Википедия говорит следующее.
Нуар в кино — жанр кинематографа запечатлевший атмосферу пессимизма, недоверия, разочарования и цинизма, характерную для американского общества во время Второй мировой войны и в первые годы холодной войны.
Нуар в литературе – характеризуется жестким стилем, полным цинизма, зашкаливающего мортидо, напряженным повествованием, и обязательной сексуальной линией.
Нуар в играх.
Мне кажется, это хорошая тема.
Что есть нуар для каждого из нас? Ты не задумывался об этом. В переводе с французского, это слово означает «черный».
Мрачный.
Липкий.
Да. Липкий. Для меня, нуар всегда будет ассоциироваться с липкостью на грани приторности. Атмосфера хорошего нуара – всегда тяжела, как черная патока. Ей невозможно сопротивляться. Либо тебе нравится – либо ты уходишь. В первом случае, добро пожаловать. Тебя затапливает, и вот, ты уже поглощен.
И тут совершенно не важно, идет ли речь о классическом нуаре, или о новых его формациях. Важно лишь одно. Важна лишь его глубокая, первозданная чернота. Чернота ночного городского нутра. Чернота человеческой души.
Все что будет ниже – это не обзор чего либо. Это не попытка систематизации, не попытка написать статью. Я бы назвал это обыкновенным размышлением (с некоторыми художественными допущениями) о том, что же есть нуар в играх. Как он меняется. Какой он вообще бывает. Обычный – и не очень. Черный бриллиант, с великим множеством граней.
Мы говорим Макс Пейн – мы подразумеваем нуар. Мы говорим нуар – мы сразу вспоминаем о Максе Пейне.
Ведь именно Max Payne и можно назвать, пожалуй, квинтэссенцией нео-нуара в игровом виде. Прежде всего потому, что главный герой – морально сломанный человек. У него не осталось целей в жизни. Пожалуй, его можно назвать типичным неудачником. Именно это и есть основная черта нео-нуарного стиля. Не мрачный город, и не еще более мрачное окружение. Будет звучать тавтологично, но суть в том, что главный герой – не герой. Быть может он и хороший парень, но его действия грязны и кровавы. Да и самое его состояние оставляет желать лучшего. Главный герой – морально сломан. И трагизма добавляет то, что причина этому случайна.
Путеводной звездой герою служит вендетта. Но к чему это привело?
Пройдя сквозь замерзающий город, и остановив смертельную зиму Рагнарека, Макс понимает, что ему нечего делать со своей победой. Убийство Николь Хорн, раскрытие нелегальных исследований, уничтожение целого преступного синдиката – не решило абсолютно ничего.
Вторая часть более близка к нуару классическому, ведь в ней появляется роковая женщина. Конечно, речь идет о Моне Сакс.
Единственный человек, к которому Макс испытывает нечто напоминающее любовь. Я не считаю это полноценным чувством, хотя на это старательно намекается на всем протяжении игры. Просто, взаимная тяга, двух в какой-то мере сломанных людей.
Вторая часть, по сути, завершает историю начатую в первой части. Во все той же Википедии сказано, что в конце мучения Макса заканчиваются. Третья часть резко заявляет – это не так. Хотя она и дальше всех ушла от нуарной стилистики, все же центрирование на главном герое еще имеет ту самую составляющую.
Третья часть начинается с того, что Макс сломался окончательно.
Пусть и акцент на этом поставлен достаточно примитивно (читай: герой пьет водку как воду). Но дальше, я не знаю случайно или нет, сценарист сделал попытку показать, наконец, реабилитацию главного героя. Опять же, пусть и сделано это достаточно топорно (да, то самое бритье наголо – оно не только для того, чтобы сделать ГГ выглядящим по новому), но это похвальная инициатива. Невозможно тащить третью часть на атмосфере первых двух игр. Макс понимает, что его мягкотелость, и постоянные депрессии, не ведут ни к чему хорошему. И ладно бы не ведут по отношению к самому себе – но страдают и окружающие его люди. Это и является, по моему мнению, основным мотивирующим фактором изменений Макса. Именно в конце третьей части его мучения заканчиваются. Заканчиваются потому что он перестает жить прошлым, и переключается на «здесь и сейчас».
Нуар в серии Max Payne, как видно, менялся из части в часть. Встретив нас полнейшей чернухой и безысходностью – все закончилось каким-никаким хэппи эндом. Все начинается с зимы, и кончается тропиками. Мне кажется, что это тоже можно считать символизмом. Неслучайным.
Я не мог не упомянуть игру, содержащую в себе слово «Noire». Речь о L.A.Noire, да. Ее появление тут, было лишь вопросом времени.
Вся ирония ситуации состоит в том, что в игре L.A.Noire на удивление мало нуара…. Нет, серьезно. Это не шутка. И это даже не значит, что игра плоха.
Музыка в главном меню настраивает на медитативный лад, навевая сладкие думы о «Мальтийском соколе», или «Убийцах». Главный герой – типичный персонаж, типичного крутого романа. Как его характеризует один из напарников: «Только что из учебки. Упертый, правдивый, прямой как пущенная стрела». Это уже не слишком похоже на нечто типично нуарное, но гораздо больше похоже на детектив за авторством Джозефа Уэмбо.
Джозеф Уэмбо — американский писатель, автор многочисленных книг о американской же полиции, как в жанре детективной драмы, так и в строгой документалистике.
«Новые центурионы»- книга о нескольких курсантах, попавших на работу в LAPD. Книга читается легко, хотя сама по себе достаточно тяжелая.
Действительно, уши тех же самых «Новых центурионов», торчат откуда только можно. Что опять же не есть плохо – «Новые центурионы» очень хорошая книга.
Почему L.A.Noire – не нуар? Лос-Анджелес слишком солнечный? Главный герой слишком прямолинеен и уперт? Да нет же. Не нуар прежде всего потому… что не нуар. Коул Фелпс, пусть и тоже в какой-то мере сломанный человек. Но причины и последствия всех его невзгод – все это подано скорее с деловитостью уже упомянутого мною Уэмбо, чем с липкой мрачностью Вулрича.
L.A.Noire – действительно великолепная драматичная история.
Рассказ про человека, который хотел, и сумел исправить свои ошибки, пусть это и привело его к смерти.
Действительно, из этой истории можно многое вынести. Думаю, в этом и заключается отличие.
Нуар – не может тебя чему либо научить. Это история крайностей, которые всегда приводят к крайнему же трагизму.
Драма – содержит в себе очень четкое обозначение того, что хотел хорошего донести автор, морали. Не показать а донести. Если вы понимаете, конечно, о чем я.
Две игры выше, не вызовут сомнения в своей стилевой принадлежности.
Две игры ниже – соответственно, вызовут. Кто-то может сказать: «Генли, но почему именно они? Ведь столько примеров! Snatcher, Killer7, Grim Fandango, Gemini Ruе» и т.д. и т.п. Сказавший это – будет прав. Но это игры уже достаточно известные, о них достаточно много сказано и без меня. В том же, что ниже, мало кто пытался найти тот самый нуар. В одном случае, потому что не искали. В другом – из-за неоднозначных оценок самой игре. Мне стоит лишь повториться – я могу оказаться и не прав. Все выше и нижесказанное – всего лишь личное мнение. Не стоит воспринимать его за абсолют.
В следующей игре присутствует и роковая женщина, и весьма неоднозначный главный герой, и мрачный город и многое другое.
Даже начинается все весьма по нуарному. Во время одного совместного дела (не буду говорить какого, иначе догадаться будет слишком легко), в котором главный герой участвует с дамой своего сердца, происходит небольшой конфуз. Дама сердца, стреляет герою в живот из дробовика. Этим плодотворное сотрудничество (да и любовь тоже) заканчиваются.
И почему GTA III никто не считает нуаром?
Мне кажется, что в ней присутствуют многие основные черты. Конечно, во многом их приходится домысливать. Но сути это не меняет.
Главный герой, чье имя Клод, движимый местью, начинает работать на местных бандитов, начиная с малых, и кончая большими. Круговорот грязи, секса, убийств, и предательств, все более и более набирает обороты. Главный герой идет по трупам, число которых насчитывается десятками. Кровь невинно умерщвленных течет по улицам Либерти-Сити, города, в котором никогда не перестает идти дождь.
Собственно, несмотря на хиханьки и хаханьки, GTA III действительно достаточно мрачная игра. Особенно для своего времени. Возможность расчленять людей тут особой роли не играет, хотя граждане критики, включая небезызвестного гражданина Томпсона, обращали внимание только на нее. Нет. Суть не в том.
Атмосфера в игре достаточно гнетущая. Это легко понять, если оторваться от возможности жизнерадостного насилия, щедро предоставляемого игрой. Молчаливый герой, в мрачном, грязно-сером городе. Бандиты предающие тебя, после всего, что ты для них сделал. Группировки желающие твоей смерти. Если хорошенько вдуматься, и попытаться это осмыслить – то GTA III неплохо так давит на мозги. И вся история представляется уже совсем другой. Мы видим уже не обыкновенного отморозка, который убивает всех просто because I can, о нет. Пред нами предстает чуткий и ранимый, жаждущий любви персонаж, который не может простить ту, к кому он был так привязан. Персонаж, который идет на спасение ненужной ему лесбиянки Марии. Идет только потому, что среди плевел зла в черствой душе, все еще сохранились семена добродетели….
Последний объект данного списка, не будет описан в стиле предыдущего. Можно сказать, что это была небольшая передышка, перед действительно настоящим актом бессмысленного и беспощадного насилия.
Немного заглянем в начало. В Max Payne, убийств было много. Они воспринимались игроком с легкостью. Потому, что герой убивал наркоманов и бандитов. Та же ситуация и в L.A.Noire. В GTA III, герой убивает болванчиков, их не жалко вообще.
А в этом представителе стиля (со мной многие не согласятся), убийства действительно очень мрачные и гнетущие. Прежде всего потому, что бывший наемник Кейн, и его напарник, психопат Линч, в основном убивают невинных людей.
На первый взгляд, в Kane&Lynch: Dead Men, нет ни капли нуара. История двух неудачников, выкашивающих людей пачками ради достаточно прозаичных целей, многим показалась скучной и неинтересной. Это прекрасно показывают три звезды на метакритике.
Но я считаю иначе. Хотя, объективно и могу признать невысокое качество игры, но…. Есть в Кейне и Линче что-то от нео-нуара. В том фатализме, с которым персонажи принимают свою судьбу. В том упорстве, с которым они с судьбой борются.
Кейн, ведомый желанием спасти свою семью, совершающий преступления ради своей дочери. Бывший солдат удачи, тем не менее, способный на нежные чувства и привязанность.
Линч, человек, который хочет вступить в элитную группировку наемников. Обычный гражданский человек, доказывающий всем свою непричастность к убийству собственной жены. Всем, повторюсь. А прежде всего, самому себе.
Как я уже говорил выше, нуар – это история крайностей. Kane&Lynch: Dead Men – это воплощенная крайность. В ней нет хорошего начала. Нет хорошей середины. Нет хорошего конца. С самых первых секунд, на героев льется кровавый дождь их собственной неудачи. Хэппи энда не будет, в любом из случаев. Игра показывает, какова расплата за движение по легкому, пахнущему порохом пути. Игре действительно лучше было бы быть фильмом, снятым Тарантино – кровавым, бессмысленным, беспощадным… и в какой-то мере гениальным.
Гениальным, за свою историю. За мрачность. За демонстрацию того, что возможно выжить даже в безнадежной ситуации – но захочется ли жить после этого?
Это я и называю ситуацией крайностей. Нуар не пытается тебя чему-то научить.
Он ведь такой разный, по сути своей. Все зависит от подачи, все зависит от игры. Граней у черного бриллианта великое множество. Больше сотни.
Больше миллиона.
Больше чем больше и больше.
Каждая из этих граней – может очень многое показать. Показать то, что возможно изменит тебя. А возможно и не изменит. Нуар прекрасно иллюстрирует всем известную фразу про всматривающуюся бездну. И лишь наблюдающий может определить сам для себя, свое личное ко всей сложившейся истории отношение.
Лучшие комментарии
Оя МыШь УнАсЕсли ты хочешь получить ее назад живой, то подготовь десять тысяч долларов.
Мы тебе позвоним.
furry0us прочел записку оставленную похитителями, и нервно запахнул плащ. Рукоятка верного кольта, принесенного с армии, словно шевельнулась в кобуре. ВОт и пришла пора взяться за старое, говорила она. Я жажду крови, говорила она.
Furry0us поежился. Выбора, похоже, не оставалось.
— Хороший пост, — прошептал я, прищурив левый глаз. — Плюс неизбежен, как сама смерть.
Я закрыл окно, похоронив последние мечты непогоды. Нужно выпить кофе за их упокой. День продолжался…
Я шел, стуча каблуками моих туфель, которые держались лишь на толстом слое обувного воска. Странное дело. Сладкий кофе в гастритном желудке, почему-то настраивает на рефлексию…
В этом мире было слишком много цветов. Хватило бы черного и белого. И больше звуков. Холод забирался под мое пальто, царапая бока.
Но меж тем, что-то грело меня, не давая городской мерзлоте завоевать мое нутро.
Я задумался. И понял. Кто-то поставил мне плюс. Я улыбнулся, и прибавил шагу. Тучи не рассеялись, дождь не прекратился, с неба все таки же падали крошки града. Но, цитируя классику, все стало немного лучше, чем было раньше. Поближе к небесам.
Всегда найдутся те, кто захочет поучаствовать в обсуждении — это два.
Если где-то какая-то тема уже была, это не значит, что нельзя поднять ее несколько недель спустя. Эти слова говорили все авторы Стопгейма — это три.
Хорошие, даже отличные нуары есть, но их по пальцам можно пересчитать. Вот Город Грехов, хороший фильм. Но это балаган, чистые комиксы, нуар лишьв качестве украшения, изюминки, как ретрофутуризм в фоллауте.
Вообще это убого делить жизнь на черное и белое, да черт даже на цветное. Жизнь это нечто большее, чем видимый спектр.
Поэтому нуар в большинстве свое лишь внешняя оболочка, не более того. Тот же ЛА Ноир, Макс Пейн это лишь стилизация. Красиво да, но если задуматся над словами что говорят герои или что они делают. Поймешь что смысла нет. Красиво я не спорю. Но все это ширма.
MISSED.
Речь шла про «IT» Кинга. Таки да, там присутствует неприкрытый фрейдизм, и даже сцена *бли одинадцатилетней девочки сверстниками.
MISSED.
Том Клэнси. «Охота за Красным Октябрем»
— Ты мне так, сын мой, всю науку к х**м сведешь. ©
Хорошо. Дай мне пять минут, чувак.))