С чего начинается родина? С картинки в твоем букваре. С чего начинается игровой опыт? С того, что это неправильный вопрос, да и опыт у каждого, знаете ли, свой. Каждый дрочит, как он хочет, скажу вам я, вспоминая слова моей давней подруги. Хорошая была герла, мир ее костям.
С чего начинается игровой опыт? Повторюсь, у каждого он свой. Мой путь на поприще компьютерного недозадротства, начался году так в двухтысячном, а может быть и чуть раньше. Я учился в школе, а у соседа был неплохой компьютер. Не помню уже его характеристик, не суть важно. Важно то, что на нем, я играл в игрушки. По выходным. Иногда это был Doom, иногда Red Faction, разброс действительно велик.
И вы удивитесь – но и это не суть важно. Это так, вступление.
Рассказывать я буду совсем о других временах. С момента посиделок у соседа, пройдет несколько лет, компьютер сменит хозяина, и обоснуется в моей комнате. И я, где-то у знакомых, возьму диск «250 русских игр».
Речь пойдет о квестах.
Все мы о них слышали. Кто-то даже играл. А те, кому не повезло, стали жертвами ужасных порождений русского игропрома. Мне так и представляется ужасная фабрика, над которой никогда не светит солнце. Именно там, выходят в свет такие дикие мутанты и чудовища, как: «Агент: особое задание», или «Штырлиц». Даже единственный достойный сын – «Петька», и тот скатился в сраное тра-ля-ля после второй части. Верно говорил в свое время мудрый профессор Преображенский:
— Не играйте до обеда в русские квесты! — Так ведь других нет. — Вот ни в какие и не играйте!
Но со всем уважением к уму сего почтенного человека, другие квесты были, и еще как. Были они, и на полученном мною диске.
Встречайте.
Space Quest
Да, двадцать семь лет назад, двум парням с Андромеды удалось сделать прекрасный образец игры, которая не постареет никогда. Не постареет из-за своей великолепной тематики, ведь стоит признать, нам еще далеко до полноценных прогулок в космосе? Не постареет из-за неплохого, не назойливого, но в то же время достаточно настойчивого юмора – уж не знаю, как его можно по другому охарактеризовать. Не постареет по причине отличного сюжета, и умелой игры со штампами (взять хотя бы имя или внешность главного героя – ну вылитый Бастер Крабб).
И если уж продолжить рассказывать о самом жанре «квест» (хотя на самом деле adventure-type game, но это отдельные терки), о уже упомянутых двух парнях с Андромеды (с упоминанием третьего), то времени и знаков с пробелами на это уйдет действительно много. Это тема не для одной, и даже не для двух записей, а эту, я целиком решил посвятить первой части уже упомянутой выше замечательной линейки игр.
Нетрудно догадаться, что все начинается в космосе. Хотя, если уж судить по дословности, то на звание именно космических квестов, больше всего тянут именно первая и пятая части. Все остальные, происходят больше в обыкновенном sci-fi сеттинге, начиная от приключений на необитаемых планетах, и кончая путешествиями во времени.
Главный герой неизменен, на протяжении всех частей – некто Роджер Вилко, космический уборщик, родом с планеты Ксенон. В отличии от ГГ современных игр, предыстории у этого персонажа нет. Более того, возвращаясь к изначальной дате про двадцать семь лет, стоит упомянуть, что в самой первой версии первой части, та которая была в EGA, имя главного героя, игроку предлагалось ввести самому. Лишь только после третьей части, во время работы над четвертой (к чему есть весьма забавная отсылка примерно в середине переиздания), аккурат к переизданию игры в VGA, главный герой таки обрел какую-никакую личность.
Краткое введение гласит, что мы находимся на корабле «Аркада». Корабль, судя по всему, научно-исследовательский, так как возвращается домой с успехом, после длительной миссии, связанной с постройкой и испытанием вундервафли под названием «Звездный генератор»; энта штука, предназначена для стрельбы лучами добра в самые разные планеты, для этих самых планет терраформирования. Однако, как и положено для завязки любого сюжета, у нашей вундервафли где-то сбоку имеется штырек-переключатель, резко переориентирующий полярность лучей с планки «добро» на планку «смерть/ужас/разрушение».
Неизвестно (на самом деле догадаться можно – но только со второй части), как информация о столь важном проекте вышла из-под грифа «Секретно», однако, по пути домой, «Аркаду» перехватывает корабль некой расы Сариенов. Прямо это не говорится, однако, становится можно понять, что Сариены – некий аналог космических пиратов, летающих где хотят, и грабящих что хотят.
Ты уже догадался, читатель, что план пиратов увенчался успехом. «Аркаду» взяли на абордаж, весь экипаж подвергся скоропалительной вивисекции, а звездный генератор был похищен. И плакать бы Вселенной горькими слезами, если бы наш с вами Роджер Вилко, не уснул в темном уголке кладовки с инструментами, отлынивая от работы…. Именно в момент, когда он выходит из нее, сонный и не понимающий абсолютно ничего, нам и передается управление.
Продолжать рассказ далее, значит не обойтись без спойлеров, а спойлерить я не хочу. Игра стоит того, чтобы каждый прошел ее сам, благо, что она совсем недлинная, да и на время своего создания, могла похвастаться неплохим сюжетом, за которым интересно следить, и который интересно продвигать. Несмотря же на то, что ходит весьма устойчивое мнение, будто игра сплошь юмористическая — оно ошибочно. В процессе геймплея, игрок действительно будет натыкаться на разнообразные гэги, связанные в основном со смертью главного героя, ведь умирать (особенно новичкам) придется часто; опасность в себе таит все: от обыкновенной прогулки по трапу (черт бы побрал эту искусственную гравитацию!), до возможности нарезаться на блинчики, неаккуратно пройдя через лазерное заграждение. Многое действительно отрисовано столь натурально (хотя самый апофеоз развернулся в четвертой части), что глядя на это сейчас, глазами взрослого человека, я удивляюсь, как умудрялся не стрематься в такие моменты? За исключением этого, по-настоящему юморных ситуаций, считай, раз-два и обчелся. Все же не о том игра, а точнее не совсем о том.
О чем же? О неплохом космическом приключении, которое способно доставить пусть и самую капельку, но все же, настоящего, искреннего интереса. Каждому будет полезно поиграть. Прежде всего потому, что SQ является типичным квестом от Sierra. Не поймите меня неправильно, «типичный» в данном случае – это весьма высокая планка, на которую ой как хорошо было бы ориентироваться русским квестоделам. «Типичный квест от Sierra» — это качественная, с любовью проработанная вещь, играя в которую ты можешь быть уверен: время зря не пройдет.
Геймерам моего поколения – игра полезна в качестве легкой тени тех времен, в качестве знакомства с легендой породившей множество мемов в зарубежном комьюнити; с периодом, когда сталь только начинала закаляться, с чего начинался пекагейминг. Господам олдфагам – это доставит сладкие воспоминания, о том, какие высокие были деревья, какой зеленой трава, и как пищал внутренний динамик, у нищебродов без звуковой карты.
Завершая, стоит добавить. Я прекрасно осознаю, что ностальгия, она почище любого наркотика затуманивает мозги. Лично мне, SQ и по сей день кажется прекрасной игрой. Переводя статью в язык сухих цифр, я поставил бы ей не меньше твердой восьмерки из десяти.
С другой стороны, будем объективны – это квест, и квест старый. Он линеен, для искушенного игрока, многие моменты покажутся достаточно банальными и предсказуемыми, а то, что в восемьдесят шестом году, было легкой игрой на штампах, сегодня будет просто смотреться излишне прямолинейно или вычурно.
И если читатель не боится немного помучиться с прохождением, и слегка оцарапать глаз – то мне остается лишь сказать: енжой, мой друг! Енжой, и удачи в прохождении. SQ не длится долго, но без толики везения, тебе действительно не обойтись.
Лучшие комментарии
Спасибо чувак.
Чего нельзя сказать о Magna Cum Loved, конечно, которая дичайшее говно, позорящее серию.