необходимых средств). В итоге на следующий день был подписан протокол заседания Комитета обороны, по которому завод № 183 должен был изготовить три танка.

Колесно-гусеничный танк А-20. 1939 год

Танк А-32(с 76-мм пушкой Л-10)Колесно-гусеничный А-20 был готов к 26 мая 1939 года. А вот изготовление гусеничной машины А-20Г (в мае 1939 года в документах уже встречается новое обозначение — А-32) опаздывало: первый образец был готов 13 июня 1939 года. По внешнему виду и конструкции А-32 напоминал А-20, но все-таки был ряд отличий: а) отсутствовал колесный привод; б) отличалась толщина брони; в) А-32 вооружался 76-мм пушкой Л-10; г) вес А-32 составлял 19 тонн. В июле 1939 года начались полигонные испытания этих танков, которые завершились 23 августа. Выводы комиссии, наблюдавшей за испытаниями, были следующими: «Танки А-20 и А-32 выполнены хорошо. По своей прочности и надежности выше всех опытных образцов ранее выпущенных танков. Имеют более мощную броневую защиту в сравнении с серийными машинами… Проходимость танков выше, чем у БТ… Заключение. Опытные образцы А-20 и А-32 пригодны для эксплуатации в условиях РККА. Танк А-32, как имеющий запас по увеличению веса, целесообразно защитить более мощной броней, соответственно повысив прочность отдельных деталей».

После обе машины были направлены на полигон в Кубинку для того, чтобы предстать перед глазами членов правительства СССР (присутствовали Ворошилов, Микоян, Жданов, Лихачев и Малышев). Также в данном смотре участвовали танки КВ, СМК, Т-100, БТ-7М, Т-26 и бронемашина БА-11. На высокое начальство новая техника произвела хорошее впечатление. Было отмечено, что А-32 имеет полную возможность усиления брони до 45 мм без особых переделок, что должно обеспечить защиту от 37-мм снарядов. Чтобы определить возможность усиления брони, использовали второй образец А-32, который был изготовлен 26 августа 1939 года. От первого образца он отличался лишь вооружением: была установлена 45-мм танковая пушка. Кроме того, на догруженном танке отсутствовали оптические приборы, механизм подъема пушки, радиоаппаратура, пулеметы, боеукладка с весовыми макетами артиллерийских выстрелов и пулеметными магазинами, запасные части и перевозимый инструмент. Танк догрузили чугунными болванками до массы 24 тонны.

Танк А-32(второй образец), груженный чугунными болванками.

В конце августа 1939 года в КБ 520 началась разработка нового танка с большей броней. Эта машина получила обозначение А-34. В декабре 1939 года на заседании Комитета обороны было принято постановление № 443с., в части нового танка завода № 183 говорилось следующее:

«Принять на вооружение РККА:…

Танк Т-32 – гусеничный, изготовленный заводом № 183 Наркомсредмаша, со следующими изменениями:
А) увеличить толщину основных броневых листов до 45 мм;
Б) улучшить обзорность танка;
В) установить на танк пушку Ф-32 76 мм, спаренную с пулеметом калибра 7,62 мм…
Присвоить название указанному танку «Т-34»…

Заводу № 183

А) организовать производство танков Т-34 на Харьковском заводе № 183;
Б) изготовить 2 опытных образца танков Т-34 к 15 января 1940 года и установочную партию в количестве 10 штук — к 15 сентября 1940 года…
В) довести мощность завода по выпуску танков Т-34 на 1 января 1941 года до 1600 штук…»
Планировался выпуск как А-20 (завод № 183 в г. Харьков), так и Т-34 (завод № 183 и Сталинградский тракторный завод), но позднее от выпуска А-20 решено было отказаться в пользу Т-34.

Первый образец танка А-34, вид справа.

Танк А-34 №1, вид спереди.

Таким образом, танк Т-34 был принят на вооружение еще до изготовления опытных образцов: испытание прошел только догруженный вариант А-32. 16 января 1940 года первый образец Т-34 поступил на заводские испытания.

Продолжение истории создания Т-34 будет в следующих статьях.


Лучшие комментарии

Хотелось бы прочесть ваше мнение о статье и ее тематике. Насколько будет интересны стать и по истории техники Второй Мировой?
Это только первая часть из большого цикла статей по Т-34. Но спасибо за замечание.
Не хотелось делать слишком большую статью. Тем более эта часть о предшественнике Т-34, а история самой «тридцатьчетверки» очень сложна и интересна. Спасибо за мнение. Постараюсь учесть в следующий раз.
Перестаньте ругаться. Человек высказал свое мнение. Это его право.
Как бы то ни было, данный данный аккаут будет официальным аккаунтом игры World of Tanks, а аккаунт Wargaming — игры World of Warships. Мы находимся в разных городах и у нас разные публикации, будет неудобно модерировать и комментировать 2 темы в одно и тоже время с одного аккаунта. Руководствовались только этим.
Да это новый и официальный танковый аккаунт.
Вы не правы. Это будет официальный аккаунт от Wargaming, в частности от World of Tanks. Мы планируем серию статей по истории создания техники времен Второй Мировой войны. данная статья начало.
Это официальный блог игры World of Warships. От этого же аккаунта будет информация, которая касается игры World of Tanks.
P.S Все мы можем ошибиться (касаемо маленькой буквы).
Смотрите сообщение выше. Это аккаут игры World of Warships.
Офис разработки WoT — Минск. Офис разработки WoWs — Санкт-Петербург. эта общедоступная информация.
Сами немного виноваты. Что не объяснили вначале статьи. Будем исправляться)
Интересно будет почитать продолжение
Поставила вам плюсик, правда не сильно помогло. Но надеюсь будут ещё подобные статьи. Мне понравилось, спасибо
Вот если бы выложил фотки своего прадудушки, который воевал за рулем такого танка, то поставил плюс тебе в топик, а если бабушка то в профиль!))) А так прости… минус и туда и сюда)))
Читай также