27 сентября 2014 27.09.14 5 3811

Алан Пинкертон – его дело, тогда и сейчас

+9

Как то я написал об ограблениях и хотел выложить текст о частном сыске. Но забыл, а теперь решил восстановить справедливость. Может показаться что это копипаста. Отчасти это так и есть (даже по большей части это так и есть). Исходник был хорош и даже перерабатывать и дополнять что-либо было затруднительно.

Профессия частного детектива сравнительно молода, хотя частные охранные предприятия известны в Европе с XVIII века, а сама по себе охрана людей и их собственности существовала и в древнейшие времена. Можно считать, что частный сыск своим появлением обязан Эжену Франсуа Видоку. Этот неординарный человек жил во Франции в первой половине XIX века и известен в нашей стране главным образом по фильму «Видок» с Жераром Депардье в главной роли.

Поначалу Видок был обычным уголовником — зарабатывал на жизнь воровством, грабежом и разбоем. В 1808 году Видок попал в тюрьму, из которой смог выбраться лишь одним способом — став полицейским информатором. Он оказался гениальным провокатором и сдал полиции не одного преступника. В 1812 году Видок предложил организовать особое подразделение из таких же, как он, мастеров работы под прикрытием. В Париже под его началом была создана «Бригада доверия», состоящая из 12 сыщиков, многие из которых имели уголовное прошлое. Прекрасно зная мир преступности, Видок сумел нанести ему тяжелый удар. За один лишь 1817 год его подразделение арестовало 811 правонарушителей, включая 15 убийц и 38 скупщиков краденого.

Чем громче была слава Видока, тем больше у него было завистников среди полицейского руководства. В 1832 году его обвинили в том, что он сам организует преступления, чтобы потом с блеском их раскрывать. Неизвестно, насколько эти обвинения были справедливыми, но, так или иначе, Видоку пришлось оставить службу. Однако 57-летний сыщик был еще полон сил и на покой не собирался. В 1833 году он основал фирму «Сыскное бюро» — фактически первое в истории детективное агентство. Бюро специализировалось на экономических преступлениях. Видок брался за расследование финансовых мошенничеств, а также за поиск скрывшихся должников и весьма преуспел: за первые два года работы он сумел вернуть своим клиентам порядка 60 тыс. франков. Секрет успеха был все тот же: Видок нанимал для работы в бюро бывших жуликов, которые прекрасно знали мошеннические уловки. Этим бизнесом Видок занимался до самой своей смерти в 1857 году и успел заработать не только славу, но и немалые деньги, ведь каждый раз, возвращая клиенту украденное, он брал себе определенный процент с этой суммы.

Видок преуспел благодаря тому, что верно оценивал ситуацию. Он прекрасно понимал, что многие люди, попавшие в беду, не идут в полицию, потому что боятся огласки, потому что не хотят связываться с государственной бюрократической машиной и, наконец, потому что не верят в успех расследования, которое будут вести люди, слабо заинтересованные материально в его успехе. Зато в частном сыскном бюро клиент получал гарантию полной конфиденциальности и, конечно, понимал, что сыщик заинтересован в добросовестном выполнении контракта, а не в высоких показателях раскрываемости преступлений, что часто вредит делу. Вместе с тем клиент обычно рассчитывал, что частный детектив, если надо, преступит закон, лишь бы добиться цели. Видок, например, славился умением действовать, выходя за рамки закона, что давало клиентам дополнительную уверенность в конечном успехе его следственных мероприятий.

Знаковой фигурой в истории частного сыска стал знаменитый Алан Пинкертон, основавший свое дело в 1850 году в Чикаго. Впрочем, его агентство никогда не было чисто детективным. Его «детективы» представляли собой хорошо вооружённую армию наёмников. Занимались они охраной важных персон, выслеживали грабителей, сопровождали караваны и дилижансы. Не аналог BlackWater конечно. Люди у Пинкертона были как доктор Кинг Шульц (Джанго: Освобождённый). Это к тому что они не занимались расследованием запутанных представлений и поиском хитрых ребят вроде Мориарти. За место интеллигентного немца в возрасте, являли собой сотню головорезов. В частности, бойцы Пинкертона в начале Гражданской войны между Севером и Югом охраняли Авраама Линкольна, который благодаря их талантам сумел избежать покушения и был убит как раз после того, как его охрану перепоручили военным.

После смерти Алана Пинкертона в 1884 году его компания переквалифицировалась на подавление забастовок и защитой штрейкбрехеров от разгневанных рабочих (Букер ДеВитт из Bioshock Infinite занимался именно этим). На полицию тогда никаких надежд не возлагали. А частные детективные агентства, которые в те годы по факту были отрядами наёмников, пришлись очень кстати. Фирма во главе с Джоном Фарли занималась только забастовками, и немало преуспел в этом. Средняя цена пакета антизабастовочных мероприятий составляла $300 тыс., а всего контора Фарли погасила 35 стачек. К 1914 году Джон Фарли был мультимиллионером. Таким образом, в конце XIX века многие американские детективные агентства являлись скорее частными силовыми структурами, чем собственно сыскными учреждениями. Существование таких частных армий наконец обеспокоило Конгресс США, и в конце XIX было принято несколько законов, запрещавших нанимать подобные организации с целью организации вооруженной охраны.

Но к XX веку экономика США начала подниматься, а условия труда улучшаться. И детективом пришлось вспомнить значение слова «сыщик». Правда, расследовать загадочные и мрачные преступления в духе рассказов о Шерлоке Холмсе приходилось нечасто. Самым распространенным заказом являлась добыча доказательств супружеской измены, без которых в те времена развод был почти невозможен. Агентства регулярно занимались фабрикациями таких дел.

Вот что писала New York Times в 1910 году: «Один бруклинский республиканец из политических соображений решил развестись с женой, дабы жениться на другой женщине… Муж рассказал о своих намерениях бруклинскому детективному агентству, и тотчас привлекательный молодой человек, работавший в этом агентстве, отправился в дом, где жена снимала квартиру». А известный в конце XIX века лондонский сыщик Гарри Бенсон содержал для этого дома свиданий, а также имел под крылом целый штат альфонсов и проституток, которые при необходимости могли предоставить компромат на любого из своих клиентов.

Справедливости ради надо сказать, что частные детективы не раз доказывали свою эффективность и в других делах: пропавших людей и похищенные вещи они часто находили быстрее кадровой полиции, поскольку были лично заинтересованы в результатах своих поисков. При этом они не гнались за всенародной славой, даже самые крупные успехи сыщиков-индивидуалов не становились достоянием гласности, что их клиентов полностью устраивало.
В двадцатом веке услугами частных детективов всерьёз заинтересовалось правительство. В 1921 году президентом США стал Уоррен Гардинг, который назначил на пост директора ФБР известного Чикагского детектива Уильяма Бёрнса (он был первым после Пинкертона кто смог попасть на самый верх). Но занимался он тем, что покрывал друзей Гардинга которые приватизировали нефтяное месторождение, считавшееся сырьевым резервом флота США. В 1923 году об этом стало известно широкой общественности, и Бёрнс вылетел с нагретого места.

Но один из его людей превзошёл дурной репутацией своего босса. И звали его Гастон Минс (он, кстати, засветился в эпизоде «Подпольной империи»), и обладал редким но полезным талантом – красиво и убедительно врать. Карьеру он начал школьным учителем, но переквалифицировался в коммивояжера, а затем и в детектива. В 1911 он работал на нью-йоркское агентство. Но в основном он только сочинял красочные доклады и рассказывал о внезапных поворотах в порученных ему делах. Во время Первой Мировой он с таким же успехом водил за нос германскую разведку которой скармливал истории о заговорах и шпионах, отрабатывая свои сто баксов в день. После войны он работал на Мод Кинг – молодую вдову. Из которой успешно тянул деньги. Когда Кинг заподозрила неладное, то во время прогулки с Минсом мисс Кинг погибла от пули, выпущенной из своего же пистолета. На суде Минс врал так убедительно, что присяжные поверили, будто Мод Кинг сама себя случайно убила выстрелом в спину. Работая на Гардинга, он занимался тёмными делишками, за что и сел на 2 года.

Выйдя из тюрьмы он на шёл богатых клиентов для которых искал призрак коммунизма. Очень скоро он «разоблачил» двух агентов и начал их разработку. В ходе расследования он несколько раз похищал секретные документы, но агенты крали их у него. Наконец он заявил, что один шпион застрелил другого, а документы сжег.

В 1932 его наняла жена Чарльза Линдберга, который первым в мире перелетел через Атлантику. Она не надеялась на полицию, и наняла Минса что бы тот нашёл её похищенного ребёнка. Минс мгновенно вышел на похитителей, и по старой схеме начал сочинять доклады о том, что он вот-вот вернёт ребёнка. Он вытянул у семьи кучу денег. Но выяснилось что младенца убили почти сразу после похищения, а значит вся история Минса ложь. Он попал в тюрьму, где и умер.

Следующим знаменитым президентским сыщиком стал Энтони Уласович при Никсоне в 1969. И стал личным сыщиком президента. А до этого работал в полиции Нью-Йорка, где и набрался опыта. Теперь в его обязанность входила охрана первых лиц государства таких как Дуайт Эйзенхауэр, певец Поль Робинсон, кубинский диктатор Фульхио Батиста и даже Никита Хрущёв в 1960. Но он также и подчищал за начальником и собирал компроматы на конкурентов. Но в 1974 Энтони погорел на даче взяток свидетелям взлома демократической партии. Что только приблизило импичмент Никсона, после чего Энтони отстранили от вашингтонских дел.

Не менее популярны частные детективы были и остаются у Голливудских звёзд. Одним из первых был Фред Оташ, который в 1960-е ушел из полиции нравов Лос-Анджелеса. И стал частным детективом. За время службы он завёл дружбу с мафиозным заправилой Лос-Анджелеса Микки Коэном, и местной богемой, которая попадалась с наркотиками и т.д. В его клиентах числился Фрэнк Синатра, а также мафия по чьему приказу он следил за Мэрилин Монро. И даже, возможно, собрал компромат на неё и Джона Кеннеди, который продал ЦРУ после смерти актрисы.
Но самым знаменитым голливудским детективом за все время существования «фабрики грез» является Энтони Пелликано. В высший свет он попал в 1977 с подачки Элизабет Тейлор, после того как нашёл урну с прахом его мужа. С тех пор Пелликано стал «решателем проблем», как он сам себя называл, а его клиентами — звезды кино и спорта. Чаще всего он занимался тем, что гасил скандалы, выкупая фотографии у папарацци и жареные материалы у журналистов. Также он умело затыкал рты свидетелям. К примеру, знаменитый О’Джей Симпсон незадолго до убийства его жены нанял Пелликано, чтобы заставить замолчать свою секретаршу, которая обвиняла его в грубом и оскорбительном поведении. Детектив дал ей денег, и она замолчала. Кроме того, Пелликано, получив заказ на оперативную разработку какой-нибудь знаменитости, нередко тут же являлся к «заказанной» звезде за отступными. Желая иметь коллекцию компромата он записывал телефонные разговоры Сильвестра Сталлоне, Тома Круза, Николь Кидман и многих других звезд. Попался же он только в 2002 году, когда нанял бандита, чтобы запугать журналистку, готовившую скандальный материал о его клиенте Стивене Сигале.

Но возвращаясь к классическим детективам, о которых пишут рассказы и романы. А занимаются они в основном мелочью, за которую полиция не возьмётся из-за своей загруженности. Например поиск похищенных ценностей (электроника, драгоценности). А вот в Техасе «Детективное агентство Мейера» спасло от тюремного заключения молодого человека, который обвинялся в совращении несовершеннолетней. Детективы установили, что 14-летняя обвинительница с 12 лет сама совращала всех, кто попадался на ее пути, а в данном случае организовала классическую подставу, надеясь на отступные. А обращаются к ним, поскольку детектив материально заинтересован в успешном расследовании.

Видок преуспел благодаря тому, что верно оценивал ситуацию. Он прекрасно понимал, что многие люди, попавшие в беду, не идут в полицию, потому что боятся огласки, потому что не хотят связываться с государственной бюрократической машиной и, наконец, потому что не верят в успех расследования, которое будут вести люди, слабо заинтересованные материально в его успехе. Зато в частном сыскном бюро клиент получал гарантию полной конфиденциальности и, конечно, понимал, что сыщик заинтересован в добросовестном выполнении контракта, а не в высоких показателях раскрываемости преступлений, что часто вредит делу. Вместе с тем клиент обычно рассчитывал, что частный детектив, если надо, преступит закон, лишь бы добиться цели. Видок, например, славился умением действовать, выходя за рамки закона, что давало клиентам дополнительную уверенность в конечном успехе его следственных мероприятий.

Этот принцип справедлив и по нынешний день. Его можно назвать основным условием успешного развитием этого бизнеса. И в ближайшем будущем работы у частных сыщиках не убавится.

Лучшие комментарии

Настоящий позор — здесь только Минс, Фарли и его последователи.
Гардинг на актера русского похож, не помню фамилию. А текст годный.
В основном позор профессии. Есть же наверное и порядочные ребята, но о них в газетах не пишут и в историях они не светятся.
Прочитал с интересном. И… вот, поскольку это все же игровой ресурс, хотелось бы видеть продолжение статьи (может, в виде серии постов) — с популярными частными детективами в играх и кино. Только не новые Шерлоки, пожалуйста, их так заездили уже…

И мои пять копеек: любимый детективный сериал времен детства, первая встреча с Брюсом Уиллисом!

Забавно, что только первый человек из списка, с которого все и началось, больше всего подходит под определение «частный детектив» или скорее то, что все под этим представляют.
Читай также