28 июня 2014 28.06.14 33 6956

[Мнение]Немного о стариках, которым не место в Фарго

+26

Автор того, старого фильма не смотрел, рецензий не читал и вообще мудак © Возможны спойлеры и желание убивать, осторожно!

Твоя беда в то, что ты прожил всю жизнь так, будто в ней есть правила. А их нет.

Бемиджи,- это городок в штате Миннесота, если что,- настолько мал, что обо всем происходящем в нем обычно тут же узнают все жители. Вдобавок, что-то значительное(а то, что мэр изменяет своей жене, или что тот парень ворует газеты вряд ли тянет на звание «значительного») тут происходит так редко, что весь городок приходит в экстаз только от одного упоминания этого самого «значительного».

В общем, теперь-то вы должны понять, почему весь городок так быстро узнал о том, что жену Лестера Найгаарда убили. Ну, как убили…

Как? Вы об этом еще не слышали? Тогда слушайте:

Лестер Найгаард,- да, да, это тот самый парень, что убил свою жену,- родился и вырос в Бемиджи. Коренной бемиджец, так сказать. Учился тут же, в городской школе Бемиджи. О том, как он учился в плане оценок сказать сложно(наверное, звезд с неба парень таки не хватал, иначе вряд ли остался бы в Бемиджи), но вот в плане отношений со сверстниками все просто – те его постоянно унижали. А больше всех его донимал Сэм Хэс, тот здоровенный бугай, что управлял транспортной компанией и, по слухам, был связан с бандитами из Фарго. В общем, Лестер был тем самым неудачником-омежкой с задних парт.

Впрочем, почему был? Найгаард вырос, закончил школу, женился и нашел работу, но неудачником быть так и не перестал. Все у него шло наперекосяк: жена – форменная стерва, донимающая его каждодневным мозго,- извините,- трахом, младший брат во всем лучше, стиралка никак не хотела чиниться, а страховки продаваться.

И вот тут-то, в один из самых потерянных и безнадежных периодов жизни Лестера, он опять встречается с тем самым Сэмом Хэсом. Да не одним Сэмом(тогда все возможно бы обошлось), а еще и его сыновьями. Такими же большими, тупыми и наглыми, как и их папаша. Опуская длительную сцену ностальгии по школьным денькам, переместимся сразу в важнейший пункт этой истории: травмпункт. Травмпункт, где сидит Лестер со сломанным носом(если вы думаете, что понимаете, что произошло – вы ошибаетесь). А также, травмпункт, где сидит Лорн Малво с разбитым лбом. И это вовсе не два травмпункта, а один, чтоб вы знали.

Ах, вы же не знаете кто такой Лорн… О том где родился и вырос Лорн Малво история умалчивает, о том, как он учился в школе – тоже, зато свидетельств, касающихся его нынешней работы, полно на кладбищах Миннесоты и окрестностей. Если вы до сих пор надеетесь, что он гробовщик – оставьте; несмотря на свидетельство пастора, Лорн — наемный убийца.

Если вас интересует, как Лорн Малво попал в больницу, то знайте: бандитские пули и ножи здесь не причем, во всем виновата самая обыкновенная автомобильная авария. Слишком быстро ехал, видите ли, и не заметил бедного олененка. Машина в кювет, олененок – к праотцам, а сам убийца отделался легким испугом и небольшой царапиной. Но. Не был бы Лорн Малво киллером, если бы все было так просто. Быстро Лорн ехал, потому что у него в багажнике лежал связанный и,- возможно, не столь важный факт,- абсолютно голый толстяк. Толстяка, к слову, потом найдут. Связанным, абсолютно голым и, к сожалению, абсолютно мертвым. Такие дела.

А теперь, дамы и господа, нам стоит вернуться к Лестеру, которого так хладнокровно покинули, в то время, как на соседнем сидении с ним сидел кровожадный маньяк Малво. Лорн, кстати, не только кровожадный, но еще и любопытный. Если опустить подробности – Лорн Малво спросил у Лестера Найгаарда, кто это его так побил. А тот ответил. «Сэм Хэс». Дурак и врун. Не мудрствуя лукаво, Малво спросил, не хочет ли Лестер, чтобы он, Лорн, убил обидчика? По воле случая, вопрос Лорна совпал по времени с вопросом медсестры «Лестер Найгаард здесь?», и судьба Сэма Хэса была решена. Через пару дней его убьют прямо во время потрахушек со шлюхой из местного борделя.

Наша жизнь, Лестер, — это красный прилив. Говно, которым нас кормят день за днем твой босс, жена и прочие, нас изматывает. И если за себя не постоять, не показать им, что ты еще примат, по натуре своей, по природе, тебя просто не станет.

Помимо предложения об убийстве, Лорн Малво тогда еще и произнес витиеватый монолог, который я опустил в предыдущем абзаце для… А, просто так, опустил, потому что я могу. Хотя часть его вы можете увидеть чуть выше. Так вот, в общем и целом, мысль того монолога сводилась к тому, что нужно постоянно показывать, что ты все еще зверь, если не хочешь быть неудачником. Вроде – банальность, но на Лестера Найгаарда сей спич, отчего-то оказал огромное влияние. Потянуло его убивать, видите ли.

Под руку Лестеру попалась его жена, достаточно глупая для того, чтобы орать на человека, у которого в руках молоток.

Вот так, в одну неделю в Бемиджи было совершенно аж четыре убийства(я описал три, понимаете?). Эти события всколыхнули не Бемиджи, нет, они всколыхнули всю Миннесоту, и отголоски их долгое еще время находились в штате, в виде запертых дверей и снятых с предохранителей ружей.

На этом моя история заканчивается, но не заканчивается история Лестера и Лорна. Хотите узнать – смотрите Фарго сами.

—… Или вы можете сесть в свою машину и уехать.
— И почему это вдруг?
— Потому что есть пути, на которые лучше не вставать. Раньше такие на картах отмечали «Здесь живут драконы». Теперь не отмечают. Но это не значит, что драконов там нет

Лестер и Лорн. Где кто, думаю, сами разберетесь.

А сейчас – время резкого перехода от рассусоливания сюжета к, собственно, тому ради чего вы здесь собрались. То есть, к основной части. Фарго – это новый сериал канала FX. Не стоит удивляться, если название покажется вам знакомым: Фарго – «сериальная» реинкарнация одноименного фильма братьев Коэнов 1995 года. Ну, или вы просто хорошо знаете географию американской глубинки.

Товарищи, видавшие виды и, попутно, тот самый старый фильм, легший в основу сериала, поговаривают, что сюжеты нехило так отличаются. И роднят их только место действия, да заставка, повествующая о том, что это все, типа, произошло на самом деле. На самом же деле, «Фарго» 95-го года все время незримо присутствует в этом сериале в виде воспоминаний старого копа об одном кровавом дельце. Но мы-то с вами прекрасно понимаем, о чем это он. Или нет?

Коэны и к этому проекту приложили свою руку(ни шекеля не упустят, чертяки), правда, в этот раз они всего лишь продюсеры. Хотя, «всего лишь» в данном случае лишнее, ибо даже как продюсеры братья оказывают на фильм огромное влияние. Сомневаюсь, что они смогли бы повлиять больше, будучи единственными и самодержавными режиссерами.

Если мыслить глобально, то Фарго(который «сериал», а не фильм) сводится к очень простой, до жути банальной и до дрожи в коленках «диснейлендовской» истории. Впрочем, даже в таком, сверхупрощенном, разрезе эта история остается лучше той, которая происходит на заднем плане, лучше истории о превращении Лестера из неудачника в лучшего страхового агента года(хотя я разницы не вижу :3). Лучше, потому что логичнее. Ведь добр…Ой.

Но что за идиот будет рассуждать о сюжете, рассматривая его в разрезе под микроскопом вместо того, чтобы полностью окинуть его взглядом? Иными словами – нельзя рассматривать сюжет глобально, ибо тогда даже сверхгениальнейшее произведение, скатиться в откровенный мусор. Суть, она, видите ли, в деталях.

А с деталями в Фарго никаких проблем нет. Особенно с теми деталями, которые творят магию и, – конечно, как без этого-то?– высокие рейтинги. Набор местных вещей такого уровня в принципе характерен для сферического фильма братьев Коэн в вакууме: куча крови и насилия, харизматичный психопат в качестве главного героя, абсурд и черный юмор. Много черного юмора и абсурда(эх, видели бы вы, КАК Лестер убивает свою жену).

Теперь, забудьте о перечисленном, и сосредоточьтесь на детали, скромно спрятавшейся между абсурдом и насилием. Это само по себе довольно показательно, ведь Лорн Малво и есть абсурд, скрещенный с насилием. А я ведь упомянул Лорна в списке важнейших деталей не просто так. Его монологи и всякое с ним связанное – это львиная доля привлекательности сериала. Малво – это такой харизматичный психопат с дурацкой челочкой, который любит играть с людьми в опасные игры. В какие игры?

Ну, например, в одной из серий он разыгрывает пару этюдов из Библии, чтобы довести до прединфарктного состояния одного глубоко верующего мафиози и срубить кучу денег. Необычно, не так ли?

А эту харизматичнейшую пару убийц я еще не упомянул. Это надо увидеть своими глазами, ребята.

Успех этого психопата не только, и не столько заслуга сценаристов, сколько заслуга Билли Боба Торнтона, исполняющего его роль. Представьте, он может в промежутке пяти минут убедительно изобразить и милого пастора, и кровожадного убийцу. Ну не гений ли?

И, раз уж мы заговорили о актерах, то стоит упомянуть и другого мастера перевоплощений, Мартина Фримена(Лестер). Глядя на то, как вчерашний Бильбо, гордо сжимавший в руках свой миниатюрный клинок, превращается в полного неудачника Лестера Найгаарда, забитого, униженного и заикающегося, а потом и в нового Лестера, успешного и состоявшегося, хочется дать этому человеку Оскар. Хотя… Нет, Торнтон все же круче.

Остальные актеры… Ну, они есть. Элисон Толман, Колин Хэнкс, даже няшка-обаяшка Соул Гудман(Бобби Оденкерк, если что) – они все крепкие середняки, но не выдерживают никакого сравнения с парой Фриман-Торнтон.

А теперь, сделав небольшой крюк и таки окончательно покончив со всякой рассказывательщиной(простите :c) позвольте подвести вас к итоговой части повествования. (Опять резкий скачок -_____-)

Знаете, у всего есть обратная сторона. И у Фарго она, как бы мне того не хотелось, тоже есть. Точнее будет сказать даже, что обратная сторона есть не у Фарго, а у «сферического фильма братьев Коэн в вакууме», коим его постоянно хочется назвать. И вот парадокс – такого желания ни разу не возникало во время просмотров фильмов самих братьев, но как только у руля оказался посторонний человек – оно выскочило, как чертик из табакерки. Беда в том, что этот самый чувак, занявший место за штурвалом не столько создает, сколько копирует. Он как ученик-середнячок на уроке физики: знает все формулы наизусть, но никогда не сможет решить задачу, разбора которой нет в учебнике. Он использует созданные до него схемы, боясь отступить с заданного пути, поэтому, стоит только приглядеться повнимательнее, повсюду начинают виднеться,-простите,- уши других фильмов братьев Коэн.

Но это еще не все, друзья. Без прелюдий: Лорн Малво – это без двух минут Антон Чигур. Пусть и без пневматического пистолета для забивания скота и легендарного дробовика с глушителем. Оба любят вести случайные беседы со случайными же собеседниками, для которых эта беседа будет иметь далекоидущие последствия, оба убивают, не моргнув глазом. Даже во внешнем виде есть некая неуловимая схожесть. Правда, Лорн Малво все-таки больше похож на человека, чем адская машина для убийств из Старикам тут не место.

Так вот, к чему я веду – Фарго, само по себе, очень похоже на «Старикам тут не место»(создатели, кстати, не отрицают). Киллеры, насилие, все такое. Понимаете? Доходит даже до прямого цитирования: В Фарго есть эпизод с человеком, нашедшим чемодан с деньгами.

То есть, у Фарго предостаточно оригинальности в мелочах, но вот в сердцевине, там где она важнее всего, почему-то оригинальности как раз и не достает. Да и вообще попахивает оттуда какой-то вторичностью.

Фарго в мире сериалов, покоряющих сейчас гребни волны, или, если угодно, топы киночартов, выглядит добротным старым фильмом. Эдаким Терминатором в миниатюре(да будет срач!). У Фарго нет напускной метафизики и картиноподобных пейзажей «Настоящего Детектива» (хотя есть дико харизматичный герой), нет ИНТРИГИЩ и сисек Дейнерис «Игры престолов» (хотя месиво есть), нет британской эстетики и Кэмбербетча «Шерлока»(хотя есть Мартин Фримен), нет даже драмы«БромБария», «битч» его побери. Но, несмотря на это, сериал не выглядит аутсайдером, скорее наоборот. Потому что у Фарго есть удивительной силы ламповость и та самая, которая одновременно и минус, атмосфера фильмов братьев Коэн. А еще тут есть два киллера, из которых один немой, а другой – стиляга. И это вин.

В общем, бегом смотреть, ребята.

У меня все.

-Говорят, азартные игры любил.
-А я слышала, что наркотики.
-А я слышал, он переспа…
-Господи, Боб, что ж ты за сплетник-то такой?!

Лучшие комментарии

Смотреть не буду (сериал), но фильм потрясен (еще бы — Коэны няшки). Краткое мнение по блогу: запятые, стоящие после вопросительных знаков, перед тире, рядом с прочими знаками препинания — не есть гуд. Но я придираюсь к мелочам, на самом деле. Простишь? С:
Ребята, все вышенаписанное есть сугубо плод моего сознания, то есть мое личное мнение, и ежели оно покажется вам слишком категоричным, просто подставьте «я считаю», и все сразу станет по местам. А если нет — проблемы на вашей стороне :3
Отдельно хочу поблагодарить всяких товарищей, помогавших советом и филосовским возгласом «Фу, говно».
Обоссы, но не бей, товарищ блоговчанин.
Мы не говорили «Фу, говно». Мы преимущественно наставляли на путь истинный. :3
Сериал кажется каким-то шаблонным, вымученным. Игра актеров обычнейшая, ничем не цепляет. Ну вот правда. Иногда смотришь и веришь персонажам, а тут такого нет. Как-то всё фальшиво. Да и сюжет, сами понимаете, бредовый. Все эти повороты, твисты, они не кажутся гармонично вплетенными в сюжет, а только повышают градус абсурда.
Это моё мнение. Тем не менее, чисто из любопытства, чем всё это закончится и из-за того, что не так часто увидишь сына Тома Хэнкса хоть в какой-либо более-менее заметной роли сериал, я всё-таки досмотрю первый сезон. На счет второго не уверен.
запятые, стоящие после вопросительных знаков, перед тире, рядом с прочими знаками препинания — не есть гуд

Вот не гони. Перед тире запятые вполне допустимы, обычно это во время ремарок к репликам каким-нибудь делается, но и просто от балды тоже уместно бывает. Может у Лития авторский замысел такой?

А сериал не будешь смотреть-то почему? Даже я вот уже почти воодушевился.
А аще — ты топик-то прочел? Что скажешь относительно содержимого?
Слушай, а ты «Большого Лебовски» вообще лучшим фильмом Коэнов считаешь?
Нет, 4 знака препинания подряд никакой русский не выдержит 3: И ты бы лучше так на ЕГЭ писал, ага. Позорник. :3

Сериалы же в принципе не смотрю, ты же знаешь.
Невский, ну перелогиньтесь. Что есть «чувак» пред ликом богоподобного сварщика-ковбоя и бессмертного Антона Чигура? Ох, чувствую непреодолимые противоречия я.
Я как-то не заметил, чтоб у Литюги было четыре знака препинания подряд. О_о

Так там же и серий всего десять.
, – конечно, как без этого-то? ,–

Здесь три. Но, блин, все ж оправдано :c
Артур красавчик, но куда ему до двух вышеперечисленных? Не сдюжит же.
Читай также