20 сентября 2013 20.09.13 6 5821

Total War: ROME II — новый шедевр от Creative Assembly

+8

Не так давно, 3 сентября, эксклюзивно для ПК в свет вышла новая игра серии Total War. На этот раз ожидания фанатов оправдались вполне — Creative Assembly выпустила римейк и сиквел к легендарному Риму — Total War: ROME II.

Поиграв в ROME II несколько часов, с уверенностью могу заявить: перед нами очередной шедевр. Особенно порадовало то, что разработчики явно учли пожелания игроков — по сравнению с предыдущей частью в игре исправлены недоработки, а также введено множество улучшений.

В этом посте я расскажу о некоторых интересных отличиях и особенностях Total War: ROME II.

Из истории
Моё знакомство с серией Total War началось с Medieval II, созданного на движке первого Rome. Я до сих пор считаю эту часть самой целостной и сбалансированной. Конечно, немаловажную роль сыграла тематика — пять веков мрачного средневековья, раздел владений, что может быть лучше. А вот первый Рим после Медивала 2 меня как-то не впечатлил. Множество непонятных особенностей, связанных с эпохой и политическим строем, а также более примитивная графика меня отпугнули. Хотя в дальнейшем я отметил, что тема очень интересная и в случае удачной реализации на новом движке игра может получиться превосходная. Ведь самые интересные эпохи те, когда еще не было огнестрельного оружия. Задумайтесь: тогда всё решала исключительно физическая сила воинов — удар меча или копья, даже натяжение тетивы лука происходило за счет физической силы. И, конечно же, что может быть интереснее, чем непосредственная схватка в ближнем бою.

К Medieval II: Total War разработчики также выпустили дополнение — Kingdoms, состоящее из четырех кампаний, в ходе которых можно было сразиться за земли Британии, Прибалтики, Ближнего Востока и даже покорить Новый Свет.

После выхода аддона в Creative Assembly занялись разработкой нового движка под названием Warscape (Rome и Medival II использовали Total War engine). Свою первую реализацию новый движок получил в игре Empire: Total War. К сожалению, хоть эта игра и обладала множеством новых возможностей, а также небывалыми для серии масштабами (Европа, часть Азии, Индия и Северная Америка), всё же по большей части она оказалась провалом. Сырость движка проявилась в виде общей вялости геймплея (и в особенности сражений), а также многочисленных багов и недоработок.

Но разработчики не стали унывать и взялись за дальнейшую разработку движка, несколько сузив тематику. Темой следующей игры серии стали наполеоновские войны. Игра Napoleon Total War включила в себя хоть и мелкие, но многочисленные доработки, улучшение производительности, и что самое главное — были полностью переработаны сражения реального времени (на этот раз ими занялся другой программист). Дипломатия стала более совершенной (например, теперь можно запрашивать разрыв союзов с третей стороной), бои динамичными, а графика намного более приятной.

Но на этом история развития Warscape не закончилась. CA вспомнила о самой первой части серии и выпустила римейк — Shogun II. На этот раз мы переносимся в Японию XVI-XVII веков. Здесь еще царит своя собственная атмосфера, здесь своя собственная культура со своими особенностями, и что самое главное — еще не изобретен порох (огнестрельное оружие доступно лишь при сотрудничестве с Европейцами). Игра оказалась настоящей жемчужиной. Усовершенствованный движок с поддержкой DirectX 11, еще больше возможностей в дипломатии и управлении экономикой, а также превосходно оформленные битвы (особенно проработанные индивидуальные битвы между бойцами). Из недостатков игры можно назвать разве что узкую специфику — ведь культура Японии весьма далека от Европейской (да и разгуляться особо негде, Япония не такая уж большая); ну и может быть то, что при захвате определенного количества провинций против вас восстаёт вся Япония (даже ваши союзники) и игра превращается в сущий ад (при отсутствии должной подготовки).

ROME II
И вот сейчас выходит то, на что так уповали все фанаты серии Total War — Рим 2. Теперь в игре еще больше возможностей (хотя каждый раз кажется, уже и пожелать нечего). Но давайте обо всем по порядку.

Движок, настройки и производительность

Официально минимальные системные требования игры оказались как и у Shogun 2 — Windows XP, процессор 2.6 ГГц (или два ядра по 2 ГГц), 1 Гб ОЗУ, 512 Мб видеопамяти. Но вот рекомендуемые требования выросли — теперь уже рекомендуется видеокарта с объемом памяти целых 2 ГБ. Хотя еще недавно я даже представить не мог, что игра может потреблять столько видеопамяти. Но давайте вспомним заявление, сделанное некогда Биллом Гейтсом: «Я уверен, что персональным компьютерам никогда не понадобится больше 640 Кб памяти».

Настройки графики в игре практически не изменились, но появилось 6 (вместо 4 в Shogun 2) уровней детализации. Детализация определяет, на каком расстоянии от объекта будут прорисовываться все его детали, а также при какой дальности он будет заменяться на плоский спрайт. За качество текстур отвечает соответствующая настройка (4 уровня). Кстати, тут один важный момент: по умолчанию игра использует для текстур только видеопамять. Таким образом, например при максимальных настройках, видеопамяти в 1 ГБ хватит лишь для среднего качества текстур. Если поставить больше — уровень автоматически занижается при обнаружении нехватки памяти (о чем сообщается при загрузке). Но есть специальная галочка «неограниченная видеопамять». При включении этой опции игре позволяется использовать в качестве подкачки видеопамяти ОЗУ и загружать текстуры туда. Это позволит не терять качество текстур, однако несколько замедлит их подгрузку (иногда это видно визуально, текстуры загружаются не сразу). Ну а если у вас не хватит ОЗУ, и пойдет использование дискового файла подкачки, то тут уж появятся серьезные подвисания.

Моей GTX460 с 1 ГБ памяти и 4 ГБ ОЗУ в общем-то хватает на максимальное качество текстур, хотя порой и есть задержки подгрузки.

Что касается настроек в общем. Скажу сразу: для игры нужен хороший процессор. Хотя бы i3 последнего поколения. Но лучше конечно 4-ядерный i5 Haswell. Моего i3 530 (первое поколение) с трудом хватает на 20 FPS на карте кампании (вот она, цена масштабности). Причем понижение настроек не помогает, ведь это в основном разгружает видеокарту, а проблема вся в том, что процессор просто не успевает загружать её ресурсами. В итоге во время игры видеокарта загружена всего на 45%. В битвах снизить нагрузку на процессор можно, уменьшив размер отрядов (я поставил средний).

И еще пара советов: поставьте exe файлу игры в свойствах галочку отключения эффектов рабочего стола (это позволит сэкономить видеопамять), а также всегда запускайте игру в полноэкранном режиме, это даёт заметный прирост FPS.

Также хочу отметить, что игра запускается значительно быстрее предшественников на том же движке.

Звук

Сейчас вспоминаю старые добрые времена — Medieval II с поддержкой EAX Advanced HD (4.0) с расширением до 5.0 на X-Fi… Но, с появлением движка Warscape поддержка EAX канула в небытие. В Empire и Napoleon еще была возможность выбора DirectSound (хотя работала она криво — фоновая музыка сводилась в моно), но затем убрали даже её. Приходилось использовать многоканальный звук с выводом на OpenAL через Creative ALchemy. В общем-то звучало вполне себе ничего. Но в ROME II всё еще хуже. Теперь игра даже не подхватывает директсаундовский файл АЛхимии. Так что можно только выбрать конфигурацию наушники/динамики, или же поставить 5.1, которое затем всё равно будет примитивным алгоритмом сведено в стерео. Очень жаль, что разработчики так пренебрегают звуком.

Геймплей

При загрузке игры, сообщения внизу (в виде цитат или советов) обновляются по нескольку раз, что не делает загрузку такой скучной.

Первый взгляд на окно кампании — и сразу видно, что элементы управления существенно переработаны (кроме того, игра как всегда стилизована под свою эпоху). Сразу же радует огромных масштабов мини-карта (внизу справа). Игра включает все земли от Британии — и аж за Каспий. Вот уж действительно есть, где разгуляться великим полководцам. Кстати, мини-карта теперь выполнена в 3D и удобно масштабируется колесиком мышки.

Что касается элементов управления кампанией — они в общем-то остались те же. Посередине внизу кнопка информации о фракции (внутренняя политика, а также записи), далее цели, торговля и финансы, технологии и дипломатия. Над картой располагаются также знакомые нам кнопки списков: новостей, провинций, армий и персонажей, а также список фракций.

Полезным новшеством в игре является карта стратегического обзора (кнопка снизу слева возле мини-карты):

Здесь есть несколько режимов. В первом (на скриншоте) мы видим владения нашей фракции, а также источники важных ресурсов. Кроме того есть карта дипломатических отношений, общественного порядка, благосостояния и роста регионов.

Теперь посмотрим, что у нас с дипломатией:

Новый интерфейс оказался весьма удобен. Мы сразу видим расположение фракций, их отношение к нам, союзников и противников, а также немаловажный пункт — соотношение сил. Тут же можно просмотреть возможность заключения торгового соглашения, заключить его и прочие соглашения.

Как и в прошлой игре серии, отображается важная информация — вероятность успешных переговоров при текущих условиях.

В общем, дипломатия реализована очень удачно — появились различные виды союзов (и договор о ненападении), союзникам даже можно задавать цели для атаки. И еще: теперь нельзя заключить ни одно дипломатическое соглашение, находясь в статусе войны с фракцией.

Еще одно важное новшество: теперь при нажатии кнопки окончания хода будут выдаваться сообщения о невыполненных заданиях — например, если вы не исследуете ни одну технологию, или же не использовали возможность усовершенствования навыков полководца/армии/агента.

Что касается управления поселениями:

Оно осталось примерно таким же, переработан был только интерфейс. Но теперь в захваченных провинциях вам могут попадаться здания, относящиеся к чужой культуре, которые использовать нельзя. Их надо в ручную сносить и строить вместо них свои. Также теперь изменилось понятие провинции. Каждая провинция состоит из нескольких регионов (например, провинция Италия включает в себя Рим и еще 3 региона). Чтобы повысить доход, а также иметь возможность издавать в провинции специальные указы (эдикты), необходимо захватить все её регионы.

Управление отрядами также несколько переработано. Теперь нанимать отряды могут только генералы (их количество ограничено и зависит от стадии развития державы). Наём можно совершать в любой точке своей территории. Доступные войска зависят от построек, возведенных в данном регионе. Также осталась возможность набирать наёмные отряды, но их содержание обойдется в несколько раз дороже, так что после схватки их лучше распустить.

Но давайте перейдем уже к битве.

Сражения в реальном времени

Боевой интерфейс также во многом остался прежним, но появилась возможность скрывать отдельные элементы — мини-карту, список отрядов, информацию об отряде. Появились новые возможности группировки отрядов: автогруппа (для быстрого выбора нескольких отрядов), групповое построение (с сохранением взаимного расположения отрядов), оборона ИИ и атака ИИ. Последние две опции передают управление искусственному интеллекту, до тех пор, пока вы не возьмете командование на себя.

Очень удобно и эффектно оформлен режим тактической карты:

Здесь можно отслеживать взаимное расположение всех ваших и вражеских войск в реальном времени.

Важным новшеством в режиме битвы является то, что вражеские войска теперь не видны, если не находятся в пределах видимости хотя бы одного из ваших отрядов. Вообще, теперь в игре появился ряд тонкостей, позволяющих более эффективно использовать тактику боя.

Принципиально новой возможностью ROME II является совмещение морских и сухопутных сражений. Ваши войска могут загрузиться во флот, и сразиться с флотом противника у его берегов, а затем тут же высадиться и захватить вражеский город. Сморится очень эффектно.

Что касается обзора и управления камерой — в игре осталось две схемы управления: стандартная и классическая. Лично мне больше по душе классическая схема, т.к. в ней можно управлять углом наклона камеры.

Кстати, в игре появилась возможность также переключаться на кинематографическую карту — от первого лица предводителя выбранного отряда. И — невероятно — можно даже управлять балиистой и следить за полетом выстреливаемой каменной глыбы!

Итого

В общем, об этой игре можно говорить и говорить. Ведь я перечислил далеко не все её новшества. Да и вряд ли удастся их все обнаружить за такой короткий промежуток времени — следует хотя бы разок пройти игру, чтобы в полной мере узреть и насладиться её преимуществами. А ведь Рим 2 принесет вам не один десяток часов интересного, увлекательнейшего геймплея. Да, эта игра определенно стоит своих денег.

Кстати, насчет стоимости. Во-первых, почему я говорю о покупке игры, а не о бесплатном скачивании её пиратских копий. Нет, не потому, что это запрещено законодательством. Просто сразу после выхода большинство игр оказываются относительно «сырыми» и содержат значительное количество багов. Купив игру и установив её в Steam, вы получите возможность моментального автообновления игры через интернет — сразу же после выхода патчей. Если же вы будете устанавливать какой-нибудь пиратский репак, то обновить его будет практически невозможно, придется ждать нового репака и ставить всё заново.

Итак, игра официально распространяется через Steam. Для Украины в Steam игра стоит целых 60$. Далеко не каждый готов потратить такую сумму на игру для ПК. Но есть альтернативные варианты Вы можете приобрести диск в магазине розничной торговли — например, в нашем городе стандартное издание стоит около 180 грн. Но вы можете сэкономить еще больше, если закажете игру в онлайн магазине через plati.ru. Скажем, я купил Рим 2 вот в этом магазине за 137 грн (заплатил 540 WebMoney RUR). Схема проста: оплачиваете заказ, а вам высылают ключ, который затем активируется через Steam. Остается только дождаться, пока Steam скачает игру.

P.S. Автор текста мой друг, увы он не сидит на StopGame. А я посчитал нужным это выложить тут. Ссылка на источник.


Total War: Rome II

Платформа
PC
Жанр
Дата выхода
3 сентября 2013
845
4.2
684 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Ведь самые интересные эпохи те, когда еще не было огнестрельного оружия. Задумайтесь: тогда всё решала исключительно физическая сила воинов — удар меча или копья, даже натяжение тетивы лука происходило за счет физической силы. И, конечно же, что может быть интереснее, чем непосредственная схватка в ближнем бою.

Поиграв в ROME II несколько часов, с уверенностью могу заявить:

Что-то здесь не так…
Читай также