Может ли игра быть известной и неизвестной одновременно? Ещё как! У такой игры обычно есть своя вики, энтузиасты клепают к ней моды всех калибров, а раздачи на трекерах никогда не остаются без сидов. В комментариях эту игру знает каждый первый, а все похожие игры называют «клонами». Но когда открываешь для себя такую игру, запоминающуюся и интересную, со всеми её фанатскими форумами и горой сопутствующих материалов, впору задать себе вопрос: «Как так получилось, что я впервые обо всём этом слышу?»
Обычно в качестве "Известной Неизвестной Игры" для статьи я выбираю такую, которая ещё не освещалась на stopgame. В случае же Space Station 13 на сайте есть аж 7 обзоров! (Уже не меньше восьми, если вы читаете эти строки). Это сравнимо с количеством постоянных игроков в первые годы существования игры. Да и сейчас, когда суммарный онлайн на всех серверах мира обычно выражается трёхзначной величиной, количество отзывов и рецензий в интернете не отстаёт от этой цифры. А всё оттого, что, поиграв в Space Station 13, просто невозможно не поделиться впечатлениями.
Фан
На космической исследовательской станции бурлит жизнь. Исследователи исследуют, грузчики грузят, химики химичат. Охранник обезвреживает шахтёра, который гонялся за клоуном, который отобрал у шахтёра кирку, которой клоун ударил повара за то, что он отравил клоуна подозрительным желе. Всех этих героев вскоре подберёт срочная команда медиков во главе с главврачом (всех, кроме охранника, который подскользнулся на мокром полу и улетел в широко открытый шлюз стараниями секретного агента Синдиката, скрытно работающего на станции уборщиком). Каждый персонаж управляется игроком, который обязан отыгрывать выбранную роль. Поэтому обычный адвокат не станет рваться в бой на световых мечах, а глава персонала не может самостоятельно разработать вакцину от смертельного вируса. Точнее, они могут, но не станут этого делать, если не хотят навлечь на себя гнев администраторов сервера.
Идёт капитан к отбытию. Видит — токсины горят. Зашёл в них и сгорел.
Исследователи огнеопасных газов взорвали свой отдел. Опять. Кэп заметил пожар и решил разобраться с ним — он же тут главный! Никто не объяснял капитану, под каким давлением горящие газы заперты в отсеке.
Space Station 13 — исключительно сетевая игра. Компьютерных игроков здесь не может быть в принципе (пока в мире не создадут полноценный искусственный разум). Отыгрыш роли (roleplay) сам по себе делает игру очень многоликой. Вот вредный старик завхоз. Вот ботаник-раздолбай. А вот очкарик исследователь, панически боящийся пришельцев, женщин и руководства. Даже бортовой интеллект корабля отыгрывается человеком. Никогда не угадаешь, какую задумку кому-то придёт в голову воплотить в этот раз. Пока где-то под руководством начальника исследовательского отдела тестируют комплекс средств для выживания в вакууме без скафандра, какой-то ассистент пробирается в комнату со спящим капитаном и оставляет того в наручниках и с ящиком на голове.
Мне казалось, что стать подопытным в передовых генетических ислледованиях — хорошая идея. Первые сомнения закрались, когда генетик выволок из модификатора громко матерящегося лысого верзилу, светящегося изнутри. Тот немедленно забился в судорогах и вскоре потерял сознание. Генетик невозмутимо оттащил его в клетку с лабораторными обезьянами и пригласил меня занять место в модификаторе.
Первое, что делает генетик на своей работе — превращает лабораторную обезьяну в человека. Потом, манипулируя её генами, смотрит на получившийся результат. Судороги и спонтанные ругательства — это побочная мутация, синдром Туретта.
Но Space Station 13 не была бы и вполовину такой интересной, если бы базировалась лишь на изобретательности игроков в этой песочнице. Дело в том, что игра проходит отдельными раундами, и почти каждый раунд происходит что-то опасное и необычное. Например, по станции начинает распространяться смертельный вирус. Или чужие. Или бунт. Или ИИ корабля сходит с ума и пытается убить всех людей. Атака спецотряда Синдиката, заговор загадочных культистов, пожирание станции загадочным супер-существом — всевозможных катастроф множество, я не стану перечислять их все, большинство из них заканчивается одинаково: хаос, паника, массовая эвакуация и много, много драмы (трагедия понарошку, веселье по-настоящему). Вдобавок, зайдя в игру, можно обнаружить, что тебе выпала роль предателя (traitor). В таком случае у тебя есть конкретные задания (убить игрока Alan Nevelly и украсть чертежи станции, например) и набор крутых шпионских гаджетов. С парочкой предателей в команде любая катастрофа становится ещё эпичнее. Хотя даже справившись с разрушительными обстоятельствами, команда обязательно сама себя доведёт до проблем: то сингулярность из двигателя вырвется на свободу, то ядовитый газ попадёт в атмосферу. Обычно раунд заканчивается, когда шаттл эвакуации спасёт выживших, сумевших до него добраться. Длится раунд примерно от 20 минут до 2 часов.
Один мой знакомый сбежал с тюремного спутника при помощи перчаток, отвёртки и такой-то матери. К сожалению, он погиб, когда рассказывал об этом в баре за стаканчиком экспериментального коктейля с серной кислотой.
От этого коктейля погибло немало народу. Просто кто-то добавил лишний нолик в рецепт напитка на вики для Space Station 13. (И один мой знакомый в самом деле сбежал с тюремки как-то так)
За всем этим весельем наблюдают модераторы и администраторы сервера. Они внимательно выискивают игроков, нарушающих правила поведения. А заодно добавляют немного разрушений, если очередная катастрофа покажется им недостаточно впечатляющей. Иногда вместо привычных бед они устраивают необычные события. Например, может понадобиться временно приютить девочку со сверх-способностями, или исследовать загадочный инопланетный артефакт. А может быть скучающий админ просто раздаст каждому по лазерной пушке и скажет «Fight».
- Профессор Горски, у Вас есть результаты аутопсии жертвы?
- Да, детектив, только что закончил. Глубокое сканирование тела показало, что потерпевший погиб в результате травм, полученных от 74 ударов маленьким тупым предметом, предположительно кислородным баллоном.
ЗАБОЛОНИЛИ, если коротко. Убить баллоном или ящиком с инструментами может каждый, но понадобится много-много раз щёлкать мышкой.
К сожалению, ещё игра отличается чудовищной графикой, адовым управлением и бесконечными тормозами. Space Station 13 писалась многими людьми независимо друг от друга на очень нестандартной социально-игровой платформе BYOND (Build Your Own Network Dream). Игра, по сути, создавалась фанатами. Space Station 13 чем-то похожа на нагромождение любительских модов к себе самой. Иногда отдельные части плохо взаимодействуют друг с другом, особенно новые. Чтобы объяснить, почему всё так плачевно, мне придётся окунуть читателя в непростую историю создания сего творения.
Охранник шёл к ботанику, чтобы арестовать его за выращивание наркотической травы. Заглянул в отсек, а там помидоры жуют. Ну он доложил шефу и пошёл дальше. Подумаешь — в гидропонике помидоры жуют тело ботаника.
Одна из разновидностей помидоров, которые можно вывести — томаты-убийцы. Этих тупых и опасных существ почти невозможно уничтожить: их защищает криворукость кодера, который их придумал.
История
Рождение Space Station 13 скрыто туманом. Мне пришлось провести целое расследование, чтобы более-менее проследить развитие игры. Итак, всё началось с некой личности под ником exadv1. Трудно сказать, много ли он сделал. Ходят слухи, что он просто готовил какую-то самостоятельную работу по распространению газов для университета. Я заглядывал в код игры и склонен верить этому слуху — часть, ответственная за атмосферу, совсем не похожа на всё остальное и больше подойдёт для иллюстрации научного проекта, чем для игры. Тем не менее он выпустил это на проклинаемый кодерами BYOND в начале 2003 года, и несколько никому не известных людей что-то делали на единственном сервере. Исходный код постоянно переходил из рук в руки и изменялся. Со временем он даже действительно стал похож на игру, обзавёлся большой картой, и около десятка игроков иногда собиралось на ней вместе. К 2005 году было реализовано немало: основные профессии, трейторы, плазма и другие фишки. И тут исходный код потерялся. exadv1 не знал, где он, да ему тогда было уже всё равно.
К счастью, некая героическая личность (ник я найти не смог) восстановила игру почти в полном объёме. То ли он выцеплял ресурсы, играя на пока действующем сервере, то ли просто хорошо попросил данные у Тома Хейра, автора BYOND. В 2007 игрой заинтересовались на форумах Something Awful, но понадобится регистрация и доступ к архивам, чтобы в попытаться в этом хаосе найти первые темы о Space Station 13. Необычная концепция привлекла множество игроков. Разработка шла ни шатко, ни валко, пока кто-то не догадался опубликовать исходники на sourceforge.net для свободной модификации в 2008 году. С этого момента игра начала развиваться со скоростью раковой опухоли (и примерно в том же направлении). Новшества добавлялись в безумном потоке идей, отбрасывались, переписывались. Сервера Goonstation (или Gibbed) прекрасно отражали суть и стиль самого Something Awful: там можно было кидаться фекалиями, насиловать пришельцов и тому подобное. Разработчики появлялись и исчезали, оставляя в наследство куски кода, работающие на жвачке, запятых и воображении.
Это чудо. Это ё*аное чудо, что игра вообще скомпилировалась.
— Tom Hehre, создатель движка BYOND
Примерно такими были первые слова Тома в сообществе Goonstation.
Примерно в 2010 анонимусы с форчана решили устроить свою собственную станцию. Но взялись за реализацию не обычные жители форчановской клоаки, а ролевики. Они добавили отыгрыш и привели в порядок всё, до чего дотянулись. 4chan один из самых популярных сайтов интернета, и разработка /tg/station велась ещё быстрее, хотя это трудно себе представить. Код переписывался на треть едва ли не ежемесячно. Вскоре от них откололись Baystation 12 с очень строгим отыгрышем и трёхэтажной станцией. Вместе с Goonstation, развитие которой тоже не стояло на месте, эти три форка являются столпами игры. Они постоянно смешиваются, крадут друг у друга особенности и перебрасываются забаненными игроками. От этих серверов берут начало бесчисленное множество других реализаций игры. Вряд ли сейчас какие-либо из них имеют что-то общее с первой версией от exadv1.
Согласно бэкграунду на серверах Goonstation и /tg/station, искусственная гравитация на станции поддерживается клоунами. Самим фактом их существования.
Большинство начальников охраны на серверах Goonstation и /tg/station полагают, что все клоуны совершают преступление. Самим фактом их существования.
Клоун — это профессиональный тролль и грифер. У него есть все возможности, чтобы покалечить кого-нибудь своими «розыгрышами». Объяснять, зачем они нужны с точки зрения сюжета, бесполезно — они нужны только для экстремального фана.
Особого упоминания стоит игровое сообщество, которое вобрало в себя все лучшие худшие черты анонимного общения. Игроки в Space Station 13 ненавидят друг друга. Абсурдный угар и тотальное презрение пронизывают всё общение, от обычного обсуждения чьих-то мам на форумах, до раздачи админами пожизненных банов. На этом фоне не сильно выделяется и крупное русское сообщество Animus Station 13. Существуют также не такие крупные Soviet Station и Nanotrasen Station (а куда ссылочка-то ведёт, лол), но кому какое до них дело? Новичков-ассистентов не любят за дурацкие вопросы и отсутствие отыгрыша, старичков-ролеплееров за замкнутость в своём кругу известных игроков, а остальных не любят просто так. Заранее.
Ассистент услышал крики о помощи из глубин церковного отсека. Корабельный священник оказался заперт в тесной нише за стеклянной перегородкой. Он попросил нажать на кнопку, открывающую дверь. Ассистент нажал. Через секунду он уже провожал взглядом вопящего священника, которого вынесло в открытый космос через внезапно открывшуюся за его спиной дыру.
Эта «ниша» предназначалась для торжественного отправления покойников в последнее путешествие. Ну не знал ассистент, что дверь открывалась другой кнопкой.
Надеюсь, я не слишком отпугнул читателя, потому что несмотря на все сложности, Space Station 13 стоит того, чтобы надолго в ней зависнуть. Двух одинаковых раундов не бывает. SS13 — как бесконечный сборник эпичных историй. После нескольких игр невозможно отделаться от желания рассказать кому-нибудь о своих похождениях. Только вот важный совет: чтобы сразу легко и задорно влиться в игровой процесс, сначала всё-таки почитайте руководства и вики.
P. S. Играя, я обычно не задерживаюсь на одной игре долго, «высасывая» все возможности до дна за десяток насыщенных дней. В Space Station 13 я играл суммарно почти год. И это самая лучшая из всех возможных рекомендаций, какие я только могу дать игре.
Лучшие комментарии