Может ли игра быть известной и неизвестной одновременно? Ещё как! У такой игры обычно есть своя вики, энтузиасты клепают к ней моды всех калибров, а раздачи на трекерах никогда не остаются без сидов. В комментариях эту игру знает каждый первый, а все похожие игры называют «клонами». Но когда открываешь для себя такую игру, запоминающуюся и интересную, со всеми её фанатскими форумами и горой сопутствующих материалов, впору задать себе вопрос: «Как так получилось, что я впервые обо всём этом слышу?»
В мире огромное количество rogue-like игр, но самая известная из них — NetHack. Это крепкая, проверенная временем классика. В каком-то смысле она является в большей степени rogue-like, чем сама Rogue. NetHack — это точка отчёта для многих представителей жанра. Когда в свет выходит очередной рогалик, можно быть уверенным: так или иначе NetHack служил ориентиром. В таком сложном жанре подобный культовый статус просто так не получить. NetHack завоевал любовь поклонников очень даже заслужено.
Сперва игра может показаться сложной. В первую очередь пугает оформление. ASCII-графика с непривычки кажется не яснее, чем потоки нечитаемых зелёных символов в Матрице. Но привыкнуть очень легко. Вскоре происходящее на экране станет интуитивно понятным (как для техников в той же Матрице).
Второй порог вхождения — управление. Персонаж управляется горячими клавишами, причём действия назначены на каждую латинскую букву клавиатуры, на большинство спецсимволов, почти на все сочетания [Shift+буква], и даже на некоторые [Alt+буква] и [Ctrl+буква]. Но и это всего лишь дело привычки. Через несколько игр вы почувствуете преимущества этого метода и будете нажимать нужные клавиши не задумываясь, достаточно поначалу держать под рукой вот такую шпаргалку:
[?] или [h] (help) помощь и список команд
[/] или [;] информация о любой клетке поля
[:] информация о клетке, на которой стоишь
[1],[2],[3],[4],[6],[7],[8],[9] движение (ориентироваться по Num-клавиатуре)
[.] или [5] отдых один ход
[<] вверх (по лестнице)
[>] вниз (по лестнице)
[,] подобрать
[@] вкл/выкл автоподбор
[$] показать количество золота
[+] список заклинаний
[O] (options) настройки
[i] (inventory) инвентарь
[Ctrl+X] информация о себе
[a] (apply) использовать
[W] (wear) надеть элемент одежды
[A] (armor) или [T] (take off) снять элемент одежды
[P] (place) надеть аксессуар
[R] (remove) снять аксессуар
[e] (eat) есть
[q] (quaff) выпить
[Q] (quiwer) приготовить предметы для стрельбы
[f] (fire) выстрелить
[d] (drop) выбросить
[t] (throw) бросить (куда-то)
[k] (kick) пнуть
[r] (read) прочесть
[z] (zap) использовать волшебную палочку
[Z] (zap) колдовать
[o] (open) открыть дверь
[c] (close) закрыть дверь
[p] (pay) заплатить
[l] (loot) исследовать контейнер
[s] (search) обыскать окрестности
[u] (untrap) обезвредить ловушку
[w] (wield) взять оружие
[x] (exchange) взять альтернативное оружие
[E] (engrave) писать на полу
[C] (call) дать имя питомцу
[Ctrl+T] (teleport) телепортироваться
[j] (jump) прыгнуть
[S] (save) сохранить и выйти
[Alt+q] или [#quit] убить себя и выйти без сохранения
[Alt+?] или [#?] список длинных команд
[Alt+e] или [#enhance] окно навыков
[Alt+c] или [#chat] поговорить
[Alt+d] или [#dip] окунуть предмет в жидкость
[Alt+f] или [#force] выломать замок
[Alt+i] или [#invoke] взаимодействовать по-особому
[Alt+m] или [#monster] спецспособность монстра
[Alt+o] или [#offer] принести в жертву на алтаре
[Alt+p] или [#pray] молиться
[Alt+r] или [#rub] потереть
[Alt+s] или [#sit] сесть
[Alt+t] или [#turn] обратиться в нежить
[Alt+2] или [#twoweapon] взять альтернативное оружие во вторую руку
[Alt+w] или [#wipe] вытереть лицо полотенцем
[#ride] оседлать
Более подробное руководство можно найти на русском фан-сайте
Как только игрок справится с этими небольшими сложностями и начнёт запросто скакать по подземелью в поисках приключений, то сразу поймёт: первое впечатление его не обмануло. NetHack действительно сложна. Как любой истинный рогалик, эта игра беспощадна к ошибкам. Сохраняться можно только при выходе из игры, смерть персонажа безвозвратна (если только не припрятать сохранение). Выбиваешь все двери ногой? Рискуешь получить мощный магический разряд от торговца, в магазин которого, оказывается, вломился. Любишь вычищать весь лут в подземелье? Амулет удушья или неснимаемая повязка на глаза быстро отучат подбирать с пола что попало. Тут мы подходим к другой интересной особенности игры: исследованию.
Когда герой впервые поднимает какой-то предмет, то знает только его внешние характеристики. Тонкое серебристое кольцо, например. Есть много способов узнать реальные свойства вещи, но проще всего использовать её. К примеру, зелье можно выпить, разбить, окунуть в него какой-нибудь предмет. Представьте, что нашли склянку со светло-зелёным пузырящемся зельем. Запустили им в какого-то тролля — и он стал невидимым! Теперь такие же вещи в инвентаре будут сразу отображаться как "зелье невидимости". А еще теперь за вами гоняется невидимый тролль, удачи.
Для каждой новой игры соответствие «внешность вещи — свойства вещи» различается (за некоторыми исключениями). Нигде просто так не будет написано «сапоги левитации», «прóклятый невыбрасываемый тяжеленный валун» или «свиток случайного превращения», вместо этого изначально будет видно «кожаные сапоги», «серый камень» и «неизвестный свиток». Каждый раз придётся заново выяснять свойства на практике. И это весело! Что может быть веселее, чем в разгар битвы необдуманным действием случайно превратиться в чёрного дракона? (разорвав на себе одежду и разбросав инвентарь по полу)
ASCII-графика, высокая сложность, перманентная смерть, случайная генерация подземелий и необходимость выяснять свойства предметов в деле — многое из описанного есть и в других rogue-like играх. Так чем же NetHack выделяется на этом фоне? Разнообразием, проработанностью и ещё раз разнообразием. Вещей, монстров, классов, заклинаний — всего этого в игре невероятно много, и они отличаются друг от друга не просто названиями и горстью статов, почти ни одна деталь не обходится без важной особенности.
Не все монстры аггресивны, с некоторыми можно даже поговорить. А с суккубами и инкубами вообще можно заняться любовью. (Точнее, придётся заняться, обычно героя не спрашивают. Если вы понимаете, о чём я.)
Нимфы, например, не станут просто атаковать, они крадут вещи из инвентаря и телепортируются. Причём в первую очередь почему-то крадут зеркальце, если есть.
Немало «разумных» противников будут подбирать лут и использовать пытаться использовать его против игрока. Кроме того, «разумные» часто ведут себя по-человечески: копят деньги, сбегают от опасности, следуют за своим лидером.
Да и обычные монстры блещут собственными особенностями. К примеру: голем из бумаги после смерти распадается на чистые свитки; бродячий вихрь заключает персонажа в клетку из ветра; огненный элементаль в первую очередь будет атаковать водного элементаля; единорога вообще можно использовать для проверки стоимости предметов (они питаются исключительно драгоценными камнями).
Кошек и собак можно приручать и тренировать приносить предметы. Можно даже натаскать их красть вещи из магазина.
А ещё можно кататься на пони.
Начать игру можно за один из множества классов. Здесь есть не только обычные волшебники, рыцари, рейнджеры и так далее. Можно проходить игру за монаха, пещерного человека или, скажем, туриста. Турист отправится покорять подземелье с фотоаппаратом (ослеплять врагов вспышкой), кредитной картой (вскрывать запертые двери), открывалкой для консервов (консервы открывать, собственно) и полотенцем (незаменимо. Читайте «Автостопом по галактике»). По мере прохождения можно прокачивать любые навыки и использовать любые вещи, но первоначальный выбор всё равно сильно повлияет на стиль игры. Чуть не забыл: на старте предложат выбрать не только имя и класс, но также расу и религиозную принадлежность (хаосу, порядку или нейтральную). Это повлияет на характеристики персонажа и на отношение богов и «разумных» монстров к герою. Например, дварфы не нападут на другого дварфа без причины.
Тысячи его! Кольца, свитки, жезлы, шлемы, плащи, консервы, очки, амулеты, зелья, музыкальные инструменты, сумки, фонари, луки, метательные предметы, перчатки, драгоценные камни, мечи… Подземелье просто ломится от барахла. Если бы я вдруг задался целью перечислить весь существующий в игре лут, то список получился бы куда длиннее этой статьи. В этом месте я уж было собирался назвать какие-нибудь особо интересные штучки, но не смог выбрать. Все интересные!
Да, герой способен колдовать (иногда). А если не способен, то на помощь придут союзники, волшебные палочки и одноразовые свитки. Помимо банальных фаерболов, в арсенале опытного волшебника найдутся средства и по-веселее. Например, заставить всех монстров в округе нападать друг на друга. Или мгновенно приручить своего врага. Или телепортировать его куда подальше. А как вам заклинанание превращения камня в плоть? Оно позволяет оживлять статуи и делать сытные куски мяса из камней. А о возможностях мага, способного трансформироваться в других существ, и говорить нечего.
Помимо продирания сквозь орды монстров в игре найдутся и другие занятия. Скажем, приносить жертвы своему богу на алтарях, или проходить небольшие квесты и решать головоломки. Скучать не придётся: жизнь героя обычно слишком коротка для скуки.
Разработчики предусмотрели все, абсолютно все способы использовать и комбинировать разнообразное богатство внутреннего мира. Если наберёте команду «съесть», то игра спросит: «Что съесть?». Не стесняйтесь, попробуйте съесть свои сапоги, кольца, труп поверженного противника и пару камешков впридачу. Нет ничего, что не было бы предусмотрено заранее. Например, можно писáть на полу чем-нибудь, но оставить надпись жезлом отмены не удастся — буквы будут исчезать. Возможности игры безграничны. Можно попробовать сыграть на дуде монстрам-змеям и с удивлением обнаружить, что змей удалось загипнотизировать. Прикосновение кокатрикса превращает героя в камень, но можно в перчатках подобрать тело этого монстра и бить им врагов — они будут каменеть. Если попасть под заклинание полиморфа и превратиться в любого из существующих монстров, тогда все особенности этого монстра тоже можно будет использовать! Например, дышать огнём и откладывать яйца за дракона, перекидываться в волка оборотнем или притвориться предметом за мимика.
Именно из-за NetHack получил распространение акроним YASD (Yet Another Stupid Death, Ещё Одна Глупая Смерть). Помните труп кокатрикса, который можно носить в руках? Будет грустно, если упасть с лестницы и уронить его на себя. Или можно случайно попасть во время битвы метательным кинжалом в ручного демона и невовремя получить могущественного врага в его лице. Я уж не говорю о таких обыденных вещах, как «переел шпината, подавился, задохнулся и умер». Как-то раз я играл могучим варваром, который раскидывал десятки гномов как котят, но погиб от одного-единственного дротика. Просто дротик был сильно отравлен, а я не заметил. Большинства неудач можно избежать, нужно только не торопиться, быть внимательным и не рисковать напрасно. Выполнить эпичный квест и погибнуть из-за того, что забыл поесть, конечно, не особо круто. Но проигрывать можно и весело. Например, загадывая желание джинну, случайно написать «death», вместо «undeath». А галлюцинации в игре делают смерть куда более вероятной и всегда незабываемой.
Первая версия игры NetHack была выпущена в дремучем 1987 году, а последняя версия на момент написания этой статьи вышла в 2003. Впрочем, совсем недавно, в сентябре 2014 года, разработчики подтвердили слух, что готовится новое крупное обновление игры.
С самого начала разработка игры была открытой, а коллектив создателей всё время менялся. Даже название игры отражает этот факт: Hack значит "рубить", от "Hack & Slash", а Net означает "сеть", потому что разработчики работали сообща через Интернет. В 1987 году такой метод создания игры не был обыденным, мягко говоря.
Сейчас NetHack реализован на множестве платформ и имеет несколько прямых ответвлений. Пожалуй, самое известное — Slash`EM, причём некоторые фичи этого форка перекочевали обратно в NetHack. Для всех мыслимых операционных систем есть своя реализация. Мобильные девайсы тоже не остались обделёнными. Для яблок есть iNetHack, а для вёдер имеется целых два полноценных порта: копирующий компьютерную версию и похожий на яблочную версию. Windows Mobile и Windows Phone тоже не отстают.
Отдельного упоминания стоят графические оболочки. Официальная версия игры для персонального компьютера всегда сопровождается возможностью включить тайловую двухмерную графику.
Тайловая графика под Windows
Тайловая графика под Linux, Ubuntu и прочие *Unix-овые платформы
Есть и другие варианты, помимо официального, даже не двухмерные. Первая попытка реализовать изометрическое 3D была предпринята на OpenGL и выглядела так:
Не впечатляет? Тогда поглядите на Vulture's Eye!
Совсем другое дело, не так ли? Дальше — больше. Полноценное 3D!
Логично задаться вопросом: «А почему графические версии не стали популярнее текстовой?». К сожалению, я не могу этого объяснить, хоть и сам играю в текстовую. Наверное, они просто не получили такой популярности. Релизы новых версий игры нельзя назвать «громкими» даже в кругу поклонников.
NetHack — это классика. Если знаешь NetHack, то и в любом другом рогалике разберешься с первого захода. Хоть поначалу он может показаться тяжёлым для понимания, но это всё же не Dwarf Fortress в плане сложности. Управлять героем просто, сложно достигнуть мастерства и пройти игру до конца. Раз за разом входя в NetHack, открываешь для себя что-то новое. А начинать заново придётся часто. Прежде чем достать Амулет Йенора с последнего уровня подземелья, игрок сотню раз увидит эту надпись:
You die... Do you want your possessions identified? [y/n]
Лучшие комментарии
Я как-то под галюнами случайно торговца забил, приняв его за мимика. Не заметил, как мой пёс погиб в этом бою, и съел его труп, приняв за сухой завтрак.
С меня плюс и в пост, и в профиль :)