Я иду по улице, низко опустив голову, смотря себе под ноги и не обращая внимания на окружающих. Почему-то в этот момент все тлен для меня. Резко пропал голос, настроение и всякое желание говорить…
Silentssssss!
Итак, речь пойдет, как все могли прочитать в заголовке статьи, о нововышедшем в прокат фильме Федора Бондарчука «Сталинград». Картина, успевшая уже отличиться огромным заявленным бюджетом и, что более интересное, амбициозной ставкой на премию «Оскар». Неплохие запросы, возрос аппетит у господина Бондарчука до наград не только отечественных, но и до международных. Мало кто вот также, из наших, русских режиссеров осмелится на такую дерзость. Для этого надо дать зрителю действительно что-то стоящее, достойнейшее «Оскара». И сейчас я постараюсь разобраться, действительно ли фильм займет свою нишу в европейском прокате и окажется успешен или нет.
— Мама мне не говорила, кто конкретно мой папа. Она всегда говорила, что у меня было 5 отцов.
— 5 отцов? Так не бывает!
— Бывает. Все бывает...
Именно с этих слов закадрового голоса(который кстати принадлежит самому Федору Бондарчуку) начинается повествование истории о наших главных персонажах. Нас переносят в разбомбленный Сталинград. В город-призрак, в город-герой, в последний город, в который смогли зайти немцы. Кидают сразу в самую гущу событий без предварительного разъяснения и объяснения зрителю, что вообще происходит. Только самая выжимка: очередной десант с противоположного берега Волги, надо не позволить подорвать нефтяные баки, на острие атаки доблестная советская армейская разведка, где собственно нам представляют первого из пяти «отцов» — капитана Громова. Ему-то и предстоит сорвать планы по подрыву баков немцами. Обыкновенный с виду советский солдат, переживший уже 2 года войны, с загрубевшим, видимо от переживаний, а может от природы характером. Так или иначе задание он проваливает. Баки подрываются, на экране со всех ракурсов демонстрируют красивый огненный фейерверк(вот они и 30 миллионов проявляются). Далее следует не менее красочная картина атаки советской дивизии сквозь пламя на немецкие окопы. Тоже весьма красивое зрелище, в хорошем смысле. С картинкой явно поработали и попотели на славу. Только вот само действие нелепо и вызвало только недоумение у меня. Странно. То есть вообще никакого смысла не было отправлять в немыслимую атаку заживо гореть и быть расстрелянными советских солдат. Уже какие-то огрехи.
После непродолжительных боевых действий в доме, в последствии ставшим знаменитым домом Павлова, нас знакомят с остальными «отцами», волею судьбы сведенными с одной 19-летней девушкой Катей, одиноко проживающей в этом самом доме ещё со времен начала немецкой оккупации. Все имели свою историю, каждый потерял близких, родных, друзей. Каждый приспособился к этой войне как смог. И воевал, как считал нужным. К примеру: убитый из снайперской винтовки немец, который мирно шел за водой. Его убил парень «в общем и целом»(очень уж он любил говорить эту фразу) исходя их тех соображений, что раз его семью вырезали по-зверски, то и он будет противодействовать подобными методами. Вообще сценаристы смогли заставить зрителя сочувствовать каждому персонажу. Они заставили понять каждую сторону, чувства и мысли, переживания и тревоги. Более того, попробовали на зрителе испытать это. И получилось успешно. Весь зал кинотеатра, мне казалось, в моменты простых, человеческих разговоров между персонажами, в перерывах между стрельбой по окопам, затихал, вникал, вливался в атмосферу. И вот это было здорово. Создавался какой-то внутренний подъем, какая-та внутренняя сила, которая сливала актера на экране со зрителем.
Ich liebe dich...
Любовная линия в современном кино уже стала той самой стандартной молитвой, которую произносят католики перед едой. Это стало шаблоном, нормой. Но тут её пытаются преподнести как вишенку на торте. Как что-то сверхъестественное и необычное, чего не было раньше. Тоже не совсем понятно. В данном случае развивается параллельно 2 линии — коллективная, то есть всех защитников дома к Кате, и любовь немецкого офицера Канна к простой русской красавице Маше. Опять новые переживания. Войну аккуратно отодвигают назад. Только уютные эпизоды: постельная сцена, празднование дня рождения Кати, какие-то бытовые моменты. То есть всеми силами пытаются показать, что даже во время войны обычная человеческая жизнь имеет место быть. Хотя время от времени зрителя встряхивают, напоминают ему, что события происходят в самый жестокий период 20-го столетия и надо бы не расслабляться. Сцена со сжиганием матери с ребенком в заколоченном автобусе в пример. Снова жестокость. В перемешку с бытом. От этого в некоторых моментах сначала ты смеешься от души, а потом сразу хочешь плакать от жалости. В один из таких я просто поймал себя на мысли, что чувствую себя идиотом, так как я продолжал смеяться уже в тот момент, когда режиссер обратно меня вернул в суровую военную реальность.
Ну вот фильм кончается. Показывают последнюю танковую атаку на дом. Опять смерть. Опять тела, куски мяса, в перемешку с пылью, грязью, арматурой, штукатуркой и прочим. Два основных героя, Канн и Громов успешно всаживают друг другу в грудь по половине пистолетной обоймы и корчатся на полу в последних попытках добить своего противника. Тут прибегает один из «отцов», видя такую картину и в ситуации, когда дом быстро заполняют немцы, будучи радистом-самоучкой он телеграфировал в штаб с требованием вызвать огонь на себя. Последняя фраза связиста штаба… фраза, которая не дает мне покоя…
Вас понял Калуга… прощайте ребята...
Отвечу сразу на поставленный мною вопрос вначале. Нет, совершенно очевидно, что это не «Оскар». И ниши никакой нет и не будет. Разве что уверен в том, что фильм себя окупит с лихвой. Да, зная Бондарчука можно сказать, что он смог перепрыгнуть «9 роту», но выйти на радикально новый уровень… нет, увольте. По моему субъективному мнению фильм должен иметь сильную смысловую, психологическую подоплеку. Чтобы действительно зубами бралось за мозг. Чтобы действительно это выглядело как полноценный проект для «Оскара». А тут… тут обрывки… огрызки. Метание между темами и непонимание, какую развить до конца. Только дорогая красивая картинка за 30 миллионов долларов. Печально. Да и актеры. Я понимаю, что война для простых людей и изображать их в лице Арнольда Шварцнегера и Сильвестера Сталоне бред, но и «недоигровка» менее высококвалифицированными артистами недопустима. Игра, которая действительно мне понравилась была Марии Смольниковой(Кати). В ней я почему-то увидел искру. В остальных — такое. Но опять же, повторюсь, момент, который ввел меня в ступор — это тот искренний, натуральный, полный печали и скорби голос радиста штаба… Тяжело.
Спасибо.
Лучшие комментарии
atomgribОдин из лучших фильмов не про Великую Отечественную, а вообще про войну. Показано со стороны немцев. Но показано очень жестко, предельно реалистично, без пафоса и лирики.
Наверное, после него будет трудно воспринимать Сталинград Бондарчука.
А вообще фильм средненький. Не рыба ни мясо. Особо хорошего сюжета нет, действительно необычных и красивых моментов нет. Но в общем — на уровне.
Уже по трелейру, Бондарь всосал